"Ребята - Туристята"
материал по физкультуре (старшая группа)

    Туризм – это самый интересный вид активного отдыха, который воспитывает экологическую культуру и является актуальным.  Туризм не ставит никаких ограничений ни по физической подготовке, ни по возрасту.  Известный педагог М.Н. Дедулевич подчёркивает огромное значение простейшего туризма в физическом, экологическом и духовном развитии ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Воспитание экологической  культуры дошкольников
     через активные формы физкультурно-оздоровительные работы

                                                                                                «Ты вспоминаешь не страну  большую,                                                                                                              

                                                                                    Какую ты изъездил и узнал.

                                                                                              Ты вспоминаешь Родину – такую,

                                                                                            Какой ее ты в детстве увидал»

                                                                                                                                                К. Симонов

                                                                                                                                           

     Уважаемые коллеги Тема моей презентации «Ребята - туристята»                                                                                                                         Цель:  воспитать экологическую культуры через активные формы физкультурно – оздоровительные работы.                                                                             Задачи, вы можете видеть на слайде.                                                                                         

    Туризм – это самый интересный вид активного отдыха, который воспитывает экологическую культуру и является актуальным.  Туризм не ставит никаких ограничений ни по физической подготовке, ни по возрасту.                                  Известный педагог М.Н. Дедулевич подчёркивает огромное значение простейшего туризма в физическом, экологическом и духовном развитии ребёнка.                                                                                                                                    

   Туризм способен удовлетворить самые разные стремления людей. Каждый в нём избирает для себя ту сложность, тот вид туризма, который более всего способствуют его устремлениям, интересами возможностям.                                                                                              Туризм даёт  простор для реализации различных увлечений, наилучшие возможности для воспитания характера и для объединения детей по интересам. Это общение с природой и друзьями, познание своей Родины, открытия новых путей и уникальных природных явлений.                                                                                                                                                   Доказано, что усвоение любой познавательной информации, в том числе и экологического содержания, эффективно при непосредственной включенности детей в двигательную деятельность.                                                                                                              

   Главная задача обучения и воспитания детей заключается не в передаче им готовых знаний, а организации такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения проблемных задач. Полученные знания дети применяют на практике, используя их в своих играх и при выполнении обучающих заданий.                                                                                                                                                                 Для знакомства с туризмом, мною были использованы, такие формы работы — это беседа, в которой познакомила детей с разными видами туризма.                  - Физкультурные занятия в зале и на воздухе,  которые формируют творческое отношение ребёнка к миру и к себе, способствуют общению ребенка с природой ближайшего окружения, воспитывает осознанное отношение к своему здоровью, умение управлять своим телом и др.;                                                                                        -    Праздники и досуги, которые обучают  детей объективной оценке положительных и отрицательных явлений нашей жизни, элементам этикета, правилам поведения в обществе, удовлетворяющие детский интерес в  активном  познании окружающей среды;              - Подвижные игры и упражнения экологической  направленности предусматривают применение специальных физических упражнений и экологически ориентированных  игр, имитирующих объекты и явления живой и неживой природы, деятельность в природе и др.                                                                                                                                                                          

  Такие занятия, как правило, имеют конкретный природоведческий сюжет, что позволяет воспитанникам, погружаясь в предлагаемые обстоятельства, ставить себя на место живых объектов и таким образом знакомиться с их жизнью изнутри.                                                                                                                                           Опыт показал, что  физкультурно-экологические занятия и мероприятия оказывают положительное влияние на развитие различных сторон личности ребёнка:                               — расширяют представления о животном и растительном мире, природных и общественных явлениях;                                                                                                  — способствуют формированию эмпатии, т.е. способности сопереживать другим людям, растениям, животным, создают предпосылки для осознания необходимости беречь и охранять всё живое;                                                                                                         — оказывают положительное влияние на способность анализировать и понимать речь педагога, создавать по словесному описанию мысленный образ;                                               — стимулируют развитие образного и логического мышления.

      Проведению данных мероприятий сопутствуют радостная обстановка, музыка, смех и веселье. Поддержанию интереса, созданию хорошего настроения способствуют сюрпризные моменты — сказочные и литературные персонажи, подарки и призы для участников.                                                                                                                                        Физкультурные праздники досуги экологической тематики расширяют и систематизируют знания в области экологии,  основ безопасной жизнедеятельности  «Солнце, воздух и вода — наши верные друзья», «и др. наряду со специально подобранными подвижными играми и упражнениями включают поединки детей с врагами здоровья (лень, неряшливость, страхи и др.), встречи и беседы участников с добрыми и злыми персонажами, формирующими положительное отношение к закаливанию, физкультуре, гигиеническим процедурам, режиму дня.                                                                                          

     Туристические походы и экскурсии в системе физкультурно-оздоровительной работы учреждения дошкольного образования являются одной из форм развития экологической культуры  воспитанников.                                                                                                               Организация прогулок-походов в близлежащую лесопарковую зону, разработка экологических маршрутов для экскурсий по территории учреждения дошкольного образования способствуют комплексному решению оздоровительных, образовательных задач  по воспитанию экологической культуры .                                                                                                                  

    Оздоровительная ценность туристской деятельности заключается в активизации двигательной активности детей на свежем воздухе. Ходьба с грузом и дозированной физической нагрузкой укрепляет костно-мышечный аппарат ребёнка, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, повышает сопротивляемость организма к внешнесредовым воздействиям.                                                                                          Образовательное (познавательное) значение простейшего детского туризма проявляется в приобретении, закреплении и совершенствовании экологических представлений воспитанников о родном крае, временах года, об изменениях в природе, о зависимости изменений живой природы от изменений в неживой и др. Расширяются знания детей о правилах поведения в природе и её охране.                                                                                                      

    Благодаря постоянному перемещению по местности  развивается пространственная ориентация воспитанников, умение действовать по предложенному плану, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности. Немаловажную роль играет целенаправленное формирование у детей специальных туристических умений, которые они смогут применить не только в организованной, но и в самостоятельной двигательной деятельности.                                                                                                                          

    Воспитательное значение туристических походов и экскурсий обусловлено коллективной сущностью данных мероприятий, формирующих социально необходимые нравственные качества современной личности, её экологическую культуру. Дети учатся замечать затруднения окружающих, проявлять внимание к ближним, их переживаниям, радоваться успехам своих товарищей, сопереживать в случае неудачи, правильно оценивать свои и чу. Занимались экотуризмом – это разновидность природного туризма, когда дети путешествуют с научно – познавательными целями.                                                                       Были проведены соревнование между 2 командами «Собери мусор».                                                                                         Выучили комплекс упражнений «Поймай комара».                                                                                                            «Сдуй комара».                                                                                                                                                Играли в подвижную игру на ориентацию в пространстве «Капельки». Дети бегают врассыпную по площадке, по команде: облака – собираются в круги, берутся за руки, потом снова разлетаются, по команде: капельки упали на землю – приседают.                                                                                                     Упражнения на внимание «Небо, воздух, земля». Небо – руки вверх, воздух - руки в стороны, земля - присесть.

      Разнообразные природные условия в походе помогают успешно проводить работу по развитию движений в различных вариантах и самыми разнообразными способами: ( ходьба змейкой между деревьями, ходьба по поваленному дереву, прыжки, доставая ветку дерева .                                                                                                                                                                        

   Закрепить знания природных явлений помогают также подвижные игры.                           Например: "Кто больше соберет шишек" ( дети рассматривают шишку, где растет, что с ней можно делать и развивают свои скоростные навыки ); "Солнышко и дождик" ( дети закрепляют знания что такое дождь, что можно под ним промокнуть , развивают внимание ); "Найди свой листок" ( закрепляют название деревьев, у какого дерева какие листья, развивают быстроту и ловкость.                                                                                                                                                

   Очень нравятся детям нетрадиционные занятия с элементами методики Л.Д. Глазыриной.  На этих играх-занятиях используется все то, что окружает ребенка повсюду: веточки, лужицы, прутики, листики, камешки, карандаши, мячи и многое другое.                                                                                                                                     На этих занятиях дети не только играют со всем этим, развивая свои физические данные, но и повышают уровень экологической культуры.                                                                                                         Но больше всего детям нравятся спортивные развлечения и праздники, где в играх, соревнованиях можно закрепить ранее полученные знания и умения по всем направлениям.

Упражнение с прыжками «Перепрыгни ручеёк».                                                                               С помощью 2-х веревок на земле выкладывается «ручеёк». Дети, стоя в шеренге (вдоль ручейка), стараются его перепрыгнуть.                                                                                             Игра «Съедобные - несъедобные». Если взрослый называет съедобный гриб, дети вытягивают руки вперёд, несъедобный – прячут руки за спину.                                                      Вариант 2. На съедобный – приседают «срывают гриб», несъедобный – встают, прячут руки назад.                                                                                                                                                                                     Игра с бегом и координацией в пространстве «Раз, два, три к дереву (кустику) - беги». Закрепляем знания о деревьях, кустарниках, учим различать их по листьям и плодам.

    Недаром считается, что главное в воспитании экологической культуры дошкольников это взаимосвязь экологического воспитания со всеми сторонами детской деятельности.

    Чем крепче будет это взаимосвязь, тем лучше будет результат

Опыт показал, физкультурно-экологические занятия оказывают положительное влияние на развитие различных сторон личности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Туристская викторина "Туристята-ребята" (подготовительная группа)

Провести итоговый  контроль знаний и умений, простейших элементов туризма, полученных участниками мини-проекта....

Спортивный праздник «ребята – туристята»

праздник проводиться как итоговое занятие по физкультуре и экологии...

Ежедневное планирование в средней группе по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы на тему «Мы ребята – туристята»

Ежедневное планирование деятельности воспитателя по программе "От рождения до школы" для средней группы на тему "Мы ребята - туристята"....

План открытой недели "Мы ребята - туристята" и "Растём здоровыми и весёлыми"

В плане открытой недели подробно описаны все проводимые мероприятия по данной теме....

"Мы ребята туристята"-спортивный для детей подготовительной группы.

Развивать физические и нравственно-волевые качества, творческое воображение, учить придавать предметам образ, умение ориентироваться по карте.Развивать у детей ловкость, внимание, быстроту реакци...

"Мы ребята-туристята"-спортивный досуг для детей подготовительной группы.

Развивать физические и нравственно-волевые качества, творческое воображение, учить придавать предметам образ, умение ориентироваться по карте.Развивать у детей ловкость, внимание, быстроту реакци...

Проект «Мы ребята – туристята»

В материалах представлены две презентации - аннотация к проекту и итоги проекта "Мы ребята - туристята!"...