Проект "Для сотрудников "За здоровый образ жизни"
проект по физкультуре

Дячук Ирина Анатольевна

«Будьте здоровы»!- говорят люди друг другу. «Желаем вам самого главного- здоровья»-говорят наши близкие. По большому счёту здоровье было и остаётся дороже власти и богатства (зачем всё это больному человеку).Основная проблема, побудившая нас взяться за создание проекта, не совсем благополучное состояние здоровья современного педагога. Перегрузки в педагогической деятельности привычное дело, но после избыточной работы надо полноценно восстановится.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dlya_sotrudnikov_za_zdorovyy_obraz_zhizni.docx417.18 КБ

Предварительный просмотр:

K:\моя аттестация 2022 документы\дячук\по пунктам\3.1\программа для сотрудников За здоровый образ жизни_page-0001.jpg

Содержание программы:

1.Паспорт программы.

2.Пояснительная записка.

3.Актуальность программы.

4.Аннотация.

5.Программный компонент.

5.1 Цель.

5.2. Задачи.

5.3. Ресурсы.

6.Организационный компонент.

6.1.Принципы реализации программы.

6.2.Гипотеза.

6.3.Участники программы.

6.4.Ожидаемые результаты.

7. Содержательный компонент.

7.1. Формы и методы.

7.2.Методики оздоровления.

7.3. Этапы реализации программы.

8. Результативный компонент.

9.Список используемой литературы.

Приложения.

  1. Паспорт программы.

Вид программы:  Творческо-оздоровительный.

Тип программы: Коллективный, открытый.

Продолжительность: долгосрочный.

Сроки проведения:01.01.2019- 31.12.2020 г.

Участники:сотрудники детского сада.

Возраст участников:19-65 лет.

Форма проведения: подгрупповая, групповая.

  1. Пояснительная записка.

Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание благоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе является залогом успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности детского сада в целом.

В образовании, в частности в дошкольном, большое внимание уделяется укреплению и сохранению здоровья детей,а проблеме педагогов уделено недостаточное внимание.А ведь от того, с каким здоровьем, настроением, с какими эмоциями входит воспитатель в группу, зависит успешность, здоровье и настроение воспитанников. Если руководитель образовательного учреждения будет искать пути, способы, средства и методы для сохранения и укрепления здоровья педагогов в течение рабочего дня, то педагоги будут идти на работу с желанием, будут здоровы, эмоционально благополучны.

  1. Актуальность программы.

Мы не ошибёмся, если скажем, что во все времена человеческой истории здоровьебыло одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью.

«Будьте здоровы»!- говорят люди друг другу. «Желаем вам самого главного- здоровья»-говорят наши близкие. По большому счёту здоровье было и остаётся дороже власти и богатства (зачем всё это больному человеку).Основная проблема, побудившая нас взяться за создание проекта, не совсем благополучное состояние здоровья современного педагога. Перегрузки в педагогической деятельности привычное дело, но после избыточной работы надо полноценно восстановится.

Как это сделать в современных условиях? Как вообще поправить и сохранить своё здоровье? Никто, кроме нас самих не решит этих проблем. Ярко высветив проблему, мы в своём коллективе начали искать пути, способы, средства и методы для её решения. Так как здоровый, эмоционально благополучный педагог – залог успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности детского сада в целом.

Проблема программы:

Возможность и необходимость создания необходимых условий для сохранения здоровья в профессиональной деятельности педагогических работников ДОУ обусловлено тем, что только педагог, занимающийся сохранением и укреплением собственного здоровья и владеющий здоровьесберегающими технологиями, может успешно воспитывать здоровых детей.

  1. Аннотация.

Данная программа разработана с целью создания системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни у работников ДОУ.

  1. Программный компонент:

  1. Цель: Формирование устойчивой системы ценностных ориентаций и установок активной жизненной позиции работников, заинтересованности в поддержке здорового образа жизни, позитивной мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию.

  1. Задачи:
  • Развитие потребности в здоровом образе жизни.
  • Формирование ценностного отношения к состоянию здоровья у работников.
  • Улучшение информированности работников о заболеваниях и мерах их предотвращения.
  • Стимуляция работников к занятиям спортивной направленности.
  • Разработка и проведение профилактических и пропагандистских мероприятий, способствующих отказу от вредных привычек среди работников.
  • Внедрение в деятельность ДОУ комплекса мероприятий, направленных на поддержку инициатив по формированию и пропаганде здорового образа жизни среди сотрудников.

5.3.Ресурсы программы:

  • Состояние и содержание зданий и помещений ДОУ;
  • Физкультурно-оздоровительная среда в ДОУ: физкультурный зал, физкультурные уголки"Здоровья"во всех возрастных группах;
  • Материалы системы деятельности в ДОУ по здоровьесбережению сотрудников;
  • Уголки релаксации;
  • Тропинки "Здоровья".
  1. Организационный компонент.
  1. Принципы реализации программы.
  • Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы;
  • Принцип культуросообразности предусматривает максимальное использование культуры той среды, в которой находится;
  • Принцип целостности и единства определяет внутреннюю неразрывность содержания и средств его представления. Человек – целостная система с единством психофизического, социального и духовно-нравственного компонентов, воздействующих друг на друга;
  • Принцип непрерывности оздоровительного воспитания включает в себя постоянное совершенствование личности в различных аспектах жизнедеятельности;
  • Принцип доступности:Учет возрастных особенностей сотрудников, адаптированность материала;
  • Принцип систематичности и последовательности:постепенная подача материала от простого к сложному;частое повторение усвоенных правил и норм;
  • Принцип дифференциация:создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым сотрудником.
  1. Гипотеза:Если установить тесное взаимодействие всех сотрудников учреждения, посредствам привлечения младших воспитателей, работников прачки и пищеблока к проектной деятельности по здоровьесбережению с включением инновационных форм, методик и технологий оздоровления, то взаимодействие будет способствовать положительным результатам в сохранении и укреплении здоровья работников, приобщения их к здоровому образу жизни, а в следствии и физическом развитии наших воспитанников.
  2. Участники программы

Сотрудники  детского сада: администрация,                                                   воспитатели, старшая медицинская сестра, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель,учитель-логопед, педагог-психолог, работники прачки и пищеблока.

  1. Ожидаемый результат:
  • Улучшение соматических показателей здоровья;
  • Обеспечение запланированных показателей развития движений и двигательных способностей, снижение заболеваемости;
  • Сформированность гигиенической культуры;
  • Наличие потребностей в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения;
  • Индивидуализация физического развития;
  • Овладение навыками самопомощи в соответствующих ситуациях;
  • Осмысленное преобразовательное отношение к собственному физическому и психическому здоровью как единому целому, расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма к современным условиям жизни.
  1. Содержательный компонент.
  1. Формы и методы, используемые в программе:
  • Анкетирование сотрудников;
  • Спортивные  и оздоровительные мероприятия;
  • Памятки для педагогов;
  • Создание условий для безопасного и здоровьесберегающего труда;
  • Соблюдение гигиенических норм и правил;                                                              
  • Релаксации;
  • Очные упражнения, тренинги, семинары-практикумы;
  • Ультрапарадаксальнаяпсихотеропия;
  • Диагностирование профессионального выгорания;
  • Оптимизация педагогическойнагрузки;
  • Составление графика работы для сотрудников и расписания ОД для воспитанников с учетом всех требований санитарных норм и правил;
  • Вакцинация против гриппа;
  • Консультации по запросам сотрудников;
  • Анализ отзывов и предложений о проведенных мероприятиях.
  1. Методы и методики оздоровления.
  • Методики, направленные на развитие органов дыхания.Методика парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой направлена на лечение и восстановление голоса. Суть методики - в активном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Внимание на выдохе не фиксируется, он должен происходить самопроизвольно.
  • Методики, направленные на повышение резистентности организма.
    Массаж пальцев. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце.
  • Методики, направленные на коррекцию зрения
    Метод коррекции зрения В.Ф. Базарного заключается в том, что для периодической активизации зрительной координации используются схемы зрительно-двигательных проекций (тренажеры для коррекции зрения).Метод улучшения зрения У.Бейтса и М.Корбетт. Используются некоторые приемы, с помощью которых можно снять глазное напряжение.
  • Методики, направленные на развитие двигательной активности.
    Ритмическая гимнастика является одной из разновидностей оздоровительной гимнастики. Она укрепляет опорно-двигательный, аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, способствует формированию правильной осанки, развитию музыкальности. Ритмическая гимнастика включает общеразвивающие, силовые, акробатические упражнения, элементы художественной гимнастики, прыжки, бег, танцевальные движения с элементами современных и народных танцев.
  • Методики, направленные на профилактику ОРЗ.
    Массаж биологически активных зон (по А.А. Уманской). Массаж активных жизненных точек повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Во время массажа организм человека начинает вырабатывать свои собственные лекарства (интерферон). 
    Аэрофитотерапия (по Ю.В. Акимову и И.Ф. Остапчук) основана на использовании фитонцидов эфиромасличных растений, обладающих биологической активностью и способностью проникать через органы дыхания в организм человека и оказывать на него целительное действие.
    Фитотерапия (по Н.И. Куракову) заключается в полоскании горла, ингаляциях и пульверизациях настоями лекарственных растений с профилактической и лечебной целью.Закаливание водой, воздухом и солнцем — один из общепринятых методов неспецифической профилактики ОРЗ. Эффективными являются контрастные методики в пульсирующем режиме, основанные на данных Г.Н. Сперанского, Ю.Ф. Змановского, Р.П. Нарциссова, СВ. Хрущева.
  • Методы, направленные на коррекцию психического состояния.
    Психогимнастика - невербальный метод групповой психотерапии, в основе которой лежит использование двигательной экспрессии. Это курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики (познавательной и эмоционально-личностной).
  • Коммуникативные игры (по К. Орфу, В.А. Жилину, Т.Э. Тютюнниковой и Е.В. Рыбак) способствуют формированию положительного микроклимата в коллективе.
  • Музыкотерапия (по И.Р. Тарханову, М.Я. Мудрову, О.А. Машкову) — эффективный метод профилактики и лечения неврозов. Музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов — мозговых биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом, регулирует дыхание.
  • Методики, направленные на повышение работоспособности.
    Динамические паузы, являясь одной из форм активного отдыха во время малоподвижнойпрофессиональной деятельности, повышают умственную работоспособность и дарят «мышечную радость» (И.П. Павлов). Кратковременные физические упражнения под музыку вызывают возбуждение определенных отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия для отдыха ранее возбужденных отделов.
    Релаксационные упражнения.  Они способствуют расслаблению.
  • Методы оздоровления окружающей среды
    Цветотерапия (по В.М. Бехтереву, Э.М. Гейлу, Э.Д. Бэббиту). Правильно подобранная цветовая гамма помогает создать хорошее настроение и повышает работоспособность человека.Флора-дизайн помогает очистить воздух замкнутых помещений с помощью растений, активно абсорбирующих вредные вещества  (по опытам NACA).Арттерапия основывается на чувственно-образной природе искусства и его влиянии на эмоции, настроение человек (А.Г. Заховаева, А.И. Копытин).
  1. Этапы реализации программы:

I этап -  Информационно-подготовительный:

Цель: Изучение возможностей и потребностей коллектива по оздоровлению.

Проводимая работа:

  1. Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережениюсреди сотрудников:
  • исследование состояния коллектива;
  • диагностика физической подготовленности сотрудников;
  • анкетирование педагогов.
  1. Изучение  научно-методической литературы по проблеме:
  • новых методик и технологий физического развития и оздоровления сотрудников;
  • анализ существующих   инновационных форм работы методической службы;
  • подбор новых более эффективных форм работы с коллективом.

Ожидаемый результат:

Педагоги, специалисты, медицинская сестра детского сада теоретически подготовлены к проведению экспериментальной работы (изучена литература, проанализированы ресурсы, спланирована работа, проведен мониторинг).

II этап - внедренческий:

Цель: Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательный процесс детского сада. Организация здоровьесберегающей среды. 

Здоровьесберегающая среда - комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных мер, обеспечивающих педагогу психическое и физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую среду в семье и учреждении.

К основным характеристикам этой среды следует отнести:

  • морально-психологический климат;
  • экологию и гигиену;
  • современный дизайн;
  • рациональный режим жизни, труда и отдыха;
  • современные здоровьесберегающие методикии технологии.

Ведущими принципами организации здоровьесберегающей среды являются:

  • динамизм (возможность изменения, преобразования);
  • открытость (связь с социумом);
  • гибкость (учет возможностей, как субъектов образования, так и социально- культурного пространства);
  • саморазвитие и взаимосвязь педагогических подсистем (воспитание, образование, развитие, управление).

Содержание программы реализуется в 4 направлениях, в зависимости от деятельности узких специалистов ДОУ.

Инструктор по физической культуре

  • Способствовать формированию у педагогов умения и желания заботиться о своём здоровье;
  • Формировать потребность в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности.

Педагог-психолог

  • Способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами;
  • Снятие эмоционального напряжения педагогов.

Музыкальный руководитель

  • Развитие здоровья средствами музыкального искусства.

Учитель-дефектолог

  • Повышение компетентности педагогов по сохранению и укреплению здоровья.

Ожидаемый результат: Внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды деятельности. Расширение кругозора детей в вопросах сохранения здоровья и организации ЗОЖ, повышения психофизических способностей и общего развития, обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей, снижение заболеваемости и заинтересованности родителей данной проблемой.  Улучшение материально-технической базы детского сада и оснащение его методической литературой.

IIIэтап- заключительный, оценочный:

Цель:  Оценка эффективности форм и содержания здоровьесберегающих технологий. Совершенствование результатов проекта.

Проводимая работа:

Исследование эффективности проводимой работы деятельности на основе анализа мониторинга:

  • исследование состояния здоровья педагогов  за 2 года;
  • мониторинг валеологических знаний и умений педагогов;
  • проведение спортивных праздников, дней здоровья, участие в спартакиаде, городских соревнованиях, творческих отчетах в конце учебного года и т.д.

Заключение

Проблема программы подтвердилась: проводимая работа достаточно эффективна, результативна и позволяет  не только сохранить здоровье педагогов, но и сформировать у них знания о культуре здоровья, повышает мотивацию на здоровый образжизни, создает условия для раскрытия индивидуальных возможностей и резервов организма. Работа по сохранению здоровья педагогов – дело необходимое и благодарное. Это самый надежный путь к воспитанию здоровых детей и формированию здорового общества.

IV этап – презентационный: 

Мультимедийная презентация инновационного опыта «Здоровый сотрудник» педагогическому сообществу на муниципальных методических мероприятиях.

  1. Результативный компонент.

В результате в коллективе снизился уровень заболеваемости, а также сформировались:

  • представления о здоровом образе жизни;
  • интерес к творческой деятельности;
  • грамотное использование различного спортивного оборудования и физкультурного инвентаря;
  • осознание  необходимости и значимости здоровогообразажизни, а также “видение” и реализация путей совершенствования здоровья;
  • активность педагогов, проявляющаяся в участии в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

В ходе наблюдений за деятельностью педагогов, в рамках программы«За здоровый образ жизни», изучения материалов по формированию здорового образа жизни, мы пришли к выводу, что педагог, который заботится о своем здоровье, может воспитать здорового ребенка.

Материально -  техническое оснащение и оборудование, пространственная организация среды детского сада соответствуют требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей и сотрудников.

В детском саду есть музыкальный зал, медицинский кабинет, изолятор,  спортивные уголки  и «Уголки здоровья» в группах (оборудованные физическими пособиями и инвентарем), спортивная площадка - все, что необходимо для проведения работы с детьми по физическому развитию и формированию основ ЗОЖ.

Систематически проводятся: утренняя ритмическая гимнастика, как средство тренировки и закаливания организма, занятия по физическому развитию в зале и воздухе, подвижные игры на прогулке, физкультминутки.  Организованы занятия в кружках физкультурно-спортивной направленности: «Здравствуй!», социально-педагогической направленности «Познай себя»,   работа которых направлена на приобщение  детей к  здоровому образу жизни,   профилактике плоскостопия у детей, укреплению опорно-двигательного аппарата. 

  1. Список использованной  литературы:
  • Научно методический журнал «Инструктор по физкультуре», №5,2017г. №6, 2017г. №7, 2017г. №8, 2017г.
  • Пособие для педагогов ДОУ «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников», Москва, 2010г.
  • Учебно-методические журналы: «Обруч», «Практика управления ДОУ»,2014г.
  • Интернет ресурсы образовательных и оздоровительных порталов.
  • Технология проектирования в ДОО,-М.:ТЦ Сфера,2019г.,-112с.
  • Управление детским садом №5,2019г.
  • Ультрапарадоксальная психотерапия Косенкова.
  • Диагностика профессионального выгорания, адаптация Н.Е.Водопьяновой. Авторы: К.Маслач, С.Джексон.
  • Артемьева, Т. Система Амосова / Т. Артемьева // Будь здоров. – 2010. – № 1. – С. 32-39. О системе оздоровления.
  • Генеральная уборка организма // Будь здоров. – 2010. – № 2. – С. 20-24. Очищение организма.

 Приложение №2

Анкета для оценки синдрома эмоционального выгоранияИнструкция. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, представленные ниже. Отметьте ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя

Вопросы

Почти никогда

Редко

Часто        

Почти

всегда

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня

2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой

3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня

4. После рабочего дня я могу срываться на своих близки

5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела

6. Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после рабочего дня.

7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье

8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил

9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей

Интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются по 4-х балльной шкале: "0" — почти никогда. "1" — иногда. "2" — часто, "3" — почти всегда.Суммарный показатель менее 3-х баллов можно оценить как низкий. 3-12 средний, выше 12 — как высокий показатель эмоционального выгорания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение понятий о здоровом образе жизни Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.

Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни. Что нужно делать, чтобы ...

Формирование здорового образа жизни. Понятие о здоровом образе жизни. Приемы его формирующие.

Дать детям понятие о здоровом образе жизни. Научить основным приемам его формирования.Объяснить огромное значение правильного отношения к своему здоровью.Понятие здоровья и здорового образа жизни...

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?...

«Что такое здоровье? Значение здорового образа жизни». «Взаимодействие ДОУ и семьи - результат успеха в воспитании здорового образа жизни дошкольников».

Одному древнему философу задали вопрос: “Что является ценным для человека – богатство или слава? ” И он ответил так: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастл...

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?

Наша работа будет эффективна при вашей поддержке, родители!Родители должны поощрять детей в спортивных занятиях, обязательно подбадривать их, тем самым вселяя уверенность в полезности занятий физкульт...

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?

Разработала: воспитатель МДОУ  ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30города Железногорска Курской областиСнегирева Татьяна Ивановна...