Представление собственного педагогического опыта
статья по физкультуре

Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста посредством народных подвижных игр.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_opyt_dek.docx24.09 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста посредством народных подвижных.

      В последние годы сокращается время для игровой деятельности дошкольников. Сильная загруженность детей в ДОУ  ведет к тому, что они очень  рано  становятся «маленькими» школьниками. Приобщение к народным традициям особенно важно в дошкольном возрасте, потому что  духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к  истории и культуре своего народа, познает свои истоки. Решение этой проблемы вижу в систематической работе по физической культуре на материале нашего народа. В соответствии с требованиями ФГОС образовательные задачи должны решаться в процессе совместной деятельности ребенка со взрослыми в различных режимных моментах . Следовательно , нужна разработка перспективного  планирования, которое направлено на ознакомление с народными подвижными играми. В нем должна быть  взаимосвязь всех  специалистов ДОУ  и воспитателей.

         Народные подвижные игры осуществляют  интегративный подход при организации образовательного процесса и решают различные задачи:

- развивают мышление, воображение, умственную деятельность;

- воспитывают сноровку, активность;

- обучают  конструированию игры на  народной основе;

- создают духовный настрой, интерес к народному творчеству; формируют чувство причастности к истории Родины; развивают нравственные качества, воспитывают патриотизм;  

- помогают развивать навыки общения со сверстниками,

-развивают двигательную активность и физические качества

- развивают разговорную речь.

Итак, детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, позволят нам решить задачу национального воспитания и всестороннего развития ребенка.. Возрождение народных традиций в подвижных играх окажет огромное влияние на воспитание психически и физически здорового подрастающего поколения.

Обучение дошкольников народным играм необходимо начинать с подготовки инструктора по физической культуре.

Инструктор по физической культуре должен:

-изучить методику проведения народных подвижных игр;

-выбрать и запланировать  народные игры по возрастам воспитанников;

- подобрать  к играм оборудование.

При отборе игр следует учитывать разновидности движений: бег, подлезание, лазанье, прыжки, метание.

Игры помогают решить  определенные задачи:

Бег

- помогают понимать смысл двигательных требований. В одной игре главное — не попасться Ловишке  (в русской народной игре «Два Мороза» или «Ловишки с ленточкой»), в другой нужна быстрота (в эстафетах), в третьей -  сохранить принятую позу («Совушка»);

- упражняют в быстром беге с увертыванием (русская народная игра «Горелки»);

-с подлезанием приучают самостоятельно без напоминания подлезать («Кот и мыши», «Мыши в кладовой»);

Метание:

-учат метать с учетом величины предмета: большого — ноги расставлены, ступни параллельны, малого — одна нога впереди, другая сзади («Охотники и утки», «Охотники и зайцы»);

- помогают развивают глазомер, точность попадания, умение прицеливаться, сохранять при броске заданное направление (русская народная игра «Купи бычка»);

Прыжки:

-учат правильно прыгать и мягко приземляться, выполнять пружинистые движения ногами («Удочка», «Лягушки в болоте»);

- учат быстро переходить от прыжков к бегу и обратно («Не оставайся на полу» и др.).

        Народные игры обычно проводятся на занятиях физической культурой, на утренней гимнастике, прогулке.При выборе игр необходимо учитывать время года, температуру и соответственно одежду детей.

При выборе игры нужно учитывать физическую, а также  эмоциональную нагрузку. Специфика обучения детей народным играм

1. Четко и образно объяснить детям правила, последовательность игровых действий, указать местоположение играющих и использование оборудования. Необходимо, чтобы ребенок понял смысл игры.

2. Убедиться, что дети поняли двигательное и смысловое содержание игры (нужно задать  вопросы).

3. Мотивировать детей.

4. Поставить цель: выполнить правила игры.

5.Постораться использовать в играх  художественные тексты, которые подскажут движения, а также помогут понять правила игры.

6. С начала обучения  нужно назначать водящих. Если игра  знакома, это могут быть дети не очень активные. Водящие не назначаются, а выбираются при помощи считалок. Детей с ослабленным здоровьем можно назначать судьями.

7. Постепенно правила можно усложнять.

8. Делить детей на группы и команды можно:

-по расчету;

-построение в колонны;

-с помощью жеребьевок.

9. Педагог и руководит, иногда и  сам играет вместе с детьми.

10.Неоюходимо правильно закончить игру: подвести итоги, объявить результаты, отметить положительные и отрицательные стороны, разобрать игровые действия.

Как организовать игру с учетом возраста детей

Младшие группы. Подбираются легкие по содержанию и правилам сюжетные и несюжетные подвижные игры, в них дети выполняют простые задачи при участии педагога («Ловишки», «Бегите ко мне»). Основную  роль играет   педагог. Игры для детей от 3 лет направлены на ориентировку в пространстве и выполнение игрового задания («У медведя во бору», «Кот и мыши» и др.). Сложные моменты объясняются показом. Движения в таких играх — кратковременный бег, прыжки и ходьба с последующим отдыхом («Куры в огороде», «Птички в гнездышках», «Лягушки» и др.).

Средние группы. Игры с простейшими индивидуальными и коллективными соревнованиями. Усложняются правила игры: увеличивается расстояние для бега, метания. Роль водящего сначала дается детям, которые могут с ней справиться.

Старшие группы. Игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей, даются задания на коллективное соревнование. Движения дошкольников отличаются большей точностью. Также в старшем возрасте можно использовать элементы соревнований («Эстафеты», русские народные игры-забавы — бег в мешках, прыжки в паре с завязанными резинкой ногами и др.).

Детям часто ставятся задачи: очень быстро реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, сообразительность, смекалку, сноровку, переключаться с одной деятельности на другую -  в русских народных играх: «День и ночь», «Совушка», «Бабка Ежка» и др.

В подготовительных группах дети играют в сложные подвижные, командные игры, игры-эстафеты, которые развивают  быстроту, ловкость, выносливость,  также они совершенствуют двигательные навыки, воспитывают волевые качества. Дети сами могут составлять варианты игр. Творчество у детей- придумывание игр и умение самостоятельно их организовать.

Используемая литература.

1.Гришина Г.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление ДОУ. 2005. N° 1.

2.Князева OJL, Махачева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учеб.-метод, пособие. СПб., 2004.

3.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практ. пособие. М., 2003.

4.Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошк. учреждений. М., 2009.

5.Интернет источники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного педагогического опыта на сайте

Это сообщение о там как педагогам создать свой персональный сайт...

Представление собственного педагогического опыта работы по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.

Мною представлены материалы собственного многолетнего педагогического опыта работы  по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста....

Представление собственного педагогического опыта

Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности...

Публичное представление собственного педагогического опыта "Путешествие в страну экологии"

Тема «Экология» выбрана мною не случайно. Страна, когда-то имевшая огромные ресурсы чистой воды, газа, нефти, полезных ископаемых, леса..., находится на грани истощения.В связи с развитием научно-техн...

«Представление собственного педагогического опыта на муниципальном этапе Всероссийского профессионального конкурса «ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА – 2017»

Представление собственного педагогического опыта по работе с детьми дошкольного возраста с использование гимнастических мячей - фитболов....

Представление собственного педагогического опыта

Внесение фитбол-мячей в работу с детьми старшего дошкольного возраста...

"Воспитатель года-2018": представление собственного педагогического опыта

В материале представлен мой собственный педагогиский опыт по сопровождению детей, имеющих ограниченные возмонжости здоровья по зрению...