Участие в разработке и реализации проектов
проект по физкультуре (средняя группа)

Журавлева Екатерина Андреевна

Участие в разработке и реализации проектов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_krepyshi.docx61.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Савинский детский сад №3

Спортивно - оздоровительный проект

 «Крепыши»

                                                                                                  Средняя группа

                 «Неваляшки»

                  Воспитатель :

                                                                                              Журавлева Е. А.

п. Савино

Содержание

I. Введение

II. Этапы реализации проекта

  1. Организационный этап
  1. Методическое обеспечение проекта.
  2. Перспективное планирование по теме: «Формирование здорового образа жизни».
  3. Диагностический инструментарий физического состояния и уровня здоровья детей.
  4. Работа с родителями.
  1. Практический этап
  1. Предметно-развивающая среда.
  2. Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.
  3. Воспитание культурно-гигиенических навыков.
  1. Заключительный этап
  1. Анализ полученных результатов.

III. Приложения

  1. Введение

Актуальность проекта:

   Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Особенно остро эта задача стоит в адаптационный период, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов в воспитательно-оздоровительной работе. Уделять особое внимание воспитателей и родителей формированию и укреплению здоровья ребенка, с целью создания вокруг него потребности и привычки здорового образа жизни; создавать воспитательное условие для детей, которое стало бы возможностью выработки единого стиля поведения и стратегии воспитания здорового образа жизни ребенка.

Объект: воспитанники группы раннего возраста «Неваляшки».

Предмет: физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников.

Цель проекта: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование культуры здоровья у детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни.

Задачи:

Для детей:

  1. сформировать навыки здорового образа жизни;
  2. формировать первоначальные простейшие представления о себе, как отдельном человеке, об элементарном значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека;
  3. правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям;
  4. воспитывать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания;
  5. повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы.

Для родителей:

  1. повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья ребенка;
  2. способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми;
  3. дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми, о полезной и вредной пищи, о соблюдении навыков гигиены.

Для педагогов:

  1. установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни;
  2. создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки в проблемы друг друга;
  3. активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Продолжительность проекта: с 1.09.2020 по 31.05.2021 г.

Тип проекта: творческий, информационно - исследовательский, познавательно - игровой.

Возраст участников: 1-ая младшая группа (2-3 года).

Предполагаемые результаты проекта:

Дети: обогащение двигательного опыта; повышение двигательной активности, укрепление здоровья, развитие культурно-гигиенических навыков, культуры питания, формирование основ безопасности и сохранения своего здоровья.

Родители: обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье; повышение компетентности родителей в вопросах физического воспитания и оздоровления детей.

Материальное обеспечение проекта: для родителей был приобретен и оформлен информационный стенд в раздевалке; для детей приобретён стенд в группу «Правила гигиены», для спортивного уголка были приобретены – спортивный инвентарь, дорожка «здоровья».

  1. Этапы реализации проекта

Этап работы

Виды деятельности

Сроки

1 этап - организационный

1.Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме укрепления здоровья и физического воспитания дошкольников;

2. Разработка перспективного планирования по теме: «Формирование здорового образа жизни» с детьми в группе раннего возраста.

3.Создание методической копилки (подбор комплексов утренних гимнастик, физминуток; закаливающих видов массажа, пальчиковой и артикуляционной гимнастики и т.п.)

4.Подборка диагностического инструментария для диагностики физического состояния и уровня здоровья детей;

5. Анкетирование родителей;

6. Планирование, подбор и разработка мероприятий, проводимых с родителями детей (родительские собрания; консультации; физкультурные развлечения с детьми; и т.д.)

Сентябрь

2 этап - практический

1.Осуществление запланированной деятельности с детьми, направленной на укрепление здоровья и физического воспитания детей

2. Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности

3. Проведение мероприятий для родителей (родительские собрания, консультации, папки-передвижки, практикумы, физкультурные досуги)

4. Пополнение предметно-развивающей среды в группе спортивным инвентарём.

Сентябрь – май

3 этап - заключительный

1.Анализ полученных результатов

2.Презентация проекта

Май

Риски: непостоянный состав детей, связанный с периодом адаптации.

Пути реализации: индивидуальная работа с отсутствующими детьми. Изготовление памяток и информационных листов для родителей, чьи дети отсутствовали.

Риски: слабая заинтересованность детей и родителей.

Пути реализации: совместные мероприятия с детьми и родителями. Информирование родителей с помощью информационных стендов.

Формы и методы развивающей  - оздоровительной работы: физкультурные занятия и досуги, различные виды гимнастики (утренняя, после сна, дыхательная) оздоровительный бег, дозированная ходьба, подвижные и спортивные игры и упражнения, пальчиковые игры, самостоятельная двигательная активность, закаливание, динамические разминки и физкультурные минутки, индивидуальная работа, беседы.

1. Организационный этап

1.1.Методическое обеспечение проекта

  1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса,  Т.С. Комаровой,  М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2015г.
  2. Теплюк С.Н. пособие для родителей и педагогов «Ребёнок третьего года жизни». - М.: Мозаика-Синтез, 2011г.
  3. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий  с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2015г.
  4. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2015г.
  5. Лайзане С.Л. Физическая культура для малышей.- М., 2007

  1. Перспективное планирование по теме: «Формирование здорового образа жизни»

1 Раздел «Я». Знай свое тело.

Задачи: «Формировать представления о себе как отдельном человеке; рассказать о строении своего тела, способах заботы о себе и окружающем мире.

Сентябрь - «Мое имя» (беседа).

Октябрь - «Кто мы? Какие мы?» (ООД).

Ноябрь - Д/и «Расскажи и покажи» (воспитатель предлагает  детям     показать колобку, где у них глазки, ушки, носик и т. д.)

Декабрь - Выполнение игровых действий по подражанию «Где же наши ручки?»

Январь - «Чтобы зубы были крепкими» (чтение)

Февраль - Самомассаж (детям предлагается погладить свои ладошки, локотки, плечи, коленки, живот и т. д.)

Март - Гимнастика для глаз (дети следят глазами за предметом).

Апрель - Игровая ситуация « Кукла заболела».

Май - Д/и « Для чего нужны глаза, уши, руки, ноги и т. д.»

II. Раздел «Физкультура!» Занимайся физкультурой.

 Задачи: Знакомить с правилами выполнения физических упражнений (внимательно слушать сигнал, ждать друг друга, не толкаться, согласовывать свои действия с действиями партнера, контролировать и координировать движения) .

Физкультурные досуги.

Сентябрь - «Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней».

Октябрь - «Смелые и ловкие».

Ноябрь - «В гостях у матрёшки».

Декабрь - «Не боимся мы мороза».

Январь - «Если хочешь быть здоров – закаляйся».

Февраль - «Зимние игры и забавы».

Март - «Весёлая физкультура».

Апрель - «У солнышка в гостях»

 Май - «Мы весёлые цыплята».

III Раздел. «Наш день». Соблюдай режим дня.

Задачи: Формирование у детей соблюдения режима дня, навыков самообслуживания, предупреждение переутомления детей, организация правильного питания.

Сентябрь - «Айболит проверяет здоровье детей» (ООД).

Октябрь - Игровая ситуация «Накормим куклу и уложим спать».

Ноябрь - Лепка витаминов для игрушек.

Декабрь - Твой «режим дня» (беседа).

Январь - «Зачем соблюдать режим дня».

Февраль - «На зарядку становись».

Март - «Мои увлекательные занятия».

Апрель - «Про девочку, которая плохо кушала».

Май - «Спать пора».

IV.Раздел «Опасность». Соблюдай правило «нельзя».

Задачи: Рассказать о правилах поведения на улицах города: переходить улицу на зеленый цвет светофора только за руки с взрослым, двигаться по правой стороне тротуара, не наталкиваться на прохожих, внимательно смотреть под ноги и вперед.

Рассказать об источниках опасности в квартире и групповой комнате; разъяснить правило «нельзя».

Сентябрь - «Ребенок дома».

Октябрь - «Спички не тронь, в спичках огонь».

Ноябрь - «Действия при возникновении пожара».

Декабрь - «Электроприборы».

Январь - «Удобная обувь, одежда».

Февраль - «Правила поведения на улице».

Март - «Светофор».

Апрель - «Будь внимательнее!»

Май - «Я маленький пешеход».

  1. Диагностический инструментарий физического состояния и уровня здоровья детей.

•Адаптация: поведение, настроение, сон, аппетит, активность, взаимоотношения с детьми и взрослыми, заболеваемость (листы адаптации).

• Карта нервно-психического развития.

• Антропометрия (вес, рост).

•Уровень здоровья: группа здоровья, соматическое состояние (индивидуальная карта состояния здоровья ребенка).

  1. Работа с родителями

Сентябрь – «Здоровый образ жизни» анкета для родителей (приложение 1.)

Октябрь – «Особенности культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста» консультация.

Ноябрь – «Здоровый образ жизни ребёнка – профилактика многих болезней» папка-передвижка.

Декабрь – Оформление уголка здоровья.

Январь – Советы «Формирование культурно-гигиенических навыков»

Февраль – «Закаливание детей в современных условиях» консультация.

Март – Медицинский уголок «Мы растём здоровыми – показатели роста и веса»

Апрель – Наглядная агитация «Безопасность детей в быту».

Май – Консультация на тему «О закаливании детей».

  1. Практический этап

2.1. Предметно-развивающая среда

   Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста «Мишутка» оборудована с учетом возрастных особенностей ребенка. Все элементы среды связаны между собой по содержанию и художественному решению.   Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

   Предметно-развивающая среда  группы соответствует содержанию образовательного процесса, отвечает интересам и потребностям детей, способствует всестороннему развитию, обеспечивает их психическое и эмоциональное и физическое благополучие.

   В группе оборудован уголок физической культуры «Здоровячок», где располагаются массажные дорожки для профилактики плоскостопия, мячи, обручи, скакалки и кегли. Используемые физкультурные и спортивно-игровые пособия способствуют повышению интереса  детей к выполнению различных физических  упражнений, интенсивности двигательной активности и   положительно влияет на физическое  развитие ребенка.

  1. Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности

Утренняя гимнастика

Под музыку. Ежедневно ОРУ для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса, мышц спины и гибкости позвоночника.

Поощрение участия детей в совместных физических упражнениях. Воспитание интереса к физическим упражнениям, желания пользоваться физкультурным оборудованием в свободное время. Формирование у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности. Развитие умения реагировать на сигналы «беги», «стой».

Комплекс закаливающих процедур.

Ежедневно. Обливание рук прохладной водой до локтя. Профилактика плоскостопия (ходьба после сна в трусиках и маечках по массажным дорожкам. Комплекс релаксирующих упражнений. (Профилактика нервного перенапряжения, охрана психологического здоровья детей).

Самомассаж (профилактика простудных заболеваний)

Прогулки.

Ежедневно.  Воспитывать потребность в укреплении здоровья, желание активно двигаться на прогулке, соблюдать правила игры и безопасности. Дети играют в подвижные игры: «Догони комок», «Мы топаем ногами», «Попади в цель», «Зайка серенький сидит» и т. д. катаются на санках, делают вместе с воспитателями постройки из снега. Формировать желание помогать взрослым сооружать постройки из снега, развивать умения детей замечать изменения в природе. Формирование умения одеваться по погоде.

  1. Воспитание культурно-гигиенических навыков.

Для привития культурно-гигиенических навыков педагоги нашей группы применяют показ, пример, объяснение. Регулярно используют игровые приемы,  ведь содержание культурно-гигиенических навыков у детей этого возраста осваивается, прежде всего, в дидактических играх и игровых ситуациях.

В процессе работы мы применяем наглядные приемы обучения навыкам – показ, пример, которые занимают особенно большое место в работе с маленькими детьми. Показы мы сопровождаем пояснениями. Показ любого действия даётся детям таким образом, чтобы были выделены отдельные операции – вначале наиболее существенные, затем дополнительные. Показ действия малышам обязательно сопровождается проговариванием («Теперь возьмем полотенце и вытрем каждый пальчик»). Это помогает детям видеть наиболее существенные моменты, осмыслить действие в целом.

Объяснение нового действия сначала даётся очень подробно, потом постепенно сужается и сводится к напоминанию правила, которое было обращено ко всем или отдельным детям. Особенно удачной являлась косвенная форма, когда мы заранее выражали уверенность в том, что дети правильно выполнят наши указания. Например, «Сейчас я посмотрю, как дети поставят на место свои стулья. Наверное, все это сделают бесшумно». Таким образом, мы не только детям указывали на их действия, но и напоминали, как нужно правильно выполнить это указание.

В своей работе мы широко используем прием поощрения, но стараемся этим не злоупотреблять. Мы стараемся делать так, чтобы выполнение требований взрослого стало нормой поведения, потребностью ребенка.

В некоторых случаях приходится использовать порицание, но делаем это в косвенной форме, не называя имен детей.

Одним из ведущих приемов, которые мы используем, является прием повторения действий, упражнений. Например, попросили перед мытьем: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки. Хорошей формой упражнения детей в освоении культурно-гигиенических навыков явились дидактические игры.

Существенной частью педагогического процесса по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста являются игры-занятия с куклой (см. приложение 2). Нами были спланированы и проведены следующие игры: «Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает», «Подбери посуду для куклы». Были изготовлены настольно-печатные игры.

Была проведена беседа с педагогами и обслуживающим персоналом, работающими на данной группе о необходимости иметь аккуратный внешний вид, подавать пример по соблюдению культурно-гигиенических правил. В противном случае дети никогда не усвоят эти правила и не будут твердо убеждены в том, что они действительно необходимы, а в дальнейшем могут пренебрегать ими совсем.

Обязательным условием для формирования культурно-гигиенических навыков является соблюдение детьми режима дня. Поэтому, совместно с медицинскими работниками мы вели постоянный контроль за выполнением режима дня детьми данной группы. Режим- это твердо установленный, педагогически, физиологически обоснованный распорядок жизни детей, направленный на полноценное физическое и психическое развитие каждого ребенка.

Режимные моменты способствуют воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек, дисциплинирует воспитанников, помогает им быть активными, самостоятельными.

Широко используем мы в своей работе художественное слово, народный фольклор (потешки, прибаутки) для создания положительных эмоций у детей в процессе выполнения действий культурно-гигиенических навыков (приложение 3).

Т.к. культурно-гигиеническое воспитание, осуществляемое в дошкольном учреждении, должно не прерываться и в домашних условиях, были разработаны рекомендации для родителей по формированию данных навыков в период выходных дней и на время отпуска.. Если в детском саду педагог приучает каждого воспитанника к самостоятельности при одевании, раздевании, приеме пищи, во время других бытовых процессов, а дома все это за ребенка делают взрослые, то у ребенка не вырабатываются устойчивые привычки, навыки, умения, он часто оказывается беспомощным при необходимости выполнить даже самые простые действия.

Примечание.                                              

1.     Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:

-Мыть лицо, руки;

-Закатать рукава;

- Взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло;

- Сухо вытереть руки, аккуратно весить полотенце в свою ячейку;

-Пользоваться  расческой;
-Пользоваться носовым платком.

2.     Навыки опрятной еды включают умение :

-Правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой;

-Не крошить хлеб;

- Пережевывать пищу с закрытым ртом;

- Не разговаривать с полным ртом;

-Тихо выходить по окончании еды из-за стола;

- Благодарить.

3.     Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:

-Расстегнуть пуговицы, замок;

-Снять платье (рубашку, шорты);

-Аккуратно повесить;

-Снять обувь;

-Надеть в обратной последовательности.

Анализируя условия, созданные в группе для формирования у детей культурно-гигиенических навыков следует отметить следующее. Все требования САНПина соблюдены, т. е мебель подобрана в соответствии с ростом детей, в группе соблюдается тепловой и воздушный режим, степени освещенности соответствует требованиям, в группе достаточно дидактических игр, которые способствовали бы наилучшему усвоению культурно-гигиенических навыков, воспитатели в своей работе регулярно используют художественное слово: стихи, потешки и произведения таких авторов, как  К.И. Чуковский («Мойдодыр», «Федорино горе»), В. Маяковский («Что такое хорошо, что такое плохо»),  А.Л. Барто («Девочка чумазая»). На примере героев произведений дети учатся следить за своим внешним видом, они не хотят быть похожими на отрицательных героев.

Формирования культурно – гигиенических навыков происходит в коллективе сверстников. Коллектив играет в жизни детей всё большую роль.

 Эффективным методом формирования культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является игра. Ведь известно, что игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности  и  как метод воспитания (приложение 4).

  1. 3 этап - заключительный

3.1. Анализ полученных результатов

Результаты работы позволяет сделать следующие выводы, что
комплексная  система  физкультурно-оздоровительной  работы  способствует оздоровлению   детей,   улучшению   медико-педагогических   условий   для   физического   развития   ребёнка,
 у детей значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой, физкультурой, принимать участие в закаливающих процедурах, повысились знания о значимости здорового образа жизни. Расширилось представление о закаливающих мероприятиях.  Дети стали проявлять больше самостоятельности при проведении гигиенических процедур и выполняют эти процедуры с удовольствием. Они стали понимать значение культурно-гигиенических навыков во время приема пищи и умывания, важность сохранения здоровья. Повысилась компетентность родителей в вопросах физического воспитания и оздоровления детей.

Приложение 1.

Анкета для родителей «Здоровый образ жизни»

Цель анкеты: Выяснить проблемы, возникающие у родителей в воспитании здорового ребенка, а также проанализировать знания родителей о здоровом образе жизни. Результаты анкетирования показывают, что родители заинтересованы проблемой здоровья семьи и готовы взаимодействовать с детским садом. Многие родители вместе с детьми активно занимаются физкультурой, совместная работа детского сада и семьи дает положительные результаты в укреплении здоровья ребенка.

1. Часто ли болеет Ваш ребёнок?

а) совсем не болеет

б) редко болеет

в) часто болеет

2. Знаете ли Вы физические показатели, по которым можно следить за

правильным развитием Вашего ребёнка?

а) да

б) нет

в) частично

3. На что, на Ваш взгляд, должны семья и детский сад обращать особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребёнка?

а) соблюдение режима

б) полноценный сон

в) достаточное пребывание на свежем воздухе

г) здоровая гигиеническая среда

д) благоприятная психологическая атмосфера

е) физические занятия

ж) закаливающие мероприятия.

4. Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для Вашего ребёнка?

а) облегчённая форма одежды на прогулке

б) облегчённая одежда в группе

в) обливание ног водой контрастной температуры

г) хождение босиком

д) прогулка в любую погоду

е) полоскание горла водой комнатной температуры

5. Знаете ли Вы, как укреплять здоровье ребёнка?

а) да

б) частично

в) нет

6. Ваш ребенок занимается физкультурой и спортом?

а) постоянно

б) часто

в) очень редко

г) не занимается

7. Считаете ли Вы питание своего ребенка вне детского сада рациональным?

а) да

б) отчасти

в) нет

г) затрудняюсь ответить

8. Какой отдых Вы предпочитаете для ребенка?

а) на море

б) дома

в) в санатории

г) в деревне

д) другое ___

9. Как Ваши дети проводят досуг?

а) у бабушки

б) гуляют во дворе

в) смотрят телевизор

г) с друзьями

10. Откуда Вы получаете знания о здоровом образе жизни?

а) из специальных книг

б) из средств информации

в) из беседы с                     .

г) в детском саду

11. Вы прививаете здоровый образ жизни своим детям?

а) да

б) затрудняюсь ответить

12. Если прививаете, то каким образом?

а) с помощью бесед

б) личным примером

в) совместно

13. Нужна ли Вам помощь детского сада?

а) да

б) частично

в) нет

Приложение 2.

Комплекс игр направленных на формирование культурно- гигиенических навыков мытья рук и личной гигиены.

Вид деятельности

Цель

Оборудование

Занятие "Умывалочка"

Учить ребенка умываться

Зеркало, полотенце

Занятие "Почистим зубки"

Учить ребенка чистить зубы

Две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.

Занятие "Фонтанчики"

Учить ребенка полоскать рот

стакан

Игра "Кукла заболела"

Учить ребенка пользоваться носовым платком

Кукла, носовые платки

ООД "Нам водичка добрый друг".

Прививать детям навыки гигиены, вызвать интерес к самообслуживанию, учить самостоятельно наводить порядок в группе

Цветные платочки, цветные прищепки

Игра: «Вымой кукле руки»

Создать у детей положительное отношение к мытью рук, объяснить его необходимость и значение

Кукла, умывальник, шкафчик с полотенцем, белое платье.

Игра: «Мыльные перчатки. Пузырики»

учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей. Развитие вдоха и выдоха, целенаправленной воздушной струи

Учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей. Развитие вдоха и выдоха, целенаправленной воздушной струи.

Носики-курносики

учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком

индивидуальные носовые платки.

Кукла Маша обедает.

Закрепить знания детей о столовой посуде; воспитывать культуру поведения во время еды

Кукла, стол, детская посуда

ООД «Научим Хрюшу умываться».

учить детей процессу умывания

Мыло, полотенце

Приложение 3.

Стихи и потешки по формированию культурно-гигиенических навыков.

Кран, откройся!

Нос, умойся!

Мойтесь сразу, оба глаза!

Мойтесь уши, мойся шейка.

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся!

Грязь, смывайся!

Грязь, смывайся!

Э.Мошковская

***

Водица, водица,

Умой наши лица,

Умой наши щёчки,

Умой наши губки, 

Умой наши зубки,

Умой наши ручки!

***

Зайка начал одеваться,

Видно в гости собирался.

Вымыл ротик, вымыл носик,

Вымыл ухо, вот и сухо!

***

Это ложка,

Это чашка.

В чашке гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала-

Кашки гречневой не стало! 

***

Пышка, лепешка,

В печи сидела,

На нас глядела,

В рот захотела.

***

Наш Сережа непосед,

Не доест никак обед,

Сели, встали, снова сели,

А потом всю кашу съели.  

***

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки.

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

 

 

Приложение 4.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

Чистоплотные дети

Задачи игры. Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.

Ход игры. Воспитательница говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).

Затем воспитательница говорит: "Руки”. Дети, которых она вызывает, отвечают: "Мыло, щетка, полотенце”. Подобным же образом дети реагируют на слова "волосы” (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло), "купание” (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).

Вариант. Воспитательница задает вопрос: "Что нам нужно, когда мы утром встаем?” Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (щетка для рук, паста, мыло, плато

Что нужно кукле!

Задачи игры. Упражнять культурно-гигиенические навыки.

Пособия Картинки с изображением предметов, используемых при умывании, еде, одевании, мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, щетка для рук, заколка, лента для волос, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, столовый прибор, носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка).

Ход игры. Воспитательница знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям: "Наша куколка встала и хотела бы умыться, но чем?”

Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания. Игра продолжается. Воспитательница направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности. Например она говорит: "Наша кукла умылась и хотела бы причесаться, но чем? Наш; кукла умылась, но еще не завтракала. Что мы ей дадим есть? Наша кукла собралась на прогулку, что она наденет?”

"Угостим кукол чаем"

Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).
Оборудование: куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник).

Ход игры: взрослый говорит малышу: "К нам в гости пришли куклы, их надо посадить за стол, угостить чаем. Давай расставим чашки и блюдца. Теперь разложи ложки к чашкам. Налей чай в чашки. Напои чаем наших гостей". Если ребенок испытывает затруднения, показать, как надо действовать. В конце игры взрослый подытоживает: "Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай", произносит потешку:

Чайник на столе поставим,
Блюдца, чашки мы расставим,
Будем мы гостей встречать,
Кукол чаем угощать!

"Вымой руки"

Цель: учить ребенка мыть руки.

Оборудование: заяц резиновый.

Ход занятия: взрослый обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.

Что ты можешь о них сказать!

Задача игры. Познакомиться с предметами гигиены и их использованием.

Пособия. Гребень, щетка для ногтей, мыло, полотенце, умывальник, ножнички, вода в кружке, резиновые куколки.

Ход игры. Предметы гигиены лежат возле воспитательницы на столике и на стуле.

Воспитательница называет по имени одного ребенка: "Петя, скажи, что ты видишь здесь?” Ребенок называет отдельные предметы и показывает их. Если он что-либо пропустил, другие дети его дополняют до тех пор, пока все предметы не будут названы.

Далее воспитательница задает другому вызванному ребенку следующий вопрос: "Яна, есть у вас дома мыло?”

Когда ребенок ответит утвердительно, воспитательница просит: Принеси мыло. Посмотри на него внимательно и понюхай его. Что мы c ним делаем? Для чего нам мыло?”

Если ребенок не рассказал о мыле чего-либо важного, воспитательница может вызвать следующего ребенка. (Когда мыло уже не нужно, она откладывает его в сторону.)

Воспитательница может задать и наводящие вопросы: "Для чего мама купила мыло?” (Она хочет стирать.) "Что сделает мама, когда полотенце станет грязным?” (Выстирает его.) "Для чего маме гребень? Какие гребни у вас дома?”.

В заключение дети умывают и купают кукол, вытирают их и т.д.

"Кукла идет на прогулку"

Цель: формирование у ребенка представлений об одежде, умению выполнять предметно-игровые действия.

Оборудование: кукла.

Ход игры: взрослый говорит, что кукла собирается на прогулку: "Давай поможем кукле одеться, на улице холодно", предлагает ребенку достать из шкафчика одежду: шапку, куртку, ботиночки. Затем взрослый поочередно берет каждую вещь, показывает ее ребенку, медленно приговаривая:

Надеваем курточку, проденем руки в рукава, застегнем пуговицы. Вот, куртку надели! Надеваем ботиночки на ножки, вот шнурки, я помогу тебе завязать. 
Вот, ботиночки надели на ножки. Надеваем шапку на голову. 
Вот, так, шапку надели. Кукла собралась на прогулку, может идти гулять. В целях закрепления у ребенка представлений об одежде, игра повторяется с другой куклой, ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно.

"Водичка, водичка!"

Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.

Оборудование: две куклы.

Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: "Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!" Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку "Водичка, водичка!"

"Сделаем лодочки"

Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.

Ход занятия: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:

засучить рукава (взрослый произносит потешку:

"Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!";

открыть кран;

сложить ладони рук "лодочкой";

подставить руки под струю воды;

закрыть кран;

вытереть руки полотенцем.

Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребенка на положение рук.

"Мыльные перчатки"

Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.

Оборудование: детское мыло, полотенце.

Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания. 
Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:

Например:

Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!
В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Моет рученьки сама Машенька Егорова
(взрослый называет имя ребенка).
Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!

В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

"Умывалочка"

Цель: учить ребенка умываться.

Оборудование: зеркало, полотенце.

Ход занятия: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:

Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...
Нет, не понемножку - посмелей,
Будем умываться веселей!

В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: "Аи, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!"

"Делаем прическу"

Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху - вниз.

Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.

Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!" Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удержать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.

"Почистим зубки"

Цель: учить ребенка чистить зубы.

Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.

Ход занятия: взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить. Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:

Ротик, ротик! Где ты ротик?
Зубки, зубки! Где вы зубки?
Щечка, щечка! Где ты щечка?
Будет чистенькая дочка!

В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

"Фонтанчики"

Цель: учить ребенка полоскать рот.

Оборудование: стакан.

Ход занятия: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку:

Наберем водичку в рот пусть фонтанчик оживет! Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.

"Кукла заболела"

Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.

Оборудование: кукла, носовые платки.

Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: "Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!" Взрослый произнести потешку:

Маша заболела, трудно ей дышать,
Мы платочком будем носик вытирать!

Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.

"Носики-курносики"

Цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.

Оборудование: индивидуальные носовые платки.
Ход занятия: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие:

Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана),
Будем нос им вытирать (показывает действие с платком),
Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять (убирает платок в карман). Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка-подтверждение об участии в разработке и реализации проектной деятельности

В 2017/18 учебном году Сомова Елена Анатольевна разработала и реализовала логопедический проект по теме «Здоровячок-речевичок» - использование современных здоровьесберегающих технологий в ...

участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации

участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации...

Участие в разработке и реализации проектов по образовательной деятельности

Народные игры - как средство патриотического воспитания дошкольников.В нашем детском саду воспитанники с воспитателями учавствуют в интернет проекте "Люблю свою Родину". Ребята группы"С...

2.12. Результаты участие в разработке и реализации проектов в образовательной инновационной деятельности в области образования

участие в разработке и реализации проектов в образовательной инновационной деятельности в области образование...