Картотека пальчиковая гимнастика
картотека по физкультуре

Воронина Татьяна Владимировна

   «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.     От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка.  Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovaya_gimnastika_1.docx218.05 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

Сборник пальчиковых игр

 

 

 

Актуальность

            «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.     От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка.  Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее

ребенок».                                                                                   В. А. Сухомлинский

      Тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти к письму, и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

     Взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи замечена детскими психологами уже давно. Один из эффективных способов развития мелкой моторики – упражнения для развития пальчиков или пальчиковая гимнастика. Ребенок вместе со взрослым проговаривает короткие стишки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Такие упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания.  Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться.  Пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

     Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Развитие тонких движений пальцев рук.      Задачи:

1.Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений.

2.Совершенствовать зрительно–двигательную координацию и ориентировку в микро пространстве.

3.Совершенствовать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие речи.

       Пальчиковые игры – это не только простой и быстрый способ развлечь ребенка, но и занятие, которое имеет колоссальный развивающий потенциал. Специалисты отмечают, что дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее начинают говорить, писать, а также отличаются хорошей памятью и вниманием.

 

 

Тема: «Осень. Осенние месяцы. Деревья осенью»

         

                                   «Осень, осень! »  

Осень, осень, приходи!

Осень, осень, погляди Листья желтые кружатся Тихо на землю ложатся.

Солнце нас уже не греет

Ветер дует все сильнее,

К югу полетели птицы,

Дождик к нам в окно стучится.

Шапки, куртки надеваем И ботинки обуваем Знаем месяцы:

Сентябрь и Октябрь и Ноябрь.

 

трем ладошки друг о друга, зажимаем

кулаки по очереди  трем ладошки друг о друга ладони на щеки плавное движение ладонями ладони гладят по коленям

сжимаем и разжимаем кулаки по очереди синхронно наклоняем руки в разные стороны

«птица» из двух скрещенных рук барабанить пальцами по одной, потом по другой ладони имитируем топаем ногами ладони стучат по коленям кулак, ребро, ладонь

 

                                «Осенний букет»  

Пошли пальчики гулять         «Пробегают» пальчиками по бедрам к

коленям.

Стали листья собирать:

Поочередно прикасаются подушечками Красный листик, желтый листик… пальцев, начиная с указательного, к

А потом давай считать:         большому. 

 

Один, два, три, четыре, пять!          

Сколько листиков собрали? Пять!         Поочередно загибают пальцы на одной руке.

С листьями осенними Будем мы играть.

 

Протягивают вперед ладошки.

Поднимают вверх одну руку, широко раздвинув пальцы

 

«Осень»

Разбросала осень листья

Разукрасила их кистью Мы в осенний парк пойдем, В букеты листья соберем.

 

 

 

 

 

 

 

Волнообразные движения ладонями. 

Плавные взмахи ладонями вверх-вниз. 

«Шагают» пальцами обеих рук. 

Скрещивают ладони,  расставляют пальцы 

Поочередно загибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках одновременно на каждый лист. 

Звонко хлопают в ладоши.

 

 

Лист кленовый, лист с осинки,

Лист дубовый, лист рябинки, Рыжий тополиный лист

На дорожку спрыгнул вниз.

                             Тема: «Овощи»

                                     «Капуста»  

Мы капусту рубим, рубим                движения расправленными ладонями вверх-вниз 

Мы капусту трём, трём,                    трем кулаками друг о друга 

Мы капусту солим, солим,               пальцы складываем в щепотку, солим 

Мы капусту жмём,  жмём,                сжимаем и разжимаем кулаки

А потом и в рот кладем. Ам!            пальцы складываем в щепотку и подносим ко рту

 

                           «Считаем овощи»

У Лариски - две редиски,                    По очереди загибаем  пальчики,  

У Алешки - две картошки,                 начиная  с  большого, сначала на левой руке,  

У Сережки-сорванца                           затем на правой руке. 

Два зеленых огурца.

А у Вовки – две  морковки,

Да еще у Петьки

Две хвостатых редьки.  

                                                               

                            «У Лариски – две редиски» у Лариски – две редиски,                              по очереди разгибать пальчики

У Алешки – две картошки,

У Сережки-сорванца – два зеленых огурца,

А у Вовки – две морковки,

Да еще у Петьки две хвостатых редьки.

 

                              « На базар ходили мы»

На базар ходили мы…

Много груш там и хурмы,

Есть лимоны, апельсины,

Дыни, сливы, мандарины,

Но купили мы арбуз –

Это самый вкусный груз!

(Соединить пальцы подушечками, начиная с мизинцев. по одной паре пальцев,  на каждую стихотворную строчку. При этом ладони не соприкасаются.  Пальцы  сжать в кулак, а большой отводится вверх)

 

         Тема: «Фрукты»

  

Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот! Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмём лимонный сок, Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот. Угостим честной народ.

 

 «Компот»

Левую ладошку держат «ковшиком»,  

указательным пальцем правой руки

«мешают»

загибают пальчики по одному, начиная с большого 

 

 

опять «варят» и «мешают» разводим  руки в стороны. 

                           «В сад сливами»          

 

Палец сильный и большой

В сад за сливами пошёл,                                Поднять большие пальцы  Указательный с порога                                       правой и левой рук. 

        Указал ему дорогу,                                Указательным сделать  

        Средний палец самый меткий                                        указывающий жест. 

        Он срывает сливы с ветки!                               Средний оттянуть и отпустить.

Безымянный подбирает,                               Безымянный «подбирает» А мизинчик в землю косточки                               Мизинцем показать как сажают сажает.

 

                               Тема: «Насекомые»

                                      «Паучок»

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки

Дождик с неба вдруг полил

Паучков на землю смыл Солнце стало пригревать

Паучок ползет опять, А за ним ползут все детки Чтобы погулять на ветке.

 

Руки скрещены, пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки

Кистями рук выполняем стряхивающие движения (дождик)

Хлопок ладонями по коленям или по столу пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Руки скрещены, пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки

«паучки» ползают по голове 

 

                          «Божьи коровки» 

Божьей коровки папа идёт, Следом за папой мама идёт, За мамой следом детишки идут, Вслед за ними малышки бредут. Красные юбочки носят они,

 

 

   Всеми пальцами правой руки шагать по столу.

    Всеми пальцами левой руки шагать по столу.           Шагаем обеими руками одновременно.

     Поджать ладони, пальцы плотно прижаты.

  Постучать указательными пальцами по столу.

Юбочки с точками чёрненькими.                              Изобразить пальцами солнышко. 

На солнышко они похожи,                    Спрятать пальцы обеих рук в кулачки. 

Встречают дружно новый день.

А если будет жарко им

То спрячутся все вместе в тень.

 

Тема: «Перелётные и водоплавающие птицы»

                             «Птичка».  

Птичка летала, птичка устала.                                скрещенные ладони делают   взмахи 

Птичка крылышки сложила

Птичка пёрышки помыла Птичка клювом повела, Птичка зёрнышки нашла.

Птичка зёрнышки поела Снова крылышки раскрыла, Полетела, полетела.

 

                   

               скрестить ладони рук 

                                         сделать замок                                         вращение замком 

                       выпрямленные соединённые мизинцы                                        изображают клюв 

                      соединённые мизинцы стучат по столу                             скрещенные ладони делают взмахи

 

«Перелетные птицы»

Птицы перелетные

В стаи собираются,

В края теплые летят, До весны прощаются.

Стаи журавлиные,

Стаи лебединые,

Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз.

Сжимают пальцы рук в кулаки.

Двигают кистями перекрещенных рук вверх – вниз.

Двигают пальцами рук – «машут, прощаются». Перечисляя птичьи стаи, дети загибают по очереди  пальцы на руке (или по очереди 

Стаи соловьиные, Гусиные, утиные – К югу все они летят,

Здесь замерзнуть не хотят. Как наступят холода – Не найдется им еда.

 

                                         «Гуси»  

Гуси-гуси, га-га-га                        пальцы рук щепоткой то раскрываем,  то опять вместе

Есть хотите, да-да-да                    пальцы щепоткой киваем вниз Хлеба с маслом, нет-нет-нет        пальцы щепоткой, киваем в стороны А чего вам? Нам конфет               раскрываем пальчики ладошками вверх.

 

                                         Тема: «Откуда хлеб пришёл»

                                                   «Хлеб»

 Рос сперва на воле в поле,                               Дети слегка покачивают руками,  Летом цвел и колосился,                                          поднятыми вверх. 

 А потом обмолотили,                                       Постукивают кулаками друг о друга.  Он в зерно вдруг превратился.                              Выполняют упражнение                    

«Пальчики  здороваются»   

 Из зерна – в муку и тесто,                              Сжимают и разжимают кулаки. 

 В магазине занял место.                                 Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх.  Вырос он под синим небом,                                   Поднимают руки вверх.  А пришел на стол к нам – хлебом.                Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх. 

 

                                            «Тесто» 

Муку в тесто замесили,                                     Сжимают и разжимают кулачки 

 А из теста мы слепили:                                     Прихлопывают ладошками, «лепят»  Пирожки и плюшки,                                      Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук,  

                                                                                      начиная с мизинца 

 Сдобные ватрушки, 

 Булочки и калачи – 

 Всё мы испечём в печи.                                    Обе ладошки разворачивают вверх  Очень вкусно!                                                                     Гладят живот 

 

                       

                         Тема: «Поздняя осень, грибы, ягоды»

                                              « Лесные ягоды»

А в лесу растёт черника,  Земляника, голубика. 

Чтобы ягоду сорвать, Надо глазки опускать.  

Нагулялся я в лесу. Корзинку с ягодой несу.  

 

Указательным и большим пальцем сделать  маленькие колечки, Сжимать кулачки.

 

                                          «Грибочки»

 

На полянке возле кочки   Мы увидели грибочки:  

Две горькушки, Две серушки, 

Две волнушки, 

Две свинушки. 

А два беленьких грибочка Мы увидели на кочке.

 

Дети  поочередно соединяют пальцы правой руки с пальцами левой руки, перечисляя грибы.

                                      «Грибочки в лесу» 

Раз, два, три, четыре, пять, 

Пошли пальцы в лес гулять. С собой корзиночку берут И грибы в нее кладут. 

Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал,

Этот резал, 

Этот ел, Ну, а этот все глядел.

 

В соответствии с текстом поочередно разжимать сжатые в кулак пальцы Сжать пальцы в кулак и разжать их. 

Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. 

Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. 

Большие пальцы образуют ручку. 

Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом поочередно разгибаем пальцы. 

                                       «Поздняя осень» 

Ветер северный подул,                                  подуть на пальцы

все листочки с липы сдул с-с-с        смахивать руками, будто сдувает листочки Полетели, закружились                     ладони зигзагами плавно опустить на стол  и на землю опустились.   

Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап           постучать пальцами по столу 

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил,                             постучать кулачками по столу Снег потом припорошил,                     плавные движения вперед-назад кистями 

Одеялом их накрыл.                                           ладони прижать крепко к столу 

 

                  Тема: «Домашние животные и их детёныши»

                                        «Овечки»  

У овечек на шубках колечки,         Пальцами по очереди делать колечки.

Те овечки пасутся у речки,

Их пасут две собаки лохматые, Что виляют хвостами мохнатыми. А пастух на пригорке у дерева, На свирели играет затейливо.

Быстро бегают ловкие пальчики.

На поляне цветут одуванчики, Колокольчик под ветром колышется,

Нам мелодия чудная слышится Пальцами обеих рук сделать собак

Кистями помахать, как хвостами

Гору изобразить руками, потом пальцами обеих рук. Пальцами обеих рук играть на воображаемо свирели.

Обеими руками изобразить цветок Покачать кистями рук.

Кисть правой руки прижать к правому уху, прислушаться.

                                         «Десять котят»

У Мурочки нашей есть десять котят,  Сейчас все котята по парам стоят:  

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых, Два маленьких самых И самых красивых.  

Ребенок складывает ладошки, пальцы прижимает друг к другу. Локти должны опираться на стол.  Ребенок покачивает из стороны в сторону, не разъединяя пальцев. Ребенок постукивает соответствующими пальцами друг о другу – от большого к мизинцу. 

 

                    Тема: «Дикие животные и их детёныши»

                                                  «Лесное население» 

Животных следы мы как книгу читаем.          Ладонями рук дети изображают  открытую книгу. 

В лесу кто живет мы легко отгадаем:         Закрывают «книгу»

Вот лисьи следы,                                                     Загибают пальцы на руках, перечисляя                                                                                                           следы животных. 

Вот волчьи, лосиные,  Кабаньи и заячьи, Медвежьи, ежиные. Вот беличьи, рысьи, А это – оленьи. 

Какое большое в лесу население                      Поднимают руки вверх и опускают их через стороны вниз 

 

                                                   «Кто живет в лесу» 

Кто в лесочке живет?                                            переплести пальчики, имитируя лес 

Под корягой — старый крот, За горой — лисенок,

В ельнике — лосенок. Под кустом — лисичка,

На сосне — синичка!                                             загибать указательным пальцем левой              руки пальцы на правой руке, начиная с мизинца 

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальцы загибать.                                        сжимать и разжимать кулачки

 

                 Тема: «Осенняя одежда, обувь, головные уборы»

 

                                             «Обувь» 

Раз, два, три, четыре, пять,                            (Ребенок загибает пальцы на руке) Будем обувь мы считать:

Раз – туфли

Два – сапожки,

Три ботинки,

Четыре – босоножки И, конечно, тапки – пять. Ножкам надо отдыхать.

 

                                   «Маша варежку надела» Маша варежку надела:

«Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал».                      Сжать пальцы в кулачок

Маша варежку сняла:                                Все пальцы разжать, кроме большого 

«Поглядите – ка, нашла!                           Разогнуть большой палец 

Ищешь, ищешь и найдёшь,                       Сжать пальцы в кулачок, отделить              большой палец Здравствуй, пальчик, как живёшь?»

                                            «Шапочки»

В шапочках желтых мы стали цыплята,                 Ребенок машет руками, как       цыпленок крылышками 

В шапочках белых мы стали зайчата,                     Показывает заячьи ушки 

В шапочках красных мы стали грибочки,              Соединяет руки над головой В шапочках черных – черника на кочках,              Присаживается на корточки В шапочках синих дождинками стали                    Встает, ставит руки на пояс. И по дорожкам легко поскакали.                            Прыгает вперед на двух ногах

 

 

                    Тема: «Зима. Зимующие птицы»

           

                                «Мы во двор пришли гулять» 

Раз, два, три, четыре, пять                загибаем пальчики по одному 

Мы во двор пришли гулять.             «идём» по столу указательным и средним                                                              пальчиками 

Бабу снежную лепили,                       «лепим» комочек двумя ладонями 

Птичек крошками кормили,              крошащие движения всеми пальцами С горки мы потом катались,              кулачком  правой руки  скользим от плеча                                                              левой руки вниз 

А ещё в снегу валялись.                     кладём ладошки на стол то  одной                        стороной, то другой  

И снежками мы кидались                  имитируем движения                             

Все в снегу домой пришли.               отряхиваем левой рукой правую Съели суп и спать легли.                   имитируем движения  

 

«Я зимой кормлю всех птиц» 

Я зимой кормлю всех птиц –                                   «сыплем» зерно 

Голубей, ворон, синиц,                         загибаем пальцы на руке, перечисляя птиц Воробьев и снегирей – 

Вот кормушка у дверей.                    показываем вместе две руки ладонями вверх Дам им булки, пшенной каши,                         загибаем пальцы на руке 

Дам им зерна, семена. А синице дам я сало, 

Пусть клюет его она.                       пальцы складываем щепоткой, покачиваем ими

 

 

                                      Тема: «Мебель»

«Много мебели в квартире» 

Раз, два, три, четыре, 

Много мебели  квартире.                    Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки 

В шкаф повесим мы рубашку, А в буфет поставим чашку. 

Чтобы ножки отдохнули, 

Посидим чуть-чуть на стуле.           Загибаем пальчики, начиная с больших, на       каждое название мебели. А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали. А потом мы с котом Посидели за столом. Чай с вареньем дружно пили 

Много мебели в квартире.                 Ритмично попеременно хлопаем в ладоши и  стучим    кулачками.

 

 

Тема: «Посуда» 

                                                 «Помощники» 

Раз, два, три, четыре,                                     Ритмичные удары кулачками и в    ладоши попеременно. 

Мы посуду перемыли:                              Одна ладонь скользит по другой 

Чайник, чашку, ковшик, ложку 

И большую поварешку.                           Загибаем пальчики по одному на каждое    название посуды. 

Мы посуду перемыли,                              Одна ладонь скользит по другой. 

Только чашку мы разбили, 

Ковшик тоже развалился, 

Нос у чайника отбился,                             Снова загибаем пальчики. 

Ложку мы чуть-чуть сломали. 

Так мы маме помогали.                              Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно.

 

                                    Тема: «Новый год»

 

                                               «На елке» 

Мы на елке веселились,                                Ритмичные хлопки в ладоши 

Мы плясали и резвились.                              Ритмичные удары кулачками 

После добрый Дед Мороз                           «Шагают» средним и указательным 

Нам подарки принес.                                            пальцами по столу 

Дал большущие пакеты,                               «Рисуют» руками большой круг 

В них же – вкусные предметы:                            Ритмичные хлопки 

Конфеты в бумажках синих,                         Загибают на обеих руках по одному  Орешки рядом с ними,                                       пальчику, начиная с большого 

Груша, яблоко, один Золотистый мандарин 

 

 

                                             Тема: «Транспорт»

                                             «Велосипед» 

Две педали крутят ноги,                      Раскрытыми ладонями выполняем   круговые движения

Мчат колеса по дороге                         Вращаем согнутыми в локтях руками 

Я рулю, куда хочу -

Влево,                                                    Имитируем, что держим руль и поворачиваем в лево 

Вправо покачу.                                     Вправо 

То вперед,                                             Кулачками обеих рук совершаем круговые движения

А то назад                                              Назад 

Нажимаю тормоза                               Обеими ладонями жмем на стол

 

 

                                             «Транспорт»

Будем пальчики сгибать –                      Загибаем пальцы начиная с мизинца

Будем транспорт называть: Автомобиль и вертолёт,

Трамвай, метро и самолёт.

Все пальцы мы в кулак зажали,

Все виды транспорта назвали.               «Встряхиваем» ладонями

 

 

                                               Тема: «Профессии»

                                              «Профессии» 

Много есть профессий знатных,       Соединять пальцы правой руки с большим 

И полезных, и приятных.                Соединять пальцы левой руки с большим 

Повар, врач, маляр, учитель, 

Продавец, шахтёр, строитель…        Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим пальцем Сразу всех не называю,                 Сжимать и разжимать кулачки 

Вам продолжить предлагаю.                Вытянуть руки вперёд ладонями вверх 

                                             

       

                                                  «Повар» 

Повар готовил обед,                              дети стучат ребром ладони по столу А тут отключили свет. 

Повар леща берёт,                                            загибают большой палец Опускает его в компот. 

Бросает в котел поленья,                               загибают указательный палец В печку кладет варенье. 

Мешает суп кочерыжкой,                                  загибают средний палец 

бьёт поварешкой,                                              загибают безымянный палец сыплет в бульон,                                                       загибают мизинец 

И очень доволен он!                                                         разводят руками

                             Тема: «Детский сад»

                                            «ДЕТСКИЙ САД»  

Детский сад, детский сад,

Он всегда ребятам рад.                                              хлопки на каждое слово 

Буду в садике играть                                       показ жеста «ку-ку» - спрятаться 

И конструктор собирать,                                     пальцы кистей соприкасаются 

И игрушки за собой убирать.                                руки движутся вправо-влево Буду бойко танцевать                                                        приседание 

И лепить, и рисовать,                                        имитировать лепку, рисование 

Буду песни каждый день напевать.              руки сложить "замком" перед собой 

 

                                        Тема: «Инструменты»

                                 «Инструменты»

Мы пилили,                                                 Делают пилящие движения 

Мы рубили,                                                 Делают рубящие движения 

Громко молотком стучали,

Свежей краской покрывали.            Выполняют движения руками вверх и вниз 

Мама очень нас хвалила                            Хлопают в ладоши 

И печеньем угостила.                                Поглаживают живот ладошкой

  

                                  Тема: «Животные жарких стран»

                                    «Где обедал воробей?» 

  • Где обедал воробей?                          машут перекрещенными ладошками 
  • В зоопарке у зверей. 

Пообедал я сперва                                на каждое название животног, загибают пальцы на обеих руках За решеткою у льва. 

Подкрепился у лисицы, У моржа попил водицы. 

Ел морковку у слона. 

С журавлем поел пшена. Побывал я на пиру 

У хвостатых кенгуру. Был на праздничном обеде У мохнатого медведя. 

А зубастый крокодил                  изображают раскрывающуюся пасть животного  Чуть меня не проглотил. 

 

                                              «Обезьяны» 

Там, где с деревьев свисают лианы,                  пальцы раздвигают в стороны 

Разные в джунглях живут обезьяны:                 сжимают и разжимают пальцы Лазают там шимпанзе, павианы,                        загибают поочередно пальцы Есть и гориллы, и орангутаны. 

 

                           Тема: «День защитников Отечества»

                                                            «23 февраля»

Сегодня праздник всех отцов,                        сжимать и разжимать пальцы 

Всех сыновей, всех кто готов,                         хлопать в ладоши 

Свой дом и маму защитить,                           из ладошек сделать «домик», руки приложить к сердцу 

Всех нас от бед отгородить!                          сжимать и разжимать пальцы 

 

 

                     Тема: «Морские обитатели. Пресноводные рыбы»

                                       «Осьминожки» 

Плыли, плыли осьминожки     Резко и ритмично выбрасывать пальцы из кулака 

 Опустились на дорожку               Поставить пальцы подушечками на колени Быстро-быстро побежали                        Пальцы бегают по коленям 

И три ножки потеряли 

Но зато осталось пять –             На слово «пять» показать раскрытые ладони Можно все пересчитать!                  Поочерёдно загнуть все пальцы в кулак 

                                   «Жил да был один налим» 

Жил да был один налим        Плавные движения сложенными ладошками, имитирующие движения плавников.               Два ерша дружили с ним,              Ладони раздвинуты, движения ладонями порознь 

Прилетали к ним три утки 

По 4 раза в сутки                             Руки сложены накрест, взмахи ладонями И учили их считать:                         Разжимать и сжимать кулачки 

1, 2, 3, 4, 5.                                        Загибать пальчики, начиная с большого.

  

              Тема: «Ранняя весна. Мамин праздник»

                                                         «ВЕСНА» 

Стучат все громче дятлы,           Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими. Синички стали петь. 

Встает пораньше солнце,            Ладони сомкнуты «ковшом», поднимаем руки Чтоб землю нашу греть.             вверх, раскрываем ладони, боковые части                                                       остаются прижатыми, пальцы растопырены. 

Бегут ручьи под горку,              Выполняем руками волнообразные движения 

Растаял весь снежок,                  пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повернуты                                                       вниз). 

А из под старой травки              Ладони раскрываются, боковые стороны рук 

Уже глядит цветок…                 соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты                                                      чашечка цветка. 

Раскрылся колокольчик             Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы                                                      сжаты в кулак 

В тени, там, где сосна,               Пальцы постепенно разжимаются, свободно                                                       расслаблены (чашечка колокольчика). 

Динь-динь, звенит тихонько,    Качаем кистями рук в разные стороны. Динь-динь, пришла весна.

 

                                         «Мамин праздник» 

Первые подснежники         Ладошки сжать друг с другом и округлить  «Тюльпан»

Я в руках несу.                     Сжать ладони в кулачки, держать перед собой

Нежные цветочки

Маме подарю.                       Вытягиваем руки вперед, ладони вверх

Будь всегда красивой,

Нежной, как цветы.              Обводим овал лица 

Хорошо, что рядом

Есть со мною ты.                  Прижать ладони к груди

 

                  Тема: «Москва – столица России»

                                              «Москва»

Москва – великий город              хлопки поочередно кулачками и ладошками 

Столица всех столиц. 

Гудят над ней моторы                  круговые движения руками 

Могучих наших птиц. 

Огни кремлевских башен             показывают купол башни 

Как, солнце, всем видны.             обрисовывают круг 

Москва, ты слава наша,                хлопки в ладошки 

Ты сердце всей страны!               прижимаем руки к сердцу и разводят                                                         руками.

 

                                     «Что мы Родиной зовём?»                         

 Что мы Родиной зовём?                        Загибаем пальчики на выделенные слова 

 Дом, где мы с тобой живём,  И берёзки, вдоль которых  Рядом с мамой мы идём. 

 Что мы Родиной зовём? 

 Поле с тонким колоском, 

 Наши праздники и песни,  Тёплый вечер за окном. 

 Что мы Родиной зовём?                         сжимаем и разжимаем кулачки 

 Всё, что в сердце бережём,                    прикладываем ладошки к сердцу 

 И под небом синим-синим                     хлопаем в ладоши  Флаг России над Кремлём. 

 

                                  Тема: «Наша Родина – Кубань»

                                          «Моя станица»

Есть много станиц на Кубани родной,                 поочередное соединение 

                                                                                 всех пальцев с большим 

В них добрые люди живут.                                   скрещенное рукопожатие Но отдано сердце только одной                           поочередное соединение 

                                                                                 всех пальцев с большим 

Что Староминской нежно зовут.                          ритмичные хлопки в 

                                                                                ладоши  и удары кулачками

 

                                 Тема: «Комнатные растения»

                                                         «Цветы» 

Наши алые цветки распускают лепестки,        Медленно разгибать пальцы из кулаков 

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.       Покачивать кистями рук вправо-влево 

Наши алые цветки закрывают лепестки,        Медленно сжимать пальцы в кулаки Головой качают, тихо засыпают.                    Покачивать кулаки вперед – назад

 

Тема: «Мы читаем. Знакомство с произведениями С.Я. Маршака»

                                    «Где обедал воробей?» 

  • Где обедал воробей?                          машут перекрещенными ладошками 
  • В зоопарке у зверей. 

Пообедал я сперва                                на каждое название животног, загибают пальцы на обеих руках За решеткою у льва. 

Подкрепился у лисицы, У моржа попил водицы. 

Ел морковку у слона. 

С журавлем поел пшена. Побывал я на пиру 

У хвостатых кенгуру. Был на праздничном обеде У мохнатого медведя. 

А зубастый крокодил                  изображают раскрывающуюся пасть животного  Чуть меня не проглотил. 

 

                                               Тема: «Космос»

                                                          «В космосе»

В небе ясном солнце светит, Космонавт летит в ракете. А внизу леса, поля – Расстилается земля. 

        Выполняем движения по тексту          

На Луне есть звездочет Он ведет планет учет: Меркурий - раз, Венера - два-с, Три - Земля, Четыре - Марс Пять - Юпитер, Шесть - Сатурн, Семь - Уран, Восьмой -

Нептун. 

 На каждую строчку загибаем пальчик

 

Тема: «Мы читаем. Знакомство с произведениями С. Михалкова»

                                                       «Котята»

У кошечки нашей есть десять котят,               Ладошки складываем, пальцы    прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол. 

Покачиваем руками, не разъединяя их.  

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,                                  Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу Два длинных, два хитрых, Два маленьких самых И самых красивых.

 

Тема: «Мы читаем. Знакомство с произведениями А. Барто»  

                                                             «Самолёт»

Я построю самолет,                                   разводим руки широко в стороны 

Шлем надену — и в полет.                      показываем «шлем» над головой 

Сквозь волнистые туманы,

Полечу в другие страны,                          шевелим пальчиками 

Над морями и лесами,

Над горами и полями,                              делаем «брызгающие» движения пальцами 

Облечу весь шар земной.                         обхватываем воображаемый шар 

А потом вернусь домой.                          взмахивающие движения ладонями

 

Тема: «Мы читаем. Знакомство с произведениями К.И.Чуковского»  

                                                        «Айболит»

Айболит зверей лечил,                                     Стучим кулачком по кулачку Всех зверюшек угостил:

Белочке – орешки,                                            Загибаем пальчики поочерёдно 

Морковку – зайчишке,

Мишке – медок,

Ежику – грибок,

Ну, а лисоньке – цветок!

Каждый зверь благодарит:

- Вот спасибо, Айболит!                                    Разводим руки в стороны

 

 

                                            Тема: «День Победы»

                                                        «День Победы»

День Победы великой России                                    хлопаем в ладоши 

В майский день отмечает страна,                               показываем солнышко И огнями зелёными, синими                                 сжимаем и разжимаем кулачки 

Зажигают салют небеса                                  поднимаем руки вверх, пальцы на руках     раздвинуты

 

      Тема: «Школа. Школьные принадлежности» 

                                 «В школу осенью пойду» 

В школу осенью пойду.                              «Шагают» пальчиками по столу 

 Там друзей себе найду,                                Загибают пальчики на обеих руках 

Научусь писать, читать, 

Быстро, правильно считать. 

Я таким ученым буду! 

Но свой садик не забуду.                    Грозят указательным пальчиком правой руки 

 

                                                          «В школе»

Громко прозвенел звонок.                                           Дети хлопают в ладоши  Начинается урок.

Ранец свой я открываю,                                   Сжимают, разжимают кулачки на обеих руках 

Карандаши, чтоб рисовать,                   Загибают пальчики, начиная с мизинчика правой руки  Ручку, чтобы записать,

Что учитель нам велит. Потом тетради, учебники И школьный дневник. Есть и линейка в ранце моём, Краски, кисти и альбом.

Всё это в школе мне пригодится,                    сжимают, разжимают кулачки на обеих руках 

Всё это надо, чтобы учиться!                                             Дети хлопают в ладоши

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека пальчиковой гимнастики

картотека пальчиковой гимнастики...

картотека пальчиковой гимнастики старшая группа

картотека пальчиковой гимнастики старшая группа...

картотека пальчиковой гимнастики подготовительная группа

картотека пальчиковой гимнастики подготовительная группа...

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам

Отличная картотека для практикующих логопедов. Пальчиковая гимнастика по всем лексическим темам. Могут даже использовать те, которые работают по Нищевой....

Картотека Пальчиковой гимнастики для 2 младшей группы

Картотека пальчиковой гимнастики для 2 младшей группы....

Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....

Картотека пальчиковой гимнастики для дошкольников. картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Картотека пальчиковой гимнастики для дошкольников.картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)Для чего нужна пальчиковая гимнастика?Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем...