"Формированию у детей начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Формированию у детей дошкольного возраста начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами.
Формирование представлений о видах спорта в дошкольных образовательных учреждениях предполагают начальное ознакомление детей с «азбукой спорта». Одним из средств для достижения этой цели является проведение спортивных досугов, развлечений и праздников. Они выполняют следующие задачи: формируют начальные представления и знания детей о некоторых видах спорта; поддерживают интерес дошкольников к спорту; способствуют освоению новых видов движений и спортивных упражнений; совершенствуют технику выполнения спортивных упражнений; повышают уровень физических способностей каждого ребёнка; дают возможность ребёнку ощутить радость и удовольствие от умения управлять своим телом; стимулируют стремление к участию в коллективных спортивных играх и соревнованиях со сверстниками.
Однако, скоростная и силовая подготовка не должны быть самоцелью физической подготовки детей дошкольного возраста. Задача деятельности педагога состоит, прежде всего, в подготовке физиологической организации ребенка, его мышц и связок, систем управления движениями и их энергетического обеспечения и, наконец, его психики к предстоящему в недалеком будущем значительному повышению физических и умственных нагрузок.
Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание педагогической деятельности по формированию у дошкольников начальных представлений о видах спорта, подобрать средства обучения и контроля. Обучая детей дошкольного возраста элементам спортивных игр, решаются следующие задачи:
• формировать начальные представления о некоторых видах спорта;
• формировать устойчивый интерес к играм с элементами спорта, спортивными упражнениями, желание использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;
• обогащать двигательный опыт воспитанников новыми двигательными навыками (н., бросать мяч в корзину двумя руками от груди; ходить по лыжне скользящим шагом и др.);
• учить правильной технике выполнения элементов спортивных игр;
• воспитывать положительные морально-волевые качества, смелость, решительность в спортивных играх;
• формировать привычку к здоровому образу жизни и к занятиям некоторыми видами спорта.
Реализация данного направления обеспечивается:
• направленностью педагогической деятельности на формирование первичных представлений о некоторых видах спорта;
• комплексом мероприятий в режиме дня (утренняя гимнастика «Баскетболисты», физкультурное занятие «Лыжная тренировка», досуг «Весёлые старты»);
• формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства (консультации для родителей «Приобщение детей дошкольного возраста к физической культуре и спорту», «Спортивные подвижные игры на прогулке»; совместные развлечения «Мама, папа, я – спортивная семья!»)
Образовательный процесс:
•беседы: «История проведения Олимпийских игр», «История развития спорта»; «Летние и зимние виды спорта».
• игровой час на прогулке с использованием спортивных игр;
• спортивные развлечения и досуги: «День здоровья», «Мы - спортсмены», «Детские олимпийские игры», «Зов джунглей»;
• спортивные праздники (летний и зимний): «Путешествие в Спортландию», «Детские Олимпийские игры»;
• совместные развлечения детей и родителей: «Мама, папа, я – спортивная семья»;
• фотоконкурсы «Самая спортивная семья нашего ДОУ»;
• фоторепортажи «Спортивные достижения наших воспитанников»;
•семинары: «Развитие у детей физических и волевых качеств в зимних видах спорта»; «Средства укрепления психофизического здоровья детей старшего дошкольного возраста»;
•мастер-класс для воспитателей: «Использование спортивных игр и упражнений на прогулке».
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Педагог использует игру как средство физического воспитания. Подвижные игры с правилами включаются в различные формы работы по физическому воспитанию: во время проведения физкультурных занятий (в физкультурном зале и на воздухе), утренней гимнастики, праздников и развлечений, на прогулке, во всех режимных моментах.
Во второй младшей группе подвижная игра отличается несложным сюжетом и простыми правилами. Существенным моментом, влияющим на ход игры, является объяснение педагога. Оно дается эмоционально, выразительно, с использованием образного сюжетного рассказа. Педагог играет вместе с детьми, выполняет одновременно главную и второстепенную роль. При выполнении детьми игровых движений, педагог объясняет и показывает их.
В средней группе немалое место занимают игры, в которых действия персонажей соответствуют реальной действительности. Педагог сообщает детям название игры, излагает ее содержание, уточняет правила, подчеркивает особенности и смысл действий каждого персонажа. В игре педагог действует наравне с другими игроками, оценивает правильность и точность выполнения движений, регулирует физическую нагрузку.
В старшей и подготовительной группах увеличивается количество игр без сюжета. Однако часто используются и игры сюжетного характера, т.к. сюжет захватывает внимание ребенка, в них ярче проявляются эмоции. Перед детьми ставится задача быстро реагировать на изменение игровой ситуации, действовать в соответствии с интересами команды. При объяснении игры педагог раскрывает ее содержание от начала и до конца, с помощью вопросов уточняет правила, закрепляет знания стихотворных текстов.
В зависимости от характера игры, игровых действий, желания детей, степени их подготовленности, подвижная игра организуется со всей группой или подгруппами.
Использование атрибутов всегда радует детей больше, чем игра без атрибутов, вызывает у детей больший азарт к игре, большее желание играть.
Проводя игру, нужно, чтобы каждый ребенок побыл в роли ведущего или водящего для того, чтобы у детей не возникло чувства разочарования. При распределении ролей учитываются индивидуальные особенности и интересы детей: помочь неавторитетным, робким детям укрепить свой авторитет, неактивным – проявить в игре активность, недисциплинированным – стать организованными, необщительным – быть коммуникабельными, сдружиться с другими детьми.
Для детей активных, подвижных, склонных к перевозбуждению подходят игры со сложными действиями, например «Полоса препятствий», «Цветные автомобили» или простые игры, в которых от точности и аккуратности зависит результативность игры – «Точный удар», «В руке ложка – в ложке картошка». При проведении игры необходимо привлечь внимание к ее содержанию, следить за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делать краткие указания, поддерживать положительное эмоциональное настроение и взаимоотношение играющих.
Для детей осторожных и робких будут интересны игры с простыми действиями, в которых результат зависит от сосредоточенности и ловкости «Коршун и наседка», от концентрации внимания «Ястреб и утки». Часто дети этого типа бывают психологически не готовы к выполнению ведущих ролей, стесняются, не решаются начать игру. Тем не менее, при постепенном включении в игру во второстепенных ролях, при проявлении двигательной активности в игре, а так же, получив одобрение педагога, в дальнейшем хорошо справляются с главными ролями.
Для пассивных детей можно выбрать игры, не требующие сложных действий, особой ловкости и быстроты движений «Не отдам!».
Во время объяснения игры перед детьми ставится игровая цель, которая будет способствовать активизации мысли, осознанию игровых правил, формированию и совершенствованию двигательных навыков. При объяснении игры используется краткий образный сюжетный рассказ.
При объяснении игры без сюжета раскрывается последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал, указывается местоположения играющих и игровых атрибутов.
В конце игры обязательно проводится анализ. Положительно оцениваются поступки детей, проявивших ловкость, выносливость, выдержку, товарищескую взаимопомощь. Также необходимо дать положительную оценку тем, кто правильно и точно выполнял движения, не нарушая правила игры.
Подвижные игры в детском саду – важнейший элемент воспитания и развития ребенка. В игре ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей, их взаимоотношения, познает окружающий мир. Педагог, организуя подвижную игру, воздействует на коллектив детей и через коллектив на каждого ребенка. Становясь участником, ребенок сталкивается с необходимостью подчиняться правилам, согласовывать свои действия с другими детьми. Игра помогает преодолеть робость, застенчивость, подчинение правилам воспитывает у детей организованность, умение управлять своими движениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство формирования представлений о некоторых видах спорта
В ФГОС дошкольного образования в содержании образовательной области «Физическое развитие» одной из задач является формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.Анализ совре...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/03/picture-506657-1415014234.jpg)
«Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта средствами игры»
Какую рольв физическом развитии детей играют спортивные игры и упражнения....
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/07/picture-1327649-1617822279.jpg)
«Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми c правилами в старшей группе»
Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми c правилами в старшей группе»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/07/picture-1361267-1636281627.jpg)
Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами
Большую роль в физическом развитии детей играют спортивные игры и упражнения. Они способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма: нервной, сердечно-сосудистой, д...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/30/picture-1232434-1585563158.jpg)
«Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами в старшей группе»
Начиная со старшего дошкольного возраста, необходимо формировать у дошкольников устойчивый интерес к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/25/picture-1381035-1643118156.jpg)
«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста посредством развития представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами»
Консультация для педагогов....
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/01/picture-558306-1706785727.jpg)
консультация для воспитателей "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста посредством развития представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами»
консультация для воспитателей "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста посредством развития представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми...