Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами
материал (подготовительная группа)

Свешникова Екатерина Александровна

Большую роль в физическом развитии детей играют спортивные игры и упражнения. Они способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма: нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, улучшению физического развит детей, воспитанию морально-волевых качеств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами».

Подготовила: Воспитатель Свешникова Екатерина Александровна.

С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников.Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения, недостаточной материальной базой образовательных организаций и воспитательного потенциала семьи.

Одним из приоритетных направлений реализации стратегии дошкольного образования в современных условиях выступает сохранение и укрепление здоровья детей средствами развития в системе организаций дошкольного образования физической культуры и спорта, активного внедрения здоровьесберегающих технологий, развития здоровьесберегающей среды.

Двигательная активность способствует совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма – нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, улучшению физического развития детей, воспитанию морально-волевых качеств. Очень ценно, что организованная двигательная деятельность способствует воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создает благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе. Она может быть организована летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством для закаливания ребенка. В дошкольном возрасте потребность в двигательной активности является естественной, начальные представления о некоторых видах спорта позволят дошкольникам самостоятельно организовать двигательную деятельность, способствуют развитию интереса к занятиям спортом.

В соответствии с ФГОС образовательная область «Физическое развитие» включает следующие приоритетные направления организации жизнедеятельности детей:

- овладение двигательной деятельностью, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитиие физических качеств, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

- овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни, становление ценностей здорового образа жизни.

В связи с этим в детском саду, начиная со старшего дошкольного возраста, необходимо формировать у дошкольников устойчивый интерес к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной деятельности.

Роль спортивных игр в физическом развитии детей.

        Большую роль в физическом развитии детей играют спортивные игры и упражнения. Они способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма: нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, улучшению физического развит детей, воспитанию морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия спортивными играми и упражнениями способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе. Они проводятся  летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством для закаливания ребенка.

        Подвижным играм с элементами спорта как виду деятельности присущи изменяющиеся условия тех или иных действий, поэтому большинство этих игр связано с проявлением двигательных способностей: скоростно-силовых, координационных, на выносливость, силу, гибкость. В играх с элементами спорта совершенствуются чувства мышечных усилий, пространства, времени, совершенствуются функции различных анализаторов.

        Подвижные игры с элементами спорта позволяют дошкольнику овладевать разнообразными,  достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность,  активность, творчество.

Обучая детей элементам спортивных игр, мы решаем следующие задачи:

- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;

- формирование у дошкольников устойчивого интереса к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной деятельности;

- обогащение двигательного опыта дошкольников новыми двигательными действиями (баскетбол – забрасывание мяча в кольцо, футбол – отбивание мяча ногой и т.п.);

- обучение правильной технике выполнения элементов спортивных игр;

- воспитание положительных морально-волевых качеств в спортивных играх;

- формирование привычки к здоровому образу жизни.

        В образовательной области «Физическое развитие»  предусмотрено выполнение детьми различных спортивных игр и упражнений, согласно возрасту. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта происходит в процессе активной деятельности детей, при столь же активной направляющей работе взрослых. При формировании  у дошкольников начальных представлений  о некоторых видах спорта педагогу необходимо особое внимание обращать на развитие исполнительских,  эмоционально-эстетических, проектно-конструктивных параметров двигательной деятельности детей.

Подготовительная группа

Спортивные упражнения:

  1. Катание на санках. Участвовать в играх – эстафетах с санками.
  2. Скользить с разбега по ледяным дорожкам.  
  3. Ездить на двухколесном велосипеде по прямой, по кругу, змейкой; тормозить.

Элементы спортивных игр:

Баскетбол. Передавать мяч друг другу двумя руками от груди, одной рукой от плеча. Перебрасывать мячи друг другу двумя руками от груди в движении. Ловить летящий мяч на разной высоте (на уровне груди, над головой, сбоку, снизу, у пола и т.п.) и с разных сторон. Бросать мяч в корзину двумя руками от груди. Вести мяч одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаясь в разных направлениях, останавливаясь и снова передвигаясь по сигналу.

Футбол. Передавать мяч друг другу, отбивая его правой и левой ногой, стоя на месте. Вести мяч змейкой между расставленными предметами, попадать в предметы, забивать мяч в ворота.

Хоккей. Вести шайбу клюшкой, не отрывая ее от шайбы. Прокатывать шайбу клюшкой друг другу, задерживать шайбу клюшкой. Вести шайбу клюшкой вокруг предметов и между ними. Забивать шайбу в ворота, держа клюшку двумя руками (справа и слева). Попадать шайбой в ворота, ударять по ней с места и после ведения.

Бадминтон. Правильно держать ракетку. Перебрасывать волан ракеткой на сторону партнера без сетки, через сетку. Свободно передвигаться по площадке во время игры.

Волейбол. Продолжать осваивать элементы «Школы мяча», усложняя задания. Выполнять передачи мяча в парах, тройках двумя руками от груди, из-за головы. Перебрасывать мяч через сетку в парах и вдаль (как можно выше и сильнее). Передавать мяч через сетку в колоннах с переходом в конец своей и противоположной колонны. Играть в игры «У кого меньше мячей», «Пионербол», «Мяч через сетку». Знакомить с правилами игры в волейбол по упрощенным правилам.

        Практика показывает, что дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой и началами различных видов спорта, Большой интерес у них вызывают спортивные игры – баскетбол, футбол, волейбол, бадминтон, хоккей и др.

          Знакомить и осваивать элементы спортивных игр  рекомендуется со старшего дошкольного возраста, так как спортивные игры:

- это игры команд, соревнующихся между собой, следовательно, дети должны обладать «чувством команды»;

- это игры, требующие подчинение правилам, довольно жестким и не всегда подчиняющимся желаниям играющих;

- каждая спортивная игра требует конкретной техники.

        Обучение детей элементам спортивных игр должно иметь целью достижения благоприятного физического развития и разносторонней двигательной подготовленности детей, а также ознакомление детей со спортивными играми в доступной форме. Основное внимание должно быть направлено не на специальную подготовку, а на создание общих предпосылок успешного обучения спортивным играм в школе.

        В нашем детском саду созданы хорошие условия для обучения детей спортивным упражнениям и элементам спортивных игр.

        В нашем детском саду обучение детей спортивным упражнениям и элементам спортивных игр в основном проводится на занятиях по физической культуре в спортивном зале и на воздухе. Основной целью занятий спортивными играми и упражнениями является ознакомление детей со спортивными играми и упражнениями, закладывание азов правильной технике. Но это ни в коем случае не должно стать узкоспециализированными тренировками.

        Игровая форма проведения занятия является основой методики обучения спортивным играм и упражнениям. Занятие должно проходить как занимательная игра.         Нельзя допускать монотонности, скуки, сами движения и игры должны доставлять ребенку удовольствие, вызывать желание продолжить   занятие.

В процессе обучения спортивным играм чрезвычайно важно обеспечить сознательное освоение действий. Понимание детьми смысла действий ускоряет процесс формирования навыков, способствует умению в последующей двигательной деятельности самостоятельно подбирать эффективные действия и целесообразно их применять.

        Во время знакомства  с некоторыми видами спорта дети приобретают знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребёнка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы.

Также необходимо учитывать сезонные и погодные условия.

В теплое время года отдаем предпочтение таким спортивным упражнениям как:

 - игры с мячом (баскетбол, волейбол, футбол);

 - бег (умеренный, быстрый, на выносливость);

- игры в кегли, городки;

- бадминтон;

- езда на велосипеде.

Зимой – это:

- катание на санках;

- развлечение со снежками;

- скольжение по ледяным дорожкам;

- хоккей.

        Прежде  чем приступить к систематическому обучению детей спортивным играм и спортивным упражнениям, необходимо познакомить их с различными видами спорта, рассмотреть иллюстрации, провести экскурсию на стадион.

         Цель этой работы – вызвать интерес, сформировать желание заниматься спортом. Вторым этапом является накопление опыта общения с предметами: ракеткой, мячом и т.д. Третий этап – обучение спортивным упражнениям и элементам спортивных игр.

        В нашем детском саду предпочтение отдается спортивным играм и упражнениям с мячом. Это элементы игры в баскетбол и волейбол, футбол.

        Качество организации и проведения спортивных игр и упражнений зависит от психологической готовности взрослого к этой деятельности, его педагогических знаний, опыта и умения общаться с детьми. Искренность и доброжелательность, жизнерадостность и открытость, сопереживание и умение помочь, заметить успехи – вот те качества, которые притягивают детей, вызывают их симпатию и уважение к взрослому, а иногда являются главным мотивом участия в игре.

        Реализация направления по формированию начальных представлений о некоторых видах спорта в нашем детском саду обеспечивается:

- комплексом мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года (утренняя гимнастика, физкультурное занятие, прогулка);

- формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства; консультации для родителей: «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении», «Спортивные подвижные игры на прогулке».

         В результате проделанной работы хочется отметить, что мы наблюдаем, что у детей возрос интерес к спортивным играм и упражнениям, они  меньше болеют, многие воспитанники нашего детского сада стали посещать  спортивные секции гимнастики, футбола, хоккея, фигурного катания. Может наши дети и не станут выдающимися спортсменами, но мы надеемся, что занимаясь физической культурой, они обретут крепкое здоровье и высокую работоспособность, что позволит им хорошо учиться и добиваться успехов в любом деле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по формированию начальных представлений о некоторых видах спорта у детей дошкольного возраста.

Буклет " Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта". Рекомендации для родителей по формированию начальных представлений о некоторых видах спорта.Большую роль во всестороннем физиче...

«Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта средствами игры»

Какую рольв физическом развитии детей играют спортивные игры и упражнения....

«Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми c правилами в старшей группе»

Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми c правилами в старшей группе»...

«Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами в старшей группе»

Начиная со старшего дошкольного возраста,  необходимо формировать у дошкольников устойчивый интерес к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной ...

консультация для воспитателей "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста посредством развития представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами»

консультация для воспитателей "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста посредством развития представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми...