Представление собственного педагогического опыта
материал

Гришуткина Наталья Владимировна

Представление собственного педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_sobstvennogo_pedagogicheskogo_opyta.docx27.55 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

Тема опыта: «Формирование музыкальной культуры дошкольников на основе знакомства с народной музыкой»

Сведения об авторе:  Гришуткина Наталья Владимировна, образование среднее специальное, педагогический стаж 35 лет, в данной организации - 33 года.

Актуальность, проблема, перспективность опыта.

Народное творчество является одной из высших духовных ценностей русского народа, которое сохраняется из века в век. Народное музыкальное творчество Н.В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями». Но в настоящее время народ утратил связь с музыкальным фольклором, поэтому я не случайно обратилась к истокам народного искусства, традициям, обычаям, которые не соблюдаются. Традиции и обычаи связывают старшее и младшее поколения, и я решила, что очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Сегодня главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – приобщить детей к народной музыке, когда еще только ребенок начинает понимать, когда у него формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.

Детский музыкальный фольклор – это одна из главных областей народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора и несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

Мой опыт перспективен тем, что занятия позволяют педагогам смотреть на музыкальное воспитание посредством народной музыки в детском саду как на важный процесс развития детей.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становление опыта

Ведущая педагогическая идея опыта: формирование музыкальной культуры дошкольников на основе знакомства с народной музыкой.

Цель опыта: создание условий для формирования музыкальной культуры дошкольников на основе знакомства с народной музыкой.

Для приобщения ребенка к национальной культуре необходимо создать такие условия, которые дают возможность и педагогам, и детям погрузиться в народную культуру в целом.

Приобщая дошкольников к народной культуре, я пришла к выводу, что нужно начать знакомить детей с музыкальным фольклором с младшего возраста и необходимо максимально использовать все известные в педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы обучения. Именно четкая последовательная системная работа позволяет формировать эстетическое и нравственное сознание дошкольников, формировать художественные ценности традиционной национальной культуры народа, источником и основой которого является музыкальный фольклор.

Однако, опыт работы со старшими дошкольниками, анализ методической литературы показывают, что педагоги ДОУ недостаточно представляют важность работы с детьми в области приобщения к народной культуре посредством знакомства с народной музыкой, не учитывают последовательность и постепенность работы в этом направлении, затрудняются планировать работу по данному виду деятельности. Поэтому я решила создать условия и разработать систему по формированию музыкальной культуры дошкольников на основе знакомства с народной музыкой.

Я считаю, что мой опыт эффективен и целесообразен.

Во-первых, работу по приобщению детей к народной культуре через музыкальный фольклор строю в системе от простого к сложному. Сначала это пестушки, потешки, колыбельные. Затем заклички, дразнилки, приговорки. В старшем дошкольном возрасте знакомлю детей с трудовыми, обрядовыми, лирическими, шуточными песнями.

Во-вторых, системная работа позволяет легко устанавливать с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

В-третьих, эта системная работа является диагностическим инструментом, дает возможность педагогу оценить уровень освоения ребенком музыкальный фольклор.

В-четвертых, гармонично вписывается в работу музыкального воспитания.

В-пятых, носит характер комплексного воздействия. Не только развивает эмоциональную сферу, произвольное внимание, память, творческую активность, фантазию, речь, но и укрепляет патриотическое сознание, дает возможность и педагогам, и детям погрузиться в мир народного быта, народной культуры в целом.

Новизна опыта заключается в том, что в ДОУ   система  работы  по формированию музыкальной культуры дошкольников на основе знакомства с народной музыкой помогает решить задачи не только музыкального, эстетического, творческого развития без лишних физических и психологических нагрузок, но и задачи нравственного совершенствования.

 Теоретическая база опыта.

Целостность педагогического процесса в нашем ДОУ осуществляется реализацией программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, которая предусматривает: воспитание интереса к музыке, эмоциональную отзывчивость, знакомство с музыкальными жанрами, развитие эстетического восприятия, музыкальной культуры, певческого голоса, навыков движения под музыку.

Изучив ряд парциальных программ, основанных на русском фольклоре, я остановила свой выбор на программе М. В. Хазовой «Горенка». В основе программы лежит цикличность народного календаря. В моей работе это дает возможность детям в течение 3-4 лет изучать одни и те же обряды, праздники и соответствующий им музыкальный материал в соответствии с возрастом детей. По проблеме приобщения детей дошкольного возраста к мордовской народной культуре средствами музыкального фольклора за основу мною взят региональный модуль программы «Мы в Мордовии живём» под редакцией О. В. Бурляевой, Л. П. Карпушиной.

- Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Технология опыта

Подготовительный этап

  • Анализ и подбор научно-практической, методической литературы;
  • Определение и содержание методов, технологий по формированию музыкальной культуры дошкольников на основе знакомства с народной музыкой;
  • Создание предметно-развивающей среды для формирования музыкальной культуры дошкольников на основе знакомства с народной музыкой;
  • Выявление уровня освоения детьми образовательной программы по музыкальному воспитанию;
  • Приобщение детей к национальным культурным ценностям в процессе ознакомления с образцами песенного народного творчества (на примере попевок, закличек, народных песен, хороводов, традиционных народных игр);
  • Разработка перспективного плана для реализации проекта;
  • Ознакомление и приобщение родителей к совместной работе по формированию музыкальной культуры дошкольников на основе знакомства с народной музыкой;

Практический этап

Я работаю над данной темой с 2016 года. Мною разработана система мероприятий, которая включает следующие блоки:

- работа с родителями;

- работа с педагогами;

- работа с детьми.

Работа с родителями

В работе с родителями я использую разные формы работы: анкетирование, беседы, совместные праздники, посиделки, выставки, конкурсы, экскурсии, викторины, консультативная помощь, совместные досуги.

Взаимодействие с семьей проводится по принципу активного вовлечения родителей в жизнь детского сада.

Используя народные костюмы, пошитые совместно с  родителями, на народных праздниках и развлечениях, я приобщаю детей к народному искусству, воспитываю в них национальную гордость. Большую пользу приносят детям и выступления взрослых в детском саду.

 Родители ежегодно являются участниками выставок «Осенние фантазии», «Лучшая новогодняя игрушка», «Я подарю тебе весь мир»,  помогают своим детям в изготовлении атрибутов, творческих заданий: «Сочини сказку», «Придумай колыбельную песню», «Изобрети свой инструмент».

Родители участвуют в праздниках и развлечениях: готовят угощение к развлечениям, пекут блины на Масленицу, участвуют в сюрпризных моментах.

Для родителей разработала и провела консультации: «Как знакомить дошкольников с народным песенным фольклором», «Формирование эстетических и патриотических чувств посредством песенного фольклора».

Работа с воспитателями

Веду работу в тесной взаимосвязи с воспитателями.

Мною разработаны и проведены следующие мероприятия:

Выступления:

- развитие музыкально-творческих способностей дошкольников средствами песенного фольклора;

- народные песни и музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в календарных праздниках;

- взаимосвязь выразительности музыкальных образов и движений;

- народное пение – исполнительный вид музыкальной деятельности.

Мастер-класс «Национальные костюмы».

Работа с детьми

Знакомить детей с фольклором начинаю  с 3 лет. Первые впечатления малышей о маминых колыбельных песнях я стараюсь закрепить и расширить, давая понятные и близкие им народные песенки, которые  богаты добрым и веселым юмором и жизнерадостностью русского народа.

Музыкальные занятия провожу в интересной, увлекательной форме, каждый ребенок принимает непосредственное участие во всех видах деятельности, предложенных на занятии. Содержание и форму проведения каждого занятия тщательно продумываю, стремлюсь, чтобы занятие максимально решало поставленные задачи: образовательные, воспитательные и развивающие.

Так, работа по обучению пению занимает значительное место в системе работы. На музыкальных занятиях навыки пения прививаю детям постепенно, по известному принципу – от простого к сложному.

Хочу отметить, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому при ознакомлении с народной культурой использую не только художественную литературу, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы: национальные костюмы, предметы быта. В связи с этим в ДОУ организовали мини-музей «Мордовская изба».

Педагогические задачи по направлениям:

Задачи:

  • Знакомить детей с разнообразными формами русского и мордовского музыкального фольклора.
  • Формировать исполнительские навыки в области пения, музыкально-ритмических движений.
  • Развивать воображение, эмоциональность, творчество ребенка.
  • Воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, его культурное наследие, воспитывать внимательное отношение к слову, культуру речи.
  • Воспитывать доброе, уважительное отношение к старшим.
  • Усваивать язык своего народа, нравы, обычаи через фольклор, календарные, обрядовые и семейно-бытовые праздники.

 Свою работу я условно разделяю на несколько направлений:

  • Слушание русской и мордовской народной музыки, песен.
  • Знакомство с народными музыкальными играми и хороводами.
  • Знакомство с народными музыкальными инструментами.
  • Знакомство с традициями и обрядами русского, мордовского, татарского народов.

Использую разные формы работы:

- фронтальная;

- индивидуальная;

- работа в группах, парами.

 

 Этап обобщения

Результативность опыта

  • Создана система поэтапного, последовательного музыкального развития ребенка средствами народной музыки.
  • Разработаны эффективные методы и приемы развития песенного творчества на фольклорном материале.
  • Обогатилось методическое обеспечение по данной теме.
  • Разработаны сценарии народных праздников, конспекты занятий по ознакомлению детей с русским, мордовским, татарским песенным фольклором, картотека хороводов и подвижных игр.
  • Повысился интерес дошкольников к народной культуре и традициям.

         Наши воспитанники активные участники концертов в филиале № 16 «Большеелховский сельский клуб», на праздничных мероприятиях села. Ежегодно наш детский сад принимал участие в концерте в рамках Республиканского фестиваля народного творчества «Шумбрат, Мордовия!»; в праздничных программах, посвящённых «Дню села», «Дню Матери», «Дню пожилого человека»; торжественных митингах, посвящённых празднованию Великой Победы, районных мероприятиях, посвящённых Дню защиты детей.

В течение трёх лет были поставлены музыкально-театрализованные представления по народным сказкам: «Гуси-лебеди», «Теремок», «Колобок»; мордовские народные сказки «Как собака друга искала», «Скрипочка». В процессе игры ребенок познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности.

Результативность работы подтверждается наличием заметной положительной динамики.

Сентябрь 2016 года: высокий уровень 38%, средний уровень – 48%, низкий уровень – 14%.

Май 2018 года: высокий уровень 42%, средний уровень – 52%, низкий уровень – 6%.

        Воспитанники с удовольствием выступают на сцене. Они научились выполнять танцевальные движения, напевать народные песни, согласовывая их с другими детьми. Дошкольники стали петь народные песни индивидуально, в ансамбле, передавая при этом характер музыки.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Психологическая закомплексованность у некоторых детей.

Адресные рекомендации по использованию опыта

Опыт адресован педагогам и родителям для работы с детьми 3-7 лет.

Передовой педагогический опыт по данному направлению внедрен в работу ДОУ и распространен на сайтах:  https://nsportal.ru/grishutkina-n-v-0, http://dselch1lmb.schoolrm.ru/sveden/employees/36744/294023/ 

В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые занятия, театрализованные представления, выступаю на семинарах, заседаниях педагогического совета; конкурсах. Для родителей провожу индивидуальные консультации, беседы на родительских собраниях.

В 2018 году провела открытое мероприятие на методическом объединении педагогов ДОУ Лямбирского муниципального района «Свет рождественской звезды».

Приложение

Мои работы:

  • «Это ты - Родина моя»,
  • «Покровская ярмарка»

опубликованы в методическом пособии «Детям о Мордовии» /авт.-сост. О. В. Бурляева , Е. Н. Киркина. - Саранск , 2013.

  •  «Мы - дети твои, Мордовия»

опубликовано в методическом пособии « Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях муниципальной среды: опыт и перспектива развития» / авт.-сост. Т. В. Шатина, Т. Г. Ерохина; под общ. ред. М. В. Антоновой. – Саранск, 2018.

Приложения, наглядно иллюстрирующие основные формы и приёмы работы с детьми размещены на личном сайте: https://nsportal.ru/grishutkina-n-v-0.


Список литературы:

  1. Мерзлякова  С.И.  Фольклор-музыка-театр.

 Программы  и конспекты занятий.  Москва ВЛАДОС, 1999

  1. Комарова А.М.  Народное искусство в воспитании детей .  Москва  ,1997
  2. Рытов  Г.И.    У нашего двора нет веселья конца ,              

Москва  1997

  1. Михайлова  И.В.   А у наших у ворот развесёлый хоровод .  С.-Петербург ,19985.
  2. Детские  музыкальные праздники   - из серии  «Народный фольклор».   Москва   2005.
  3. Бударина.Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. С.-Петербург,1998.
  4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка, М. Просвещение, 1988
  5. Князева.О.Л., Маханёва.М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С.Петербург.1998
  6. Картушина М.Ю.Русские народные праздники в детском саду. М.,2006
  7. Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. Дошкольное воспитание № 5/1993
  8. Картушина.М.Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников. Управление дошкольного образования № 5, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного педагогического опыта на сайте

Это сообщение о там как педагогам создать свой персональный сайт...

Представление собственного педагогического опыта работы по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.

Мною представлены материалы собственного многолетнего педагогического опыта работы  по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста....

Представление собственного педагогического опыта

Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности...

Публичное представление собственного педагогического опыта "Путешествие в страну экологии"

Тема «Экология» выбрана мною не случайно. Страна, когда-то имевшая огромные ресурсы чистой воды, газа, нефти, полезных ископаемых, леса..., находится на грани истощения.В связи с развитием научно-техн...

«Представление собственного педагогического опыта на муниципальном этапе Всероссийского профессионального конкурса «ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА – 2017»

Представление собственного педагогического опыта по работе с детьми дошкольного возраста с использование гимнастических мячей - фитболов....

Представление собственного педагогического опыта

Внесение фитбол-мячей в работу с детьми старшего дошкольного возраста...

"Воспитатель года-2018": представление собственного педагогического опыта

В материале представлен мой собственный педагогиский опыт по сопровождению детей, имеющих ограниченные возмонжости здоровья по зрению...