Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика является совокупностью средств физического воспитания, музыки, игры-драматизации и содержания сказок, в целом обеспечивающих интеграцию двигательной и познавательной деятельности детей.
статья по физкультуре (средняя группа) по теме

Филиппова Валентина Анатольевна

 

Жак Далькроз в начале века (20-го) в звук движение вложил -
В основание системы он фундамент заложил.
Позже физиолог Купер ключ к здоровью в ней открыл –
Аэробный механизм досконально изучил.
Мы, добавив к сей системе, сказки вкус, игры задор,
Музыки звенящей море и движений целый рой,
Получили в результате педагогику занятий, возведенную в квадрате.
Интеграцией она обеспечена сполна.
Эффективней заниматься физкультурой в ритме танца!
Силу, ловкость, ум, вниманье развивают те заданья.
Сказочный театр Ритмической Гимнастики открыть нам пора!
Физкульт! – УРА! УРА! УРА!

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика как средство развития физкультурно-оздоровительной работы образовательного учреждения.

Жак Далькроз в начале века (20-го) в звук движение вложил -
В основание системы он фундамент заложил.
Позже физиолог Купер ключ к здоровью в ней открыл –
Аэробный механизм досконально изучил.
Мы, добавив к сей системе, сказки вкус, игры задор,
Музыки звенящей море и движений целый рой,
Получили в результате педагогику занятий, возведенную в квадрате.
Интеграцией она обеспечена сполна.
Эффективней заниматься физкультурой в ритме танца!
Силу, ловкость, ум, вниманье развивают те заданья.
Сказочный театр Ритмической Гимнастики открыть нам пора!
Физкульт! – УРА! УРА! УРА!

На современном этапе развития общества происходит процесс критического осмысления многих теоретических и практических положений в области физического воспитания подрастающего поколения в рамках образовательных программ.

Ни для кого не секрет, что основы физической культуры личности, здорового образа жизни, потребности в систематических занятиях физкультурой и спортом закладываются в дошкольном возрасте. От уровня сформированности этих составляющих во многом зависит здоровье ребенка.

К сожалению, статистика последних лет разноречива и негативна. По данным Министерства здравоохранения РФ, состояние здоровья детей за последние два года несколько стабилизировалось. Но при этом процент здоровых детей невысок. Одна из причин этого явления - нерациональная организация двигательного режима в дошкольных образовательных учреждениях. Много часов дети проводят на занятиях в статическом (чаще "сидячем") положении, интеллектуальная нагрузка значительно превосходит физическую.

Сегодняшний выпускник детского сада должен не только хорошо читать, считать, но и писать, знать грамматику и даже нередко владеть начальными знаниями иностранного языка. Зачастую в группах старшего дошкольного возраста идет настоящий учебный процесс со всеми атрибутами школы в ущерб двигательной активности, а значит, и здоровью детей. Физическому воспитанию в семье и обществе отводится далеко не первое место.

Несомненно, современные дети знают много больше, чем знали их сверстники 10 лет назад. Этому способствует и расширение информационных источников (многоканальное телевидение, видео, аудио, компьютер, богатый книжный рынок). Однако форсированная подготовка к обучению в школе имеет свои отрицательные последствия. Гиподинамия, а именно она является результатом этого процесса, приводит к увеличению заболеваемости в период дошкольного детства.

Недостаточное физическое развитие накладывает негативный отпечаток на интеллектуальное развитие, и наоборот. Известно, что маленькие непоседы и "ходунки" быстрее, чем их более "ленивые" сверстники, познают окружающий мир, скорее и правильнее научаются говорить.

Одним из путей оптимизации соотношения двигательной и интеллектуальной деятельности дошкольников является процесс их интеграции.

Интеграция предполагает не просто суммативное объединение отдельных элементов, а их синтез и в результате получение системы, обладающей свойствами целостности.

Изучив литературу, я для себя отметила преимущества популярной сегодня ритмической гимнастики. Обсудив данную проблему на МО воспитателей дошкольных групп, мы приняли решение в 2007 году внедрить в практику дошкольного воспитания программу "В музыкальном ритме сказок" на основе сюжетно-ролевой ритмической гимнастики. Разнообразие движений, их всесторонняя направленность, выразительность, музыкальность способствуют гармоничному двигательному развитию детей. А сказочные сюжеты занятий превращают их в интересные, увлекательные и познавательные игры. (слайд)

И работа началась.

«Путешествия по сказкам» начинаются в группе. Вместе с воспитателем дети читают и подробно разбирают содержание сказок, анализируют поведение героев и антигероев, дают им характеристики, оценивают поступки. На занятиях по изобразительному искусству создают иллюстрации. Еще и еще раз прослушивают музыкальную интерпретацию сказки.

Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика представляет собой интегрированную систему средств ритмической гимнастики, сюжетно-ролевых игр и сказочных сюжетов. Основными компонентами воздействия на организм и личность ребенка являются: Движение, Игра, Сюжет, Музыка (см. схему. слайд).

Движение направлено на развитие физических качеств, координационных способностей и функциональных возможностей организма малыша, т.е. на физическую сущность, а также воспитание выразительности, формирование базы и культуры движений. Для этого я использую следующие средства: основные виды движений (ходьба, бег, лазанье, метание, равновесие) (слайд) ;

- упражнения основной гимнастики (ОРУ, строевые) (слайд);

- акробатики (кувырок вперед, назад, в сторону; "мост"; стойка на лопатках; "рыбка" и др.) (слайд);

- современной аэробики (степ, фанк, спортивной и др.) (слайд);

- стретчинга (гимнастика поз для развития гибкости) (слайд);

-  художественной гимнастики (упражнения с мячом, скакалкой, обручем; волнообразные движения корпусом, руками и т.д.) (слайд);

- элементы спортивного танца (вальс, танго, румба и др.) (слайд);

- народного танца (русский) (слайд);

- современного танца (диско, реп, рок-н-ролл) (слайд) ;

хореографии (основные позиции рук и ног, экзерсисы) (слайд);

- элементы пантомимы; пальчиковая гимнастика; дыхательные упражнения; упражнения на снарядах (гимнастическая скамейка, куб, дуга и т.д.). (слайд)

Перечисленные средства объединяются в определенной последовательности и связаны музыкой в комплексы упражнений.

Музыка создает положительный эмоциональный фон занятий, помогает детям запомнить движения, выразительно передать их характер. В качестве музыкального оформления используются фонограммы музыкальных сказок ("Волк и семеро козлят на новый лад", "Бременские музыканты" и др.), мюзиклов ("Снежная королева"), музыка из мультфильмов ("Голубой щенок", "Антошка и компания" и др.). (ролик)

Известно, что Игра является основной формой познавательной деятельности детей дошкольного возраста, которая активизирует мыслительные процессы и двигательные возможности ребенка, а также создает положительный эмоциональный фон занятий и позволяет более мягко и гуманно решать воспитательные и образовательные задачи. Особое значение имеют сюжетно-ролевые игры, в большей степени способствующие эмоциональному и интеллектуальному развитию детей-дошкольников.

Основные компоненты сюжетно-ролевой ритмической гимнастики (на слайде)

Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика

Движение

Игра

Сюжет

Музыка

О

В

Д

Обще-
разви-
ваю-
щие упраж-
нения

Упр. оздо-
ров. и спорт, видов гимнас-
тик

Танце-
валь-
ные упр. и элем. хорео-
графии

Вырази-
тель-
ные жесты, панто-
мима

Сю-
жетно-
роле-
вая

Под-
виж-
ная

Ими-
таци-
онная

Рус-
ские народ-
ные и совре-
мен-
ные сказки

Сказки народов мира

Рас-
сказы и путе-
шествия

Фоно-
граммы музыкаль-
ных сказок

Му-
зыка из мульт-
филь-
мов и мюзик-
лов

Дет-
ские песни и музы-
каль-
ные пьесы

Му-
зыка из клас-
сичес-
ких произ-
веде-
ний

Сочетание ритмической гимнастики с сюжетно-ролевой игрой позволяет успешно решать задачи двигательного и психического развития.

Это подкрепляется воздействием Сюжетов сказок, которые, в свою очередь, являются носителями эмоционально-нравственного воспитания. (слайд)

Игровая деятельность, максимально используемая на уроках ритмической гимнастики, повышая интерес детей к занятиям физическими упражнениями, помогает развивать творческое мышление, произвольное внимание, различные виды памяти, которые составляют основу интеллектуальной деятельности.

Занятия ритмической гимнастикой сюжетно-ролевого характера помогают детям глубже почувствовать, понять, оценить события и поступки персонажей сказочных произведений. Можно говорить о возможности "прочтения" сказок всем телом, каждой мышцей, клеткой организма. Сопереживание через выразительную двигательную деятельность значительно усиливается. Дети с помощью физических упражнений, жестов и мимики создают образы героев и антигероев, выражая свое отношение к ним. Иногда они плачут вместе с тетей Кошкой о сгоревшем доме, радуются с "козлятами победе над волком", удивляются, хохочут, изображают хитрую лису Алису и глупого Дуремара, жестокого Карабаса Барабаса и отважного Буратино.(слайд)

По программе "В музыкальном ритме сказок" я занимаюсь с детьми от 2 до 7 лет. Основу программысоставляют отдельные мини-программы, последовательное изучение которых обуславливается преемственностью содержания (как двигательного, так и познавательного). Их разработано более 20.

Можно выделить основные характеристики программ: (на слайде)

- подбор упражнений соответствует возрасту и подготовленности занимающихся (для младших дошкольников это более простые по координации упражнения, выполняемые с меньшей дозировкой и в умеренном темпе);

- продолжительность основных программных комплексов обусловлена возрастом занимающихся (3-4 года - 15-20 мин, 4-5 лет - 20-25 мин, 5-6 лет - 25-30 мин, 6-7 лет - 30-35 мин);

- упражнения согласованы с музыкой и передают ее настроение (на сильные музыкальные части - сильные движения, например амплитудные прыжки, махи; на быстрые части - беговые, прыжковые серии; под медленную музыку - упражнения в равновесии, расслабления и т.п.);

- основная структура программных комплексов сохраняется (подготовительная, основная и заключительная части);

- упражнения распределяются с учетом возрастания физиологической нагрузки к основной части;

- танцевальные движения соответствуют характеру музыкального произведения (под русскую музыку - народные движения и т.д.);

- программы включают упражнения разной направленности (координационные, силовые, скоростно-силовые, для развития гибкости и др.);

- каждая программа включает серии упражнений по преодолению препятствий (лазанье, перелезание, подлезание, ходьба по гимнастической скамейке и т.д.), беговые и прыжковые серии;

- паузы отдыха заполняются различными дыхательными упражнениями, отражающими содержание сюжетно-ролевой игры;

- для разгрузки позвоночника и коррекции осанки включены упражнения в партере (из положений лежа и сидя на полу);

- блоки движений могут меняться по мере их изучения и освоения.

Отличительная особенность мини-программ - большой набор движений; например, в комплексе "Приключение Буратино" более 80 различных упражнений.

В программах используются элементы конструирования (строительный игровой материал в уроке "Кошкин дом"). Эти задания способствуют развитию логического мышления ребенка. (слайд)

Программы для старших дошкольников предусматривают многочисленные перестроения под определенную музыку, что развивает у детей умение быстро реагировать и ориентироваться в пространстве и во времени ("Бременские музыканты", "По следам бременских музыкантов" и др.).(слайд)

Обучение основным комплексам упражнений проходит поэтапно. На первом этапе (10-12 занятий) последовательно изучается двигательный материал программы (комплекс упражнений). Упражнения выполняются детьми по показу преподавателя.

На втором этапе (8-10 занятий) идет закрепление и уточнение отдельных упражнений и комплекса в целом. Больше внимания уделяется выразительному исполнению, созданию двигательных образов. Дети могут выполнять фрагменты "сказки" самостоятельно.

На третьем (6-8 занятий) этапе совершенствования, когда хорошо изучены комплексы упражнений, их необходимо усложнять (за счет увеличения дозировки и усложнения техники основных движений). Если на первом этапе музыкальную фонограмму можно прерывать для уточнения отдельных движений и связок, то по мере освоения комплекса занятия проходят под непрерывную музыку. Это значительно увеличивает их моторную плотность. На последнем этапе больше внимания необходимо уделять развитию творческой фантазии детей, давать им возможность придумать свои упражнения, характерные для героев сказки. Многие занимающиеся уже могут выполнять комплексы по памяти.

Каждая программа завершается сказочным театром физической культуры - проведением физкультурно-спортивного музыкально-театрализованного праздника.(слайд)



Предварительный просмотр:

Программа включает в себя мини-программы:

«Про Веру и Анфису» (3-4 лет)

«Волк и семеро козлят на новый лад» (3-4 лет)

«Ребята, давайте жить дружно!» (4-5 лет)

«Бременские музыканты» (6-7лет)

«По следам бременских музыкантов» (5-6 лет)

«Снежная королева» (6-7лет)

«Морское путешествие веселых таракашек» (6-7лет)

Литература:

  1. «Сказочный театр физической культуры» Н.А.Фомина
  2. Н.А. Фомина « Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика»
  3. Н.А Фомина «Физическое воспитание детей дошкольного возраста на основе системы сюжетно-ролевой ритмической гимнастики» 
  4. Фомина Н.А. «Формирование двигательных,    интеллектуальных  и психомоторных способностей детей  4-6  лет средствами ритмической гимнастики сюжетно-ролевой направленности»

Муниципальное образовательное учреждение «Начальная школа – детский сад» № 2

Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика как средство формирования основ здорового образа жизни.

инструктор по физкультуре

Филиппова В.А.

Н.А. Фомина « Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика»

Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика представляет собой интегрированную систему средств ритмической гимнастики, сюжетно-ролевых игр и сказочных сюжетов.

Основные компоненты сюжетно-ролевой ритмической гимнастики

Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика

Движение

Игра

Сюжет

Музыка  

Основные виды движений

Общеразвивающие упражнения

Танцевальные упражнения и элементы хореографии

Выразительные жесты, пантомима

Упражнения оздоровительных и спортивных видов гимнастик

Сюжетно-ролевая

Подвижная

Имитационная

Русские народные и современные сказки

Сказки народов мира

Рассказы и путешествия

Фонограммы музыкальных сказок

Музыка из мультфильмов и мюзиклов

Детские песни и музыкальные пьесы

Музыка из классических произведений

                                                                 



Предварительный просмотр:

Основные компоненты сюжетно-ролевой ритмической гимнастики 



Предварительный просмотр:

Интеллект

Память

Выразительность

Творческое мышление

Произвольное внимание

ВЛИЯНИЕ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ НА ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА.

Сила

Подвижность суставов

Культура и эстетика движений

Умственные

Выносливость

Координация

Опорно-двигательный

аппарат

Эмоциональный фон

Творческая активность

Здоровьесберегающие

Хорошее настроение

Позитивный настрой

Психоэмоциональные

Ритмическая гимнастика

Быстрота реакции

Физические

Скорость

Ловкость

Гибкость


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль : Совершенствование физкультурно-оздоровительной работы на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности детей.

Предлагаю Вашему вниманию план тематического контроля в детском саду. Тема: Совершенствование физкультурно-оздоровительной работы на основе интеграции двигательной и познавательной деятельнос...

Интеграция двигательной и познавательной деятельности при организации подвижной игры

Суть интегрированных упражнений заключается в сочетании двух элементов: двигательного действия и задания, направленного на развитие умственной сферы ребёнка, реализуемого с применением таких методичес...

Роль подвижной игры в интеграции двигательной и познавательной деятельности.

Сила воздействия игры на всестороннее развитие ребенка заключается в эмоциональном возбуждении, интересе и увлечении, которые переживает ребенок во время игры, он способен приложить много усилий и быт...

Интеграция двигательной и познавательной деятельности через тематическое физкультурно-познавательное занятие.

Современные требования к образованию дошкольников предполагают интеграцию различных видов деятельности.Наиболее перспективным путем обновления содержания дошкольного образования являетс...


 

Комментарии

Березняк Людмила Николаевна

Валентина Анатольевна, спасибо, беру себе в копилочку, спасибо