«Йога для детей, или веселые истории, для того чтобы узнать свое тело»
план-конспект занятия по физкультуре (подготовительная группа)

Светлана Анатольевна Абрамова

Йога является древним учением, предназначенным для оздоровления тела и для успокоения, укрепления и прояснения ума. Хорошее пищеварение, крепкий сон, энергичное состояние и энтузиазм, прекрасное функционирование внутренних органов, гибкость и хороший мышечный тонус, счастье и постоянная лёгкость - лишь некоторые из достижений, которые можно достичь с помощью регулярной практики Йоги.

Здоровье и спокойствие являются врождённым правом каждого ребёнка. Мы, как любящие родители и воспитатели, обязаны обеспечить детей знанием о том, как поддерживать и развивать эти два самых ценных дара.
 

Пусть все будут счастливы! Пусть все будут свободны от слабости! Пусть все содействуют добру друг друга! Пусть никто не будет страдать от печали!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yoga_dlya_detey_ili_veselye_istorii.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Йога для детей,

 или

веселые истории,

чтобы узнать наше тело

(нетрадиционные методы оздоровления)

Абрамова Светлана Анатольевна

г. Барнаул

Йога является древним учением, предназначенным для оздоровления тела и для успокоения, укрепления и прояснения ума. Хорошее пищеварение, крепкий сон, энергичное состояние и энтузиазм, прекрасное функционирование внутренних органов, гибкость и хороший мышечный тонус, счастье и постоянная лёгкость - лишь некоторые из достижений, которые можно достичь с помощью регулярной практики Йоги.

Здоровье и спокойствие являются врождённым правом каждого ребёнка. Мы, как любящие родители и воспитатели, обязаны обеспечить детей знанием о том, как поддерживать и развивать эти два самых ценных дара.
 

Пусть все будут счастливы! Пусть все будут свободны от слабости! Пусть все содействуют добру друг друга! Пусть никто не будет страдать от печали!

- Древняя йогическая молитва

РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Хатха Йога - всеохватывающая система, включающая в себя лёгкие, не напряжённые позы, растяжки, положения равновесия, дыхание, расслабление и медитативные практики. Её регулярная практика даёт нам возможность ощущать подвижность, жизнеспособность и ясную осознанность в нашей повседневной жизни. Качество того, какими мы становимся, зачастую обусловлено нашим воспитанием. Чтобы наполнить детский ум чувством внутренней гармонии и вдохновением природы, предлагаем наши истории.

СОВЕТЫ И КРАТКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

1. Вначале и прежде всего будьте творческими и искренними в том, чем хотите поделиться. Этот язык дети понимают лучше всего. Сами регулярно практикуйте Йогу: тогда проницательность и вдохновение легко будут течь через вас.

2. Все дети имеют разное время, в течение которого они способны сохранять внимание. У всех у них разная гибкость. Приспособьте свои инструкции соответствующим образом. Продолжительность занятий должна быть прямо пропорциональной возрасту ребёнка и его интересу.

3. Маленькие дети более охотно воспринимают Йогу в виде игры, в то время, как дети более старшего возраста больше ценят взрослые философские объяснения и толкования относительно пользы для тела.

4. Позы (асаны) следует выполнять на пустой желудок перед едой или, по крайней мере, через два часа после еды (Я бы посоветовал более надёжный подход: через 3-4 часа после еды. - Примеч. переводчика.). Напитки (воду, настои и отвары трав и ягод; это не относится к молоку, молочным продуктам, которые считаются едой, и искусственным напиткам - примеч. переводчика) можно принимать за полчаса до йогической практики.

5. Что касается пищи, изучайте принципы здоровой диеты и питания, затем используйте своё понимание в приготовлении питательной пищи, сдобренной избытком любви.

6. Предполагаемое время выполнения каждой позы может варьироваться в зависимости от способности ребёнка. Внимательно следите за тем, чтобы не было дрожания или напряжения. Никогда не позволяйте ребёнку находиться в позе дольше предписанного максимального времени выполнения упражнения, поскольку поза может вызвать неблагоприятное воздействие благодаря чрезмерному перенапряжению какой-либо части тела.

7. Все позы должны сопровождаться нормальным дыханием. Нигде не следует без необходимости задерживать дыхание.

8. Следует следить за тем, чтобы не было перерастяжения, резких и беспокойных движений. Асана - это любая поза, которую тело может легко принять и устойчиво находиться в ней.

9. Короткие передышки способствуют положительным эффектам поз. И опять-таки, в зависимости от возраста ребёнка и учитывая его состояние, вы можете посчитать необходимым дать ему отдых после нескольких упражнений.

10. Для занятий Йогой лучше всего подойдёт свободная одежда. Обратите внимание, чтобы пол, на котором выполняются асаны, был ровным и удобным для тела (не холодным и т.д.).
 

Джунгли

Жил-был Юга (маленькая обезьянка), который любил каждое утро, проснувшись, оглядевшись, по сторонам, вдыхать ароматы леса, любоваться солнышком, греться под теплыми лучиками.

1.Диафрагмальное дыхание лежа на спине.

2.И.П.- о.с. Потянуться руками вверх-вдох, руки вниз-выдох.

Юге нравились птицы и он много за ними наблюдал, нравилось как они поворачиваются то вправо, то влево, плавно работая своими крыльями.

3.И.П.-о.с.Руки –«крылья»-вверх-вдох, вниз-выдох.

4.И.П. – о.с. Правая рука вверх с поворотом направо, левая вверх-поворот налево.

5.И.П.- о.с. Присед, руки вверх-выдох; и.п. –вдох, взмах руками.

Юга любил смотреть все вверх ногами.

6.И.П. – стойка ноги врозь. Наклон вперед. Удержать. Дыхание равномерное.

Затем Юга захотел стать звездой.

7.И.П. – стойка ноги врозь. Наклон, правая рука к левой ноге, левая рука вверх и наоборот. Фиксировать положение. Дыхание равномерное. «Звезда»

Юга начал искать своего друга, и неожиданно увидел птицу Фламинго.

8.И.П. – стойка на одной, вторая упирается в опорную ногу, руки вверх, кисти ладонями друг к другу. Удержать равновесие, дыхание равномерное.

Вдруг птица начала нападать на Югу, и он стал уворачиваться.

9.И.П. – о.с. Выпад вперед левой, руки вперед кистями вместе. Выдох.

 И.п. – вдох. То же самое с другой ноги.

Тут Юга увидел только проснувшуюся кошечку.

10.И.П. – сед на пятках, руки вперед, потянуться. Удержать. Дыхание спокойное.

Кошка пошла по мокрой траве, но она этого не любила, и начала поднимать поочередно лапки. Юга стал повторять за ней.

11.И.П.- упор стоя на коленях. Поочередно правая и левая в сторону. Вдох-выдох.

Затем Юга превратился в гору, он так любил отдыхать.

12.И.П. – упор стоя согнувшись. Подняться на носки, голова свисает. Дыхание равномерное.

Когда Юга отдохнул, то увидел, что все животные попрятались и решил лечь подождать. Сложился как черепаха.

13.И.П.- сед на коленях, руки свободно, лоб в колени. Равномерное дыхание.

Тут раздался рык и появился лев.

14.И.П. – сед на пятках, руки вперед, вдох. Перейти в положение упора на коленях – выдох- рычать как лев. «Лев»

Лев король джунглей, он сел и стал оглядываться через плечо.

15.И.П.- сед на пятках. Поворот влево, руки влево по полу – вдох. И.П. – выдох. То же в другую сторону.

Юга начал искать селезня, своего друга. Пришел к озеру, сел на цветок лотоса.

16.И.П. – поза «лотоса». Погружение в воду из положения «лотос» - наклон головы вниз, выдох, и.п. – вдох.

«Может там рыбка»- подумал Юга.

17.И.П. – упор лежа сзади на локтях, голова назад. Удержание. Дыхание равномерное.

Но Юга не удержался на лотосе, и начал тонуть. И вдруг увидел лодку.

18.И.П. –сед углом, руки вперед. Удержание, дыхание свободное. «Лодка».

Волны раскачивают, воду, но селезня все невидно.

19.И.П. – сед. Вдох- руки через стороны вверх, выдох – наклон вперед. «Волна».

И тут Юга увидел проплывающего мимо кита.

20.И.П. –лежа на спине, ноги согнуты, таз вверх. Удержать, дыхание ровное. «Кит».

Кит сообщил, что видел дельфина- с ним играет селезень.

21.И.П. – лежа на спине, ноги согнуты. Вдох – ноги влево, выдох – и.п. То же в другую сторону. «Дельфин».

22. И.П.- по- турецки. Руки перед собой свободно, поочередное открывание пальчиков и закрывание. «Веер».

Юга встретился с селезнем и они поплыли на сушу. Веселое приключение обезьянки Юги подходило к концу, она даже немного устала. Легла на спину, закрыла глаза и начала вспоминать, что она делала сегодня в своих любимых джунглях.

22.Дети ложатся на спину, закрывают глаза и вспоминают путешествие с обезьянкой.

В подводном царстве

Утром Юга лежал под тенью дерева, вдыхая прохладный и чистый воздух.

1.И.П. – лежа на спине. Диафрагмальное дыхание.

Юга улыбался, ощущая как расслабляется его тело, он был уставшим и поэтому уснул, и увидел удивительный сон.

Юга услышал тоненький голосок. Это рыбка Шарик. Юга и Шарик были рады встретиться. Они же старые друзья. Юга начал чувствовать свои ноги как водоросли.

2.И.П. – лежа на спине, ноги вверх. 1- ноги вправо – выдох. 2- и.п.- вдох. То же влево. «Водоросли»

Юга продолжал раскачиваться, а рыбка уплывала, Юга решил помахать ей, как дельфин.

3.И.П. – лежа на спине, ноги согнуты,  руки в стороны.1- вдох- ноги влево.2- выдох- и.п. «Дельфин»

Юга обнял свои колени, и начал качаться.

4. «Ванька-встанька». Раскачивание в группировке лежа на полу.

Юга помнил, что он спит и мог принять любую форму, какую захочет. И решил, что не прочь превратиться в морскую звезду.

5.И.П. – лежа на спине, ноги и руки врозь. Потянуться, спина прижата к полу. «Морская звезда».

 Неожиданно Юга сел. Странное свечение проплывало мимо.

6.И.П. – сед руки вверх. 1-Выдох- наклон вперед.2- и.п.- вдох.

Юга увидел краба.

7.И.П. – упор сидя. 1- упор лежа сзади, ноги согнуты- вдох. 2- и.п. – выдох. Походить в этом положении. «Краб»

Краб скрылся, а Юга решил стать улиткой.

8.И.П. – сед на пятках, наклон вперед, руки назад. «Улитка».

Юга услышал бульканье пузырьков и решил посмотреть, быстро подняв хвост.

9.И.П. – упор стоя согнувшись. Походить в этом положении, руки на стопы.

Юга присел и увидел рыбку, которую что-то напугало.

10.И.П. – полуприсед, руки вперед.

Затем Юга увидел аквалангиста.

11.И.П.- стойка руки в стороны. Повороты вокруг себя. «Аквалангист»

Аквалангист увидел обезьянку и остановился, как статуя.

12.И.П. – о.с. 1-8- «Ласточка». Поменять положение ног.

Юге от этого стало очень весело и он свернулся в комочек.

13.И.П. – сед на пятках, руки назад.

Юга разогнулся, чтобы посмотреть, куда уплыл аквалангист.

14.И.П. – упор на локти, лежа на животе.

Юга приподнялся.

15.И.П. – выпад на правой, руки на пол. То же с др. ноги.

16.И.П. – сед на пятках, руки вперед.

К Юге подплыл тюлень.

17. И.П. – лежа на животе. 1- «лодочка», руки назад, вдох. 2- и.п.- выдох. «Тюлень».

Юга стал всплывать на поверхность.

18.И.П. – группировка лежа на спине. «Ванька-встанька»-волны.

Юга решил последний раз взглянуть на подводное царство.

19.И.П. – сед. 1- правая в упор, левая в сторону. 2-и.п. То же в др. сторону.

Юга отдыхал, раскачиваясь на волнах.

20.И.П. –лежа на спине, ноги вверх. 1- ноги согнуть влево-выдох.2- и.п. – вдох. То же в др. сторону.

Юга проснулся.

День рождения Селезня

Мы уже знакомы с обезьянкой Югой. И вот наступает очередной день в джунглях. Юга, лежа в своей кроватке, почувствовал, что уже просыпается. Он очень долго спал, и ему захотелось потянуться.

1.И.П. – сед на пятках. Диафрагмальное дыхание.

2.И.П. – то же. Вдох- прогнуться в спине, выдох – согнуться в спине. Юга начал думать о будущем дне.

3.И.П. – упор сзади на коленях. Прогнуться.

4.И.П. – сед на пятках. 1- сед на пятках, правая рука вверх- вдох, рука вниз- выдох. То    же с левой руки.

Вдруг маленький жучок пробежал под рукой Юги, а потом передумал и побежал в    другую сторону.

5.И.П. – упор на одной руке стоя на коленях, другая под рукой в упоре с наклоном, голова касается пола. Удержать позу, дыхание спокойное.

Жучок бегает между ног Юги.

 6.И.П. – упор стоя согнувшись на носках. Удержание позы, дыхание равномерное.

И тут Юга вспомнил, что сегодня День Рождения Селезня. И он отправился на поиски селезня.

7.И П.- присед ноги врозь, руки на пол. Прыжки вверх.

Юга вспомнил селезня, и то, как он красиво взлетает.

8.И.П. – стойка ноги врозь. 1- Вдох- руки вверх через стороны. 2.  Выдох- присед, руки вниз.

Какой-то шум побеспокоил Югу и он встал как Фламинго. Юга часто так делает, и любит так стоять.    

9.И.П.- стойка на одной, вторая упирается в опорную, шея вытянута, руки вверх, ладонь к ладони. Удержать позу. «Фламинго».

Из кустов показался друг Юги Чарли- шимпанзе. Чарли внимательно наблюдал за утиным семейством, которое пролетало по небу.

10. И П. – стойка ноги врозь. 1- наклон влево, левая рука на ногу, правая вверх,  смотреть вверх.

Потом Чарли увидел жучка и начал внимательно его разглядывать.

11. И.П. – упор стоя ноги врозь на носках. Удержание.

А Юга все равно смотрел в небо.

 12. Упражнение № 10.

Юга старался не упускать уток, пока они летали по небу.

 13.И.п. – выпад руки вперед. Показывать руками направление полета. Сделать то же с другой ноги.

Стая опустилась на пруд. Юга повторил за ними это положение.

 14. И.П. – упор стоя согнувшись. Удержание позы.

Он отдыхал в ожидании и пытался придумать, чем же порадовать Селезня в День рождения.

15.И.П. – сед на пятках, лоб в колени, руки назад, свободно на полу. Дыхание равномерное.

Вдруг ему пришла идея и он приподнялся словно кобра.

16.И.П. – упор на локти лежа на животе. Прогнуться. «Кобра»

И тут он увидел Чарли, который изображал змею.

 17.И.П. – лежа на животе. Левая рука и правая нога вверх. Смена положении ног и рук. Удержание, дыхание свободное. «Змея»

Юга вспомнил, что Селезень любит играть в парке. И вдруг он увидел Кобру, она ползла рассказать всем о празднике.

 18.упр. № 16. Ползание.

Юга решил отдохнуть.

 19. И.П. – группировка, лежа на спине.

После отдыха, Юга огляделась и увидела перевернутую черепаху.

 20. И.П. – лежа на спине, руки в стороны. 1- согнутые ноги влево, выдох.2- ноги вверх, вдох. То же в др. сторону.

Юга подтолкнула черепаху и она перевернулась животом вниз.

21. И.П. – сед на пятках, наклон вперед, руки вверх. 1- передвижение пальцами рук по полу влево. 2- то же вправо.

Черепаха отправилась в парк. Там уже было много друзей.

Юга ждал прихода Селезня.

 22. И.П. – сед, колени в стороны, стопы вместе., тело наклоняется к ногам, повороты головой.

Все наконец- то увидели Селезня.

 23. Поклон Селезню. И.П. – упор стоя на коленях. 1- упор стоя согнувшись.2- таз влево.3- таз вправо. Повторить.

Началось общение друзей.

 24. И.П. – сед, левая согнута и заведена на стопу за правую, левая рука в упоре, поворот направо. Удержание. То же с др. ноги.

Подарок для Селезня выбрали самый вкусный – целый мешок букашек.

Затем все легли отдохнуть. Слушать и представлять. Аутотренинг.

Перекатиться на правый бок и медленно встать.

                 

Сонное время

Для Юги закончился очередной день. Он сел поуютней и начал наслаждаться ароматом окружающего мира.

 1.И.П. – сед ноги скрестно, руки на животе. Диафрагмальное дыхание.

2.Потом Юга завел руки за спину и потянулся, он очень устал, когда висел на пальме. Вдох- выдох.

Сегодня вместе с Югой пришла послушать сказки бабушки Софии(старой обезьяны) и тигрица Тара.

3.И.П. – сед ноги скрестно. 1- наклон вперед, руки на пол, вдох.2- и.п.- выдох.

Что делает тигрица Тара? Вынуждена сидеть тихо и не шевелиться. Но она уже долго сидела и решила потянуться.

4.И.П. – упор стоя на коленях. 1-  голова вверх, вдох. 2- голова вниз, выдох.

Затем Тара подняла высоко свой хвост, и начала смотреть на жучков, которые бегают около нее.

 5.И.П. – упор стоя согнувшиь. Равномерное дыхание.

Один муравей натолкнулся на ногу Тары, и он его пропустил.

6.И.П. – то же, но одна нога вверх. Поменять ногу.

Тара Знала, что муравей торопится, он сбился с пути, и она ему указала дорогу.

7.И.П. – Упор на левой руке на правом колене, левая назад- вверх. Удержание позы. Поменять положение, дыхание ровное.

 Тара решила отдохнуть, она видела, как это делает черепаха.

8.И.П. – сед на пятках, наклон вперед, руки назад. Вдох- выдох (чувствовать как живот во время дыхания упирается в ноги).

Юга растянулся в это время на ветке, задрав голову и смотрит, что делает Тара.

9.И.П. – упор на локтях лежа на животе, голова вверх.

Затем Юга подтянул ноги к рукам.

10.И.П. упор стоя согнувшись. Подойти ногами к рукам и встать через полуприсед руки вперед. Фиксировать полуприсед, руки вверх- вдох.

11.А ветки качались, и чтобы обрести равновесие Юга встал в полуприсед руки в стороны.

Затем Юга спустился к Таре и вместе с ней начал смотреть на луну.

12. «Ванька-встанька» И.П. – сед в группировке. Перекат на спину и обратно в сед.

Тара и Юга начали слушать звуки джунглей.

13.И.П. – сед ноги согнуты, колени к груди. 1- услышав звук- сед углом, руки вперед.2 – и.п.

В конце концов Тара сильно захотела спать.

14.И.П. – сед, стопы друг к другу, наклон вперед.

Юга рассматривал муравьев, которые спешили домой.

15.И.П. – сед, правая согнута в упор о левую, руки вперед, наклон. Где же муравьи? То же с другой ноги.

И опять он решил посмотреть муравьев.

16.И.П. – сед ноги врозь. Наклон.

Юга очень захотел спать. Начал искать Тару.

17.И.П. – упор на локти лежа на спине, голова назад.

А Тара лежала клубком на ветке.

18..П. – лежа на боку, в группировке. Дыхание равномерное.

Юга вытянулся как ветка.

19.И.П. – лежа на спине. Напрячь все тело и в суставах вытянуть.

20.И.П. – Лежа на спине. Скрутка правой в левую сторону и наоборот.

Юга чувствовал приятную тяжесть во всем теле.

21.Напрягать по очереди участки тела. Мышцы рук, ног, шеи, спины, живота.

Прошел еще один день в джунглях. Юга лег около бабушки и начал вспоминать дневные приключения. Предложить детям вспомнить их день с самого утра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Это стоит того, чтобы быть прочитанным детям.

Дорогие родители! Вы, наверное, хотите, чтобы ваши дети росли добрыми, отзывчивыми, дружелюбными. А как привитьэти качества? Конечно, своим личным примером, доброй атмосферой в семье. И конечно же, в ...

Интеллектуальное развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Для того чтоб кем-то стать, надо очень много знать"

Развлечения - это самая привлекательная деятельность для детей. В ходе развлечений гораздо быстрее закрепляются полученные ранее знания, развиваются творческие способности, их интелект, воля, общитель...

44 Способа для того, чтобы сказать детям как сильно вы их любите"

Статья "44 способа для того, чтобы сказать детям как сильно вы их любите"...

Диспут "Какие условия необходимы для того, чтобы дети полноценно проживали детство и при этом готовились к школе?"

Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является: Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развит...

Йога для детей в веселых картинках.

Йога – универсальный способ поддерживать здоровье. Йога для детей научит малыша концентрации, дисциплине и поднимет настроение. Чтобы заинтересовать ребенка детской йогой, придуманы ин...

Памятка для родителей Для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, чтобы он владел ею в полной мере в дальнейшем, родителям необходимо соблюдать ряд условий.

middot; Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту. · В ...

Рецензия на методическую разработку «Йога для детей, или веселые истории, чтобы узнать свое тело»

Йога является древним учением, предназначенным для оздоровления тела и для успокоения, укрепления и прояснения ума. Хорошее пищеварение, крепкий сон, энергичное состояние и энтузиазм, прекрасное...