Консультация для воспитателей на тему: «Использование карточек- схем для развития самостоятельной двигательной деятельности в группе».
консультация по физкультуре

Рябова Галина Павловна

 В материале говорится о том, что представляет собой карта- схема, раскрывается вопрос организации динамического часа при помощи карты- схемы, этапы игрового динамического часа с картой- схемой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для воспитателей107.84 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

на тему:

«Использование карточек- схем для развития самостоятельной двигательной деятельности в группе».

                                                                             Подготовила:

                                                                                    инструктор по ф.к.

                                                                         Рябова Г.П.

                                                     2019г

Известно, что для растущего организма решающее значение имеет двигательная активность (ДА). Однако в ДОУ ее значение как фактора, стимулирующего резервные возможности физического, функционального, двигательного и психического развития детей, учитывается недостаточно. Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. Явно недостаточно внимания уделяется организации самостоятельной ДА ребенка. Особую роль для укрепления здоровья ребенка, его всестороннего физического и психического развития, а также для реализации потенциальных умственных и двигательных возможностей и стимулирования познавательной и творческой активности играет построение такой развивающей предметной и двигательной среды, которая, по Л.С. Выготскому, должна соответствовать «зоне актуального развития» самого слабого и «зоне ближайшего развития» самого сильного ребенка в группе.

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно, является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарем, способствующим развитию игры. Для стимулирования ДА в группе, на веранде и участке необходимо создавать т.н. полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу-«мачту» и т.п.). В дверных проемах можно укрепить тренажер «Попади в кольцо», на полу яркой изолентой сделать разметку для игры в «Классики». Желательно организовывать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариантных игр.

Кроме того, в группах хорошо иметь картотеку разнообразных игр, движений, упражнений, состоящую из карточек, на которых схематически изображены общеразвивающие упражнения, основные виды движений.

Чтобы повысить двигательную активность дошкольников в группе можно использовать тематическую карту-схему. Это интерактивное пособие легко сделать своими руками. С помощью карты-схемы педагоги организуют динамические часы в режиме дня, а дети проявят инициативу и самостоятельность. Также дети могут использовать карту-схему в самостоятельной двигательной деятельности.

http://e.profkiosk.ru/service_tbn2/xih8nk.jpg

Что представляет собой карта-схема и как ее применять

Карта-схема представляет собой бумажную основу и съемные элементы. В качестве основы воспитатели могут использовать, например, лист ватмана, на который прикрепляются кармашки-треугольники. Съемные элементы – карточки с изображением (или фото) предметов спортивного оборудования (гантелей, мяча, скакалки, клюшек и шайбы и др.). Карту-схему легко переносить, ее можно использовать как вертикально, так и горизонтально.

У карты-схемы должно быть название. Название мотивирует детей совершенствовать двигательные умения и навыки, проявлять инициативу, формирует потребность в ежедневной двигательной деятельности.

Каждая съемная карточка на карте-схеме соответствует условному центру для занятий с определенным видом спортивного оборудования (которое изображено на картинке). Центры условные, потому педагоги не организуют их и не выставляют заранее оборудование. Дети (пары или мини-группы) должны самостоятельно взять оборудование в соответствии с карточкой, а затем найти удобное место для центра в групповой, спальне или приемной, разместиться там и начать по сигналу воспитателя заниматься.

К карте-схеме  можно разработать сопутствующие материалы: комплексы утренней и вечерней гимнастики в схемах; комплекты фотоматериалов спортивного оборудования (стандартного и нетрадиционного), дидактические игры для разделения детей на пары и группы. Этот дидактический материал делает карту-схему многофункциональной.

Как организовать игровой динамический час при помощи карты-схемы

Чтобы организовать динамический час при помощи карты-схемы, предложите дошкольникам заранее составить маршрут на карте-схеме: вставить в кармашки карточки с изображением оборудования, с которым они хотят позаниматься сегодня. Раз в три-четыре занятия добавляйте карточки с новыми предметами спортивного оборудования – стандартного или нетрадиционного. Непосредственно перед динамическим часом освободите вместе с детьми пространство для спортивных центров в групповых помещениях: сдвиньте стулья, столы, игрушки.

Динамический час начинайте с мотивационного обращения к детям. В плане-конспекте игрового динамического часа «Стань чемпионом» в подготовительной к школе группе, который представлен в приложении, воспитатель мотивирует дошкольников тем, что разбирает вместе с ними значение слова «чемпион». Дети называют качества, которыми должен обладать чемпион, предполагают, что нужно делать, чтобы стать чемпионом.

Движение детей по маршруту карты-схемы организуйте по парам или по мини-группам. Разделите дошкольников при помощи игры (например, «Найди пару»). Первое спортивное оборудование дети выбирают по желанию, а затем передвигаются от центра к центру по схеме маршрута.

Каждая пара или мини-группа должны помнить начальную точку отправления, поэтому мини-картинки от игры «Найди пару» оставляйте на карте до конца динамического часа. Фиксируйте количество переходов, чтобы оказать помощь детям, если они «заблудятся». В этом случае «пройдите» с ними по карте количество уже совершенных переходов и найдите тот центр, где «заблудившиеся» воспитанники должны заниматься.

Карту-схему размещайте так, чтобы дети в любой момент могли обратиться к ней и уточнить свой маршрут. Для сигнала к началу игры и смене центров используйте колокольчик, а для отсчета времени (например, двух минут на каждый центр) – песочные часы.

Дети занимаются со спортивным оборудованием по своему усмотрению на основе имеющихся знаний и умений. Они могут устраивать мини-соревнования, фиксировать свои результаты на листе, доске, договариваться о правилах игры. Во время динамического часа следите за безопасным размещением детей, располагайтесь у того снаряда, где дошкольники нуждаются в страховке.

По сигналу колокольчика пара или мини-группа меняют центр и соответственно вид спортивного оборудования. Для каждого вида занятий дети выбирают наиболее удобное место. Оборудование, с которым дети занимались в конкретном центре, они относят на место и берут на «складе» другое оборудование в соответствии с новой карточкой.

После прохождения детьми всего маршрута организуйте подвижную игру. В конце динамического часа проведите рефлексию – спросите у дошкольников, с какими предметами спортивного оборудования они сегодня занимались, какие новые упражнения придумали, чему научились, что понравилось на занятии.


Пять этапов игрового динамического часа с картой-схемой

1. Игровая мотивация

Перед динамическим часом сформируйте у детей игровую мотивацию.

2. Деление на пары/группы

Разделите детей на пары или мини-группы.

3. Упражнения в спортивных центрах

Следите за перемещением детей по спортивным центрам.

4. Подвижные игры

Проведите подвижную игру в конце маршрута.

5. Рефлексия

Обсудите результаты занятия

Работа с карточками помогает детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учит их организовывать соревнования со сверстниками, подчиняться правилам. Критерием подготовки детей к самостоятельной организации двигательного досуга является их умение выполнять движения, схематично обозначенные на специальных карточках. Так, соединяя карточки, дети, например, составляют вариант игры-эстафеты и проигрывают ее сначала мысленно, психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по теме "Использование дидактических игр в процессе непосредственно организованной деятельности по формированию элементарных математических представлений"

Данная консультация представляет собой подборку дидактических игр, используемых в процессе НОД по формированию элементарных математических представлений, и реализацию их в процессе НОД....

Консультация для воспитателей "Предметно-игровая среда как условие для развития самостоятельной игровой деятельности детей в дошкольном учреждении."

Одним из педагогических средств, стимулирующих самостоятельную игру детей, являются игрушки. Особенно большое значение игрушки имеют на этапах раннего и младшего дошкольного возраста, где предметно-иг...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по О.О. «Физическое развитие» с использованием карточек-схем «Путешествие в зимний лес» в старшей группе компенсирующей направленности

Конспект НОД по физическому развитию "Путешествие в зимний лес" с использованием карточек-схем составлен для детей старшей группы. В ходе НОД у детей  формируется способность самостоятельно орган...

Консультация для воспитателей на тему: « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста » ( Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша )

Консультация для воспитателей на тему: « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста »( Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и...