Консультация для педагогов На тему: «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников посредством дидактических игр и наглядного пособия»
консультация

Султанова Людмила Энгельсовна

 Где начинается здоровье и счастье? Как добиваться успехов в жизни? Многие люди, даже достигнув преклонного возраста, продолжают совершать ошибки, разрушающие их организм. Конечно это в первую очередь выбор самого человека. Тем не менее, ценный базис закладывается в самом нежном, юном возрасте.

Учитывая природные, социальные условия мира, в котором мы живем, физкультурно-оздоровительная работа должна стать неотъемлемой частью деятельности дошкольных учреждений. Сохранение и обеспечение здоровья детей является главным условием и показателем личностно-направленного образования и основной задачей системы образования в целом.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

На тему: «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников посредством дидактических игр и наглядного пособия»

Выполнила: воспитатель Султанова Л.Э.

первой квалификационной категории

 Где начинается здоровье и счастье? Как добиваться успехов в жизни? Многие люди, даже достигнув преклонного возраста, продолжают совершать ошибки, разрушающие их организм. Конечно это в первую очередь выбор самого человека. Тем не менее, ценный базис закладывается в самом нежном, юном возрасте.

Учитывая природные, социальные условия мира, в котором мы живем, физкультурно-оздоровительная работа должна стать неотъемлемой частью деятельности дошкольных учреждений. Сохранение и обеспечение здоровья детей является главным условием и показателем личностно-направленного образования и основной задачей системы образования в целом.

Дошкольный возраст является важным этапом, на котором закладываются привычки и отношение к ЗОЖ. В детских садах малыши обучаются всем необходимым принципам, тем не менее, такое обучение должно проводиться и дома.

Почему же так важен здоровый образ жизни? Удобное и комфортное состояние человека в нашем мире требует от него много труда, времени и здоровья. Плохая экология, нездоровое питание, неправильный распорядок дня, вредные излучения от всевозможных приборов и прочие факторы выбивают из колеи и влияют как на физическое, так и на психическое самочувствие. Из-за этого ухудшается здоровье, портится настроение и в целом жизнь не кажется яркой и интересной. Несмотря на то, что сейчас медицина способна справиться практически с любым недугом, врачи часто сталкиваются с проблемой, когда иммунитет подорван настолько, что организм не справляется с болезнью даже при усиленном воздействии на него медицинскими препаратами и процедурами.

Чтобы не сталкиваться с такими трудностями, нужно знать и выполнять специальные правила и методики, в совокупности образующие то, что называется «здоровый образ жизни». Здоровый образ жизни - это динамическая система поведения человека, основанная на выработке линии поведения, максимально обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья, постоянном корректировании своих действий с учетом приобретенного опыта. Как правило, ЗОЖ у большинства людей ассоциируется с запретами. На деле это не совсем так. Здоровый образ жизни — это навыки человека, направленные на выполнение специальных действий или, наоборот, отказ от таковых для сохранения и улучшения здоровья и профилактики заболеваний.

Умение вести здоровый образ жизни означает иметь необходимые знания о том, что полезно, а что нет, как выстроить правильный распорядок дня, что такое правильная пища, какие нужно выполнять процедуры для укрепления здоровья, как вести себя дисциплинированно и не причинять вред организму.

Последнее время перед образованием встает вопрос, какие направления деятельности должны стать приоритетными в работе педагога дошкольного образовательного учреждения в современных условиях? Первым и самым главным направлением является защита, сохранение и развитие здоровья ребенка. Важно понимать, что имеется в виду его психическое и физическое здоровья. Что первично , а что вторично раскрывает русская поговорка«В здоровом теле – здоровый дух».

Формирование здорового образа жизни в детском саду и дома должно начинаться с правильного примера, который подают взрослые. В этом возрасте дети впитывают все как губки и полученные знания для них во многом становятся эталонными во взрослой жизни. Детские дошкольные учреждения предлагают своим воспитанникам уже готовый набор мероприятий, способствующих формированию адекватных привычек. Однако родители не должны забывать о своей важной роли в процессе воспитания ребенка.

У дошкольника необходимо формировать навыки здорового образа жизни путем формирования элементарных знаний о своем организме и факторах, влияющих на него. Чем раньше ребенок получит представления о строении своего тела, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к ЗОЖ.

Практический материал.

Дидактический материал,  направленный на формирование здорового образа жизни у дошкольников.

Младший и средний возраст

Игра «Правила гигиены»

Цель: закрепление культурно-гигиенических навыков  (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание)

 Материал: Макет зубов, зубная щетка.

Ход игры

1 вариант: воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т. д)., соблюдая последовательность выполнения данных навыков.

2 вариант: воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.

3 вариант: закрепление происходит на макете.

Игра «Ты – моя частичка»

Цель: систематизирование  представлений детей о частях тела.

Материал:  мяч.

Ход игры:   воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос.

Я – личико, ты – моя частичка. Ты кто? (глаза, бровь, нос и т. д.)

Я – голова, ты – моя частичка. Ты кто? (волосы, уши)

Я – туловище, ты – моя частичка. Ты кто? (спина, живот.)

Игра «Кто я такой?»

Цель: упражнение детей в умении правильно называть части тела человека, умении различать девочек и мальчиков.

Материал: картинки с изображением мальчика и девочки, карточки-накладки; макет человека и набор плоскостных органов.

Ход игры:   

1 вариант: воспитатель называет какую-либо часть тела, ребёнок находит её среди карточек и кладёт её на картинку.

2 вариант: воспитатель показывает карточку, ребёнок называет нарисованную часть тела и кладёт на картинку.

3 вариант: Закрепив знания при помощи картинок, можно перейти на макет человека и плоскостные органы.

Старший дошкольный возраст

Игра «Куб здоровья»

Цель: закрепление представлений детей о том, какая еда полезна для организма.

Оборудование: Куб,  на гранях которого изображены части тела человека.

Ход игры: Детям предлагают поиграть в куб, на сторонах которого изображены: мозг, кость, глаз, живот, зуб, кровь. Какая грань выпадает ребенку, он должен назвать те продукты, которые полезны.

Игра «Весёлый человек»

Цель: развитие память, формирование умений детей складывать органы человека на макете.

Оборудование: плоскостные органы человека.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку на макете человека по памяти выложить органы.

Игра «Что можно кусать зубами?»

Цель: развитие умения  детей устанавливать положительное и отрицательное влияние на зубы продуктов, употребляемых в пищу.

Ход игры:  Дети встают в круг. Водящий взрослый или ребенок (в зависимости от возраста детей группы) называет предметы, продукты.

Например: камень, булка, котлета, косточка, палец, орех и т. д. Дети говорят «да» и поднимают руки вверх, если это можно кусать зубами, или говорят «нет» и приседают, если это нельзя кусать зубами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра, как эффективное средство формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.

Дидактическая игра — эффективное средство формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников....

Консультация для воспитателей "Работа с родителями по формированию представлений о здоровом образе жизни у дошкольников"

Методические рекомендации для воспитателей по работе с родителями по формированию представлений о здоровом образе жизни у дошкольников....

«Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников, посредством дидактических игр и наглядного пособия»

Где начинается здоровье и счастье? Как добиваться успехов в жизни? Многие люди, даже достигнув преклонного возраста, продолжают совершать ошибки, разрушающие их организм. Конечно это в первую оч...

Дидактическая игра - эффективное средство формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников

Дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление, она является и игровым методом обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания лич...

Доклад на тему "Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников"

Дети проводят в дошкольном учреждении, значительную часть дня, и поэтому сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и ДОО. Известно, что дошкольный возраст...

Опыт работы на тему: «Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, посредством интеграции системы здоровьесберегающих технологий во все виды детской деятельности в тесном взаимодействии с родителями»

Новизна опыта заключается в интеграции системы здоровьесберегающих технологий во все виды детской деятельности в тесном взаимодействии с родителями и специалистами дошкольной организации....

Публикация по теме «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Важность и необходимость изучения здоровья обусловлена тем, что для эффективного и планомерного развития общества государству нужна достоверная информация о закономерностях развития народонаселения, о...