Сопровождение ребёнка с ОВЗ
методическая разработка по физкультуре

Анна Павловна Васютинская

Методическая разработка "Сопровождение ребёнка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.6_1_soprovozhdenie_rebenka_ovz.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ  САД  «РОСИНКА»  Г. НАДЫМА»

«Сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»

Материал подготовила А.П. Васютинская, инструктор по физической культуре

Физическое воспитание детей с ОВЗ занимает особое место. В процессе физического воспитания и развития детей происходит не только становление двигательной сферы ребёнка, но и осуществляется формирование умственных способностей, нравственно – эстетических чувств, развитие речи, закладываются основы целенаправленной и организованной деятельности. Уровень физической подготовленности детей с ОВЗ играет важную роль в их социальной адаптации. Поэтому именно двигательная активность, стимулирующая развитие всех систем и функций организма, коррекцию, компенсацию и профилактику двигательных и психических нарушений, воспитание личности является основным механизмом инклюзивного образования.

Дети с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей являются главным условием подготовки его к жизни.

Физкультурно – оздоровительная работа должна строиться с индивидуальным подходом и учётом особенностей детей. Например, при включении в подвижные и спортивные игры подбирать ролевые функции исходя из функционального состояния каждого участника, а при проведении эстафет соответственно распределять различные задания. Можно использовать с форой – с разными дозировкам, исходными и конечными положениями.

Задачи физического развития и физического воспитания детей с ОВЗ:

  1. Формировать у детей интерес к физической культуре и совместным физическим занятиям со сверстниками;
  2. Охранять жизнь и укреплять здоровье детей;
  3. Формировать правильную осанку и содействовать профилактике плоскостопия;
  4. Создавать условия и формировать у детей потребность в разных видах двигательной деятельности;
  5. Развивать у детей движения, двигательные качества, физическую и умственную работоспособность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности;
  6. Тренировать у детей сердечно – сосудистую и дыхательные системы, закаливать организм;
  7. Создавать условия для эффективной профилактики простудных и инфекционных заболеваний;
  8. Осуществлять систему коррекционно – восстановительных мероприятий, направленных на развитие психических процессов и личностных качеств воспитанников;
  9. Учить детей выполнять движения и действия по подражанию действия взрослого;
  10. Учить детей выполнять действия по образцу и речевой инструкции;
  11. Формировать у детей игровые двигательные действия.

Главное на занятиях по физической культуре, по формированию двигательной активности заинтересовать ребёнка, создать игровую ситуацию. Целью является создание целостной системы педагогического процесса, обеспечивающего создание оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей и укрепления здоровья, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей с ОВЗ, путём повышения физиологической активности органов и систем детского организма; коррекция двигательных нарушений; разработка и использование таких методов, приёмов и средств, которые способствовали бы функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делали бы его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды.

Наиболее эффективна организация подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и лёгких, а следовательно, увеличивается приток кислорода в кровь, что благотворно влияет на общее состояние здоровья.

Игры с движениями необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижная игра с ее выраженным эмоциональным характером – одно из самых любимых занятий детей. Она должна быть правильно подобрана с учетом возможностей ребенка (как физических, так и речевых).

Характер подвижной игры, ее содержание должно быть разнообразным. Это может быть сюжетная игра («Поезд», «Самолет»), может проходить по типу игр-инсценировок, бессюжетных игр, упражнений, игр с предметами (с мячом, бубном). Эти игры дают возможность отработать с ребенком наиболее простые движения (ходьба, бег, прыжки) и постепенно подготовить его к овладению более сложными, комбинированными движениями. Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить ряд других коррекционно-воспитательных задач: повышают активность, развивают подражательность, формируя игровые навыки, поощряют творческую активность детей. Одновременно помогают успешному формированию речи, способствуют развитию чувства ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психическое состояние детей.

Прежде чем предложить детям подвижную игру, необходимо заблаговременно познакомить их с элементами игры, поупражнять в тех движениях, которые им трудны. Сам педагог принимает активное участие в игре, помогая, подбадривая, отмечая малейшие успехи тех, кто с трудом или частично справляется с заданием. Необходимо проявлять терпимость к детям, которые не могут или не понимают, поэтому неправильно выполняют задание. Каждый ребенок должен участвовать в игре, выполняя посильные для него действия, по возможности стараясь подражать ведущему и товарищам, выполнять действия вместе с педагогом. Важно, чтобы у детей появилась уверенность в своих силах.

На занятиях по физическому воспитанию решаются как общие, так и коррекционные задачи. В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений (метание, ходьба, бег, лазанье, ползание, прыжки), а также общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление спины, плечевого пояса и ног, координацию движений, формирование правильной осанки, развитие равновесия.

Основные направления коррекционно – педагогической работы:

  1. Метание – один из первых видов двигательной активности ребёнка, который основывается на развитии хватательных движений и действий малыша. В процессе метания движение выполняется как одной рукой, так и двумя руками. При этом стимулируется выделение ведущей руки и формируется согласованность совместных действий обеих рук. Всё это имеет особое значение для коррекции отклонений в познавательной сфере детей в процессе физического воспитания. В ходе построения дети учатся слышать взрослого и подчинять своё поведение требованиям инструкции взрослого.
  2. Ходьба направлена на развитие основных движений ребёнка, формирование умения правильно держать корпус, соблюдать ритм ходьбы, совершенствование согласованных движений рук и ног, формирование слухо - двигательной и зрительно - двигательной координации. В процессе ходьбы развивается целенаправленность в деятельности ребёнка.
  3. Бег способствует совершенствованию основных движений ребёнка, позволяет ему овладеть навыком согласованного управления всеми действиями корпуса, формирует лёгкость и изящество при быстром перемещении ребёнка. Совместный бег в группе детей закрепляет навыки коллективных действий, способствует появлению эмоционального отклика на них и предпосылок коммуникативной деятельности. Правильная организация бега детей позволяет формировать у них адекватные формы поведения в коллективе сверстников и желание участвовать в совместной деятельности.
  1. Прыжки направлены на развитие основных движений ребёнка, тренировку внутренних органов и систем детского организма. Прыжки следует вводить постепенно и очень осторожно, поскольку они создают большую нагрузку на неокрепший организм ребёнка. Детей начинают учить прыжкам со спрыгивания, с поддержкой взрослого. Для совершенствования навыков в прыжках ребёнок должен проявить волевые качества своей личности, сосредоточиться и собраться с силами. Кроме того, в процессе выполнения прыжков у детей начинают закладываться основы саморегуляции и самоорганизации своей деятельности.
  2. Ползание, лазанье, перелезание направлены на развитие и совершенствование двигательных навыков, укрепление мышц спины, брюшного пресса, позвоночника. Эти движения, в свою очередь, оказывают положительное влияние на формирование координированного взаимодействия в движениях рук и ног, на укрепление внутренних органов и систем. Данное направление работы является одним из важнейших, поскольку представляет высокую коррекционную значимость, как для физического, так и для психического развития ребёнка.
  3. Общеразвивающие упражнения способствует развитию интереса к движениям, совершенствованию физических показателей и двигательных способностей; развивают гибкость и подвижность в суставах; укрепляют функционирование вестибулярного аппарата.
  4. Физические упражнения обеспечивают активную деятельность внутренних органов и систем, укрепляют мышечную систему в целом. В общеразвивающих упражнениях выделяют следующие группы движений: упражнения без предметов; упражнения с предметами; упражнения, направленные на формирование правильной осанки; упражнения для развития равновесия.
  5. Подвижные игры закрепляют сформированные умения и навыки, стимулируют подвижность, активность детей, развивают способность к сотрудничеству со взрослыми и детьми. Подвижные игры создают условия для формирования у детей ориентировки в пространстве, умения согласовывать свои движения с движениями других играющих детей. Дети учатся находить своё место в колонне, в кругу, действовать по сигналу, быстро перемещаться по залу или на игровой площадке. Совместные действия детей создают условия для общих радостных переживаний, активной совместной деятельности. В процессе подвижных игр создаются условия для развития психических процессов и личностных качеств воспитанников, у детей формируются умения адекватно действовать в коллективе сверстников.

В зависимости от состояния здоровья ребенка необходимо использовать различные средства физической культуры, а при отклонениях в состоянии здоровья – лечебную физическую культуру (ЛФК), которая в данном случае является методом функциональной терапии и составной частью адаптивной физической культуры (АФК).

ЛФК (АФК) – метод, при котором используются средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для более быстрого и полноценного становления здоровья и предупреждения осложнений заболевания. Обычно используется в сочетании с другими терапевтическими средствами на фоне регламентированного режима и в соответствии с терапевтическими задачами.

Основная задача АФК – восстановление врожденной потребности в двигательной активности, которая в сочетании с правильным, сбалансированным питанием является важным элементом режима, положительно влияющим на здоровье ребенка. Активные движения повышают устойчивость к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма.

Адаптивная физическая культура способствует развитию умственных способностей, восприятия, мышления, пространственных и временных и временных представлений. Нормальное двигательное развитие способствует активизации психики и речи ребенка, что в свою очередь стимулирует становление двигательных функций, связи между развитием мелких мышц, движениями руки и речью.

Среди корригирующих упражнений доступных для индивидуальных занятий с ребенком значение имеют дыхательные упражнения; упражнения на расслабление; упражнения на нормализацию поз и положений головы и конечностей; развитие координации и равновесие; развитие силовых качеств (упражнения сопротивления); коррекция осанки; развитие ритма и пространственной организации движения.

При проведении фронтальных занятий следует избегать длительного пребывания детей в одни и тех же позах. Нельзя допускать долгих объяснений заданий т.к. это утомляет детей и снижает их двигательную активность. Не следует также чрезмерно возбуждать детей т.к. это усиливает мышечное напряжение и усложняет выполнение упражнений.

Таким образом, выстроенная физкультурно – оздоровительная работа с детьми с ОВЗ способствует укреплению здоровья детей и их физическому развитию, закрепляет успехи ребёнка, достигнутые в коррекционно – развивающей работе в условиях инклюзивного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ

Первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребенка. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее разв...

Индивидуальный маршрут сопровождения ребёнка с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.

Методический материал отражает вариант индивидуального коррекционно – развивающего маршрута сопровождения ребёнка с задержкой психического развития дошкольного возраста. Рассмотрены принци...

методические рекомендации для воспитателей "Система работы по валеологическому сопровождению ребёнка в детском саду"

Данная система работы  разработана для воспитателей ДОУ и нацелена на практическую работу с детьми дошкольного возраста. Она включает:теоретический аспект;работу по формированию валеологической к...

МАРШРУТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА ДОУ

Маршрут индивидуального сопровождения ребёнка-логопата заполняется всеми специалистами ДОУ, вкладывается данный лист в папку ПМПк....

График индивидуального сопровождения ребёнка ДОУ

Так же как и маршрут, заполняется всеми специалистами ДОУ....

Маршрут психо-речевого сопровождения ребёнка старшего дошкольного возраста с зпр

В маршруте представлены линии индивидуального развития ребёнка с задержкой психо-речевого развития...

Проект. Организация комплексного непрерывного межведомственного сопровождения детей с особыми потребностями посредством внедрения индивидуальной карты непрерывного комплексного сопровождения ребёнка

проект направлен на создание и внедрение индивидуальной карты сопровождения ребёнка-инвалида (и/или  с ОВЗ) для ведения специалистами дошкольного образовательного учреждения и реабилитационного ц...