Программа физкультурно - спортивной направленности "Шагайка" по обучению скандинавской ходьбе
рабочая программа по физкультуре

Тохман Дарья Владимировна

Программа физкультурно - спортивной направленности "Шагайка" по обучению скандинавской ходьбе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_poskandinavskoy_hodby_dopolnitelnaya.docx34.11 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Болотнинского района Новосибирской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад комбинированного вида «Улыбка»

г.Болотного Болотнинского района Новосибирской области

Принята:

На заседании педагогического совета

Протокол  № ____

«____» _______ 20_____г.

Утверждаю:

Заведующая МБДОУ детского сада «Улыбка»

_________ В.П.Немерова

«_____» _______ 20_____г.

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«ШАГАЙКА»

спортивно – оздоровительной направленности

по обучению скандинавской ходьбе

возраст обучающихся 5-7 лет

Автор составитель:

Тохман Дарья Владимировна

Пояснительная записка

По данным Всемирной организации здравоохранения недостаточно активный

образ жизни представляет собой глобальную проблему для общественного

здравоохранения.

С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми

заболеваниями, ожирением, плоскостопием, нарушением осанки, речи, зрения,

координации движений, деятельности органов дыхания. Снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям.

Данная информация подтверждается практикой, непосредственно работающей в детских учреждениях.

В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей

укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития,

профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности.

Задача сохранения и укрепления здоровья детей занимает ведущее место в

образовательном пространстве, регламентируется в новых нормативных документах, где огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения.

Что такое скандинавская ходьба?

Скандинавская ходьба с палками (северная ходьба, нордическая ходьба, финская ходьба) - своеобразный вид любительского спорта, представляющий собой пешие путешествия, во время которых при ходьбе опираются на специальные палки, вид которых напоминает лыжные.

Чем полезна скандинавская ходьба для дошкольников?

Существует несколько причин, по которым мы решили заниматься с детьми

скандинавской ходьбой:

  • подходит всем детям;
  • можно заниматься в любое время года;
  • позволяет достичь большого тренировочного эффекта.
  • можно ходить на любой местности;

Занятия скандинавской ходьбой в весеннее и осеннее время по намеченному

маршруту на свежем воздухе, в зимнее время проводятся на стадионе детского сада «Улыбка».  

Проведение занятий положительно воздействуют на работу всего организма ребенка в целом:

  • развивают мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;
  • формируют правильную осанку;
  • уменьшают нагрузку на тазобедренные и коленные суставы и содействуют профилактике плоскостопия;
  • способствует оптимизации роста и развитию опорно-двигательного

аппарата;

  • тренируют чувство равновесия;
  • содействуют развитию и функциональному совершенствованию органов

дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем

организма;

  • на 5-10% повышают потребление энергии по сравнению с обычной

ходьбой.

Скандинавская ходьба с палками практически универсальна - она подходит

людям любого возраста, пола и уровня физической подготовки.

Вне зависимости от состояния здоровья повышать нагрузку на тренировках

следует постепенно. Чтобы занятия скандинавской ходьбой дали положительный эффект и не принесли неприятных ощущений, начинающим необходимы регулярные тренировки и специальные снаряжения.

Противопоказаний к скандинавской ходьбе как таковых не существует.

Разумеется, прогулки следует отложить в тех случаях, когда показан постельный или полупостельный режим (острые инфекционные заболевания, обострение любых хронических недугов с выраженным болевым синдромом и т.п.).

При разработке программы использован опыт Анастасии Полетаевой -

известного тренера и основателя первой в России профессиональной "Школы

скандинавской ходьбы".

Принципы использования скандинавской ходьбы с палками:

  • принцип индивидуализации (соответствие физических нагрузок ходьбы с

палками по возрасту, полу и индивидуальным возможностям (состояние

здоровья, физическое развитие, физическая подготовленность);

  • принцип систематичности и регулярности.

Данные принципы являются основой тренировочного процесса. Они

определены теорией и практикой физической культуры и спорта. Их

соблюдение гарантирует и успехи в занятиях физическими упражнениями

и ограничивает от переутомления и нежелательных последствий.

  • принцип сознательности (направлен на воспитание у детей глубокого

понимания роли и значения проводимых самостоятельных занятий в

укреплении здоровья в самосовершенствовании своего организма);

  • принцип постепенности и последовательности (постепенное увеличение

интенсивности, объема физических нагрузок и времени тренировочного

занятия);

Цели программы:

  • формирование знаний о здоровом образе жизни у детей и родителей;
  • повышение роли семьи в физическом воспитании, оздоровлении и

гармоничном развитии детей.

Задачи:

  • развитие двигательных качеств: быстроты, гибкости, силы, выносливости, скоростно-силовых и координационных;
  • укрепление здоровья, коррекция недостатков телосложения, повышение

функциональных возможностей организма;

  • воспитание привычек здорового образа жизни, привычки к

самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными

видами спорта в свободное время, организация активного отдыха и досуга;

  • воспитание психических морально-волевых качеств и свойств личности,

самосовершенствование и саморегуляция физических и психических

состояний;

  • воспитание инициативности, самостоятельности, формирование

адекватной оценки собственных физических возможностей.

Данная программа не имеет аналогов в России. Скандинавская ходьба не

признана у нас в стране в качестве вида спорта, поэтому ей не уделяется должного внимания. С другой стороны, в последние пять лет отмечается тенденция к самостоятельному освоению этого вида оздоровительной тренировки. Программа призвана восполнить пробел методики обучения скандинавской ходьбе с целью дальнейшей популяризации этого вида физической активности.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы – от 4 до 7 лет.

Занятия проводятся в группах и мини-группах. Наполняемость групп – от 5 до 20 человек.

Группы формируются исходя:

– из возрастных особенностей;

– уровня развития выносливости.

Срок реализации программы: 1 год.

Форма и режим занятий.

Продолжительность скандинавской ходьбы от 20–25 мин в старшей группе детского сада до 25–35 мин в подготовительной группе.

В зимний период года занятия скандинавской ходьбой проводятся при

температуре воздуха –15–18°С. При температуре воздуха ниже –18°С

продолжительность занятий сокращалась до 15–20 мин.

Ходьбу использовать в конце прогулки, поскольку после активной мышечной деятельности дети уходят в помещение детского сада.

Форма занятий – групповая и индивидуально-групповая.

Режим занятий – 2 раза в неделю.

Экипировка для занятий

Одежда, обувь, палки.

Одежда. Её главный критерий – это удобство для ребенка.

Ограничений нет, лишь бы она было по сезону и не доставляла неприятностей ребенку при движении. Никаких развивающихся плащей (пончо, накидок и пр.), в которых можно запутаться палками. И никаких искусственных тканей, которые повлекут нарушения в теплообмене.

Обувь. Обувь так же, как и одежда должна быть удобной: кеды или кроссовки летом – весной и теплые ботинки осенью – зимой. В зависимости от сезона, оптимальным вариантом могут быть сандалии с хорошей фиксацией на ноге в виде ремешка, мокасины, но только не обувь без задника.

Палки. Палки должны быть специальные (их еще называют «нордики»). Они бывают двух видов: с фиксированной длиной и телескопические. По материалу изготовления нордики могут быть самыми разными. Правильные нордики обязательно имеют крепления для фиксации рук. Для ходьбы по асфальту бетону используют специальный резиновый наконечник. Высота палок зависит от роста ребенка. Ее  можно рассчитать путем умножения роста на коэффициент 0, 68(+5см).

Ожидаемые результаты

По окончании программы дети должны:

  • демонстрировать правильную технику выполнения ходьбы;
  • знать основные методы развития выносливости средствами скандинавской ходьбы;
  • уметь организовывать самостоятельные занятия;
  • знать правила подбора одежды и спортивного инвентаря для занятий;
  • знать историю возникновения скандинавской ходьбы, ее разновидности.

По окончанию освоения программы занимающиеся должны достигнуть

следующих результатов:

Личностных:

  • будут уважительно относиться друг к другу, проявлять терпение, самообладание и выдержку;
  • будут осознанно вести здоровый образ жизни;
  • укрепят свое здоровья и повысят уровень развития выносливости.

Образовательных:

  • получат знания о скандинавской ходьбе, истории ее появления, правилах подборы одежды и инвентаря для занятий;
  • получат знания о методах тренировок, правилах самоконтроля, принципах регулирования нагрузки и отдыха;
  • смогут организовывать самостоятельные оздоровительные занятия;
  • получат необходимый опыт различных методов тренировок.

Способы определения результативности

Результативность освоения программы можно будет оценить по трем параметрам:

  • умению технически правильно выполнять ходьбу;
  • умению справляться с предлагаемыми нагрузками согласно своему возрасту;
  • реакции организма на выполняемую нагрузку (пульс, частота дыхания и др.).

Мониторинг

В процессе освоения программы будет осуществляться педагогический

мониторинг, включающий диагностику личностного роста и продвижение    

(тесты по В.И. Усакову), а также мониторинг образовательной деятельности, включающий в себя самооценку занимающегося, ведение дневника тренировок.

Виды контроля

Начальный – проводится с целью определения исходного уровня развития выносливости.

Текущий – проводится с целью определения динамики развития и выносливости.

Итоговый – проводится с целью определения решения основных задач программы.

Формы подведения итогов

Программой предусмотрены три вида контроля, но определяющим является

итоговый. Под ним понимается прохождение контрольной дистанции (согласно возрасту).

Итоги подводятся на основании трех критериев:

  • технике выполнения ходьбы;
  • показанному результату;
  • прогрессу за период обучения.

План работы

Месяц

Тема

Общая дозировка занятия

1

Сентябрь

«Я здоров, я закаляюсь и ходьбой занимаюсь»

(тянем палки за собой)

15 мин.

2

Октябрь

« Надо всей семье стараться

И привычку завести

Ходьбой заниматься

Чтоб здоровыми расти»

(Обучение попеременному шагу)

20 мин.

3

Ноябрь

«Вместе с зайкой и лисичкой,

Будем спортом заниматься

Закаляться и улыбаться»

(Закрепление попеременного шага)

30 мин.

4

Декабрь

«… Да по зимнему ковру

К новогоднему костру!»

(Обучение одновременному шагу)

30 мин.

5

Январь

«В некотором царстве, в некотором государстве…»

(Закрепление одновременного шага, повторение

попеременного шага)

30 мин.

6

Февраль

«Раз, два, три, четыре, пять

Мы шагаем дружно в ряд»

(Обучение подъему шагом "елочка", повторение

попеременного и одновременного шагов)

30 мин.

7

Март

«Дружим с солнечным лучом,

Ходим с палочкой пешком»

(Закрепление подъема шагом "елочка", повторение попеременного и одновременного шагов)

30 мин.

8

Апрель

«По ровненькой дорожке…»

(Повторение подъема шагом "елочка", попеременного и одновременного шагов)

30 мин.

9

Май

«Чудесная страна Спортландия –

страна здоровья, грации и красоты!

Страна терпения, силы, воли,

Страна побед! Страна мечты!»

(Повторение ранее изученных шагов и подъемов)

30 мин.

10

Июнь

Повторение ранее изученных шагов и подъемов

11

Июль

Повторение ранее изученных шагов и подъемов

12

Август

Повторение ранее изученных шагов и подъемов

Обучение технике скандинавской ходьбы ориентировано на детей. Родители

приглашаются для прохождения маршрута вместе с детьми на каждое четвертое занятие месяца. Родителям для повышения компетентности по вопросам оздоровления и воспитания детей, предоставляется информация о скандинавской ходьбе, в виде консультаций, мастер-классов. Дети демонстрируют родителям полученные умения и навыки.

Использованная литература

  • Закон " Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-

ФЗ;

  • Приказ Минобрнауки от 17.10.2013 г. №1155, об утверждении ФГОС ДО;
  • СанПиН от 15.05.2013 г. №3049-13;
  • Полетаева А. Скандинавская ходьба. Здоровье легким шагом. Спб., 2013.
  • Полетаева А. Скандинавская ходьба. Советы известного тренера. СПБ.,

2015.

  •  «Инструктор по физкультуре» научно-практический журнал. – Москва №1, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивная карусель» для детей дошкольного возраста 5-8 лет.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная записка.С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельност...

Дополнительная адаптированная для детей с ОВЗ (ТНР) общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Обучение плаванию в детском саду»

Дополнительная адаптированная для детей с ОВЗ (ТНР) общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности«Обучение плаванию в детском саду»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивная направленность Возраст обучающихся 5-7 лет «Спортивная страна «Игралия»

       1.Пояснительная записка.Данная программа предусматривает реализацию ФГОС дошкольного образования, которая предполагает развитие личности, мотивации и способности...

«Скандинавская ходьба» Дополнительная общеразвивающая образовательная программа Физкультурно-спортивной направленности

Что такое скандинавская ходьба? Ходьба с палками, северная ходьба, скандинавская ходьба, финская ходьба - это вид ходьбы на свежем воздухе и в здании с использованием специальных палок, пох...