Воспитательная практика
методическая разработка по физкультуре

Игнатенко Татьяна Николаевна

Предварительный просмотр:

Борисовский район, п. Борисовка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад «Сказка»

Региональный конкурс воспитательных практик «Поговорим о важном»

Номинация:

«Воспитательная практика в деятельности педагога

дошкольного образования»

Воспитательная практика:

 «Военно – спортивная игра «Зарница», как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников старшего возраста»

Авторы:

Игнатенко Татьяна Николаевна

инструктор по физической культуре

 высшей категории,

Колмыкова Светлана Сергеевна

воспитатель высшей категории

Номинация практики: «Воспитательная практика в деятельности педагога дошкольного образования»

Игнатенко Татьяна Николаевна – инструктор по физической культуре.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Сказка»

 Название воспитательной практики:

«Военно – спортивная игра «Зарница» как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников старшего возраста»

Цель воспитательной практики» сохранение и укрепление традиций, связанных с патриотическим воспитанием дошкольников в рамках военно-спортивной игры.

Задачи воспитательной практики:

          - формировать у детей представление об игре «Зарница», как о мирном соревновании;
         - объединять усилия семьи и ДОО для решения задач 
военно-патриотического воспитания старших дошкольников;

- обобщать и конкретизировать знания детей о российской армии и о военных профессиях, воспитывать положительное отношение к истории своей страны, уважительное отношение к военной службе.
          - развивать чувство ответственности, умение работать в команде,  силу, ловкость, выносливость, сноровку, быстроту, координацию движений, развивать творческое мышление;

- формировать патриотические чувства в подрастающем поколении: гражданскую ответственность, любовь и преданность своему Отечеству, к своей малой Родине на основе ярких впечатлений, полученных от игры.

- воспитывать нравственные качества: патриотизм, инициативу, самостоятельность, ответственности, дисциплинированности, взаимопомощь, дружбу.

Участники воспитательной практики; дети старшего дошкольного возраста, педагоги и родители.

 Идея воспитательной практики:

События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность.

«Вопрос о патриотическом воспитании молодёжи – это разговор о самом важном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество в конечном итоге укреплять нашу страну»  В. В. Путин.

В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

Понятие «патриотизм» понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к  месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы  интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков. 
Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т.к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Ценностно смысловое наполнение воспитательной практики:

Формирование  у  дошкольников  нравственных  чувств таких  как  патриотизм,    происходит  через организацию  специально  разработанных  физкультурных  занятий, досугов, праздников,  тем  самым  прослеживается  тесная  связь  физического воспитания с нравственным, с воспитанием в духе патриотизма.

Одним из важнейших средств воздействия на ребенка-дошкольника при формировании нравственно-патриотических чувств является игра.

Она приучает  к дисциплине, исполнительности, организованности, воспитывает волю, настойчивость, умение дружить. Военно-спортивная игра «Зарница» поможет педагогам в воспитании у детей качеств, которые необходимы защитнику Родины, а так же чувства взаимопомощи, выдержки, находчивости, смелости и упорства.

Игра имеет свои характерные признаки и особенности: решение нестандартных задач, использование специальных двигательных навыков преодоление препятствий, умение выполнять приказы командира и контролировать свои действия.

Описание основных этапов реализации воспитательной практики:

На первом организационном этапе была создана  творческая группа и составлен план работы по распределению обязанностей, назначены ответственные на каждом этапе при подготовке к игре и ее  прохождению. В состав творческой группы вошли несколько родителей и педагоги. Сбором материала, составлением конспекта, подбор музыкального сопровождения, составление маршрутов для команд и игровой атрибутикой военной техники  была ответственной инструктор по физической культуре.

На втором этапе велась основная работа в тесном сотрудничестве с педагогами, родителями, детьми в разных направлениях: игровой, творческой, познавательной деятельности. В целях развития интереса у детей к Российской армии, воспитателями групп проводятся цикл тематических занятий по ознакомлению с военными профессиями, знакомство с родами войск, особенностями службы в мирное время.

Организуются встречи с юнармейцами военно-патриотического клуба «Обелиск». Ребята демонстрируют дошкольникам военную форму, учебное оружие, знакомят с его видами, показывают, как разбирать и собирать оружие. Организуются встречи с воинами – интернационалистами, которые рассказывают  об афганской войне, где наши солдаты проявили силу, мощь и отвагу, верность воинской присяге.

В Историко-краеведческом музее детского сада, проходят экскурсии и занятия в экспозиции музея «Никто не забыт – ничто не забыто». Большая работа проводится с семьями воспитанников, родители собирают материалы и делают альбомы о своих родственниках воевавших в годы ВОВ. Дошкольники закрепляют знания о Великой Отечественной войне знакомятся с героями нашего посёлка, участниками ВОВ.

В детском саду проходит эстафета победы, дети принимают участие в Челленджере, передают знамя победы по группам. При этом знакомятся с героическим прошлым нашей Родины, слушают песни военных лет, читают стихи.

В целях формирования у подрастающего поколения активной гражданской позиции через соблюдение воинских ритуалов и военных традиций, стало традицией проводить смотр строя и песни. Дети учатся ходить в строю, перестраиваться, слушать своего командира, маршировать и петь патриотические песни.

Педагогами проводятся Клубные часы по нравственно - патриотическому воспитанию. Каждая станция в Клубном часе имеет свое предназначение, это лего конструирование военной техники, изготовление открыток для защитников отечества, военные игры, изготовление газеты, слушание и пение песен военных лет.

Дети с удовольствием принимают участие в акции «Письмо солдату».

В преддверии праздника Победы в детском саду проходит «Бессмертный полк», дети с гордостью несут портреты своих прадедушек и прабабушек, под песню «День Победы».

На третьем этапе проходит Военно-спортивная игра «Зарница». В завершении игры  все участники образовательного процесса подводят итоги и берут на заметку те моменты, которые необходимо устранить в дальнейшей работе.

 Результаты воспитательной практики:

Военно-спортивная игра «Зарница» была и остается настоящим уроком патриотизма и мужества. Она повышает интерес к военной профессии, воспитывает уважение и вызывает желание подражать им, быть твердыми духом, выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на помощь товарищу, воспитывает командный дух и сплоченность детского коллектива.  

Включенность родителей в образовательную деятельность  позволяет организовать партнерское взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений

Море позитивных эмоций, радости и счастья можно увидеть в глазах ребят и азарта у родителей во время игры. А если они ещё и одерживают победу, то детскому восторгу и счастью нет предела!

Отзывы об игре «Зарница» со стороны детей и родителей исключительно положительные, что подтверждает необходимость и эффективность наших мероприятий.

Место воспитательной практики:

Военно-спортивная игра «Зарница» является исторически сложившимся средством военно-патриотического воспитания детей.

Военно-спортивной игре присущи основные черты любой игры ребят: познавательный характер и разнообразие игровых мотивов, целей, активности действий, высокая эмоциональность, жизнерадостность. Но вместе с тем военно-спортивная игра имеет свои характерные признаки и особенности. К ним следует, прежде всего, отнести:

  • наличие элементов героики;
  • в военно-спортивной игре деятельностью команды руководит командир, он отдает приказы, ставит перед ними задачи, планирует и организует их выполнение;
  • выполняя свои обязанности в игре, участник вынужден мысленно предвидеть возможный ход и результат своих действий, сравнивать их с тем, что было задумано, следить за обстановкой, контролировать свое поведение;
  • разнообразные упражнения, применяемые в игре (в ходьбе, беге, прыжках, метании, наблюдательности, первой помощи, навыках походной жизни, строевых упражнениях и пр.) являются по духу спортивными, проводятся обычно в соревновательной форме, что особенно привлекает ребят.

Таким образом, рассматривая вопрос о сущности детской военно-спортивной игры, следует исходить из общего представления об игре, как исторически возникшем виде деятельности детей, познание предметной и социальной деятельности, как одном из средств физического, умственного и нравственного воспитания подрастающего поколения.

В этом заключается и функция игр для военно-патриотического воспитания, и истоки интереса ребят к этим играм, серьезного и творческого отношения к ним.

Сценарий военно-спортивной игры «Зарница»

Место проведения: стадион в парке поселка.

Командное снаряжение: маршрутные листы, военная форма у участников.

Ведущий: Дорогие друзья! Сегодня мы с вами поучаствуем в военно-спортивной  игре «ЗАРНИЦА», чтобы доказать, что мы смелые, ловкие, сильные и никогда не оставим друзей в беде и будем готовы встать на защиту Родины.

В нашей игре участвуют две команды, у каждой команды будет свой военный корреспондент, который будет следить за прохождением этапов и  санитар, который будет следить за самочувствием участников.

Команде необходимо пройти 7 этапов под руководством капитана команды. Цель пройденных этапов, получить секретный пакет от военного корреспондента и как можно быстрее прийти в штаб.

В каждой игре существуют свои правила, не выполняя определенных правил в военной игре, играющий рискует стать раненым и отправляется в «Медсанбат» покидая поле.

Товарищи бойцы, к выполнению боевого задания готовы?

Команды в две шеренги становись. Равняйсь, смирно…

Направо…налево…кругом …на месте шагом марш……стой раз…два

А сейчас, каждая команда получит свой маршрутный лист и приступит к выполнению своего задания.

Капитаны команды подходят для вручения маршрутного листа.

Каждая команда начинает свой путь с определённого места (команды будут продвигаться навстречу друг другу, у каждой команды свой маршрутный лист)

Отрядам приступить к выполнению задания.
Отряды группируются, находят то место, откуда нужно начать выполнение задания, начинают свой маршрут по команде горна,  выполняя поочерёдно одно задание за другим.

Команды двигаются навстречу друг другу, одна команда идет по внешней стороне, другая по внутренней.

(Под звуки горна команды приступают к выполнению задания)

Маршрутный лист

1 этап «Огневой рубеж»

«Сбей вражеский танк, пройдя болото»
          Пройти дистанцию наступая на круги. Взрослый ставит ребенка на ноги или берет его на руки, шагая из круга в круг. Дойдя до красной линии,  вдвоем метают «гранаты» (мячи). С расстояния 3 метров стараются попасть в мишень – «макет танка».  В конце пройденного этапа забрать секретный пакет.

Правила игры: Выполнять дистанцию в эстафетном порядке. Нельзя переступать черту, иначе можешь «взорваться вместе с танком»

Атрибуты:

- 2 красные палки

- 2 ящика с прикрепленными танками

          - 46 мячей

- 2 мешка в которых лежат мячи для каждой команды

2 этап «Медсанбат»

Дети и родители выстраиваются в две шеренги (дети в одну, родители в другую). Папы, на одних носилках переносят по одному ребёнку, на вторых носилках друг друга, чтобы каждого  участника пронести на носилках.  Бойцов (детей и взрослых) оставлять  у медсанбата.  В конце пройденного этапа забрать  секретный пакет.

Правила игры: За переносом солдат следит Командир

Атрибуты:        

- Носилки - 4 штуки

3 Этап «Саперы»

Дети на заминированном поле находят мины (соединённые стаканы) с осторожностью несут их к взрослым, которые их разминируют (снимают скотч и рассоединяют стаканы) и укладывают «обезвреженные мины» в  ящик.  В  конце пройденного этапа берут секретный пакет

Правила игры: пока дети находят в траве мины, взрослые, сгруппировавшись ожидают их для разминирования (скотч и мины складывают в ящик)

Атрибуты:

- Стаканы, скрученные 20 штук

- таблички « Заминировано»

- 2 ящика

4 этап: «Эрудит»

Военный кроссворд

Капитан команды зачитывает вопросы, команда отвечает, и капитан заносит письменно ответ.

Правила игры: команда села на привал (лавочку), командир зачитывает вопросы и записывает ответы.

Атрибуты:

 2 – кроссворда

- 2 ручки

- 2 подставки

5 этап: «Химическая тревога»
Команде одеть маски, взрослым натянуть простынь держа ее по углам 4 человека и провести под ней команду до следующего этапа

Правила игры: команда в масках не выходит за пределы натянутого купола (простыни)

Атрибуты:

- В рюкзаке у военного корреспондента лежат маски

- 2 простыни

6 Этап «Связисты»

Необходимо наладить связь со штабом, найти кабель (тонкая веревка, намотанная на палочку и привязанная одним кольцом к колышку). Команде необходимо продвигаться к телефону, который расположен на расстоянии 10 метров. Как только линия связи проложена, связисты подают сигнал флажком.

Правила игры: Команде необходимо сгруппироваться (стать паровозиком и держаться друг друга), капитан команды стоит во главе и прокладывает «кабель», команда находится за ним.

Атрибуты:

- 2 рации,

- 2 мотка ниток

- 2 кольца

- 2 палки

- 4 флажка

7 Этап «Склад боеприпасов»

Команда построилась друг за другом (взрослый и ребёнок в паре взявшись за руки) бегут к складу наполненными гранатами (кегли), берут по одному боеприпасу, возвращаются, кладут его в обруч и встают в конце строя

Правила игры: выполнять дистанцию в эстафетном порядке

Атрибуты:

- 46 кеглей

- 2 обруча

- 2 ящика

- 2 таблички «Склад боеприпасов»

Это должно быть написано для капитанов в маршрутном листе.

В конце дистанции раскрыть пакеты и собрать капитану вместе с детьми  слово из букв возле красной звезды одной команде и возле синей звезды другой команде. (Наследники победителей)

Завершающий этап «С песней легко в бою»

Две команды по очереди поют песню «Катюша» и «День победы»

Ведущий: Товарищи бойцы! вы отлично справились с заданием. Молодцы!  Все показали свою ловкость, сноровку, дружескую поддержку, смелость и решительность. В результате – победила дружба!

Под звуки военного марша совершить велопробег по стадиону.

Фото на память.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обзор социальных воспитательных практик в субъектах Российской Федерации.

Природоохранный социально-образовательный проект«Эколята – Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия....

"Новые формы воспитательных практик. Мероприятия. Воспитать человека 2021/2022"

Описание формы воспитательной практики в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья....

воспитательная практика

В настоящее время проблема нравственного воспитания детей остро стоит перед обществом. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромное количество информации: детский сад, кино, интернет. Вс...

Описание воспитательной практики Рождественская сказка «Елочка» в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

       Цель:- Приобщение дошкольников к народным традициям России. - Закрепить знания о празднике Рождество Христово.-  Познакомить с историей возникновения традиц...

Описание воспитательной практики «Рождественский Ангел»

Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы....

Описание воспитательной практики «Рождественские колокольчики»

Рождество - прекрасный праздник, который ассоциируется у многих с временем волшебства и милых подарков.  Сделанныесвоими руками подарки  впитывают энергетику своего творца и такой подар...