Главные вкладки

    Дидактическая игра, как эффективное средство формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.
    статья на тему

    Дидактическая игра — эффективное средство формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Дидактическая игра — эффективное средство формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.

    Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Её решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет. Формирование представлений о здоровом образе жизни должно начинаться уже в детском саду. В этом деле нет мелочей. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на формирование представлений о здоровом образе жизни, сохранении и укреплении здоровья.

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования наряду с другими решает следующие задачи:

    Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

    Формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.

    Отдельной областью в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена область «Физическое развитие», в которой среди прочих задач овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Особое внимание должно уделяться овладению элементарными нормами и правилами здорового образа жизни, ведь именно оно - одна из главных составляющих физического развития ребенка.

    Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

    Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности, и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку)).

    Успешное формирование основ здорового образа жизни у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.

    Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей. На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно иметь представление о здоровом образе жизни, о здоровье, его сохранении и укреплении, ведь формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития нашей страны.

    Реализуя право ребенка на здоровье и безопасность, мы, педагоги, уделяем большое внимание приобщению дошкольников к ценностям здорового образа жизни.

    Одним из средств, эффективно способствующих формированию представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников и выработке правильных привычек, является дидактическая игра. Дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление, она является и игровым методом обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

    В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в психике. В играх дошкольники воспроизводят всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

    В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются познавательные способности.

    Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

    Ценность дидактических игр, как средства формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков в формировании представлений дошкольников о здоровом образе жизни. Дидактическая игра будит детское воображение. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задач. Своевременное и правильное применение дидактических игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач в наиболее приемлемой для детей форме.

    В своей работе я использую такие средства организации дидактических игр:

    •  использование и комбинирование дидактических игр в процессе обучения;

    • включение дидактических игр в самостоятельную деятельность дошкольников;

    • использование в дидактических играх развивающие упражнения, физкультминутки.

    Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемые педагогом в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения, но в то же время, в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Они обучают тем или иным навыкам, необходимым человеку в процессе его повседневной жизнедеятельности. Дидактические игры разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности и имеют определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно, создают своеобразный микроклимат для формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.

    Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие и находить, обогащать духовный мир детей. А это всё содействует умственному и общему развитию. Для этой цели и служат дидактические игры.

    Таким образом, в результате формирования начальных представлений о здоровом образе жизни средствами дидактической игры у дошкольников, предполагаю отметить положительную динамику состояния здоровья, улучшение физических качеств детей, повышенный интерес к дидактическим играм. Дети не только должны знать и соблюдать основные правила игры, но и уметь формулировать, объяснять необходимость их применения. Дидактическая игра важна и для того, чтобы сделать жизнь детей полной и счастливой.

    Литература:

    1. Гуменюк Е. И. Будь здоров! Дидактические игры и игровые задания. /Е. И. 2. Гуменюк, Н. А. Слисенко. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2011

    3.Павлова М. А. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий. /М. А. Павлова, М. В. Лысогорская. – Волгоград: Учитель, 2009

    4. Степанова О. А. Развитие игровой деятельности ребенка: Обзор программ дошкольного образования. - М. : ТЦ Сфера, 2009

    5. Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения март, 2011


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей "Работа с родителями по формированию представлений о здоровом образе жизни у дошкольников"

    Методические рекомендации для воспитателей по работе с родителями по формированию представлений о здоровом образе жизни у дошкольников....

    Формирование представлений о здоровом образе жизни старших дошкольников

    Данная тема наиболее актуальна в настощие время,и по этому было проведен ряд мероприятий,одним из них являлось родительское собрание,касаемое этой темы....

    «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников, посредством дидактических игр и наглядного пособия»

    Где начинается здоровье и счастье? Как добиваться успехов в жизни? Многие люди, даже достигнув преклонного возраста, продолжают совершать ошибки, разрушающие их организм. Конечно это в первую оч...

    Дидактическая игра - эффективное средство формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников

    Дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление, она является и игровым методом обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания лич...

    «Взаимодействие с семьями воспитанников как одно из средств формирования представлений о здоровом образе жизни у детей 4 – 5 лет»

    Презентация деятельности родительского клуба "Здоровячок", организация, содержание, анализ...

    Образовательные ситуации как средство формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников.

    Образовательная ситуация - это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач разв...

    ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА- КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРИВЫЧКИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА- КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРИВЫЧКИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ                   ДЕТ...