Интеграция двигательной и познавательной деятельности через тематическое физкультурно-познавательное занятие.
консультация по физкультуре

Скворцова Светлана Владимировна

Современные требования к образованию дошкольников предполагают интеграцию различных видов деятельности.

Наиболее перспективным путем обновления содержания дошкольного образования является интеграция двигательной и познавательной деятельности дошкольников.

В результате интеграции возникает принципиально новый вид деятельности - двигательно-познавательная деятельность и новый вид занятия – тематическое физкультурно-познавательное занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_mart_2021.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

         

           Тема: Интеграция двигательной и познавательной деятельности через

                   тематическое физкультурно-познавательное занятие.

Современные требования к образованию дошкольников предполагают интеграцию различных видов деятельности.

Наиболее перспективным путем обновления содержания дошкольного образования является интеграция двигательной и познавательной деятельности дошкольников.

В результате интеграции возникает принципиально новый вид деятельности - двигательно-познавательная деятельность и новый вид занятия – тематическое физкультурно-познавательное занятие.

Дошкольники на физкультурно-познавательных занятиях в движении закрепляют познавательный материал по тематике недели, при этом структура занятия не меняется, моторная плотность деятельности не уменьшается, дети, включаясь в игровой сюжет мероприятия, выполняют физические упражнения с большим интересом и старанием. Физкультурное занятие наполняется новым содержанием, двигательным, игровым и познавательным, превращается из обычного в тематическое физкультурно-познавательное занятие. Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет сделать занятие эмоционально окрашенным, вызывает у дошкольников живой интерес, способствует активизации двигательной и познавательной деятельности.

Основными целями проведения занятия являются:

  • реализация принципа преемственности, обеспечивающего непрерывное развитие и воспитание ребенка;
  • осуществление целостности процесса образования (единство воспитания, обучения и развития) детей дошкольного возраста как совокупности педагогических условий, направленных на развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуального мира, способностей и склонностей, накопление опыта обучения и взаимодействия с миром, культурой и людьми;
  • реализация вариативности современного дошкольного образования;
  • становление начальной здоровьесберегающей компетентности, как готовности самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья детей.

Интеграция познавательной и двигательной активности детей в процессе проведения спортивных досугов способствует эффективному решению как оздоровительных, так и воспитательных и образовательных задач.

Оздоровительные задачи:

  • сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
  • создавать условия для удовлетворения естественной потребности детей в движении;
  • дозировать физическую нагрузку с учетом состояния здоровья, возраста детей и их функциональных возможностей.

Образовательные задачи:

  • формировать доступные знания об основах здорового образа жизни и приобщать дошкольников к физической культуре;
  • закреплять и совершенствовать у детей элементарные знания и представления о разных видах движений и способах их выполнения;
  • способствовать овладению детьми игровой деятельностью, соблюдая основные правила игры.
  • упражнять и закреплять двигательные умения и навыки в соответствии с программным содержанием;

Воспитательные задачи:

  • развивать у детей интерес к подвижным играм и физическим упражнениям с использованием разных предметов;
  • формировать у дошкольников умение играть дружно, согласовывая свои действия с действиями других;
  • побуждать детей к самостоятельности и умению проявлять активность в играх и упражнениях.

При составлении плана занятия, учитываем следующие моменты:

  • интеграция различных областей;
  • постепенное возрастание физической и психической нагрузки;
  • чередование игр и соревнований с высокой физической нагрузкой и эмоциональным накалом и заданий, направленных на снятие напряжения;
  • по возможности чередование массовых и индивидуальных игр и заданий;
  • участие и оценка деятельности каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей;
  • сочетание знакомых детям и вызывающих у них положительное эмоциональное состояние игр, заданий с включением новых атрибутов, музыки, персонажей;
  • учет климатогеографических особенностей региона Крайнего севера.

Структура занятия с элементами интеграции состоит из трех основных частей:

  • Вводная часть - постановка цели, увлекательная разминка. Интеграция содержания познавательной и двигательной деятельности в процессе проведения занятия происходит вокруг определенного сюжета. Нетрадиционные виды упражнений способствуют повышению мотивации к содержательной стороне занятия.
  • Основная часть состоит из комплекса общеразвивающих упражнений. Детям предлагаются в игровой форме разнообразные эстафеты, подвижные игры и игровые упражнения состязательного характера, помогающие детям закрепить основные физические движения и повысить двигательную активность. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством и протекает эмоционально, стимулируя двигательную активность дошкольников. Целесообразно использование музыкального сопровождения. Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей позволяет не акцентировать внимание на строгой дозировке и качестве выполнения предложенных игровых заданий и упражнений.

С целью формирования эмоционально-волевой сферы, интересно использование игровых заданий, направленных на формирование саморегуляции. Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого, она может сделать трудолюбивым, незнайку-знающим, неумелого-умельцем. В играх педагог может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские и творческие способности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействии на каждого из детей. Игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними белее тесный контакт. Предложенная детям танцевально-ритмическая гимнастика, способствует совершенствованию у дошкольников умения согласовывать движения с музыкой, у них развивается способность проявлять раскрепощенность и творчество в движениях.

  • Заключительная часть состоит из игр малой и средней подвижности и подведения итогов мероприятия. Включая сюрпризные моменты (введение персонажа, получение письма от кого-либо с заданием, вручение призов, сладостей), не злоупотребляем материальными поощрениями, так как дети должны приучаться получать удовольствие от самих движений и совместного участия в них, а не от ожидания подарков.

Таким образом, в процессе одного занятия решаются задачи из разных областей: речевого, математического развития на одном досуге, а на другом – экологического, социального воспитания и театрализованной деятельности и т.д. Это способствует не только закреплению двигательных навыков и умений детей, а так же происходит развитие познавательных способностей дошкольников на фоне высокого уровня двигательной активности, в результате постепенного возрастания физической и психической нагрузки. Реализуется принцип преемственности, обеспечивающий непрерывное развитие и воспитание ребенка в дошкольном учреждении, что делает процесс образования целостным, расширяется индивидуальный двигательный опыт у детей, прослеживается вариативный подход к процессу образования и воспитания детей в ДОУ.  Формируется интерес к физической культуре и спорту.

Тематика занятий разнообразна: «Мишка-топтыжка в большом городе» - происходит закрепление и обобщение знаний о правилах дорожного движения, о видах транспорта, а также обобщение знаний о фигурах, формах и цветах; «Вместе весело шагать», где дошкольники выбирают одежду для прогулки в весенний период, закрепляют первоначальные знания и представления о весенних изменениях в природе, об окружающем мире, обогащая словарный запас; в досуге «Идет волшебница Зима»-систематизируются представления детей о характерных признаках зимы, происходит приобщение детей к национальной культуре, развиваются способности наблюдать и делать выводы и т.д. Реализация задач происходит через проблемные ситуации, игровые задания и упражнения, подвижные игры и эстафеты т.д. Интересно появление героя, который предлагает сложные ситуации, требующие мыслительной деятельности, различных предположений и умозаключений, которые способствуют преодолению препятствий, решению проблемы на пути к цели. Используя считалки, дошкольники без труда выбирают водящих, с увлечением предлагают свое изменение сюжета игры с целью усложнения заданий, соблюдают правила игр.

Физкультурные занятия проводим 1 раз в месяц, начиная со 2-ой младшей группы. Их продолжительность колеблется от 20 до 40 минут в зависимости от возраста детей. Младших дошкольников еще затрудняют одновременные совместные действия в большом коллективе, поэтому в этом возрасте досуг проводится только с детьми одной группы. В среднем и старшем дошкольном возрасте возможно объединение двух параллельных возрастных групп.

Результаты работы с использованием интеграции при проведении спортивных занятий заключаются в том, что дошкольники являются активными участниками различных спортивных мероприятий. Это спортивные праздники в детском саду с участием детей и родителей: «Папа, мама, я – спортивная семья!», городские спортивные соревнования, шоу программы «Мы с папой силачи», «Дочки матери». У детей развивается познавательный интерес и повышается самостоятельная двигательная активность - они самостоятельно готовы предлагать и организовывать подвижные игры.

Литература:

  1. Аксенова З.Ф. Традиционные праздники и развлечения в детском саду.: Сценарии.-М.: ТЦ Сфера, 2003. -128с.
  2. Гришина Г.Н. Любимые детские игры. - Серия «Вместе с детьми».- М.: ТЦ Сфера, 2001. – 96с.
  3. Громова О.Е. Спортивные игры для детей. - М.: ТЦ Сфера,, 2009. – 128с.
  4. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. - М.: Новая школа, 1994. - 288с.
  5. Филиппова С.О., Пономарева Г.Н. Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов академий, университетов, институтов физической культуры и факультетов физической культуры педагогических ВУЗов. - СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.-656с.
  6. Ж. Управление ДОУ статья К. Белая, И. Павленко и др. «Интеграция – как инструмент создания новой модели ДОУ» - М., № 4-03 г. (urok.1sept.ru/articles/103915).
  7. Яриго Л.А. Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста. – ж. Дошкольная педагогика № 4 (61)-2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика является совокупностью средств физического воспитания, музыки, игры-драматизации и содержания сказок, в целом обеспечивающих интеграцию двигательной и познавательной деятельности детей.

Жак Далькроз в начале века (20-го) в звук движение вложил - В основание системы он фундамент заложил. Позже физиолог Купер ключ к здоровью в ней открыл – Аэробный механизм досконально изучил...

Тематический контроль : Совершенствование физкультурно-оздоровительной работы на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности детей.

Предлагаю Вашему вниманию план тематического контроля в детском саду. Тема: Совершенствование физкультурно-оздоровительной работы на основе интеграции двигательной и познавательной деятельнос...

Интеграция двигательной и познавательной деятельности при организации подвижной игры

Суть интегрированных упражнений заключается в сочетании двух элементов: двигательного действия и задания, направленного на развитие умственной сферы ребёнка, реализуемого с применением таких методичес...

Роль подвижной игры в интеграции двигательной и познавательной деятельности.

Сила воздействия игры на всестороннее развитие ребенка заключается в эмоциональном возбуждении, интересе и увлечении, которые переживает ребенок во время игры, он способен приложить много усилий и быт...

Презентация « Национальные подвижные игры на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста»

Инклюзивное образование — это форма обучения, при которой у всех детей, в том числе с особенностями развития, есть возможность учиться совместно. Эту возможность га...