ДОКЛАД «Опыт работы по внедрению новых воспитательных практик в рамках реализации Инновационной программы дошкольного образования «Вдохновение»
консультация

Войтович Марина Викторовна

Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» создана в полном соответствии с требованиями ФГОС ДО c учетом результатов новейших отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследований в области дошкольного детства. Программа предоставляет в распоряжение педагога современные данные о развитии ребенка, ставит ясные цели и предлагает выверенные педагогические инструменты для их достижения.  Открывая просторы для профессионального творчества, Программа в то же время позволяет выстроить полноценный, качественный образовательный процесс, сформировать современную и эффективную образовательную среду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 8 «Салют»

ДОКЛАД

«Опыт работы по внедрению новых воспитательных практик в рамках реализации Инновационной программы дошкольного образования «Вдохновение»

 

Подготовила:

 воспитатель

высшей квалификационной категории

Войтович Марина Викторовна

Смоленск  2022

ДОКЛАД

«Опыт работы по внедрению новых воспитательных практик в рамках реализации Инновационной программы дошкольного образования «Вдохновение»

Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» создана в полном соответствии с требованиями ФГОС ДО c учетом результатов новейших отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследований в области дошкольного детства. Программа предоставляет в распоряжение педагога современные данные о развитии ребенка, ставит ясные цели и предлагает выверенные педагогические инструменты для их достижения.  Открывая просторы для профессионального творчества, Программа в то же время позволяет выстроить полноценный, качественный образовательный процесс, сформировать современную и эффективную образовательную среду.

Целью программы «Вдохновение» является целостное и разностороннее развитие детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, их личностное, социальное, эмоциональное, когнитивное и физическое развитие с учетом индивидуальных возможностей и ограничений в условиях новой социокультурной ситуации развития детства, соответствующее требованиям современного общества и государства к качеству дошкольного образования.

Основная задача Программы :

предоставить детским садам современную научно-методологическую, методическую основу для разработки собственных основных образовательных программ, а также педагогический инструментарий и практические примеры осуществления образовательной деятельности на современном уровне. Решение этой задачи позволит добиться  высокого качества современного дошкольного образования в России.


Так же ещё одна задача программы:

Создание мотивирующей образовательной среды для достижения лучших результатов личностного, социального, эмоционального, когнитивного и физического развития каждого воспитанника, с учетом его индивидуальных возможностей.

 (задача взрослых — создание условий: эмоционального комфорта, обогащенной социальной и предметно-пространственной образовательной среды.

С января 2019 года наша группа стала инновационной площадкой по внедрению основной образовательной  программы дошкольного образования «Вдохновение» в МБДОУ «Детский сад № 8 «Салют».

Инновационная площадка по внедрению ФГОС в образовательную деятельность на основе ООП «Вдохновение» (Свидетельство о присвоении статуса Инновационная площадка федерального бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» № 213-01 / 2018 от  08 октября 2018г.) (Приказ № 56-од от 02.10.2018)

 Программа предоставляет в распоряжение педагога современные данные о развитии ребенка, ставит ясные цели и предоставляет выверенные педагогические инструменты для их достижения. Программа поддерживает игру во всех ее видах, исследовательскую активность ребенка, совместную деятельность взрослого и ребенка. 

Одна из главных идей программы «Вдохновение» - спокойное уважительное взаимодействие при работе с воспитанниками.

Задача педагога, на сегодняшний день, научить ребёнка свободно ориентироваться в неопределенном, изменяющемся окружающем мире и адаптироваться к нему, быть способным к самостоятельной постановке и решению проблем. Кроме этого, важны надежные ценностные ориентиры, высокая психологическая устойчивость в современном  мире, убежденность в своих силах и высокая мотивация на достижение своих целей.

Программа основана на сотрудничестве детей и взрослых, на поддержке детской инициативы, на признании за ребенком права на участие в принятии решений, на учете индивидуальных особенностей и интересов всех участников, на вовлечении родителей в образовательный процесс.

Свою работу мы решили начать с изучения теоретических основ и идей программы «Вдохновение». Цели и задачи данной программы оказались близки нашему пониманию педагогического процесса. Мы считаем, что целостное и разностороннее развитие детей возможно только при создании системы благоприятных условий для развития.

В нашей группе была изменена и подготовлена развивающая среда. Мы разделили  группу на центры активности в соответствии с принципом гибкого зонирования:

  • Центр искусства и творчества
  • Центр книги
  • Центр конструирования
  • Центр математики «Юный математик»
  • Центр речевого развития «Говоруша»
  • Центр экспериментирования
  • Центр безопасности (ПДД)
  • Центр природы
  • Центр театра и музыки
  • Центр сюжетно – ролевой  игры
  • Центр физического развития «Физкульт –Ура»

Наполнение центров активности меняется в зависимости от темы недели. Задачей педагога является помочь детям раскрыть и углубить изучаемую тему с помощью наполнения центров. Здесь, конечно, не обойтись без помощи родителей. Их активное участие способствует эффективному педагогическому процессу и делает детский сад открытой системой, дающей возможность всем участникам педагогического процесса проявить инициативу.

Размещение оборудования организовано таким образом, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и тоже время, не мешая друг другу, разными видами деятельности. Мы постоянно работаем над оснащением предметно – развивающей среды.

Четко организованная работа по преобразованию предметно- пространственной среды,  оказала благоприятное влияние на развитие творческих способностей детей. Воспитанники проявляли большую активность, подавали интересные идеи, принимали участие в изготовлении игр и пособий.

Таким образом, благодаря  центрам активности, развивающая предметно-пространственная среда группы становится динамичной, вариативной, мотивирующей.

Новая программа  построена на современных технологиях. Технология  предложенная  Лидией Васильевны Свирской — «План-дело-анализ», является одной из ведущих технологий программы «Вдохновение». «План-дело-анализ» это дневной цикл жизни деятельности детей, в течение которого воспитанники  вместе со взрослыми (педагоги и родители) совершают увлекательную,  поисково-познавательную, творческую работу. И именно компоненты дневного цикла позволяют детям практиковаться в этой деятельности, получая уникальный жизненный опыт, обусловленный социальной ситуацией, возрастными возможностями, интересами и потребностями. Технология «План-дело-анализ» изменила формы организации образовательного процесса с детьми, который осуществляется через проекты, и планируются не для детей, а вместе с ними.

Важным общим событием начала дня в детском саду стал  «Детский совет» («Утренний сбор»), именно он стал нашим ПЛАНОМ.

По сигналу колокольчика мы собираемся вместе, чтобы почувствовать себя одним целым и отметить общее начало дня.

Детский совет предназначается для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного, познавательно-делового развития детей в естественном социально-эмоциональном общении со сверстниками и взрослыми, помогает формированию у детей навыков социальной и коммуникативной адаптации, в воспитании уважения к личности каждого члена группы, в создании эмоционального настроя, в развитии речи и коммуникативных умений. Во всем этом мы убедились сами, решив применить идею утреннего сбора на своей группе.

Цель: предоставление детям возможности проявлять инициативу и активность, приобретать ключевые компетентности, наращивать способность к осознанному, ответственному выбору, самореализации в выбранной деятельности.

Задачи детского совета:

- Создать эмоциональный настрой на весь день – «задать тон».

- Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.

- Развивать эмпатию.

-Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.

- Учить детей делать осознанный, ответственный выбор.

- Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности и др.

Структура детского совета:

  • Приветствие  (начинается с волшебного колокольчика, который приглашает нас на «утренний круг друзей», где мы приветствуем друг друга).
  • Игра  (пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательные упражнения, игры – фантазии, игры – цепочки, игры - шутки). Игры используются как игры, для общей радости и удовольствия, а не учебно-тренировочных действий.  Любые игры, не требующие большой подвижности.
  • Обмен новостями (предоставляет возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», дети делятся своими наблюдениями, хвастаются интересными событиями по выбранным темам, темы новостей носят различный характер. Чтобы избежать проблем по поводу, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей, предлагаем коллегиально решить, какое количество и кого сегодня выслушать. 
  • Планирование дня (в младшей группе педагог сам составляет план или картинку дальнейшей деятельности)
  • Выбор деятельности детей в Центрах детской активности (выбор деятельности осуществляется детьми по желанию).
  • Подведение итогов (Задача итогового сбора – организовать процесс рефлексии, продемонстрировать общие итоги работы в Центрах детской активности, обсудить насколько полученный результат соответствует задуманному, качество выполнения заданий, наметить последующие шаги).  

По опыту работы с детьми в старшей, а потом и в подготовительной группе, можем сказать, что ежедневный утренний сбор способствует реализации большого количества интересных тематических недель.

Надо сказать, что жизнь в группе была очень интересной, насыщенной разнообразными идеями, предложениями. Некоторые «закрытые» дети раскрепостились, стали вносить свои предложения, активно участвовать в жизни группы. Детям некогда стало ссориться, выяснять отношения – все были заняты важным общим делом! Многие интересные детям тематические недели заканчивались мини-презентациями, выставками, театрализованной деятельностью.

С помощью этой технологии воспитанниками группы были реализованы проекты «Будущее страны в наших руках», «Экономический Знай-ка», «Традиции и культура русского народа», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Секреты льда и снега», «Насекомые» и др.

В проектной деятельности мы используем «Модель трех вопросов» («Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Что сделать, чтобы узнать?»),  выступающая как способ разработки проектов. Благодаря ей мы получаем первичную информацию о запасе знаний, представлений воспитанников и помогают ориентироваться в способах получения информации. Действуя по данной технологии, мы создаем условия для развития самостоятельности и инициативности у детей, их познавательной активности, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.

 С помощью плана-паутинки с воспитанниками обговаривается, какая деятельность по теме проекта подразумевается в центрах активности.   Дети выбирают, в каком же из предложенных центров они будут работать. Выбор осуществляется под воздействием внутреннего побуждения ребенка, либо с помощью различных приёмов (например, жребий, игра-считалка, наличие какого-либо цвета в одежде и т.д.). Для обозначения нахождения ребёнка в центре в группе появилась «Доска выбора» с фотографиями детей.  Однако бывают ситуации, когда центр не может вместить всех желающих. В таком случае педагог мягко может предложить ребенку поучаствовать в работе другого центра, или пока понаблюдать. В данном случае диалог ведется «на равных», а не с позиции наставления. 

В центрах дети знакомятся с предложенными материалами, обсуждают задания, делятся впечатлениями, просят помощи друг у друга или обращаются непосредственно к педагогу. Обстановка в группе непринужденная, всегда присутствует естественный шумовой фон. В ситуации высокой эмоциональной активности воспитатель просит назначить в «команде» ответственного за порядок. В подготовительной группе дети уже чувствуют грань между допустимым уровнем шума и шумом, мешающим окружающим, и способны к саморегуляции.
Дети могут за один день посетить несколько центров. Обязательным условием работы в центрах является правило «Закончил дело – приведи в порядок рабочее место».

Именно работа в центрах активности позволяет детям раскрыть свой творческий потенциал, проявить упорство в достижении цели и сформировать свой уникальный опыт. Кто-то сможет выступить в роли исследователя, кто-то станет компетентным советчиком для друзей, а кто-то проявит организаторские способности и смекалку. Центры интегрируют в себе возможности для раскрытия потенциала и способностей каждого ребенка.

Продукты творчества детей  в виде выставок оформляются в раздевалке группы, на сайте образовательной организации и родительском чате.

Итоговый сбор. Подведение итогов.

Есть еще одна форма детского совета – итоговый сбор.

Использование этой формы позволяет вести итоги и наметить перспективы, поддерживать стремление детей поделиться своими достижениями и неудачами.

Итоговый сбор проводится ежедневно после того, как дети выполнят задуманное – реализуют свой план.

Его основная задача – анализ деятельности детей: что получилось, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели.

На итоговый сбор детей собирает все под тот же колокольчик.  На итоговый сбор дети приносят из центров все то, что они успели сделать, - рисунки, поделки, карточки с выполненными заданиями. Дети делятся своей проделанной работой.

На итоговом сборе каждый ребенок может испытать чувство глубокого удовлетворения – его труд важен, отмечен всеми. Он не просто играл, он трудился.

Очень важен здесь процесс рефлексии, который помогает понять, насколько выполнено задуманное, что помешало или помогло выполнению дела, наметить следующие шаги в достижении цели. Если есть дополнения, дети вписывают их в уже существующий план. Это дает возможность работать по интересующей теме необходимое количество дней. У детей есть возможность попробовать свои силы в разных видах деятельности в то время, когда у них возникает в этом потребность.

Приобретенный в ходе апробации опыт показывает, что дети приняли предложенную форму работы с большим интересом. По словам родителей, дети стали «проситься в садик», потому что они еще не побывали в каком-то центре, стали делиться с родителями впечатлениями от работы в центрах. В большей степени дети стали «раскрываться» благодаря данной форме работы. Мы  с удивлением обнаружили способности, которые дети не проявляли при традиционной форме проведения занятий. Кроме того, дети учатся договариваться, работать в команде, искать пути урегулирования конфликтов.

Дети дошкольного возраста тесно взаимодействуют с объектами и предметами окружающего мира, общением с взрослыми и сверстниками в быту, в играх, во многих видах деятельности. Ежедневные игры, общение, участие в совместных делах позволяют ребенку реализовать умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми. Ребенок приобретает способность принимать разные социальные роли, управлять своим поведением, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации, включаться в разговор, поддерживать его. Хочется отметить, что все эти виды ключевых компетентностей детей формируются  через Модель распорядка дня «ПЛАН-ДЕЛО-АНАЛИЗ»

Для привлечения родителей в совместную деятельность хорошей помощью оказалась совместная работа с детьми по составлению объявления для родителей. На листе бумаги дети обратились к своим родителям: «Дорогие папы и мамы! Нам хочется больше узнать о животных, космосе, как устроен человек, что было до нашей эры, сохраним наш мир. Обращаемся к вам за помощью: сводите нас в библиотеку, помогите подобрать книги, изготовить макеты, покажите видео фильмы и др. Ваши любознательные детки.

Родители с удовольствием включились в совместную работу, помогали пополнять центры активности, изготавливали разные пособия для центров.

Модель распорядка дня «ПЛАН-ДЕЛО-АНАЛИЗ» может использоваться в детских садах, реализующих разные образовательные программы. Жизнедеятельность в детском саду, организованная по такой модели выводит активность ребенка на первый план, обеспечивает социальную ситуацию развития. Для реализации практики не требуется дорогостоящего оборудования и эксклюзивных материалов, нужна вера в детей! Взрослые, проживайте каждый день вместе с детьми радостно, насыщенно. Доверяйте детям, не сдерживайте инициативы, не делайте за детей то, что они могут сделать самостоятельно, опираясь на личный опыт.

Благодаря реализации программы «Вдохновение», хочется  отметить, что наши воспитанники стали самостоятельнее, стали более самоорганизованы и самоопределены. Кроме того, дети учатся договариваться, слушать друг друга, работать в команде, искать пути урегулирования конфликтов

Как итог проведённой работы, хотелось бы отметить, воспитанники стали более любознательными,  внимательными и активными, быстрее адаптируются к условиям детского сада,  проявляют интерес к творчеству. Ведь именно на поддержку детской игры во всех ее видах, развитие исследовательской активности ребенка, совместной деятельности взрослого и ребёнка и направлена программа «Вдохновение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вариативные формы, методы и средства взаимодействия с воспитанниками в рамках реализации образовательной программы дошкольного образования

   В соответствии с п. 2.11.2 ФГОС ДО     Содержательный раздел должен включать описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации образовательной п...

ОТЧЕТ о реализации проекта региональной инновационной площадки по теме: «Разработка и апробация модели оценки качества условий реализации образовательной программы дошкольного образования в контексте ФГОС дошкольного образования»

В публикации представлен опыт работы муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №19" города Кириши Ленинградской области по реализации проекта региональной инновацио...

Применение современных образовательных технологий в рамках реализации образовательных программ дошкольного образования. Личностно-ориентированный подход в обучении детей основам хореографии в детском саду.

Краткое описание применения современнных образовательных технологий(личностного подхода) при обучении детей основам хореографии в детском саду....

Образовательная программа дошкольного образования составлена на основе основной образовательной программы МДОУ №28 «Снегирёк» и с учетом инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (срок реализации программы 2020-2021гг.)

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравс...

Рабочая программа по реализации Образовательной программы дошкольного образования в рамках ФГОС.

Программа является составным компонентом Образовательной программы Учреждения, характеризует систему организации образовательной деятельности педагогов с детьми младшей группы, определяет содержание н...

Рабочая программа по реализации Образовательной программы дошкольного образования для детей ОРН 4-5 лет в рамках ФГОС ДО.

Программа разработана с учётом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования на основе использования образовательных программ дошкольного образования, обеспечивающих развитие де...

Мастер-класс "«Игровой стретчинг как форма здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной программы дошкольного образования»"

Мастер-класс на Научно-практическом семинаре АСОУ«Федеральная образовательная программа дошкольного образования: современные траектории физического воспитания дошкольников»....