консультация для воспитателей "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста посредством развития представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами»
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа)

Феофанова Татьяна Юрьевна

консультация для воспитателей "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста посредством развития представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_formirovanie_privychki.docx33.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №346 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников»

Консультация для педагогов.

Тема:

«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста посредством развития представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами»

Подготовила: инструктор

по физической культуре

Феофанова Т.Ю.

"Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей.

 От жизнерадостности, бодрости детей зависит их

духовная жизнь, мировоззрение, умственное

 развитие, прочность знаний, вера в свои силы"

В. А. Сухомлинский  

 Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому, приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями).

Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз. Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую, то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием). Надо помнить, что положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ и семьи. В понимании взрослыми важности, значимости всех форм оздоровительной работы с детьми. Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуру здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.

 Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности. Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, педагогам, необходимо знать, что сам термин "здоровье" определяется неоднозначно. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

 2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

От чего же зависит здоровье ребенка? Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Если на первые 50% здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то другие 50% мы должны дать нашим воспитанникам. На протяжении дошкольного возраста при соответствующей воспитательной работе наблюдается позитивная динамика отношения ребенка к своему здоровью. Возраст с 4 до 7 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка. Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является грамотная организация здоровье сберегающего процесса в детском саду. Формирование здоровья ребенка в дошкольном учреждении, уровень - его физической подготовленности, объем приобретаемых двигательных умений в значительной степени зависят от того, чем и как занимается дошкольник.

Дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

• Занятия физкультурой, прогулки,

• Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна

• дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды

• Бережное отношение к окружающей среде, к природе

• Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендации, прохождение медосмотра детей ежегодно – узкими специалистами (стоматолога, хирурга, лор, окулист)

 • Формирование понятия "не вреди себе сам"

Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.

        Большую роль в физическом развитии детей играют спортивные игры и упражнения. Они способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма: нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, улучшению физического развития детей, воспитанию морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия спортивными играми и упражнениями способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе. Они проводятся летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством для закаливания ребенка.

        Подвижные игры с элементами спорта связаны с проявлением двигательных способностей: скоростно-силовых, координационных, на выносливость, силу, гибкость. В таких играх совершенствуются чувства мышечных усилий, пространства, времени, совершенствуются функции различных анализаторов.

        Они позволяют дошкольнику овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность и творчество.

Обучая детей элементам спортивных игр, мы решаем следующие задачи:

- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;

- формирование у дошкольников устойчивого интереса к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной деятельности;

- обогащение двигательного опыта дошкольников новыми двигательными действиями (баскетбол – забрасывание мяча в кольцо, футбол – отбивание мяча ногой и т.п.);

- обучение правильной технике выполнения элементов спортивных игр;

- воспитание положительных морально-волевых качеств в спортивных играх;

- формирование привычки к здоровому образу жизни.

        В образовательной области «Физическое развитие» предусмотрено выполнение детьми различных спортивных игр и упражнений, согласно возрасту. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта происходит в процессе активной деятельности детей, при столь же активной направляющей работе взрослых. При формировании у дошкольников начальных представлений о некоторых видах спорта педагогу необходимо особое внимание обращать на развитие исполнительских, эмоционально-эстетических, проектно-конструктивных параметров двигательной деятельности детей.

Старшая группа

Спортивные упражнения:

  1. Катать друг друга на санках, кататься с горки по двое.
  2. Скользить по ледяным дорожкам с разбега.
  3. Самостоятельно кататься на двухколесном велосипеде, выполнять повороты налево, направо.

Элементы спортивных игр:

Баскетбол. Перебрасывать мяч друг другу двумя руками от груди, вести мяч правой, левой рукой. Бросать мяч в корзину двумя руками от груди.

Бадминтон. Отбивать волан ракеткой, направлять его в определенную сторону. Играть в паре с воспитателем.

Футбол. Прокатывать мяч правой и левой ногой в заданном направлении. Обводить мяч вокруг предметов, закатывать в ворота. Передавать ногой друг другу в парах, отбивать о стенку несколько раз подряд.

Хоккей. Прокатывать шайбу клюшкой в заданном направлении, закатывать ее в ворота. Прокатывать шайбу друг другу в парах.

Волейбол. Обучать элементам «Школы мяча». Перебрасывать мяч друг другу двумя руками снизу, от груди. Перебрасывать мяч через шнур, сетку вдаль из-за головы. Перебрасывать мяч друг другу двумя руками от груди через сетку.

Подготовительная группа

Спортивные упражнения:

  1. Катание на санках. Участвовать в играх – эстафетах с санками.
  2. Скользить с разбега по ледяным дорожкам.  
  3. Ездить на двухколесном велосипеде по прямой, по кругу, змейкой; тормозить.

Элементы спортивных игр:

Баскетбол. Передавать мяч друг другу двумя руками от груди, одной рукой от плеча. Перебрасывать мячи друг другу двумя руками от груди в движении. Ловить летящий мяч на разной высоте (на уровне груди, над головой, сбоку, снизу, у пола и т.п.) и с разных сторон. Бросать мяч в корзину двумя руками от груди. Вести мяч одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаясь в разных направлениях, останавливаясь и снова передвигаясь по сигналу.

Футбол. Передавать мяч друг другу, отбивая его правой и левой ногой, стоя на месте. Вести мяч змейкой между расставленными предметами, попадать в предметы, забивать мяч в ворота.

Хоккей. Вести шайбу клюшкой, не отрывая ее от шайбы. Прокатывать шайбу клюшкой друг другу, задерживать шайбу клюшкой. Вести шайбу клюшкой вокруг предметов и между ними. Забивать шайбу в ворота, держа клюшку двумя руками (справа и слева). Попадать шайбой в ворота, ударять по ней с места и после ведения.

Бадминтон. Правильно держать ракетку. Перебрасывать волан ракеткой на сторону партнера без сетки, через сетку. Свободно передвигаться по площадке во время игры.

Волейбол. Продолжать осваивать элементы «Школы мяча», усложняя задания. Выполнять передачи мяча в парах, тройках двумя руками от груди, из-за головы. Перебрасывать мяч через сетку в парах и вдаль (как можно выше и сильнее). Передавать мяч через сетку в колоннах с переходом в конец своей и противоположной колонны. Играть в игры «У кого меньше мячей», «Пионербол», «Мяч через сетку». Знакомить с правилами игры в волейбол по упрощенным правилам.

        Практика показывает, что дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой, большой интерес у них вызывают спортивные игры – баскетбол, футбол, волейбол, бадминтон, хоккей и др.

        Знакомить и осваивать элементы спортивных игр рекомендуется со старшего дошкольного возраста, так как спортивные игры:

- это игры команд, соревнующихся между собой, следовательно, дети должны обладать «чувством команды»;

- это игры, требующие подчинение правилам, довольно жестким и не всегда подчиняющимся желаниям играющих;

- каждая спортивная игра требует конкретной техники.

       Целью обучения детей элементам таких игр является достижение благоприятного физического развития и разносторонней двигательной подготовленности детей, а также ознакомление детей с спортивными играми в доступной форме. Основное внимание должно быть направлено не на специальную подготовку, а на создание общих предпосылок успешного обучения играм в школе.

        Игровая форма проведения занятия является основой методики обучения спортивным играм и упражнениям. Занятие должно проходить как занимательная игра.    Нельзя допускать монотонности, скуки, сами движения и игры должны доставлять ребенку удовольствие, вызывать желание продолжить   занятие.

Обучение спортивным играм и упражнениям протекает более успешно при реализации всех обще дидактических принципов. Особенно важно обеспечить доступность учебного материала и индивидуальный подход к детям, так как спортивные упражнения и игры являются сложными для дошкольников. При подборе физических упражнений необходимо учесть возрастные особенности, возможности ребенка и на их основе определить посильные для него задания. Целесообразно использовать подводящие упражнения, которые, включают в себя движения, сходные по структуре с главными элементами техники того действия, которым предстоит овладеть. Например, при обучении броскам мяча в корзину в баскетболе первым упражнением является обычная передача мяча. Затем – выполнение передачи с высокой траекторией, далее – передача мяча через сетку, веревку и, наконец, броски непосредственно в корзину.

        Не менее важна индивидуализация процесса обучения спортивным играм и упражнениям. Индивидуальный подход достигается при подборе методов обучения и воспитания в зависимости от степени усвоения учебного материала каждым ребенком, при учете реакции его организма на физическую нагрузку. Содержание занятий строится с учетом физической подготовленности, индивидуальной одаренности детей к определенному виду движений и их желаний.

        В процессе обучения спортивным играм чрезвычайно важно обеспечить сознательное освоение действий. Понимание детьми смысла действий ускоряет процесс формирования навыков, способствует умению в последующей двигательной деятельности самостоятельно подбирать действия и целесообразно их применять.

        Во время знакомства с некоторыми видами спорта дети приобретают знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, а также происходит развитие творческой деятельности ребёнка, его познавательных способностей и волевых качеств.

Также необходимо учитывать сезонные и погодные условия.

В теплое время года отдаем предпочтение таким спортивным упражнениям как:

 - игры с мячом (баскетбол, волейбол, футбол);

 - бег (умеренный, быстрый, на выносливость);

- игры в кегли, городки;

- бадминтон;

- езда на велосипеде.

Зимой – это:

- катание на санках;

- развлечение со снежками;

- скольжение по ледяным дорожкам;

- хоккей.

        Прежде чем приступить к систематическому обучению детей спортивным играм и спортивным упражнениям, необходимо познакомить их с различными видами спорта, рассмотреть иллюстрации.

         Цель этой работы – вызвать интерес, сформировать желание заниматься спортом.

Вторым этапом является накопление опыта общения с предметами: ракеткой, мячом и т.д.

Третий этап – обучение спортивным упражнениям и элементам спортивных игр.

Народные игры в сочетании с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную основу и физическое совершенство.

Процесс ознакомления детей с национальной культурой в настоящее время осуществляется в различных видах детской деятельности:

- игровая деятельность (народные подвижные игры);

- экскурсии в выставочные залы, театры;

- организация выставок изделий национального декоративно прикладного творчества;

- народные праздники.

Побуждая детей к двигательной активности на прогулке, в играх, мы продолжаем укреплять и охранять здоровье детей. С помощью народных подвижных игр создавать у детей бодрое, радостное настроение. И через народные подвижные игры прививается любовь к родному краю, к своему городу, селу, к своим традициям и обычаям.

Не один народный праздник не обходится без спортивных состязаний, эстафет, подвижных игр. Они несут в себе культуру общения, учат быть внимательными, добрыми, сохранять местные традиции и обычаи.

Посредством народных подвижных игр развивается у детей интерес к культурному наследию народа. Воспитывается уважительное отношение ко всему, что создано руками предыдущих поколений.

Развивая интерес к народным играм, и продолжая знакомство с ними, например как:

«Кисонька», «Овощи», «Гуси-Лебеди», «Серый волк», мы продолжаем развивать творческие способности детей (придумывание разных вариантов игр, усложнение движений), развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Воспитывать красоту, выразительность движений.

Во время проведения народных подвижных игр формируется правильная осанка, умение выполнять движения осознанно, красиво, быстро, ловко. Расширяются представления детей о родной стране, о народных праздниках, формируется интерес к событиям в стране, воспитывается любовь к Родине, к родному краю.

Развивая потребность в двигательной активности детей при помощи подвижных, народных, спортивных игр, физических упражнений, у детей формируется потребность в ежедневной двигательной деятельности. Воспитывается интерес и любовь к спорту!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Младший дошкольный возраст (3 – 5 лет).

«Поясок»

Дети образуют круг. Выбирается водящий. Ему даётся в руки поясок. Дети начинают двигаться по кругу. Водящий идёт в кругу, в противоположную сторону. Дети поют:

Вот наш Вова( имя ребёнка) идёт

Поясочек несёт.

Кому дать, кому дать,

Кому поясочек передать?

Водящий останавливается, кланяется, передаёт поясок другому ребёнку.

«Кот Васька»

Дети сидят на лавке. «Кот» прогуливается перед детьми, на носочках, оглядывается то вправо, то влево.

Дети:

Ходит Васька серенький,

Хвост у Васьки беленький,

А бежит стрелой.

«Кот» бежит и садится на лавку, «засыпает»

Воспитатель:

Глазки закрывается-

Спит иль притворяется?

Зубы у кота-

Острая игла.

Дети идут к коту.

Только детки подойдут,

    Серый Васька тут как тут.

                                               Всех поймает он!

«Кот» догоняет детей.

«Огуречик, огуречик»

Игровое поле делится на 2 части. В одном конце домик, в нём живут ребятки. В другом – «огуречик». Дети идут с одного конца поля на другой, проговаривая слова (дразнят)

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик!

Там мышка живёт,

Тебе хвостик отгрызёт!

Огуречик догоняет детей. Дети убегают.

«Мышка»

Играющие стоят лицом в круг, соединив перед собой ладони. В центре двое водящих. Один из них берёт маленький предмет – мышку и зажимает её между ладонями, затем начинает вкладывать свои ладони в ладони других детей, незаметно передав кому-нибудь «мышку», встаёт рядом с другим водящим. Второй водящий должен угадать, у кого в ладошках «мышка спряталась».

                                                 

«Заинька»

Дети становятся в круг и берутся за руки. В стороне ходит Заинька. Один из ребят спрашивает его:

- Заинька, Заинька, где твой дом?

- Мой дом под кустом, под березовым листом.

Затем все хором говорят:

- Заинька, Заинька,

- Приходи к нам на лужок

На головку вить венок!

Заинька входит в круг и изображает действия, о которых говориться в песне:

- Заинька, сорви цветик,

Вот и этак, сорви цветик.

- Заинька свей веночек.

- Положи на головку.

- Топни ножкой.

- Заинька попляши.

Дети идут в круг со словами:

- Заинька, Заинька,

Коротенькие ножки,

Красные сапожки,

Мы тебя кормили, мы тебя поили,

На ноги поставили, танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

Заинька подходит к одному из ребят и меняется с ним местами. Так выбирается новый Заинька и игра продолжается.

«У медведя во бору»

1вариант.

Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают "медведем". На площадки для игры очерчивают 2-ва круга. 1-ый круг – это берлога "медведя", 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры. «Медведь» рычит, переваливается с ноги на ногу, топчется во бору, потом ложится, как будто спит. Дети идут, словно собирают ягоды и грибы.

 Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

И на нас рычит.

Медведь ворочается, потягивается. Затем он встаёт и начинает гоняться за детьми. Кто успевает убежать в дом, того медведь не трогает. Если пойманных больше половины, игра заканчивается.

«Курочка-хохлатка»

На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагается «кошка», в другом доме - «цыплята» и «курица».

Взрослый изображает курицу, дети - цыплят. Один ребёнок сидит на скамейке, вдали от остальных детей. Это «кошка» дремлет около своего домика. «Курица» выходит вместе с «цыплятами» гулять. Воспитатель говорит:

 Вышла курочка-хохлатка,

С нею жёлтые цыплятки.

 Квохчет курочка: "Ко-ко,

                                             Не ходите далеко".

 Приближаясь к «кошке» он говорит:

                                             На скамейке у дорожки

     Улеглась и дремлет кошка...

Кошка глазки открывает

                                             И цыпляток догоняет.

 «Кошка» открывает глаза, мяукает и бежит за «цыплятами», которые вместе с курицей убегают.

«Кошки-мышки»

Считалкой выбираются Кошка и Мышка. Остальные игроки становятся в кружок на расстоянии примерно шага друг от друга и берутся за руки, образуя между собой ворота. Если руки игроков опущены, то ворота закрыты, если подняты – открыты. Мышка залезает внутрь круга, а Кошка остается снаружи.

Кошка должна поймать Мышку, для этого ей надо проникнуть в круг. А задача игроков, образующих круг, состоит в том, чтобы оберегать Мышку от Кошки.

Кошка ходит, жалобно мяукая, вокруг круга, выискивая, где бы ей проскочить внутрь. При этом ей разрешается прорывать цепь игроков, подныривать под сцепленные руки или перепрыгивать через них. Игрокам при этом запрещается соприкасаться плечами.

Если Кошке удалось попасть внутрь круга, то игроки могут отворить Мышке «ворота», выпустить ее и тут же опять опустить руки. Теперь Кошке надо ловить Мышку снаружи, т.е. опять преодолевать цепь игроков. А когда Кошка выскочит наружу, ближайшие к Мышке игроки вновь поднимают руки, пропуская ее внутрь.

«Воробушки»

На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагается «кошка», другой дом – «гнёздышки» - «воробушки».

В начале игры выбирается кошка. Кошка сидит в конце игрового поля. Остальные дети «воробушки». Ребята поют песенку про воробушек,  передавая движения текста, до тех пор, пока не произнесут последние слова.

Стайка дружных воробьишек -

                                         Чик-чирик! Слетела с крыши,

                                         Посидела на скамейке,

                                         Полетала по аллейке,

                                         Поклевала быстро крошки

                                         И на дерево от кошки –

                                         Шмур-р-р! - скрылась.

 Кошка выбегает на площадку и старается схватить воробушка, пока он летит к себе домой. Пойманный становится кошкой, а игра продолжается.

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

«Капуста»

Рисуется круг – огород. На середину его играющие складывают свои шапки, платки, пояса, обозначающие капусту. Все участники игры стоят за кругом, а один из ребят, «хозяин», садится рядом с капустой. «Хозяин», показывая движениями воображаемую работу, говорит:

Я на камушке сижу,

Мелки колышки тешу.

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу.

Чтоб капустку не украли,

В огород не прибегали

Волк и лисица,

Бобёр и куница,

Заинька усатый,

Медведь толстопятый.

После последних слов, дети пытаются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого заденет хозяин, тот больше в игре не участвует. Игрок, который больше унесёт из огорода капусты, объявляется победителем.

«Заря – заряница»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла.

 С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится Зарёй. Игра повторяется.

 Правила игры. Ведущие бегут только за кругом. Играющие не поворачиваются, пока ведущий выбирает, кому положить на плечо платок.

«Баба Яга»

1 вариант.

Играющие выбирают Бабу Ягу и двух собак. На земле проводят черту. По одну линию черты становится Баба Яга и собаки, по другую – дети. Дети дразнят Бабу Ягу:

Баба Яга,

Костяная нога.

С печки упала,
Ногу сломала,

Пошла в огород,

Испугала народ,

Побежала в баньку ,

Испугала зайку!

Потом дети разбегаются, а Баба Яга посылает собак их ловить.

2 вариант.

На земле рисуется круг. По считалке выбирается Баба Яга. Баба Яга берёт в руки помело, становится центр круга. Дети бегают по кругу и дразнят:

Баба Яга,

Костяная нога.

С печки упала,
Ногу сломала,

- У меня нога болит.

Пошла она на улицу,

Раздавила курицу.

Пошла на базар,

Раздавила самовар.

Пошла на лужайку,

Испугала зайку.

Дети запрыгивают в круг, Баба Яга старается их «осалить». Кого «осалила», тот выходит из игры.

«Горелки»

1 вариант.

Число участников должно быть нечетным. Считалкой выбирается горельщик. Играющие становятся парами друг за другом. Горельщик становится впереди, в нескольких шагах от первой пары, спиной к ним. Как только он занял свое место, ему не разрешается оглядываться и смотреть по сторонам. Игра начинается с того, что все дружно поют горельщику песенку:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо –

Птички летят, колокольчики звенят!

При словах «глянь на небо – птички летят, колокольчики звенят» горельщик, должен смотреть на небо. Как только кончилась песенка, последняя пара разъединяет руки и бросается бежать в перед, один справа, другой слева от игроков. Задача бегущих состоит в том, чтобы, пробежав мимо горельщика, снова взяться за руки впереди или сбоку от него. Если бегунам удалось опять схватиться за руки, они становятся первой парой.

Горельщик должен постараться поймать кого-нибудь из бегущих , для этого ему надо не только ловить, но и мешать им сближаться, чтобы они не могли подать друг другу руки. Горельщику достаточно запятнать (дотронуться до бегущего рукой). Если это ему удается, он образует с пойманным новую пару, и они становятся впереди других пар. А не пойманный остается без пары и должен «гореть».

Если горельщик никого не поймал, он снова занимает свое место и пытается поймать кого-нибудь из очередной пары.

2 вариант.

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит впереди, в руке платочек.

 Все хором:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

 Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.

        «Горячее место»

На земле обозначается чертой «горячее место». Один из играющих по жребию водит: становится поодаль горячего места и оберегает его. Остальные играющие стараются проникнуть в горячее место, водящий не пускает и старается осалить детей. Кого осалил, тот ему помогает. Проникнувший в горячее место может отдыхать там столько, сколько ему угодно, но как только он выбежит оттуда, помощники водящего ловят его . Когда все переловлены, игра начинается снова.

«Хромая лиса»

Количество играющих от пяти до десяти человек. Водящий (Хромая лиса) должен запятнать кого-либо из игроков, после чего тот становится Хромой Лисой. У водящего должна быть «нора». Для этого используется свободный угол комнаты. Нора отделяется от остальной комнаты полукруглой чертой, проведенной мелом на полу. Все игроки бегают на двух ногах, а Хромая Лиса должна догонять их, прыгая на одной ноге. В начале игры Лиса уходит в свою нору, где она имеет право стоять на двух ногах. Но выйдя из норы, она уже должна скакать на одной. Остальные игроки стараются ее выманить. Они, то подбегают к норе, то отскакивают подальше, лают, изображая охотничьих собак, дразнят: «Хромая лиса! Хромая лиса!». Хромая лиса старается запятнать игроков и, если ей это удалось, она может встать на обе ноги.

А новая Хромая Лиса должна поспешить в нору, так как она может пятнать кого-либо только после того, как побывает в норе и выскочит от туда на одной ноге. Лисе разрешается пятнать игроков и не выходя из норы, т.е. даже стоя на обеих ногах.

Хромая Лиса должна все время скакать на той ноге, на которой она вышла из норы. Если Лиса переменит ногу, или встанет на обе ноги, или даже просто коснется пола другой ногой, она должна отправляться в свою нору и начинать водить снова.

Никто из играющих, кроме Лисы, не имеет права входить  в нору или даже наступать на черту.

«Водяной»

Водяной (водящий) сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие водят вокруг него хоровод со словами:

                                                Дедушка водяной,

         Что сидишь ты под водой?

Выгляни на чуточку,

                                                 На одну минуточку.

Дети останавливаются,  водяной встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих, на ощупь определяет, кто перед ним. Если водяной угадал, он меняется ролью и теперь тот, чьё имя было названо, становится водящим.

«Жмурки»

Дети образуют круг.  С помощью считалки выбирают водящего «жмурку», завязывают глаза, ставят на середину круга. Поворачивают «жмурку» несколько раз вокруг себя и спрашивают:

- Кот, кот, на чем стоишь?

- На квашне.

- Что в квашне?

- Квас.

- Лови мышей, а не нас!

 После этих слов игроки разбегаются, а «жмурка» их ловит. Пойманного нужно угадать на ощупь. Если «жмурка» угадает то, игрок меняется с ним местами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством использования музыкальных игр»

Использование здоровьесберегающих технологий не только на занятиях в ДОУ, но и в семейном воспитании помогает более эффективно развивать музыкальные способности дошкольников, сохранять и укреплять их ...

«Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми c правилами в старшей группе»

Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми c правилами в старшей группе»...

Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами

Большую роль в физическом развитии детей играют спортивные игры и упражнения. Они способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма: нервной, сердечно-сосудистой, д...

«Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами в старшей группе»

Начиная со старшего дошкольного возраста,  необходимо формировать у дошкольников устойчивый интерес к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной ...

Семинар-практикум «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста посредством валеологии»

Семинар-практикум «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста посредством валеологии»...