Мастер - класс "Влияние театрального искусства на развитие творческих способностей детей"
методическая разработка

Тохман Дарья Владимировна

Мастер - класс "Влияние театрального искусства на развитие творческих способностей детей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей

«Влияние театрального искусства на развитие творческих способностей детей»

Форма организации: игры, этюды, упражнения. Условия: В ходе мастер-класса участники привлекаются к активному выполнению игр, этюдов, упражнений, выполняют творческие задания.

Цель: Обучение педагогов использованию педагогических технологий по театрализованной деятельности направленных на речевое, интеллектуальное, художественно-эстетическое и социально-эмоциональное развития ребенка.

Ход мастер класса:

Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться опытом своей работы по театрально-художественной деятельности. И пополнить вашу методическую копилку играми, упражнениями, этюдами которые направлены на развитие у детей актерского мастерства и сценического умения. Но для начала я поделюсь с вами своим хорошим настроением и предлагаю выполнить такое приветствие

Пусть наша добрая улыбка

Согреет всех своим теплом,

Напомнит нам, как важно в жизни

Делиться счастьем и добром!

Основная цель моей работы – развитие творческих способностей детей средствами театральной деятельности. Театральные занятия проводятся два раза в неделю. Цели, задачи, средства и репертуар деятельности составлен с учетом особенностей возрастных групп. Занятия начинаются с младшего возраста. Театрально – игровая деятельность, это творческий, синтетический вид деятельности, направленный на воссоздание и освоение общественного опыта с помощью обыгрывания сюжета (литературных произведений, сказок, фрагментов детской жизни) требующий: Достижения цели; Нахождения средств; Согласования действия с партнерами; Установления доброжелательных отношений; Самоограничения во имя достижения цели.

Умело сочетая все средства и приемы можно перенести игру на сцену, из игры сделать спектакль, а из спектакля игру.

Театральная деятельность объединяет ряд других деятельностей: Художественно речевую (сочинение текстов, их передача, отработка дикции и т.д.); Изобразительную (оформление костюмов, декораций, кукол); Музыкальную (исполнение песен, танцев); Игровую. Реализация деятельности охватывает образовательные области: Речевую (Чтение художественной литературы). Социально – коммуникативную; Художественно - эстетическую (Музыка, Изо – изготовление персонажей,  костюмов, атрибутики).

В работу включены методические разработки: Этюдный тренаж

(работа над этюдами); Упражнения для тренировки голоса и речи; Мимика и пантомимика (развитие эмоций, тренинг зрительных восприятий); ритмопластика (танцевально - двигательная и телесноориентированная техника).

За основу в работе взята программа Н.Ф.Сорокиной, Л.Г.Миланович «Театр, творчество, дети». Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ, с учетом обновления содержания (в программе учитываются цели и задачи образовательной программы детского сада с учетом психофизических особенностей детей дошкольного учреждения).

Содержание программы включает восемь основных блоков; основы кукловождения; основы кукольного театра; основы актерского мастерства; основные принципы драматизации; театральная азбука; самостоятельная театральная деятельность; проведение праздников; досуги и развлечения.

Важно донести до ребенка, чтобы стать артистом нужно многое уметь, а именно: четко говорить, правильно дышать, красиво двигаться, уметь правильно нанести грим и подобрать костюм. Раздел культуры и техники речи объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободу речевого аппарата. Решаются задачи: развитие четкой дикции и разнообразной интонации.

Я считаю, что формирование творческой активности детей необходимо начинать с развития творческих качеств у самих взрослых. Прежде чем учить детей средствам выразительности, проверьте готовы ли вы сами к этому: читая сказку, изменять голос в зависимости от персонажа, скажем, говорить то за Красную Шапочку, то за волка. Необходимо убедительно выразить испуг, сострадание, просьбу, жалобу. Интонация нашего голоса – образец для детей. Вот сегодня мы это и проверим…..

 АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ЗАРЯДКА ДЛЯ ГУБ 

1. Веселый пятачок: а) на счет «раз» сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет «два» губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов; б) сомкнутые вытянутые губы (пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево; в) пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую. Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка

ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫКА

 1. Жало змеи. Рот открыт, язык выдвинут как можно дальше вперед, медленно двигается вправо — влево.

2. Конфетка. Губы сомкнуты, языком за ними помещаем «конфетку» вправо — влево, вверх — вниз, по кругу.

3. Колокольчик. Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок звонкого колокольчика.

4. Уколы. Острым кончиком языка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки. Нижняя челюсть неподвижна.

5. Самый длинный язычок. Высунуть язык как можно дальше и пытаться достать им до носа и подбородка.

УПРАЖНЕНИЯ НА ТРИ ВИДА ВЫДЫХАНИЯ 

Цель. Разогреть мышцы дыхательного аппарата. 1-й вид обслуживает спокойную, плавно звучащую речь. Свистит ветер — ССССССС... Шумят деревья — ШШШЩШ... Летит пчела — ЖЖЖЖЖЖ... Комар звенит — 3333333333... 2-й вид обслуживает волевую, но сдержанную речь. Работает насос — ССССС! ССССС! ССССС! Метет метель — ШШШШ! ШШШШ! ШШШШШ! Сверлит дрель — 33333! 33333! 33333! 3-й вид обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе. Кошка сердится — Ф! Ф! Ф! Ф! Пилит пила — С! С! С! С! Заводится мотор — Р! Р! Р! Р! Дети могут сами придумывать подобные упражнения и соединять все три вида выдыхания (Точим ножи штри) или

Например: мотоцикл Заводим мотор: Р! Р! Р!.. РРРРР! РРРРР! РРРРР! Поехали быстрее и быстрее: РРРРР! РРРРР! РРРРР!

Упражнения для красивого тембра голоса:

«Протяжные слоги» - сделать глубокий вдох. Выдыхая, произносить слоги «бом», «бим», «бон» протяжно (тянуть надо последний звук).

«Кью-икс» - произносить слоги «кью» и «икс». Проговаривая «кью» сильно вытянуть губы трубочкой, на слог «икс» растянуть губы в улыбке.

«Звукорежиссер» - одну ладонь нужно прижать к уху, вторую поднести ко рту на расстояние несколько см. В этом положении произносить слова, слоги и звуки. Это упражнение помогает понять истинное звучание своего голоса.

Скороговорки

Помимо игр на улучшение дикции прекрасно влияют скороговорки. Каждый человек знает их с детства, но лишь единицы имеют возможность похвастаться умением произносить их правильно, четко и быстро. При регулярной тренировке скороговорки эффективно устраняют речевые дефекты, значительно улучшают качество дикции.

Скороговорка – это особый текст, который представляет собой сочетание слов с труднопроизносимыми звуками. Они направлены на формирование правильного произношения согласных.

Рекомендации по использованию скороговорок в качестве инструмента, как улучшить дикцию речи:

  1. На первом этапе необходимо выбрать не более трех скороговорок, чтобы тренировать произношение определенного звука;
  2. Текст произносится медленно и максимально четко;
  3. Желательно заниматься перед зеркалом;
  4. Проговаривать упражнение надо эмоционально и нараспев.

3-4 года

Ал-ал-ал – заяц по полю скакал,
Ол-ол-ол – там морковку он нашел,
Ил-ил-ил – друг его попросил,
Ись-ись-ись – ты со мной поделись,
Ал-ал-ал – он морковку другу дал.

5-7лет.

Забавной обезьяне бросили бананы,
Бросили бананы забавной обезьяне.

Бабкин боб расцвел в дождь,
Будет бабке боб в борщ.

Эмоции

Цель: Учить распознавать эмоции (радость, грусть, злость, удивление) по мимике и интонации; изображать эти эмоции, используя жесты, движения, голос. Способствовать обогащению эмоциональной сферы. «Театральная разминка»: Раз, два, три, четыре, пять — Вы хотите поиграть? Называется игра «Разминка театральная». Сказки любите читать? Артистами хотите стать? Тогда скажите мне, друзья, Как можно изменить себя? Чтоб быть похожим на лису? Или на волка, или на козу, Или на принца, на Ягу, Иль на лягушку, что в пруду? (Примерные ответы: изменить внешность можно с помощью костюма, грима, прически, головного убора и т.д.) А без костюма можно, коллеги, Превратиться, скажем, в ветер, Или в дождик, иль в грозу, Или в бабочку, осу? Что ж поможет здесь, друзья? (Жесты и, конечно, мимика.) ---Что такое мимика, друзья? (Выражение нашего лица.)

----- Бывает, без сомнения, разное настроение, Его я буду называть, Попробуйте его показать в мимике . настроение: грусть, радость, спокойствие, удивление, горе, страх, восторг, ужас...

  (Упражнение с веером) Волшебным веером вращаю,

Всех вас в гномов превращаю.

Гномы, в зеркало вглядитесь,

Все как один развеселитесь! (изображают радость, веселье)

Ну-ка, хватить веселиться,

Нужно всем вам разозлиться! (изображают злость)

Ну, нельзя же вечно злиться,

Предлагаю удивиться! (изображают удивление)

А такое развлечение:

Покажите огорчение. (изображают огорчение)

 

Молодцы, хорошо потренировались

----- Верно, ну, а жесты? (Это движения.)

------ А теперь пора пришла общаться жестами, да-да! Я вам слово говорю, В ответ от вас я жестов жду. Воспитатель называет, а все жестами показывают: «иди сюда», «уходи», «здравствуйте», «до свидания», «тихо», «не балуй», «погоди у меня», «нельзя», «отстань», «думаю», «понял», «нет», да.

А теперь и жесты и мимика вместе. Я предлагаю вам показать сказку без слов.

(ПАНТОМИМА) Сказка-пантомима «Случай в осеннем лесу». (под фрагмент музыки А. Данилко «Осень).

Воспитатель: Ярко светит солнце. Воспитатель приглашает исполнителя роли Солнца. Солнце начинает изо всех сил «ярко светить» – разводит руки в стороны, надувает щеки, широко раскрывает глаза, кружится на месте.

Воспитатель: Неожиданно подул ветер. Два-три ребенка исполняют роль Ветра – выбегают и усиленно дуют на Солнце.

На солнце набежала маленькая тучка. Выбегает девочка и заслоняет Солнце.

Ветер подул сильнее, и с деревьев стали облетать листочки. (Дети изображают деревья.) К дереву подбежал зайчик. (Появляется Зайчик.) Он встал на задние лапки и весело замахал ушами. К зайчику подошел ежик. На его колючках сидело симпатичное яблоко. (Выходит Ежик, у него в руках бутафорское яблоко.) Ежик угостил зайчика. В это время на землю выпал первый снег. (Девочки-Снежинки исполняют танец.) Веселые снежинки кружились в воздухе и садились на землю. Вскоре снег засыпал зайца и ежика. (Девочки-Снежинки смыкают круг вокруг Зайца и Ежика.) Но вот снова выглянуло солнце. (Девочка-Тучка убегает от Солнца). Оно засветило ярко-ярко. (Солнце «направляет лучи» на Снежинок.) И снежинки растаяли. А друзья, освободившись от снега, отряхнулись, обрадовались солнцу, запрыгали и побежали каждый своей дорогой. Заяц и Еж уходят под музыку, машут ребятам на прощание лапками.

Воспитатель:  Мы разыграли сказку. Герои сказки не сказали ни слова, все исполняли молча. Такая игра на сцене называется пантомима – это игра без слов, в которой используются только жесты, мимика – движения лица и пластика тела.

 А сейчас, коллеги. Разминка «В сказку нас ведёт дорога».

Ну вот мы и подошли к играм на показ голосом настроения Давайте попробуем пропеть песенку колобка по определённым правилам. Надо разделиться вам на три команды. Каждой команде я дам колобка (пиктограмма). Вам надо узнать настроение колобка и спеть его песенку этим настроением. А другие команды должны отгадать ваше настроение.

 ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

НАПРИМЕР: «Рисуем картину» Цель. Развитие координации движений, быстроты реакции, воображения

Кисти, краски я беру и нарисую: небо, звезды и сосну большую- пребольшую. краски я беру и нарисую: Море, звезды и луну большую- пребольшую. краски я беру и нарисую: Маму, папу, бабушку большую- пребольшую.

ТАКЖЕ хорошо использовать в работе с малышами (игры с музыкальным сопровождением Екатерины Железновой «Топ-топ, хлоп-хлоп»).

 И уже сложнее

МУЗЫКАЛЬНО-ПЛАСТИЧЕСКИЕ  ИМПРОВИЗАЦИИ

Цель. Передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений ЗАКОЛДОВАННЫЙ ЛЕС Страшно и таинственно в заколдованном лесу; ветви деревьев шевелятся, медленно извиваясь, заманивают путников в самую чащу... Музыкальное сопровождение: «Гном», муз. М.Мусоргского («Картинки с выставки»).

В ЦАРСТВЕ ЗОЛОТОЙ РЫБКИ

В морском царстве Золотой рыбки покой и тишина. Его обитатели занимаются своими делами: плавают рыбки, извиваются водоросли, раскрывается и закрывается раковина, быстро перемещается по дну краб... Музыкальное сопровождение: «Аквариум», «Карнавал животных», муз. К. Сен-Санса.

ГОРОД РОБОТОВ

Роботы вышли на улицы города, они сделаны из металла и пластика, их движения резкие и упругие... Музыкальное сопровождение: «Монтекки и Капулетти» (из балета «Ромео и Джульетта», муз. С. Прокофьева).

Таким образом, работая над мимикой, жестами, интонацией, объединяя все эти упражнения, усложняя этюдные постановки, мы приобретаем навыки, умения, опыт и переходим к следующему этапу – постановке спектакля.

Театрализованная деятельность и её польза.

Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения, развивает все психические функции ребенка. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, развивается связная, диалогическая речь.

 Театрализованная деятельность способствует развитию речи (монолог, диалог). Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, так как у них ещё не достаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Стремиться необходимо к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. Акцент взрослый делает то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

В коррекционной работе с детьми ТД позволяет обратить внимание на их эмоциональный мир, познавательный интерес.

Инсценировки или отдельные сцены из спектакля, используемые в театрализации, являются готовыми моделями коммуникативных ситуаций.

Младшая группа

В возрасте 2 — 3 лет малыши живо интересуются играми с куклой, их впечатляют небольшие сюжеты, показанные воспитателем, они с удовольствием выражают свои эмоции в двигательных образах-импровизациях под музыку. Именно на основе первых впечатлений от художественной игры впоследствии будут развиваться творческие способности детей. Вначале это будут короткие инсценировки, например, портретная зарисовка и диалог воспитателя и персонажа с детьми

Кукла – это больше, чем игрушка. Кукла является посредником между взрослыми и ребенком, т. к. позволяет взрослому без принуждения и насилия над чувствами и желаниями детей управлять их поведением.

Куклы развивают очень важные человеческие качества: доброту, ответственность, внимание, умение сочувствовать и помогать. С куклой дети учатся придумывать разные ситуации, развивая при этом свою речь, эмоциональность, кукла играет роль живого существа. Существует различное множество кукол. Все они довольно разные и все имеют право на существование. Благодаря этому кукольный театр занимает важное место в воспитании детей.

Театр обладает удивительной способностью влиять на детскую психику «играючи». Ребенок вливается в действие на сцене, сопереживает героям, активно помогает им бороться с трудностями.

Средняя группа

Ребёнок постепенно переходит:

— от игры » для себя » к игре, ориентированной на зрителя;

— игры, в которой главное — сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат;

— игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);

— создание в игре-драматизации простого образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.

Углубляется интерес к театрализованным играм. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, движение и слово, развивать чувство партнёрства, использовать пантомиму двух-четырёх действующих лиц. Театрально-игровой опыт детей расширяется за счёт освоения игры-драматизации.

Старшая группа

Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения, развивается чувство партнёрства. Проводятся прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их интонации, движения.) Для развития воображения проходят такие задания, как: «Представьте море, песчаный берег. Мы лежим на тёплом песке, загораем. У нас хорошее настроение. Поболтали ногами, опустили их, разгребли тёплый песок руками» и т. д. Создавая обстановку свободы и раскованности, необходимо побуждать детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта.

Подготовительная группа

Дети подготовительной к школе группы живо интересуются театром как видом искусства. Их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, о внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов и сцен из спектаклей, гардероб, зрительный зал, буфет) и для работников театра (сцена, зрительный зал, репетиционные комнаты, костюмерная, гримёрная, художественная мастерская). Интересны детям и театральные профессии (режиссёр, актёр, гримёр, художник и др.).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль театрального искусства в развития творческих способностей дошкольников 4-7 лет.

Современная парадигма дошкольного  образования  вступает  в  противоречие  с традиционной  концепцией  развития  ребенка - дошкольника средствами театральной де...

«Театральная деятельность в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста »

Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творч...

Консультация "Значение декоративно - прикладного искусства в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей о значении искусства в развитии детей дошкольного возраста....

Влияние декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в рамках реализуемой программы

Декоративно-прикладное искусство – это особый вид искусства, который дает возможность увидеть красоту предмета, понять смысл его существования и имеет свой образный язык, которому присущи обобще...

Консультация для воспитателей. «Значение декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»

     Раннее развитие способности к творчеству уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.  Живопись народных мастеров лежит в основе различных видов деятель...

Сообщение из опыта работы на тему: «Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей»

1слайд. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие способности детей, развивает в них нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать...