Новые формы воспитательных практик
опыты и эксперименты (младшая группа)

Кривенко Валентина Владимировна

Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» соответствует целям, принципам и содержанию ФГОС ДО. Она составлена авторским коллективом психологов Смирновой Е. О., Галигузовой Л. Н. и Мещеряковой С. Ю., которые считают, что программы для детей раннего возраста должны составлять психологи дошкольного образования, которые достаточно хорошо разбираются в особенностях этого периода детства. В этом и состоит, по мнению авторов, актуальность и особенность программы «Первые шаги», поскольку в ней учитываются прежде всего психологические особенности детей раннего возраста, их потребности и возможности, ситуативность психики и поведения ребенка, что является отличительной особенностью данного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novye_formy_vospitatelnyh_praktik.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №20» Изобильненского        городского округа

Ставропольского края

Материал на краевой этап Всероссийского конкурса педагогических работников

«Воспитать человека» 2022 года в номинации

 «Воспитание дошкольников»

воспитателя высшей квалификационной категории

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад №20» Изобильненского городского округа Ставропольского края

Кривенко Валентины Владимировны

2022 год

В 2019-2020 учебном году моя группа раннего возраста стала пилотной площадкой по апробации и внедрению Комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги», в рамках договора с издательством «Русское слово». «Первые шаги» стали дополнительной к основной программе ДОУ, которые были использованы при составлении игровых занятий с детьми с полутора до трех лет в течении всего учебного года. Предварительно  мною, был просмотрен вебинар одного из авторов программы Смирновой Е. О., в котором она рассказывала о Программе, ее особенностях и отличии от других образовательных программ. Я познакомилась с программой и «Методическими материалами» к ней в двух частях.

Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» соответствует целям, принципам и содержанию ФГОС ДО. Она составлена авторским коллективом психологов Смирновой Е. О., Галигузовой Л. Н. и Мещеряковой С. Ю., которые считают, что программы для детей раннего возраста должны составлять психологи дошкольного образования, которые достаточно хорошо разбираются в особенностях этого периода детства. В этом и состоит, по мнению авторов, актуальность и особенность программы «Первые шаги», поскольку в ней учитываются прежде всего психологические особенности детей раннего возраста, их потребности и возможности, ситуативность психики и поведения ребенка, что является отличительной особенностью данного возраста.

Программа «Первые шаги» соответствует всем требованиям к структуре Образовательных программ в рамках ФГОС ДО. В «Методических материалах к комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги» в двух частях представлены различные игры, игры-занятия для детей, которые разделены по пяти образовательным областям развития и методические рекомендации по их организации, также дается характеристика той или иной области развития, определяются ее главные цели и задачи для раннего возраста и психолого-педагогические рекомендации по взаимодействию педагога с детьми.

В целом Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» схожа со всеми основной образовательной программой дошкольного учреждения, но имеет ряд отличительных особенностей, на которые я обратила внимание:

- это образовательная программа создана только для работы с детьми раннего возраста от полутора до трех лет с учетом психологических особенностей, потребностей и возможностей данного возраста.

- я подобрала различные игры, игры-занятия именно для детей раннего возраста, разделенные по пяти образовательным областям, с учетом основных видов детской деятельности (игровая (предметная); познавательно-исследовательская (сенсорное развитие, экспериментирование); коммуникативная (общение со взрослым, а после со сверстником); изобразительная; самообслуживание; конструирование; музыкальная; восприятие литературы и фольклора);

- уделяю огромное внимание формированию игровой деятельности у детей раннего возраста, которая является условием эмоционального комфорта и эффективного развития ребенка, в одной из глав программы они подробно описывают развитие игры у детей до трех лет, указывая на важную роль организации предметной среды и игровых зон, на обогащение жизненного опыта через наблюдение за взрослыми и детьми, чтение и рассматривание книг и иллюстраций, постепенное введение в детскую игру предметов-заместителей;

- использую нетрадиционные методы изобразительной деятельности. Это  и «кляксография», рисование пальцами, щетками, губкой, печатками; фломастерами на бумаге разного вида и качества, ткани, дощечках и других материалах. Рисуем не только за столом, но и на полу, стене. С детьми  выполняю  аппликации, коллажи, использовать для этого природный и бросовый материал;      

- устраиваю просмотры мультфильмов, диафильмов, которые способствуют развитию у детей умения слушать речь взрослого, понимать ее, развивают умение рассматривать картинки, узнавать в них знакомые предметы и новые слова;

- провожу только индивидуальную или подгрупповую работу с детьми. В начале года я обратила внимание на то, что посадив всех детей группы перед собой и предлагая им любую простую пальчиковую игру (даже просто похлопать в ладоши),  я «играла сама с собой, а дети просто смотрели на меня, даже не пытаясь повторить». Оказалось, что, пытаясь научить детей именно таким образом действую не совсем правильно. Программа предлагает более эффективный способ научения подобным играм: сначала я учу этой игре каждого ребенка индивидуально, потом такую работу следует проводить в парах, группах и лишь потом со всеми детьми вместе. Я стала так и действовать, и увидела реальный результат своей работы. По моим наблюдениям для таких индивидуальных игр лучше всего подходят игры-потешки («Ладушки», «Сорока»), любые дидактические игры, игры с предметами;

- организовала РППС (оформила групповую, спальню и раздевалку согласно перечню материалов и оборудования);

- для удобства планирования работы составила картотеку игр, состоящую из шести комплектов (областей развития ребенка) описаний игр именно для детей раннего возраста в соответствии с разными направлениями развития ребенка, причем карточки каждого комплекта окрашиваются определенным цветом;

- в работе с родителями завела «почтовый ящик», в который родители опускают записки со своими вопросами и предложениями, а с целью более полного представления о семье воспитанника   организовываю семейные вечера, встречи по интересам, провожу тренинги, привлекаю родителей к организации и участию в праздниках и развлечениях группы в качестве действующих лиц, а не просто наблюдателей;

 - в работе с малышами и их родителями я искренна, позитивна, эмоциональна, умею понимать не только слова ребенка, но и то, о чем он умалчивает, или, то, чего он даже не осознает), поскольку одной из важных потребностей данного возрастного периода является потребность в сотрудничестве со взрослым, взаимодействие с которым – это важнейший фактор формирования положительного отношения ребенка к себе;

Моя работа в пилотной площадке довольно интересная, проста, понятна, думаю, что ее можно предложить для ознакомления и родителям и всем педагогам, работающим в группах раннего возраста особенно молодым специалистам.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Новые формы воспитательных практик. Мероприятия. Воспитать человека 2021/2022"

Описание формы воспитательной практики в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья....

"Новые формы работы на практике"

Деятельность учителя-логопеда в рамках консультативного центра  позволят родителям, эффективно и грамотно организовать речевую деятельность детей. Общение детей и родителей будет более интересным...

ДОКЛАД «Опыт работы по внедрению новых воспитательных практик в рамках реализации Инновационной программы дошкольного образования «Вдохновение»

Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» создана в полном соответствии с требованиями ФГОС ДО c учетом результатов новейших отечественных и зарубежных психо...