Статья "Гибкость у детей дошкольного возраста"
статья по физкультуре (старшая группа)

Шибаева Ольга Андреева

Дошкольный возраст является весьма важным периодом в развитии человека. В эти годы начинается процесс формирования гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка, его личности.

Занятия физической культурой в дошкольном возрасте призваны не только способствовать физическому развитию растущего организма человека, формировать у него разнообразные двигательные умения и навыки, но и укреплять здоровье.

Б.А. Ашмарин, НН. Кожухова, Э.Я. Степаненкова рассматривают гибкость как анатомо-физиологическую предпосылку развития координационных способностей. Высказывая мысль о гибкости как физической способности человека выполнять движения с необходимой амплитудой. Объясняя это обусловленностью строения сустава и взаимодействием мышц, обеспечивающих в нем движение.

Гибкость считается одним из основных качеств, характеризующих здоровье и функциональную молодость человека. Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, недостаточная – затрудняет координацию движений, так как ограничивает перемещение отдельных звеньев тела, вместе с тем, приводит к торможению физического развития, а значит и к ухудшению здоровья.

Гибкость важна при выполнении многих действий в трудовой и военной деятельности, а также в быту. Исследования подтверждают необходимость развития подвижности высокого уровня в суставах для овладения техникой двигательных действий разных видов спорта. Уровень гибкости обуславливает также развития быстроты, координационных способностей, силы. Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм и т.д. 

Таким образом, воспитание гибкости у детей остается одной из актуальных проблем физической культуры и спорта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья36.1 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольный возраст является весьма важным периодом в развитии человека. В эти годы начинается процесс формирования гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка, его личности.

Занятия физической культурой в дошкольном возрасте призваны не только способствовать физическому развитию растущего организма человека, формировать у него разнообразные двигательные умения и навыки, но и укреплять здоровье.

Б.А. Ашмарин, НН. Кожухова, Э.Я. Степаненкова рассматривают гибкость как анатомо-физиологическую предпосылку развития координационных способностей. Высказывая мысль о гибкости как физической способности человека выполнять движения с необходимой амплитудой. Объясняя это обусловленностью строения сустава и взаимодействием мышц, обеспечивающих в нем движение.

Гибкость считается одним из основных качеств, характеризующих здоровье и функциональную молодость человека. Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, недостаточная – затрудняет координацию движений, так как ограничивает перемещение отдельных звеньев тела, вместе с тем, приводит к торможению физического развития, а значит и к ухудшению здоровья.

Гибкость важна при выполнении многих действий в трудовой и военной деятельности, а также в быту. Исследования подтверждают необходимость развития подвижности высокого уровня в суставах для овладения техникой двигательных действий разных видов спорта. Уровень гибкости обуславливает также развития быстроты, координационных способностей, силы. Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм и т.д.

Таким образом, воспитание гибкости у детей остается одной из актуальных проблем физической культуры и спорта.

1.1.  Особенности психофизиологического развития детей  6-7 лет  

 В дошкольном возрасте развитие ребенка происходит динамично и вместе с тем неравномерно, с высокими темпами. Характерными особенностями этого возраста являются значительные индивидуальные различия в темпах возрастного развития. Для изучения теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста,  важное значение имеют знания о возрастных особенностях опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, морфологических и функциональных изменениях мышечной системы.

Психологические особенности детей 6-7 лет выражаются в том, что  длиться значимый период детского развития, который начался в 5 лет. И это период, когда вырабатываются и устанавливаются важные психологические образования, которые в будущем станут основой для других  важных характеристик психики ребенка и формируется готовность к предстоящему школьному обучению.                

На 7-м году жизни в физиологии мальчиков и девочек происходит много изменений, касающихся всех основных органов и систем. Головной мозг детей 6-7 лет уже полностью сформирован, соответствует по активным функциям взрослому. Двигательная система хорошо развита, идет процесс увеличения выносливости. Благодаря этому процессу, к 7-ми годам ребенок готов к длительным прогулкам, спокойно проходит несколько километров без усталости. Усиливается процесс окостенения, кости ребенка стали крепче, но позвоночник еще очень неустойчив, подвержен негативным факторам. В этот период рекомендуется тщательно следить за положением тела ребенка за столом, продолжать приучать к сохранению правильной осанки. Сердечно - сосудистая системе окрепла, но у некоторых детей, особенно активно набирающих рост, заметен небольшой дисбаланс размера тела и сердца. Старайтесь придерживаться режима, не давайте ребенку чрезмерно уставать. Мышцы тела продолжают активно совершенствоваться. Между 6 и 7 годами жизни самый активный рост заметен у мелких мышц рук, что связано в первую очередь с подготовкой к школе, приучением руки к письму. Координация движений и вестибулярный аппарат позволяют малышу выполнять многие сложные движения: кувыркаться, раскачиваться, ходить по узкому бревну, бросать мяч точно в цель. Рекомендуется предлагать малышу выполнять такие упражнения как можно чаще.

К 6-7 годам восприятие продолжает свое развитие, оно становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. То есть ребенок способен на такие произвольные (осмысленные, направленные) действия как: наблюдение, рассматривание, поиск. В этом возрасте полностью усваиваются сенсорные эталоны:  форма, цвет,  величина. Продолжается развитие восприятия пространства. Дошкольник оперирует такими понятиями как: вниз, вверх, на другую сторону. Также уже должны быть четко сформированы представления право и лево.

Поскольку к этому возрасту у ребенка сформировано направленное восприятие и внимание, как следствие и память становиться произвольной. То есть дошкольник самостоятельно ставит  себе цель: запомнить или вспомнить. Эта способность одна из важнейших в развитии психических функций, поскольку ведет к способности ребенка (и в дальнейшем взрослого) обучаться на протяжении всей жизни. Желание ребенка запомнить что-то следует активно поощрять и направлять. Эта способность развивает сразу несколько  других направлений: мышление, внимание, воображение.  В задачу взрослых входит обучение детей способам запоминания, таким как классификация и группирование.

По данным Н.А. Ноткиной  наблюдается большой прирост выносливости, в результате чего создаются благоприятные условия для развития ведущих двигательных способностей через направленный отбор содержания физических упражнений и их дозировку. Появляется возможность включать в работу с детьми элементы ритмической гимнастики, стретчинга.

По-прежнему основным остается наглядно образное мышление – представление о предмете в образе словесного описания. Но постепенно формируется и словесно-логическое мышление, то есть умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Но эта особенность развивается только с помощью взрослых,  так как в этом возрасте ребенок обладает нелогичностью рассуждений при сравнении (например, величины и количества предметов). Стоит отметить, что словесно-логическое мышление полностью формируется только к подростковому возрасту.

Ребенок 6-7 лет способен устанавливать причинно-следственные связи («что было» - «что стало»- «что будет потом»).

Этот период жизни ребенка характеризуется особенной активностью воображения. Сначала это было только воссоздающее воображение, то есть позволяющее  просто представлять какие-либо сказочные образы, а теперь появилось творческое воображение, способное создавать совершенно новые образы. Это особенно важное время для развития.

В 6-7 лет ребенок умеет выполнять много различных физических упражнений:

  • Бегать в разном темпе (быстро, медленно, чередуя скорость), на длинные и короткие дистанции. Во время бега огибает или перепрыгивает препятствия, не сбавляя темпа, меняя направление движения;
  • Прыгает вверх, вперед, в стороны через небольшую скамеечку;
  • Во время ходьбы или бега может подпрыгивать, чередуя ноги;
  • Лазать по турникам, спускаться самостоятельно;
  • Висеть на турнике, некоторые дети могут подтягивать туловище вверх;
  • По просьбе взрослого ползают на четвереньках, подлазят под предмет, ползут по-пластунски, задом-наперед;
  • Выполняют наклоны вперед, дотягиваясь пальчиками до пола, упираясь кулачками или ладошками. Положив руки на пояс, наклоняются на 30% в стороны, до 15% назад;
  • Приседают, сохраняя спину прямой, не теряя равновесия;
  • Делают махи ногами вперед, в стороны, назад, не теряя равновесия;
  • Успешно катаются на велосипеде, самокате, коньках, если их этому научить;
  • Могут освоить игру в бадминтон, хорошо плавать.

Физическое развитие ребенка в 6-7 лет — совершенствование уже имеющихся навыков. Рекомендуется предлагать различные упражнения в течение дня: утреннюю гимнастику, подвижные игры на свежем воздухе, спортивную секцию или упражнения дома на оттачивание менее развитых навыков.

Таким образом, возрастная категория способствует эффективному развитию гибкости, так как в данном возрасте суставы более подвижные, а мышцы пластичные. Известный советский педагог Л. Выготский обращал внимание на необходимость изучения чувствительных периодов для того, чтобы установить оптимальные сроки обучения. Он говорил, что педагогическое воздействие может дать нужный эффект лишь на определенном этапе, а в другие периоды быть нейтральным или отрицательным.

Эффективным является формирование новых двигательных действий при высокой мотивации в условиях игровой деятельности. Использование средств нетрадиционных видов гимнастики повышает эмоциональное состояние, заинтересованность детей и способствует соблюдению современных требований к организации физического воспитания детей  6-7 лет.

1.2. Характеристика нетрадиционных видов гимнастики, способствующих развитию гибкости  у детей 6-7 лет                                                                      

Гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой. Максимальная амплитуда движений служит мерой определения гибкости. В научных исследованиях ее выражают, как правило, в угловых мерах, на практике же - в сантиметрах. Выделяют активную и пассивную формы гибкости. Активная гибкость - способность достигать наибольшего размаха движений в определенных соединениях тела (суставах) за счет мышечных усилий. Типичным проявлением активной гибкости в тазобедренном суставе, например, является амплитуда маховых движений ногами (в сторону, вперед).

Отличительной чертой в гимнастике является особый подбор упражнений и методических приемов.

На сегодняшний день все большее внимание привлекают следующие нетрадиционные виды гимнастики:

  • калланетика – уникальная система упражнений, вызывающая активность глубоко расположенных мышечных групп, основанная на статическом напряжении;
  • ритмическая гимнастика - комплекс упражнений оздоровительной направленности, исполняемый под музыку с заданным ритмом и темпом.
  • кардио-фанк – комплекс упражнений, направленный на совершенствование сердечно- сосудистой системы и выносливости;
  • степ-аэробика – идея построения танцевального занятия при помощи ступеньки;
  • гидроаэробика (аквааэробика) – энергопродуктивный, напряженный вид выполняемых в воде аэробных упражнений;
  • стретчинг – гимнастика, направленная на активизацию защитных сил организма, овладение навыками совершенного управления своим телом, психоэнергетической саморегуляции;
  • шейпинг – комплекс упражнений для всего тела, направленный на развитие каждой его части;
  • фитнес – программа, предназначенная для улучшения самочувствия, состояния здоровья, коррекции телосложения, достижения эмоционального и физического комфорта;
  • суставная гимнастика йоги очищает и приводит в норму суставы, формирует умение человека управлять своим телом, сохраняет и укрепляет здоровье, предупреждает некоторые заболевания, способствует долголетию, активной жизни и работоспособности.

В дошкольных учреждениях все чаще стали применяться нетрадиционные средства физического воспитания детей: ритмическая гимнастика, аэробика, степ- аэробика, гимнастика на фитболах, стретчинг, хатха-йога и т.п.

Стретчинг — это целый ряд упражнений, направленных на совершенствование гибкости и развитие подвижности в суставах. Название это происходит от английского слова «stretching» — растягивание. Эти упражнения не новы, они используются в утренней зарядке, разминке и как средство специальной подготовки. [30,с.46]

Существуют два типа упражнений, при выполнении которых происходит растягивание (удлинение) мышц:

  • баллистические — это маховые движения руками и ногами. Сгибания и разгибания туловища, выполняемые с обычной амплитудой и значительной скоростью. Здесь удлинение определенной группы мышц оказывается сравнительно кратковременным, оно длится столько, сколько мах или сгибание. Скорость  растягивания мышцы обычно пропорциональна скорости махов и сгибаний;
  • статические упражнения — состоят в том, что принимая позу, растягивающую определенную позу мышц, остается в таком положении на некоторое время (5-30 секунд). Такие статические упражнения способствуют регуляции тонуса мышц, эластичности сухожилий и связок. Именно эти упражнения с растяжением мышц получили название «стретчинг» [33,с.33]

При подборе упражнений следует руководствоваться тем, что гибкость не является единым двигательным качеством и проявляется в различных сочетаниях по-разному. Поэтому для каждого сустава и групп мышц необходимо подбирать соответствующие упражнения на растягивание.

Сущность стретчинга заключается в том, что при растягивании мышц и удержании определенной позы в них активизируются процессы кровообращения и обмена веществ.

В практике физического воспитания упражнения стретчинга могут использоваться: в разминке после упражнений на разогревание как средство подготовки мышц, сухожилий; в основной части занятия как средство развития гибкости и повышения эластичности мышц и связок; в заключительной части как средство восстановления после высоких нагрузок и профилактики травм.

Методика стретчинга достаточно индивидуальна. Но можно рекомендовать использовать определенные параметры занятия:

  • Продолжительность одного повторения от 10 до 60 секунд.
  • Количество одного упражнения от 2 до 6 раз, с отдыхом между повторениями 10-30 секунд.
  • Количество упражнений в одном комплексе от 4 до 10.
  • Суммарная длительность всех упражнений в одном комплексе от 10 до 45 минут.
  • Характер отдыха — полное расслабление, бег трусцой, активный отдых.

Во время выполнения упражнения необходима концентрация внимания на нагруженную группу мышц.

Методика стретчинга является эффективным средством развития гибкости. Это объясняется не только возникающим процессом самоблокировки мышц, но и тем, что мышцы, осуществляя сопротивление, разогреваются: чем больше напряжение мышцы, тем больше поднимается в ней температура. А чем лучше разогрета мышца, тем выше уровень гибкости.

Таким образом, стретчинг можно использовать как средство повышения работоспособности, профилактики травматизма и развития гибкости.

В настоящее время ритмическая гимнастика — одна из форм занятий массовой физической культурой. Положительное влияние занятий ритмической гимнастики на организм подтверждается рядом отечественных и зарубежных исследований.

Ритмическая гимнастика — одна из форм нетрадиционных видов гимнастики. Ее содержанием являются разнообразные, простые по технике исполнения физические упражнения (общеразвивающие, танцевальные и т.д.). Они выполняются поточным способом под эмоционально-ритмическую музыку.

Основной целью занятий по ритмической гимнастике является овладение основами координации движений, развитие физических качеств, воспитание правильной осанки, чувства ритма, формирование жизненно необходимых и профессионально-прикладных навыков.

Правильное распределение упражнений и подбор музыкальных произведений в сочетании со словами педагога оказывают положительное психическое воздействие, приводят к улучшению общего состояния организма занимающихся, их хорошему самочувствию. С помощью упражнений ритмической гимнастики формируются умения и навыки в согласовании движений с темпом, ритмом, музыкальным размером и другими средствами музыкальной выразительности. Кроме того, эти упражнения являются эффективным средством развития координационных движений, быстроты двигательных действий, подвижности в различных суставах, мышечной силы, общей выносливости, физической и умственной работоспособности.

Содержание ритмической гимнастики составляют общеразвивающие упражнения, поэтому допустимо ее проведение с детьми  6-7 лет. Однако следует помнить о возрастных особенностях детей, двигательном режиме, быстрой утомляемости  от выполнения одних и тех же упражнений.

Все движения ритмической гимнастики условно можно классифицировать таким образом:

  • упражнения для рук и плечевого пояса;
  • упражнения для мышц шеи и туловища;
  • упражнения для ног и мышц всего тела.

С учетом этого в содержание занятий ритмической гимнастикой для дошкольников следует включать знакомые им упражнения: бег, прыжки, различные виды ходьбы, ритмические движения в сочетании с полупри-седаниями, приставными шагами, выразительными движениями рук. Обще-развивающие упражнения в ритмической гимнастике выполняются из разных исходных положений: стоя, сидя на полу, лежа на животе, боку, спине, в различных упорах

В работе с детьми  6-7 лет ритмическая гимнастика проводится в различных вариантах:

  • В форме физкультурных занятий оздоровительно-тренирующего характера (для  детей 6-7лет, проводится 20-25 минут).
  • В виде «ритмических блоков», используемых как часть физкультурных занятий ( у детей 6-7 лет, продолжается 10-30 минут).
  • При поведении утренней гигиенической гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект.
  • В показательных выступлениях детей.

Каждый комплекс ритмической гимнастики используется в течение 2-3 месяцев. Упражнения следует разучивать на физкультурных занятиях.            Комплексы ритмической гимнастики включают в себя 3 части: вводную, основную и заключительную. Вводную часть составляют упражнения, непосредственно воздействующие на весь организм ребенка. Это движения динамического характера: ходьба, бег, прыжки.  Затем следуют общеразви-вающие упражнения. Здесь достигается основная цель гимнастики — трени-ровка крупных мышечных групп, совершенствование координации движений, умение четко и ритмично выполнять движения под музыку.                                  

Таким образом, гимнастика, имея в своем арсенале великое разнообразие  средств и методов, дает возможность избирательного воздействия на отдельные мышечные группы, связки, суставы, целенаправленного развития двигательных способностей, а также решение  задач, предусматривающих  разностороннее педагогическое воздействие на личность занимающегося в целом и  на его  индивидуальные свойства.

Гимнастика по мере развития приобрела разновидности, которые получили название нетрадиционной гимнастики. Нетрадиционная гимнастика включает в себя хатха-йогу, шейпинг, аэробику, стретчинг и т.п. Каждая из форм имеет свои особенности, как в проведении, так и в воздействии на организм.

В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применяться нетрадиционные средства физического воспитания детей: ритмическая гимнастика, стретчинг, хатха-йога и т.п. Соблюдая методические аспекты, можно эффективнее повлиять на функциональное совершенствование организма, а также обеспечить благоприятные условия для развития гибкости и других качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по организации ознакомления детей  дошкольного возраста  со стихотворением в условиях...

Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста составила Завьялова Т.Н. "В гости к паровозику" Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста Тема «Транспорт». Советы для родителей «Научите детей, как надо вести себя на

Задачи игровой деятельности: упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать результаты сравнения слов...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...