Главные вкладки

    Дидактическая игра - эффективное средство формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников
    методическая разработка по теме

    Павленко Наталья Николаевна

    Дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление, она является и игровым методом обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Дидактическая игра - эффективное средство формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.

    Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Её решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет. Формирование представлений о здоровом образе жизни должно начинаться уже в детском саду. В этом деле нет мелочей. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на формирование представлений о здоровом образе жизни, сохранении и укреплении здоровья.

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования наряду с другими решает следующие задачи:

    • Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
    • Формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.

    Отдельной областью в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена область «Физическое развитие», в которой среди прочих задач овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Особое внимание должно уделяться овладению элементарными нормами и правилами здорового образа жизни, ведь именно оно - одна из главных составляющих физического развития ребенка.

    Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

    Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности, и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку)).

    Успешное формирование основ здорового образа жизни у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок-педагог-родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.

    Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей. На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно иметь представление о здоровом образе жизни, о здоровье, его сохранении и укреплении, ведь формирование здорового подрастающего поколения-одна из главных стратегических задач развития нашей страны.

    Реализуя право ребенка на здоровье и безопасность, мы, педагоги, уделяем большое внимание приобщению дошкольников к ценностям здорового образа жизни.

    Одним из средств, эффективно способствующих формированию представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников и выработке правильных привычек, является дидактическая игра.

    Дидактическая игра - эффективное средство формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.

    Дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление, она является и игровым методом обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

    В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в психике. В играх дошкольники воспроизводят всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

    В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются познавательные способности.

    Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

    Ценность дидактических игр, как средства формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков в формировании представлений дошкольников о здоровом образе жизни. Дидактическая игра будит детское воображение. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задач. Своевременное и правильное применение дидактических игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач в наиболее приемлемой для детей форме.

    В своей работе я использую такие средства организации дидактических игр:

    •  использование и комбинирование дидактических игр в процессе обучения;

    • включение дидактических игр в самостоятельную деятельность дошкольников;

    • использование в дидактических играх развивающие упражнения, физкультминутки.

    Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемые педагогом в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения, но в то же время, в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Они обучают тем или иным навыкам, необходимым человеку в процессе его повседневной жизнедеятельности. Дидактические игры разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности и имеют определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно, создают своеобразный микроклимат для формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.

    Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие и находить, обогащать духовный мир детей. А это всё содействует умственному и общему развитию. Для этой цели и служат дидактические игры.

    Таким образом, в результате формирования начальных представлений о здоровом образе жизни средствами дидактической игры у дошкольников, предполагаю отметить положительную динамику состояния здоровья, улучшение физических качеств детей, повышенный интерес к дидактическим играм. Дети не только должны знать и соблюдать основные правила игры, но и уметь формулировать, объяснять необходимость их применения. Дидактическая игра важна и для того, чтобы сделать жизнь детей полной и счастливой.



    Предварительный просмотр:

    Дидактические игры для детей дошкольного возраста по формированию здорового образа жизни

    №1                      Тема: «Ребенок и здоровье»

                         

    Кому что нужно

    Цель: закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу.

    Материал: круг, поделенный на сектора, в каждом из них картинки с изображением предметов, необходимых для работы врачу, повару, продавцу, в середине круга стрелки, на них изображены врач, повар, продавец.

    Ход игры:   воспитатель предлагает ребёнку найти предмет,  необходимый для работы врачу (повару, продавцу).

    №2                       Тема: «Ребенок и здоровье»

                                       

    Разложи картинки по порядку

    Цель:  систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

    Материал:  картинки с изображением моментов распорядка дня

    Ход игры:   воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки  по порядку.

    Воспитатель подводит итог высказываниям детей.

    Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки.

    Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем.

    Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его.

    №3                   Тема: «Ребенок и здоровье»

                             

              Оденем куклу на прогулку

    Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление.

    Материал: бумажная кукла с различной одеждой

    Ход игры:   воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные ситуации).

    Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.

    №4                      Тема: «Ребенок и здоровье»

                                       

    Что такое хорошо, что такое плохо

    Цель:  познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью; развивать у детей речь, внимание, память.

    Материал: поля, разделённые на квадраты, в центре поля негативная и позитивная картинка, картинки с различными ситуациями.

    Ход игры:

    1-ый вариант детям раздаются поля, в центре поля изображена негативная или позитивная картинка. Детям  предлагается поиграть в лото, показывая и сопровождая свои действия объяснениями – «что такое хорошо и что такое плохо»

    2-ой вариант.  Показ  картинок можно сопровождать двигательной активностью детей. Например, на позитивные картинке дети реагируют прыжками, а при показе негативной картинке садятся на пол.

    №6                    Тема: «Полезные продукты»

                                                   

    Чудесный мешочек

    Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на ощупь, называть и описывать.

    Материал: мешочек, муляжи овощей, фруктов

    Ход игры: воспитатель показывает группе «чудесный мешочек» с муляжами овощей, фруктов и предлагает детям узнать, что находится в «чудесном мешочке». Ребёнок опускает руку в «чудесный мешочек» и на ощупь определяет его, затем достаёт и описывает по схеме. Воспитатель даёт образец описания овощей, фруктов.

    - У меня помидор, он красный, круглый, гладкий. А у тебя?

    Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь?

    Дети складывают все овощи, фрукты на поднос.

    №5                     Тема: «Ребенок и здоровье»

                                           

    Азбука здоровья

    Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

    Материал: иллюстрации

    Ход игры:   играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.

    №7                   Тема: «Полезные продукты»

    Угадай на вкус

    Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на вкус, называть и описывать.

    Материал:  тарелка с нарезанными овощами, фруктами
              Ход игры: воспитатель вносит тарелку с нарезанными овощами, фруктами, предлагает детям попробовать кусочек какого-то  овоща, фрукта и задаёт вопросы: «Что это?»,  «Какой на вкус?», «Кислый, как что?», «Сладкий, как что?»

    №8                    Тема: «Полезные продукты»

    Узнай и назови овощи

    Цель: закрепить названия фруктов, овощей, формировать умения узнавать их по описанию воспитателя

    Ход игры: воспитатель описывает какой-либо овощ (фрукт), а дети должны назвать этот овощ (фрукт).

     

    №9                 Тема: «Полезные продукты»

    Полезные и вредные продукты

    Цель:  систематизировать представления детей о вредных и полезных продуктах, упражнять в умении их дифференцировать, формировать потребность заботиться о своём здоровье

    Материал:  картинки с изображением различных продуктов, два обруча

    Ход игры: для того чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться. Сейчас мы узнаем, известно ли вам, какие продукты полезны.

    Воспитатель предлагает детям картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают полезные продукты и объясняют свой выбор, во второй – продукты, которые вредны для здоровья.

    №10               Тема: «Полезные продукты»

    Узнай на вкус

    Цель: закреплять знания об овощах и фруктах, умение определять их по вкусу.

    Материал:  тарелка с нарезанными овощами, фруктами
     Ход игры: воспитатель вносит тарелку с нарезанными овощами, фруктами, предлагает детям попробовать кусочек какого-то  овоща, фрукта и задаёт вопросы: «Что это?»,  «Какой на вкус?»

     

    №11                 Тема: «Полезные продукты»

    Назови правильно

    Цель: уточнить знания детей об овощах и фруктах, их качества (цвет, форма, вкус, запах), закреплять умение узнавать их по картинке и давать краткое

    описание.

    Материал:  картинки с изображением овощей, фруктов

    Ход игры:   воспитатель предлагает ребёнку выбрать  картинку с овощем, фруктом и описать его.

    - У меня помидор, он красный, круглый, сладкий. А у тебя?

    Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие

    вопросы: какой формы? Какого

    цвета? Какой на вкус? Какой по запаху?

     №12                        Тема: «Личная гигиена»

                                                         

    Вымоем куклу

    Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность  действий, способствовать формированию привычки к опрятности.

    Материал:  различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.

    Ход игры: играют 2 человека.  Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые  «помогают»  вымыть (умыть) куклу. А затем моют её. Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет (умоет) куклу.

     

    №14                       Тема: «Личная гигиена»

    Подбери картинки

    Цель: уточнить представления детей о предметах личной гигиены, формировать навыки здорового образа жизни

    Материал:  картинки различных предметов, картинки с изображением предметов личной гигиены

    Ход игры: воспитатель просит выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами)

     

    №13                        Тема: «Личная гигиена»

     

                    Таня простудилась

    Цель: способствовать  формированию навыка пользования носовым платком, закреплять знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачиваться

    Материал:  носовой платок

    Ход игры: воспитатель спрашивает: зачем людям нужен носовой платок?

    И затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются вместе с малышами:

    - Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т.д.

     №15                       Тема: «Личная гигиена»

    Правила гигиены

    Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание), формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.

    Ход игры: Воспитатель просит  детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.

    №16                         Тема: «Личная гигиена»

    Сделаем куклам разные прически

    Цель: закреплять навыки ухода за волосами, уточнить названия необходимых для этого предметов, формировать  понятие «опрятный внешний вид»

    Материал:  куклы, расчёски, заколки.

    Ход игры: воспитатель предлагает детям причесать кукол.

     

     

     

    №17                          Тема: «Тело человека»

    Угадай по запаху

    Цель: формировать представления о помощнике человека (нос), развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств

    Материал:  баночки с различными запахами (ваниль, апельсин, мыло …)
     Ход игры: воспитатель предлагает детям понюхать баночки с различными запахами и спрашивает:

    - Что помогло вам почувствовать этот запах?

    – Где можно почувствовать такой запах?

    №18                            Тема: «Тело человека»

    Игра с микрофоном

    Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, воспитывать умение слушать друг друга

    Материал:  микрофон

    Ход игры:  воспитатель начинает предложение, а ребёнок продолжает его, говоря в микрофон.

    Я – голова, я умею … думать, но не умею говорить.

    Я – нога, я умею …  ходить, но не        умею рисовать.

    Я – рука, я умею … рисовать, но не умею слушать … и т.д.

     №19                         Тема: «Тело человека»

    Ты – моя частичка

    Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, внимание, память.

    Материал:  мяч

    Ход игры:   воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос.

    Я – личико, ты – моя частичка. Ты кто? (глаза, бровь, нос и т.д.)

    Я – голова, ты – моя частичка. Ты кто? (волосы, уши …)

    Я – туловище, ты – моя частичка. Ты кто? (спина, живот ...)

     

     №20                          Тема: «Тело человека»

    Кто я такой?

    Цель: упражнять детей в умении правильно называть части тела человека, умении различать девочек и мальчиков.

    Материал: картинки с изображением мальчика и девочки, карточки-накладки.

    Ход игры:   воспитатель называет какую-либо часть тела, ребёнок находит её среди карточек и кладёт её на картинку. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок называет нарисованную часть тела и кладёт на картинку.

      

    №21                          Тема: «Тело человека»

    Запомни движение

    Цель: упражнять в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения, развивать зрительно-моторную память, внимание.

    Ход игры: воспитатель или ребёнок показывает движения. Дети должны их запомнить и воспроизвести.

     

    №22                           Тема: «Тело человека»

    Посылка от обезьянки

    Цель: продолжать формировать представление о своем организме; закрепить знания о том, что предметы можно узнать по внешнему виду, запаху, вкусу, на ощупь; упражнять в определении фруктов по вкусу и запаху.

    Материал: посылка с овощами, фруктами

    Ход игры: играют 4 человека. Воспитатель говорит, что пришла посылка от обезьянки, в ней может быть или овощ, или фрукт.  Предлагает детям узнать, что за овощ или фрукт находится в посылке.  Одну ребёнку предлагается опустить руку в посылку и на ощупь определить её содержимое. Другому – попробовать кусочек и определить по вкусу, третьему предлагается определить по запаху, а четвёртому воспитатель описывает этот овощ (фрукт). Выигрывает тот, кто угадает.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактическая игра, как эффективное средство формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.

    Дидактическая игра — эффективное средство формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников....

    Консультация для воспитателей "Работа с родителями по формированию представлений о здоровом образе жизни у дошкольников"

    Методические рекомендации для воспитателей по работе с родителями по формированию представлений о здоровом образе жизни у дошкольников....

    Формирование представлений о здоровом образе жизни старших дошкольников

    Данная тема наиболее актуальна в настощие время,и по этому было проведен ряд мероприятий,одним из них являлось родительское собрание,касаемое этой темы....

    «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников, посредством дидактических игр и наглядного пособия»

    Где начинается здоровье и счастье? Как добиваться успехов в жизни? Многие люди, даже достигнув преклонного возраста, продолжают совершать ошибки, разрушающие их организм. Конечно это в первую оч...

    «Взаимодействие с семьями воспитанников как одно из средств формирования представлений о здоровом образе жизни у детей 4 – 5 лет»

    Презентация деятельности родительского клуба "Здоровячок", организация, содержание, анализ...

    Образовательные ситуации как средство формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников.

    Образовательная ситуация - это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач разв...

    ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА- КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРИВЫЧКИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА- КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРИВЫЧКИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ                   ДЕТ...