Представление собственного педагогического опыта
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstv.ped_.opyta_.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Представление собственного инновационного педагогического опыта Яковлевой-Новгородовой Нюргуяны Прокопьевны .

Экспериментальная деятельность дошкольников.

«Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню,

 дай попробовать - и я пойму» - китайская пословица

Мы хотим видеть наших детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. А это, я думаю, во многом зависит от нас воспитателей. Исходя из этого, я поставила перед собой цель. Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Я убедилась, что разрешить эти вопросы я смогу, используя современные педагогические технологии.

Именно поэтому с 2012 года я работаю над проблемой «Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности»

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)

Теоретической базой моей работы являются исследования Н.Н.Поддьякова, который в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)

Сегодня, когда от человека требуется умение принимать решения, я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству - важнейшему качеству современного человека. Способности у всех разные. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия педагога. Поэтому очень важна совместная творческая деятельность с детьми.

Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства,  способствующие активизации мыслительной деятельности детей.

Мыслительную деятельность ребят стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы исследовательского характера, дискуссии, познавательные игры, различные эксперименты, интегрированные занятия с применением мультимедийных технологий. Культура, интеллектуальность и нравственный облик, педагогическое мастерство являются одним из главных условий эффективности  проводимых мероприятий.

Мне, как педагогу детского сада, важно смоделировать такой образовательный процесс в ДОУ, который бы явился одним из условий успешного и результативного развития ребенка. Внедрение поисково–познавательной работы в образовательный процесс является одним из методов развивающего обучения и самообразования, который направлен на выработку исследовательских умений: постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение эксперимента, анализ полученных результатов.

Наличие теоретической базы опыта.

За годы своей работы, находясь в постоянном творческом поиске, я научилась сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой. В ходе работы я использую следующие методы и приемы организации экспериментально-исследовательской деятельности:

- эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;

- трудовые поручения.

 Чтобы идти в ногу со временем, чтобы знания моих воспитанников соответствовали современным требованиям образования, я использую такие технологии, как: информационно-компьютерные, игровые, здоровье сберегающие, проектное обучение.

Экспериментирование вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификация, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.д.

Ребенку – дошкольнику по природе  присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.д.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем полноценнее  и быстрее он развивается. «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».

Ведущая педагогическая идея

Для меня главное – все, что я делаю, должно работать на личностный рост моих воспитанников. Я учу детей любить мир и людей, стремиться познавать новое, неизведанное. Стремлюсь к тому, чтобы окружающий мир стал для них интересным, чтобы обогащался их кругозор. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребенка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт знаний и побуждающими к созидательной деятельности.

Таким образом, использование поисково-экспериментальной работы в развитии познавательной деятельности дошкольника, является условием для всестороннего развития личности ребенка. Исследуя и экспериментируя, малыш получает неоценимый опыт, а так же основу универсальных учебных действий, которые необходимы для успешного обучения в школе.