Сравнительный перечень оборудования для занятий физическими упражнениями с детьми младшего и старшего дошкольного возраста
консультация по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Жегалина Светлана Николаевна

Сравнительный перечень оборудования для занятий физическими упражнениями

с детьми младшего и старшего  дошкольного возраста

 

Классификация оборудования

Оборудование для детей младшего дошкольного возраста

Оборудование для детей старшего дошкольного возраста

Вывод (чем обусловлен выбор оборудования по каждому из видов)

Для ходьбы и бега

 

Доска с ребристой поверхностью.

 

Модуль «Змейка».

 

Коврик, дорожки массажные со следочками.

 

Кольцо мягкое.

 

 

 

Обруч большой.

 

Длина 200, ширина 20, 

высота 4 см.

 

Длина 100, высота 15.

 

 

 

 

 

Ø 120 см, высота 30 см, 

Ø отверстия 60 см

 

 

Ø 95 – 100 см.

Коврик массажный со следочками.

 

Шнур короткий (плетеный).

 

Куб деревянный малый.

 

Доска с ребристой поверхностью.

 

 

 

 

Длина 75 см.

 

 

Высота 20 см.

 

 

Длина 200, ширина 20, 

высота 4 см.

 

Для младшей группы характерна высокая двигательная активность, которая строится преимущественно на основе ходьбы. При этом  у детей еще нет согласованности движений рук и ног, при ходьбе ребенок наступает всей ступней.  Темп ходьбы неустойчив. Широко  используются  задания обойти, перешагнуть предметы. Также стоит задача учить детей ориентироваться в пространстве.

 

В старшем возрасте у детей движения руки и ног согласованны, шаг широкий с обозначенным перекатом, правильное положение тела. Необходимо отрабатывать легкость походки и координацию движений («Полосы препятствий», ходьба с изменением положения тела). Большой уклон делается на корригирующие упражнения для формирования свода стопы.

Для прыжков

 

Куб деревянный.

 

Мяч-попрыгунчик.

 

Обруч малый.

 

Шнур короткий.

 

Детский батут для прыжков (только при страховке взрослым)

 

Гимнастический набор: рейки, палки.

 

Дорожка-мат

 

Ребро 20 см.

 

Ø 50см.

 

 

Ø 50 – 55 см.

 

Длина 75 см.

 

Ø 100 – 120см.

 

 

 

 

 

 

 

 

Длина 180 см

 

Обруч малый.

 

Скакалка короткая.

 

Гимнастический набор: обручи, рейки, палки, подставки, зажимы.

 

Конус с отверстиями.

 

Мат гимнастический складной.

 

 

Мат с разметками.

 

 

 

Дорожка-мат

 

 

Баскетбольная стойка с регулируемой высотой.

 

Батут детский.

 

 

Ø 50 – 65 см.

 

Длина 100-120 см

 

 

 

 

 

 

 

 

Длина 200 см Ширина 100 см Высота 7 см

 

Длина 190 см Ширина 138 см Высота 10 м

 

Длина 180 см

 

 

Ø 100-120 см

В младшем возрасте на первом этапе дети не умеют отталкиваться двумя ногами. Не сформирована ступня,  поэтому прыжки с большой высоты могут быть травмоопасными. Оборудование для спрыгивания используется высотой 5-10 см, к концу года – 15-20 см. 

Несмотря на то, что движения недостаточно координированы (при прыжке ребенок приземляется тяжело на всю ступню), уже начинается обучение прыжку в длину с места. Использование гимнастических матов помогает снизить при прыжке нагрузку на ступню.

 

С 5-6- летнего возраста заметно изменяются пропорции тела ребенка; улучшается устойчивость позы, чувство равновесия,

Дети, систематически занимающиеся физическими упражнениями, легче совершают прыжки и мягче приземляются.

В старшей группе к освоенным ранее видам прыжков – вверх, в глубину, в длину  с места – предъявляются большие требования. Также добавляются новые виды прыжков: прыжки в высоту и в длину с разбега.Начиная с небольшой высоты, всего в 15—20 см, следует постепенно ее увеличивать до 40 см

Программой ставится задача –учить детей старшей группы прыжкам через скакалку.

 

Для упражнений в метании

 

Кегли (набор).

 

Мешочек с грузом малый.

 

Мяч резиновый.

 

Шар цветной (фибропластиковый).

 

Кольцеброс.

 

 

 

Масса 150-200 г

 

 

Ø 10 см.

 

Ø 20-25 см.

Кегли (набор).

 

Кольцеброс (набор).

 

Мешочек с грузом

малый.

 

Мешочек с грузом большой.

 

Мяч большой.

 

Мяч для мини- баскетбола.

 

Мяч утяжеленный (набивной).

 

Мяч-массажер.

 

Мяч-фитбол для гимнастики.

 

Обруч большой.

 

Серсо (набор).

 

Мишень для метания навесная или нарисованная на стене.

 

 

 

 

Масса 150-200 г

 

 

Масса 400 г.

 

 

Ø 18 – 20 см.

 

Масса 0,5 кг

 

 

Масса 350 г, 500 г, 1 кг

 

 

 

Ø не менее 55 см 

 

 

Ø 100 см

 

 

 

Ø 50- 30 см

Для детей 3-4 лет упражнения в метаниях представляют значительную трудность, так как требуют хорошей координации движений, умения рассчитать силу и точность броска.

В этом возрасте рекомендуются упражнения, которые подготавливают ребенка к метаниям: прокатывание, бросание и ловля мячей, шариков и других предметов одной и двумя руками из-за головы. 

 

В метании у детей старшего возраста отмечается уверенность, ловкость, целенаправленность действий.

Разнообразные упражнения в метании (прокатывание, бросание и ловля, метание на дальность и в цель, перебрасывание через сетку) должны быть ежедневными, а мяч предоставлен детям в свободное пользование. Чем больше различных упражнений будет применяться, тем лучше дети овладеют приемами этого сложного движения. 

Помогает развивать глазомер использование разных видов метания в даль.

 

Для ползанья и лазанья

 

Лабиринт игровой.

 

Полукольцо мягкое.

 

Туннель для лазанья.

 

Горка

 

Стенка гимнастическая деревянная.

 

 

Дуга большая.

 

 

 

Стенка гимнастическая деревянная.

 

 

 

Ø 120 см, высота 30 см,

ширина 5-6 см.

 

 

 

 

 

 

Высота 270 см 

Ширина пролета 75  см

 

 

 

Высота 50 см, Ширина 50 см

 

 

Высота не более 150 см.

Комплект мягких модулей (6-8 сегментов).

 

Лестница с зацепами (устанавливается наклонно к вертикальной лестнице для лазанья).

 

Лестница веревочная

 

 

 

 

Мат гимнастический.

 

 

 

Верёвка для натягивания на разной высоте.

 

Дуга большая.

 

 

Дуга малая.

 

 

Канат с узлами.

 

 

 

Канат гладкий.

 

 

Стенка гимнастическая деревянная.

 

 

 

 

Высота до 150 см, ширина 45- 65 см, расстояние между перекладинами 12-15 см или 16- 18 см.

 

Длина 270-300 см, ширина 40 см 

Ø перекладин 3 см

 

 

Длина 100 см (150см), высота 7-10 см

 

Длина от 4м

 

 

 

Высота 50 см, Ширина 50 см

 

Высота 30-40 см, Ширина 50 см

 

Длина 230 см Ø 2,6 см  Расстояние между узл. 38 см

 

270-300 см

 

 

Высота 270 см Ширина пролета 75, 80, 90 см

Дети младшего дошкольного возраста рано овладевают такими видами движений, как ползание по полу, пролезание в обруч, под веревочку, натянутую на высоте 40—50 см, перелезание через бревно, скамейку и т. д. Эти упражнения малыши усваивают довольно быстро. Более трудным для них является ползание в сочетании с упражнениями в равновесии (ползание в упоре стоя на бревне). 

Младшие дошкольники, лазая по вертикальной лесенке или гимнастической стенке, часто плохо координируют движение рук и ног, проявляют нерешительность. Высота гимнастической стенки не должна превышать 1,5 метром.

 

Дети старшего дошкольного возраста довольно быстро овладевают упражнениями в лазании, подлезании и ползании. С ними разучивают ползание по-пластунски на полу (траве).

Во время выполнения упражнений в лазании ставятся повышенные требования: обязательное выполнение попеременного шага, правильная координация движений рук и ног, умение подниматься быстро и ритмично, не пропуская перекладин. Изменяется высота гимнастической стенки (170-300 см).

Ставится задача  научить ребенка лазать по веревочной лестнице.

Для упражнений в равновесии

Бревно гимнастическое напольное.

 

 

Валик мягкий.

 

Модуль мягкий (комплект из 6-8 сегментов).

 

Балансиры разного типа.

 

Скамейка гимнастическая.

 

Длина 240 см Ширина верхней поверхности 10 см Высота 15 см

 

 

Длина 150,  диаметр 20.

 

 

 

 

 

 

 

 

Длина 200-300 см Ширина 24 см Высота 25 см

Балансир-волчок

 

Дорожка-балансир (лестница веревочная напольная).

 

Дорожка-змейка (канат).

 

Бревно гимнастическое напольное.

 

Балансиры разного типа.

 

Доска гладкая с зацепами.

 

 

Скамейка гимнастическая.

 

 

 

Модуль мягкий (комплект из 6-8 сегментов).

 

Детские ходули.

 

 

Длина 23 см Ширина 33 см 

Ø реек 5 см 

 

Длина 200 см 

Ø  6 см

 

Длина 240 см Ширина верхней поверхности 10 см Высота 15 см

 

 

 

Длина 250 см Ширина 20см Высота 3 см

 

Длина 200-300 см Ширина 24 см Высота 30, 40 см

Детям 3-4 лет трудно дается сохранение равновесия,  как в статических позах, так и в динамических упражнениях. Использования для занятий гимнастических валиков, бревна, доски, балансиров помогает воспитывать самообладание, смелость, способствует развитию координации. Высота гимнастической скамьи 25 см. 

 

С 5-6- летнего возраста  улучшается устойчивость позы, чувство равновесия, координации движений на основе совершенствования функций нервной системы и приобретенного опыта.  Дети способны удерживать равновесие на большом набивном мяче. Учатся идти по слегка качающемуся пособию. Для тренировки можно применять ходули.

Меняется высота гимнастической скамейки (с 25 см в младшей группе на 30-40 см.). Усложняются двигательные задания при ходьбе по скамье (переступание через предметы). 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности занятий физическими упражнениями с детьми, имеющими нарушение речи

Физическое воспитание в группах заикания имеет свои особенности. В таких группах дети находятся в определенном режиме. Учебный год делится на  6 этапов: режим молчания, режим шепотной речи,...

Статья"Коррекция уровня тревожности на занятиях физическими упражнениями с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи средствами ритмопластики"

Эта статья может помочь руководителям физического воспитания и педагогам - психологам корректировать уровень тревожности у детей с нарушениями речи средствами ритмопластики, а так же поможет выбрать д...

Статья "Коррекция уровня тревожности на занятиях физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи средствами ритмопластики"

Статья из опыта совместной работы инструктора по ФК и педагога-психолога ДОУ  посвящена возможностям коррекции тревожности средствами ритмопластики....

Занятия и упражнения с детьми младшего возраста

Чтобы развитие и обучение были в радость, детям младшего возраста необходимо научиться общаться друг с другом. Познавать мир через окружающую действительность  и в игровой форме - вот основная задача ...

Психогимнастика на занятиях физическими упражнения с детьми дошкольного возраста.

Психогимнастика примыкает к психологическим и психотерапевтическим методам, основной задачей которых является  сохранение, укрепление психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстрой...