Главные вкладки

    Дидактическая игра как средство формирования представлений о некоторых видах спорта у старших дошкольников.
    методическая разработка ( группа) на тему

    В ФГОС дошкольного образования в содержании образовательной области «Физическое развитие» одной из задач является формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.

    Анализ современной ситуации в дошкольном образовательном учреждении показывает, что в настоящее время взрослые не уделяют должного внимания знакомству детей старшего дошкольного возраста со спортом. Дети имеют слабые, поверхностные знания о спорте, спортсменах, видах спорта.

    Для решения данной проблемы необходимо использовать в работе с дошкольниками все доступные средства (занятия, игры, наблюдения и т.д.). Одним из таких средств являются дидактические игры. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Дидактическая игра как средство формирования представлений о некоторых видах спорта у старших дошкольников  (из опытно-экспериментальной  деятельности).

    Задачи:

    1.        Разработать дидактические игры, направленные на формирование представлений детей о некоторых видах спорта.

    2.        Определить педагогические условия организации и проведения дидактических игр, направленных на формирование представлений детей о некоторых видах спорта.

    В процессе работе были разработаны 9 дидактических игр, направленных на знакомство старших дошкольников с видами спорта.

    1.Разрезные картинки

    Дидактическая задача: закреплять знания детей о спортсменах; развивать интерес к спорту, продолжать развивать внимание, воображение, логическое мышление.

    Игровые действия: собирать из частей полное изображение спортсмена.

    Игровые правила: поиск нужной части, складывание частей картинки.

    Оборудование: образец спортсмена, части картинок с изображение спортсмена.

    Ход игры: участники игры рассматривают изображение спортсмена. Затем самостоятельно или в команде составляют из частей полное изображение спортсмена.

    Варианты: игра проводиться на время. Целое изображение после рассмотрения убирается. Играющие соревнуются индивидуально или по командам.

    2.Угадай вид спорта

    Дидактическая задача: закреплять знания детей о видах спорта, названиях спортивных атрибутов; развивать интерес к спорту; продолжать воспитывать внимание.

    Игровые действия: называть атрибуты спорта, изображенные на картах, и виды спорта, к которым относятся эти атрибуты.

    Игровые правила: соблюдать очерёдность, правильно называть атрибуты и виды спорта.

    Карта с изображённым атрибутом отдаётся ребёнку, если он правильно выполнил условия игры.

    Оборудование: карточки с изображением атрибутов спорта.

    Ход игры: ведущий показывает всем карточки с изображёнными на них атрибутами спорта, спортивных игр. Играющие должны назвать атрибуты, определить вид спорта. Правильно выполнившему задание ведущий отдаёт карточку. Победитель определяется при подсчёте карточек у каждого играющего.

    3. Спортивное лото

    Дидактическая задача: закреплять знания об атрибутах спортивных игр; воспитывать внимание, умение вместе играть, подчиняться правилам игры.

    Игровые действия: правильно определять атрибуты, изображенные на карточках, закрывать клетки большой карты маленькими карточками.

    Игровые правила: выигрывает тот, кто первым закроет большую карту маленькими карточками.

    Оборудование: 6 больших карт с изображением видов спорта; 12 карточек с изображением атрибутов спорта.

    Ход игры: играют 2-6 человека. Каждый играющий берёт себе большую карту (от 1 до 6) с изображённым на ней видом спорта. У ведущего маленькие карточки с изображениями спортивных атрибутов. Ведущий показывает маленькую карточку играющим. Играющие определяют, подходит ли данный атрибут к виду спорта, изображённому на их карте. В случае, если атрибут, показанный ведущим, относится к карте участника, играющий называет атрибут и объясняет, почему он относится к его карте. Если задание выполнено правильно, ведущий отдаёт играющему маленькую карточку и играющий закрывает ею клетку на большой карте.

    Выигрывает тот, кто первым закроет все клеточки на большой карте. При многократном повторении игры победитель может быть определен по общему числу побед в каждой игре.

    4. Лото «Спортивные загадки»

    Дидактическая задача: закреплять знания об атрибутах спортивных игр; развивать внимание, умение играть вместе, подчиняться правилам игры.

    Игровые правила: выигрывает тот, кто первым закроет карточками с загадками большую карту.

    Игровые действия: отгадывать загадки, закрывать карточки с загадками клетки на больших картах.

    Оборудование: большие карты с изображением видов спорта – 4 шт., карточки с загадками об атрибутах спорта – 12шт.

    Ход игры: ведущий перемешивает карточки с загадками и кладёт их текстами вниз. Затем берёт по выбору карточку и читает загадку. Если загадка отгадана правильно, её номер должен совпасть с номером отгадки.

    Побеждает играющий, который первым заполнит свою карточку с рисунками – отгадками.

    5. Одень спортсмена

    Дидактическая задача: закреплять знания о спортивной форме, характерной для спортсмена, занимающегося определённым видом спорта, спортивных атрибутах; воспитывать внимание и мышление.

    Игровые правила: подбирать только те атрибуты, которые соответствуют определённому виду спорта.

    Игровые действия: подобрать соответствующую спортивную форму спортсмену, выбрать нужные атрибуты, инвентарь. Назвать вид спорта.

    Оборудование: силуэты спортсменов – 2шт., набор одежды разных видов спорта.

    Ход игры: играют 1-2 человека. Детям предлагается фигура спортсмена и набор одежды. Предлагается одеть спортсмена соответственно виду спорта (хоккей, футбол, лыжный спорт и др.)

    Усложнение: игра проводится в виде соревнования, на скорость. Победитель определяется после проверки выполнения задания. Учитывается не только скорость выполнения задания, но и правильность его выполнения.

    6. Найди пару

    Дидактическая задача: закреплять знания атрибутов различных видов спорта; продолжать воспитывать внимание; продолжать развивать речь.

    Игровые правила: подбирать только те картинки, которые соответствуют имеющимся на руках и относятся к одному виду спорта.

    Игровые действия: рассмотреть картинки, выбрать нужные. Назвать вид спорта.

    Оборудование: карточки большие (двойные) – 16 шт., карточки маленькие – 16 шт.

    Ход игры: играют 2-8 человек. Играющие берут по несколько больших карточек (от 8 до 2). Рассматривают изображенные на них атрибуты спорта. Определяют для себя, к какому виду спорта относятся данные атрибуты. Ведущий переворачивает маленькие карточки пустыми сторонами вверх, наугад вытягивает одну и спрашивает: «Что это? К какому виду спорта относится?». Играющий, определивший, что это его карточка, называет вид спорта. Выигрывает играющий, правильно назвавший атрибут и вид спорта, и первый собравший все пары. Победители получают фишки, и в конце у кого больше фишек тот и выигрывает.

    Вариант: ведущий вытягивает карточку, показывает её играющим, вопросов не задаёт. Играющий, определивший, что эта карточка его, должен сказать: «Это моя карточка, потому что на ней изображено…,у меня на карточке изображено… А все это относится к … ( назвать вид спорта)».

    7. Спортивное домино

    Дидактическая задача: закреплять знания детей о видах спорта, спортивном оборудовании; расширять словарный запас; воспитывать внимание, сосредоточенность, интерес к спорту, желание заниматься спортом.

    Игровые правила: выигравшим считается играющий, который первым положит все свои карточки в ряд.

    Игровые действия: поиск нужных картинок, соблюдение очередности.

    Оборудование: двойные карточки с изображением видов спорта - 28 шт.

    Ход игры: в игре участвуют 3-6 человека. Перед началом игры карточки переворачивают на поверхность пустыми сторонами вверх и перемешиваются. Каждый играющий берёт равное количество карточек (от 9 до 4). Игру начинает тот, у кого два одинаковых рисунка на карточке («дубль»). Очередность определяется по часовой стрелке. Следующий играющий кладёт одну из своих карточек к уже лежащей так, чтобы рисунки на карточках совпали. Тот, кто первым выложит в ряд свою последнюю карточку, считается выигравшим, получает фишку. Игра повторяется. Карточки перемешиваются вновь. В итоге считается выигравшим тот, кто наберёт наибольшее количество фишек.

    8. Зимой и летом

    Дидактическая задача: закреплять знания о летних и зимних видах спорта; расширять словарный запас; развивать внимание, интерес к спорту.

    Игровые действия: разложить карточки с атрибутами зимних видов спорта на карточку с изображение зимы, а с атрибутами летних видов спорта – на карточку, где изображено лето.

    Игровые правила: за каждую правильно положенную карточку играющий получает фишку. Победитель определяется при подсчёте фишек. Если играющий не назвал правильно вид спорта или атрибут, право хода переходит к следующему игроку.

    Оборудование: карты с изображением времен года – 2 шт.; карточки с изображением атрибутов спорта – 30 шт.

    Ход игры: ведущий показывает играющим большие карточки с изображением зимы и лета, зачитывая при этом стихотворения о временах года. Играющим раздаются карточки с изображением атрибутов зимних и летних видов спорта. Дети по очереди называют атрибуты, вид спорта и вставляют карточки в соответствующие прорези на больших картах.

    Игра может проводиться в соревновательной форме: за каждую правильно отложенную карточку играющий получает фишку. Выигрывает тот, у кого наберется наибольшее количество фишек.

    9. Кому что нужно

    Дидактическая задача: закреплять знания детей о спортивных играх и атрибутах к ним; развивать интерес к спорту; продолжать развивать внимание, наблюдательность.

    Игровые действия: поиск нужных картинок.

    Игровые правила: подобрать соответствующее оборудование для спортивной игры, вставить в соответствующие прорези изображения оборудования; объяснить, что и для какой игры нужно.

    Оборудование: картинки с изображением спортивных игр – 20 шт. Карточки с атрибутами – 20 шт.

    Ход игры: играющие рассматривают картинку, определяют изображенную на ней спортивную игру, подбирают среди маленьких карточек атрибуты для спортивной игры, вставляя их в соответствующие прорези.

    Отбор игр проводили в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление, и обобщение знаний, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь), поддержание проявления интереса к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта, формирование потребности в здоровом образе жизни; интереса к физической культуре и спорту, знакомство с доступными сведениями из истории олимпийского движения.

    При подготовке к проведению игры определяли наиболее удобное время для её проведения (в процессе непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности и в других режимных моментах). Кроме этого определяли количество играющих (вся группа, небольшое количество подгруппы, индивидуально).

    При проведении дидактических игр знакомили детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который использовали в игре (показ картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняли знания и представления о спорте, спортсменах, видах спорта). Объясняли ход и правила игры. При этом обращали внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил. При показе игровых действий, в процессе которого учили детей правильно выполнять действия, доказывали, что в противные случаи игра не приведет к нужному результату. При подведении итогов игры подчеркивали, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

    Прежде чем начинать игру, вызывали у детей интерес к ней, желание играть. Это достигали, используя различные приёмы: использование загадок, сюрпризов, интригующего вопроса, напоминание об игре, в которую дети играли раньше. Правила и содержание игры объясняли предельно кратко и четко, чтобы было понятно детям. Ясности, краткости требовали и от детей: «Скажи коротко, но, чтобы тебя все поняли».

    Если проводили игру с элементами соревнования (кто быстрее выполнит задание, кто правильно, без ошибки решит задачу, кто больше назовёт предметов), то при подведении итогов были особенно внимательными и объективными. Чтобы избежать ошибок использовали фишки, с помощью которых оценивали правильные решения. Наличие большого числа фишек у одного из играющих позволяло определить его как победителя. При проведении новой игры следили за ходом игры, выступали в качестве арбитра в конфликтных ситуациях. В конце игры обязательно оценивали, как правильные решения детьми игровых задач, так и их нравственные поступки, поведение, отмечали успехи, поддерживали тех, у кого ещё что-то не получалось.

    Вводить дидактические игры в образовательный процесс в следующем порядке:

    1-й блок составляли игры, позволяющие дать знания о видах спорта («Найди пару», «Спортивное домино», «Угадай вид спорта», «Разрезные картинки»);

    2-й блок включал игры, направленные на знакомство детей с атрибутами спорта («Что лишнее», «Спортивное лото»).

    3-й блок составляли игры, позволяющие дать знания о спортсменах («Одень спортсмена», «Назови спортсмена», «Разрезные картинки») (З.И. Нестерова).

    Игры проводились в свободное от занятий время, во время приёма детей, в процессе проведения индивидуальной работы, были включены в работу во время прогулки. На основе разработанных блоков была составлена схема внесения и проведения дидактических игр по знакомству детей старшего дошкольного возраста со спортом (Приложение 2).

    Первой в группу была внесена дидактическая игра «Спортивное домино». На данном этапе целью игры являлось знакомство детей с различными видами спорта, воспитание интереса к спорту. В игре могли участвовать от 3 до 6 человек. Смысл игры заключался в следующем: разложить игровые карточки так, чтобы рисунки двух рядом лежащих карточек совпали. При правильном раскладе всех карточек должна получиться «замкнутая цепь».

    Одновременно с играми на знакомство старших дошкольников с различными видами спорта, мы вносили в группу игры, благодаря которым они могли знакомиться со спортивными атрибутами. Детям были предложены такие игры, как «Угадай вид спорта», «Разрезные картинки». В игре «Разрезные картинки» необходимо собрать из частей полное изображение. (В дальнейшем эта игра использовалась для знакомства дошкольников со спортсменами). Внося в группу игру «Угадай вид спорта», мы продолжали проводить уже известные детям игры («Разрезные картинки», «Спортивное домино»).

    Целью игры «Угадай вид спорта» было закрепление знаний детей о видах спорта, а также знакомство дошкольников со спортивным инвентарём. Детям предлагались иллюстрации с изображением атрибута какой-либо игры, по которым они должны были определить, какой вид спорта изображен.

    Продолжая знакомить детей со спортивными атрибутами, мы внесли игру «Спортивное лото». В ходе игры необходимо было закрыть клетки больших карточек, изображающих различные виды спорта, маленькими карточками с изображением спортивных атрибутов. Затем детям была предложена игра «Зимой и летом», задачей которой является закрепление знаний детей о летних и зимних видах спорта и атрибутах к ним. В процессе данной игры ведущий показывает большие карты с изображением зимы и лета, читает стихотворение, затем показывает атрибуты спорта. Играющие должны определить, в какое время года можно заниматься теми видами спорта, к которым относится данные атрибуты.

    Далее была внесена дидактическая игра «Лото «Спортивные загадки» на закрепление знаний об атрибутах спорта. Играющим необходимо отгадать загадки, а затем закрывать карточками с загадками клетки отгадки на большой карте. В случае если загадки отгаданы правильно, их номера должны совпасть с номером отгадки.

    Знакомство со спортсменами осуществлялось в ходе игры «Одень спортсмена». Играющему ребенку необходимо было подобрать для спортсмена соответствующую форму, выбрать атрибуты. Игру можно было проводить в соревновательной форме, что повышало интерес старших дошкольников. В качестве игр, закрепляющих знания детей о спорте, спортивных атрибутах, мы использовали не только выше перечисленные дидактические игры, но и такие как «Найди пару», «Кому что нужно».

    Дидактические игры являлись основным средством развития интереса к спорту у старших дошкольников. Однако наряду с играми в процессе эксперимента были использованы такие формы работы, как рассматривание иллюстраций с изображение спортсменов, видов спорта, атрибутов, загадывание загадок о спорте.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ

    Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомления детей с природой. Наиболее сложной категорией детей для форм...

    Дидактическая игра как средство формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста

    Ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическте игры способствуют развитию познавательных и умственных способностей. В играх с предметами дети учатся ср...

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    ОглавлениеВведение ……………………………………………………….……………………….31. Сущность и значение сенсорного воспитания для развития детей дошкольного возраста ………………………………………..………………………..62. Содержание и методика формирова...

    Дидактическая игра как средство формирования лексикси-грамматических категорий имен существительных у старших дошкольников с ОНР 3 уровня.

    Дидактическая игра как средство формирования лексикси-грамматических категорий имен существительных у старших дошкольников с ОНР 3 уровня....

    Дидактическая игра - эффективное средство формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников

    Дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление, она является и игровым методом обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания лич...

    Образовательные ситуации как средство формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников.

    Образовательная ситуация - это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач разв...

    «Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта средствами игры»

    Какую рольв физическом развитии детей играют спортивные игры и упражнения....