"Новые формы воспитательных практик. Мероприятия. Воспитать человека 2021/2022"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Новоженова Анна Сергеевна

Описание формы воспитательной практики в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городской конкурс профессионального мастерства
«Воспитать человека 2021/2022»

Номинация:
«
Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья»

ОПИСАНИЕ ОПЫТА
НОВЫХ ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК

«Мероприятия»

Автор:

Новоженова Анна Сергеевна,

воспитатель группы компенсирующей направленности
первой квалификационной категории

филиал МБДОУ «Надежда» №252

Орджоникидзевского района

Тел. +7(908)-906-71-32

Эл. почта: novozhenova.anna@mail.ru

Екатеринбург, 2021


Вводная часть.

Работая в дошкольном учреждении, ежедневно сталкиваюсь с неумением детей выразить свои мысли достаточно свободно и понятно. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на психологическое, социально-личностное развитие, на развитие общей и мелкой моторики. У некоторых ребят отмечается низкий уровень развития мимической мускулатуры, нет достаточной тонкости и плавности движений. Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ОВЗ, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе.

Воспитательная работа, по определению Е.В. Титовой – это устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуации, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение содержания воспитательной работы.

В процессе воспитания детей с ОВЗ активно использую форму воспитательных практик такую, как мероприятия.

Mероприятия – события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Мероприятия, как форма воспитательной практики, реализуют следующие задачи:

- просветительская: организация праздников, выставок, бесед. Позволяет расширять первоначальные знания о русском народном творчестве (пословицы, поговорки, загадки, докучные сказки). Формирует духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей. Формирует чувство собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других  национальностей.

- обучающая: мероприятия с приглашением специалистов (пожарные, врачи, полицейские и т.д.). Социальное партнерство в образовании – это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. Одним из которых, является расширение кругозора дошкольников (освоения предметного и природного окружения, развития мышления, обогащение словаря, знакомство с историей, традициями народа.

- развивающая: использование информационно-компьютерных технологий (виртуальные экскурсии, прогулки, онлайн – игры, обучающие занятия, участие в конкурсах). Представления и понятия у дошкольников бывают неполными, неточными, расплывчатыми, часто смешиваются по случайному или ассоциативному сходству. Многие, даже несложные причинно-следственные связи и зависимости оказываются им недоступными. Все это обусловливает необходимость специально организованного обучения детей в естественной обстановке. Такой формой обучения является экскурсия. Каждая экскурсия органически входит в систему занятий, занимая определенное место в ней. Занятия подготавливают детей к экскурсии, а экскурсии расширяют и конкретизируют знания. 

Таким образом, правильно организованные и строго продуманные мероприятия помогают успешно решать учебно-воспитательные задачи: активизируют познавательную деятельность дошкольников с ОВЗ, укрепляют связь обучения с жизнью, обладают большими воспитательными возможностями.


Основная часть

Одной из форм мероприятий, являются обучающие занятия с использованием информационно компьютерных технологий.

Конструкт занятия «Весна в поэзии и живописи» с использованием ИКТ технологии.

Цель: формирование представлений о весне; сезонных изменениях в природе; воспитание бережного отношения к пробуждению природы через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, исследовательской, продуктивной.

Задачи:

- закрепить представления детей о первых признаках весны; особенности жизни диких животных и птиц в период наступления весны;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

- учить устанавливать связи между условиями наступающего весеннего года и поведением животных, состоянием растительности;

- развивать стремление общаться со сверстниками в процессе деятельности;

- развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;

- развивать продуктивную деятельность детей, составление разрезной картинки;  

- воспитание творческой инициативы, бережного отношения к окружающей среде.        

Актуальность:

Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в значительной степени зависит от природного окружения. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.

На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю. Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у дошкольников глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.

Ознакомление дошкольников с природой — это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.

Знакомство с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями, формирует у детей такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления - знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней - важнейшие задачи каждого педагога.

Методическое обеспечение проектной деятельности:

- Художественная литература: стихотворения, загадки о весне;

- Наглядные пособия: репродукции картин, фотографии, презентация;

- Дидактический материал;

- Подбор музыкального сопровождения.

Материально-техническое обеспечение:

- Музыкальная колонка;

- Мультимедийное оборудование.

Предполагаемый результат:

- Обогащение речевого словаря детей;

- Познавательный интерес к исследовательской деятельности.

- Развитие у детей наблюдательности, творческой активности, сплочённости коллектива.

Ход занятия.

Слайд 2. Ребята кто-то испортил картины. Мы сможем их собрать, если отгадаем загадки. Смотрим и слушаем внимательно. https://youtu.be/ixQ4dUrV2LM 

Давайте соберем картинку и увидим что изображено. «Ручей». Ребята эту картину написал художник Борис Щербаков. (рис. 1).

Слушаем следующую загадку. Капель правильно. Эту картину написал художник Степан Нестерчук (рис. 2).

Слушаем следующую загадку. Ледоход правильно. Эту картину написал художник Константин Коровин (рис.3).

Ребята не только художники, но и поэты вдохновлялись красотой природы. Давайте послушаем. (Прослушивание стихов и просмотр подбора иллюстраций весенних месяцев)

Слайд 3. Как описывает поет весну? О каком месяце идет речь? Как вы догадались? Давайте поиграем, назовем признаки марта, отвечая на вопросы.

Погода какая?: холодная. Весна: ранняя. Небо: пасмурное. Солнце: не яркое. Ветер: прохладный. Снег: мокрый. Деревья: голые. Одежда: теплая. Птицы: перелетные.

Слайд 8. Предлагаю вам послушаем следующее произведение. О каком месяце идет речь? Как вы догадались? Давайте поиграем назовем признаки апреля отвечая на вопросы.

Природа что делает?: оживает, просыпается, пробуждается, оттаивает. Весна: наступила, пришла. Снег: тает. Ручьи: журчат. Почки: пробиваются, набухают, лопаются, расцветают. Солнце: светит, пригревает. Трава: зеленеет. Животные: просыпаются. Птицы:  прилетают, щебечут.

Слайд 13. Предлагаю вам послушаем следующее произведение. О каком месяце идет речь? Как вы догадались? Давайте поиграем «Один-много».

Цветок, бабочка, лист, птица, трава, лужа, дождь, туча, луч.

Слайд 18. Ребята давайте представим, что наша кисть это солнышко, а пальчики это лучики поиграем с ними.

Слайд 19. Ребята давайте мы вместе напишем рассказ о весне вставляя недостающие слова, если подберем слово верно, она появится на экране. (На карточках написаны слова, дети читают и подбирают подходящее слово) (рис.4)

Слайд 20. Итак, ребята, где мы можем увидеть красоту природы весной? В поэзии или в живописи авторы более ярко описывают природу? С какими трудностями мы столкнулись при изучении поэзии и живописи? Что больше всего вам запомнилось и заинтересовало вас?

Заключение

Используя воспитательную практику – мероприятие, в реализации развивающих задач, посредством компьютерных технологий, дети с ограниченными возможностями здоровья получают объемное визуальное описание темы занятия. Музыкальное сопровождение усиливает восприятие художественных произведений искусства. Анализируют изменения явлений природы каждого месяца, через эмоциональную выразительность стихов. В процессе практической деятельности воспитанники развивают навык работы в команде, внося свой вклад в общее дело, совместно стремятся к единой цели.

Таким образом, используя в своей работе с детьми с ОВЗ мероприятия, как вид воспитательных практик, организую содержательную жизнь детей, наполненную интересными событиями, совместными делами, играми, возможностями выбора каждым ребенком деятельности по интересам, средств осуществления замысла.    


Приложение №1

Разрезные картинки

Рис.1

Рис. 2

Рис.3


Приложение №2

Стихи.

Галина Новицкая.

Вскрылись 
Чёрные дороги 
Солнце греет горячо, 
Но в сугробе, 
Как в берлоге, 
Марту 
Дремлется легко. 
По нему ещё 
На лыжах 
Пробегают смельчаки. 
Спит он сладко 
И не слышит, 
Что смеются ручейки.

Самуил Маршак

Апрель

Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.

Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.

Федор Тютчев

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Все вторит весело громам.


Приложение №3

Карточки со словами.

РАННЯЯ

ЯРКО

ТЕПЛЫЕ

БЕЛЫЕ

ПРОХЛАДНЫЙ

ПРОТАЛИНКИ

ПОДСНЕЖНИКИ

ГРАЧИ

ЗВОНКИЙ

Рис. 4


Приложение №4

Презентация к занятию.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательных мероприятий для дошкольников 6-7 лет на 2021-2022 учебный год

Данные мероприятия, направлены на создание условий для самореализации и самовоспитания дошкольников, их конструктивного взаимодействия с социумом и окружающей средой....

Календарный план воспитательных мероприятий с детьми раннего возраста на 2021 -2022 уч.год

Цель: создание условий для самореализации и самовоспитания дошкольников, их конструктивного взаимодействия с социумом и окружающей средой....

Календарный план воспитательно - образовательной работы на сентябрь 2021 - 2022 у/г.

Календарный план   воспитательно - образовательной  работы на сентябрь 2021 - 2022 у/г....

План воспитательных мероприятий План работы по взаимодействию с семьей на 2021 – 2022 г

План воспитательных мероприятийПлан работы по взаимодействию с семьейна 2021 – 2022 г...

Тематический план воспитательной работы младшей группы «Солнышко» 2021-2022 учебный год

Тематический план воспитательной работы младшей группы «Солнышко» 2021-2022 учебный год...

Новые формы воспитательных практик

Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» соответствует целям, принципам и содержанию ФГОС ДО. Она составлена авторским коллективом психологов Смирново...