Главные вкладки

    «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников, посредством дидактических игр и наглядного пособия»
    методическая разработка на тему

    Инга Александровна

     Где начинается здоровье и счастье? Как добиваться успехов в жизни? Многие люди, даже достигнув преклонного возраста, продолжают совершать ошибки, разрушающие их организм. Конечно это в первую очередь выбор самого человека. Тем не менее, ценный базис закладывается в самом нежном, юном возрасте. Мы затронули тему формирование основ здорового образа жизни у дошкольников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tekstovyy_dokument_opendocument.odt25.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников, посредством дидактических игр и наглядного пособия»

    Говорова Наталья Вадимовна, воспитатель

    МБУ д/с № 49 «Веселые нотки» корпус 3 г.о. Тольятти

    Фурштакова Светлана Анатольевна, воспитатель

    МБУ д/с № 49 «Веселые нотки» корпус 3 г.о. Тольятти

    Черемушкина Татьяна Сергеевна, воспитатель

    МБУ д/с № 49 «Веселые нотки» корпус 3 г.о. Тольятти

    Щербакова Инга Александровна, воспитатель

    МБУ д/с № 49 «Веселые нотки» корпус 3 г.о. Тольятти

    Каратаскова Виктория Сергеевна, учащаяся

    Тольяттинский социально-педагогический колледж

    Аннотация: Где начинается здоровье и счастье? Как добиваться успехов в жизни? Многие люди, даже достигнув преклонного возраста, продолжают совершать ошибки, разрушающие их организм. Конечно это в первую очередь выбор самого человека. Тем не менее, ценный базис закладывается в самом нежном, юном возрасте. Мы затронули тему формирование основ здорового образа жизни у дошкольников.

    Ключевые слова: Здоровый образ жизни, организм, факторы жизни.

    Учитывая природные, социальные условия мира, в котором мы живем, физкультурно-оздоровительная работа должна стать неотъемлемой частью деятельности дошкольных учреждений. Сохранение и обеспечение здоровья детей является главным условием и показателем личностно-направленного образования и основной задачей системы образования в целом.

    Малыши все впитывают в себя. Поэтому продолжается формирование здорового образа жизни у дошкольников. В детских садах вся система воспитания строится на основных принципах ЗОЖ, при этом многие вещи происходят сами собой в коллективе. Детки часто копируют поведение и с удовольствием все вместе кушают, гуляют, делают зарядку и прочее. Дошкольный возраст является важным этапом, на котором закладываются привычки и отношение к ЗОЖ. В детских садах малыши обучаются всем необходимым принципам, тем не менее, такое обучение должно проводиться и дома.

    Почему же так важен здоровый образ жизни? Удобное и комфортное состояние человека в нашем мире требует от него много труда, времени и здоровья. Плохая экология, нездоровое питание, неправильный распорядок дня, вредные излучения от всевозможных приборов и прочие факторы выбивают из колеи и влияют как на физическое, так и на психическое самочувствие. Из-за этого ухудшается здоровье, портится настроение и в целом жизнь не кажется яркой и интересной. Несмотря на то, что сейчас медицина способна справиться практически с любым недугом, врачи часто сталкиваются с проблемой, когда иммунитет подорван настолько, что организм не справляется с болезнью даже при усиленном воздействии на него медицинскими препаратами и процедурами. Чтобы не сталкиваться с такими трудностями, нужно знать и выполнять специальные правила и методики, в совокупности образующие то, что называется «здоровый образ жизни». Что такое ЗОЖ? Здоровый образ жизни - это динамическая система поведения человека, основанная на выработке линии поведения, максимально обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья, постоянном корректировании своих действий с учетом приобретенного опыта. Как правило, ЗОЖ у большинства людей ассоциируется с запретами. На деле это не совсем так. Здоровый образ жизни — это навыки человека, направленные на выполнение специальных действий или, наоборот, отказ от таковых для сохранения и улучшения здоровья и профилактики заболеваний.

    Умение вести здоровый образ жизни означает иметь необходимые знания о том, что полезно, а что нет, как выстроить правильный распорядок дня, что такое правильная пища, какие нужно выполнять процедуры для укрепления здоровья, как вести себя дисциплинированно и не причинять вред организму.

    Термин «здоровый образ жизни» применяется все чаше, но толкование его остается неоднозначным. Самое простое определение здорового образа жизни можно свести к формуле: «Это все, что в поведении и деятельности людей благотворно влияет на их здоровье». Однако сюда нужно включить все позитивные для здоровья стороны, то есть аспекты, виды активности – трудовой, социальной, интеллектуальной, образовательной, физической и прочей и, конечно, медицинской, действующей на благо индивидуального и общественного здоровья. Поскольку понятие «деятельность» очень широко, и каждый вид деятельности может воздействовать на здоровье, здоровый образ жизни включает в себя все элементы такой деятельности, направленной на охрану, улучшение, воспроизводство здоровья.

    Таким образом, здоровый образ жизни – это деятельность, наиболее характерная, типичная для конкретных социально-экономических, политических, экологических и прочих условий, направленная на сохранение и улучшение, укрепление здоровья людей. Такое определение может показаться аналогичным понятию «здравоохранение», которое чаще всего квалифицируется как система общественных и государственных мер по охране и укреплению здоровья населения (профилактике, лечению, реабилитации). Действительно, основания для такого заключения есть, так как здравоохранение – это деятельность государственных, общественных учреждений, органов и организаций по обеспечению условий для охраны и укрепления здоровья населения (в том числе материально-технической базы, кадров, научных исследований), а также сама деятельность учреждений. Здравоохранение является важным, но не единственным фактором здорового образа жизни.

    Здоровый образ жизни формирует образ жизни – все его стороны и проявления, позитивно влияющие на здоровье. Значит, нет такого вида, способа активности, деятельности, которые бы в своих положительных проявлениях не формировали здоровый образ жизни. Значит, в деятельности по охране и улучшению здоровья населения, в гигиеническом воспитании нужно учитывать многообразие воздействий, условий и факторов, определяющих характер и уровень здоровья человека, группы людей и населения.

    Последнее время перед образованием встает вопрос, какие направления деятельности должны стать приоритетными в работе руководителя и педагога дошкольного образовательного учреждения в современных условиях? Первым и самым главным направлением является защита, сохранение и развитие здоровья ребенка. Важно понимать, что имеется в виду его психическое и физическое здоровья. Что первично, а что вторично раскрывает русская поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Цель данного инновационного направления состоит в том, чтобы показать нестандартные методы работы с взрослыми: педагогическим коллективом и родителями. Возможно, это будет лучший способ показать значимость физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления.

    Формирование здорового образа жизни в детском саду и дома должно начинаться с правильного примера, который подают взрослые. В этом возрасте дети впитывают все как губки и полученные знания для них во многом становятся эталонными во взрослой жизни. Детские дошкольные учреждения предлагают своим воспитанникам уже готовый набор мероприятий, способствующих формированию адекватных привычек. Однако родители не должны забывать о своей важной роли в процессе воспитания ребенка.

    У дошкольника необходимо формировать навыки здорового образа жизни путем формирования элементарных знаний о своем организме и факторах, влияющих на него. Чем раньше ребенок получит представления о строении своего тела, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к ЗОЖ.

    Мы предлагаем небольшую часть дидактического материала и пособия, направленные на формирование здорового образа жизни у дошкольников. Сборник дидактических игр и пособий размещены на сайте МБУ д/с № 49 «Веселые нотки» chgard49@edu.tgl.ru

    Младший и средний возраст

    Игра «Правила гигиены»

    Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание), формировать умения показывать движения на макете.

    Материал: Макет зубов, зубная щетка.

    Ход игры: Воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают. Закрепление происходит на макете.

    Игра «Ты – моя частичка»

    Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, внимание, память.

    Материал:  мяч

    Ход игры:   воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос.

    Я – личико, ты – моя частичка. Ты кто? (глаза, бровь, нос и т.д.)

    Я – голова, ты – моя частичка. Ты кто? (волосы, уши …)

    Я – туловище, ты – моя частичка. Ты кто? (спина, живот ...)

    Игра «Кто я такой?»

    Цель: упражнять детей в умении правильно называть части тела человека, умении различать девочек и мальчиков.

    Материалкартинки с изображением мальчика и девочки, карточки-накладки; макет человека и набор плоскостных органов.

    Ход игры:   воспитатель называет какую-либо часть тела, ребёнок находит её среди карточек и кладёт её на картинку. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок называет нарисованную часть тела и кладёт на картинку. Закрепив знания при помощи картинок, можно перейти на макет человека и плоскостные органы.

    Старший дошкольный возраст

    Игра «Куб здоровья»

    Цель: закрепить представление детей о том, какая еда полезна для организма.

    Оборудование: Куб на гранях которого изображены части тела человека.

    Ход игры: Детям предлагают поиграть в куб на сторонах которого изображены – мозг, кость, глаз, живот, зуб, кровь. Какая грань выпадает ребенку, он должен назвать те продукты, которые полезны.

    Игра «Весёлый человек»

    Цель: развивать память, складывать органы человека на макете.

    Оборудование: плоскостные органы человека.

    Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку на макете человека по памяти выложить органы.

    Игра «Что можно кусать зубами?»

    Цель: Развивать умение детей устанавливать положительное и отрицательное влияние на зубы продуктов, употребляемых в пищу.

    Ход игры:  Дети встают в круг. Водящий взрослый или ребенок (в зависимости от возраста детей группы) называет предметы, продукты. (Например: камень, булка, котлета, косточка, палец, орех и т. д.). Дети говорят «да» и поднимают руки вверх, если это можно кусать зубами, или говорят «нет» и приседают, если это нельзя кусать зубами.

    Дидактический материал и пособия, разработанный педагогами МБУ д/с № 49 «Веселые нотки» помогают весело, интересно в игровой форме формировать навыки здорового образа жизни у дошкольников.

    «кукла» вид спереди

    «кукла» вид сзади

    «зубы»

    «куб здоровья»

    Список используемой литературы:

    1.​ Журнал «Воспитатель» № 1, 2012 г.

    2.​ Калиниченко, В.А. Деловые игры для взрослых – «Здоровый образ жизни» - Москва, 2009 г.

    3.​ Новикова, И.М. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» – М.: Мозаика-Синтез, 2009.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактическая игра, как эффективное средство формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.

    Дидактическая игра — эффективное средство формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников....

    Консультация для воспитателей "Работа с родителями по формированию представлений о здоровом образе жизни у дошкольников"

    Методические рекомендации для воспитателей по работе с родителями по формированию представлений о здоровом образе жизни у дошкольников....

    Формирование представлений о здоровом образе жизни старших дошкольников

    Данная тема наиболее актуальна в настощие время,и по этому было проведен ряд мероприятий,одним из них являлось родительское собрание,касаемое этой темы....

    Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников 5 – 7 лет

         Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать ...

    Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

    Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО...

    Формирование представления о здоровом образе жизни у дошкольников

    Формирование у дошкольников представлений о гриппе и его профилактике. Результаты проекта "иностранный гость по фамилии Грипп"...

    Дидактическая игра - эффективное средство формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников

    Дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление, она является и игровым методом обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания лич...