Плавание в детском саду - как разностороннее физическое развитие
учебно-методическое пособие по физкультуре

Чехонадских Светлана Анатольевна

Методические указание и их обоснование по физическому развитию детей с помощью плавания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отдел образования, молодежной политики, спорта и туризма

 Администрации Каменского муниципального района

Воронежской области

Единый районный день методических объединений

педагогических работников образовательных организаций

                   

                                                            Выступление по теме:

«Плавание в детском саду - как разностороннее физическое развитие».

                                                                                                     Инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад «Колокольчик»

Чехонадских С.А.

Плавание является одним из важнейших средств физического воспитания, оно способствует разностороннему физическому развитию, оздоровлению и закаливанию детей. Каждый человек должен научиться плавать. Это просто жизненно необходимо. И чем раньше ребёнок научится плавать, тем лучше будет положительное воздействие плавания на развитие всего организма. Купание, игры, плавание и развлечение на воде приносит детям огромное удовольствие, ведь малыши с самого рождения радуются воде и готовы плескаться в ней хоть целый день. К тому же это один из видов самых полезных физических упражнений. Ребёнок совершает плавательные движения за счёт крупных мышечных групп ног, рук, туловища, тем самым вовлекая в движение слаборазвитые мелкие группы мышц. При систематических занятиях плаванием улучшатся работа органов дыхания, кровообращения и сердца. Это происходит благодаря тому, что дыхательные мышцы несут дополнительную нагрузку в связи с необходимостью преодолевать сопротивление воды. Также, за счёт подъемной силы воды,  снижается нагрузка на позвоночник, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается правильная осанка. В то же время большая динамическая работа ног в горизонтальном положении при плавании оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, предотвращая заболевание плоскостопием. Укрепляется и нервная система, становится крепче сон, улучшается аппетит. Улучшается координация, ритмичность и произвольность движений. В нашем детском саду есть все необходимые условия для всестороннего физического развития дошкольников. Есть спортивный зал и бассейн. Занятия по физической культуре проводятся два раза в неделю, а третьим занятием является плавание в бассейне. Обучать детей плаванию начинаем со второй младшей группы. Первое знакомство с помещением бассейна проходит в виде экскурсии. Дети знакомятся с правилами личной гигиены и правилами поведения на воде. Некоторые дети боятся обилия воды, глубины, высоты лестницы для спуска в чашу бассейна. Поэтому на первых занятиях стараюсь помочь преодолеть это неприятное и не безобидное чувство. У детей должно сформироваться полное доверие к инструктору по плаванию, тогда и обучение плаванию пойдет быстрее. Как правило, первый год обучения строю в игровой форме. Это сюжетные занятия, игровые упражнения, подвижные игры, свободные игры с игрушками. Так дети быстрее адаптируются к водному пространству, знакомятся со свойствами воды.  Игра позволяет проводить занятие на высоком эмоциональном уровне и успешно решать учебные задачи. Каждое занятие в бассейне приносит радость детям, а использование игровых элементов позволяет сохранять эту радость на протяжении всего занятия. Увлекаясь игрой, даже самые робкие дети быстрее привыкают к водной среде, лучше усваивают горизонтальное положение тела в воде, основные движения и правильное дыхание. На первом году обучения воспитанники знакомятся с водой и её свойствами, и к концу учебного года уже уверенно себя чувствуют в водной среде, выполняют простейшие задания. На втором году обучения дети уже выполняют более сложные упражнения, такие, как лежание на воде, скольжение с плавательными досками, а также упражнения на дыхание вдох-выдох в воду несколько раз подряд. На третьем году разучиваем плавание определенным способом. А на четвертом году совершенствуем ранее разученные способы плавания.

Ещё на своих занятиях часто практикую, после входа в чашу бассейна, свободное плавание в течение 3-5 минут, для адаптации к воде и выброса свободной энергии.

За это время я успеваю выявить подготовленность детей к плаванию в данной подгруппе. На подгруппы детей делят воспитатели. По этой причине в одной подгруппе могут оказаться дети более сильные в плавании, а в другой послабее,  редко посещающие бассейн, или новенькие. Поэтому занятия строю в зависимости от подготовленности детей, возрастной категории и темы недели детского сада. Для того чтобы  воспитанники не уставали и поддерживали интерес к занятию, чаще меняю виды деятельности. Одним из таких видов является аквааэробика, при выполнении которой одновременно работает вся мускулатура, и благодаря этому, помогает поддерживать организм в хорошей физической форме. Дети с удовольствием под музыку выполняют комплексы аквааэробики как с предметами, так и без. На четвертом году обучения включаю в занятия элементы синхронного плавания, что тоже вносит яркость в тренировочный процесс. Целью синхронного плавания является развитие ребенка, формирование средствами музыки, ритмичных, синхронных движений, плавательных умений и навыков. Дети с удовольствием совместно выполняют упражнения и придумывают свои композиции под музыку. Важной и необходимой составляющей занятий является инвентарь и оборудование, специализированное для занятий в бассейне. Я использую аквапалки, плавательные доски, мячи разных диаметров, плавающие и тонущие игрушки, пластмассовые обручи, нарукавники, плавательные круги, ведёрки. Помимо занятий с обычными детьми, я занимаюсь с детьми ОВЗ. И как показывает практика, для таких деток вода помогает корректировать разные проблемы со здоровьем. Мелкие мышцы, расположенные вблизи позвоночника, расслабляются, что с успехом  используется  в лечении ДЦП, препятствует появлению остеохондроза, межпозвоночных грыж. Водные процедуры благотворно сказывается на психическом и эмоциональном состоянии организма. Поэтому у детей с аутистическими расстройствами наблюдается положительная динамика. Дети после занятия в бассейне становятся спокойными и могут продолжить занятие в объединении «Лекотека».  

В заключении можно сделать вывод, что обучение плаванию благотворно сказывается на всестороннее развитие растущего организма и всегда было и остаётся актуальной темой для всегo общества в целoм.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей плаванию в детском саду. Консультации инструктора по плаванию

В данном материале описываются: режим работы бассейна детского сада,этапы обучения по возрастным группам,методическое обеспечение занятий по обучению плаванию,упражнения на суше,упражнения на воде....

Консультация для инструкторов по плаванию "Взаимодействие детского сада и семьи по обучению плаванию детей на глубокой воде"

В консультации подробно описано содержание работы с семьей по созданию условий, при которых дошкольники наиболее успешно будут овладевать навыками плавания, совершенствовать свои умения. Разобраны про...

Индивидуальный маршрут развития детей по плаванию в детском саду

Индивидуальный маршрут развития детей по плаванию в детском саду...

"Путешествие на остров" в старшей группе детского сада. Образовательная область физическое развитие.

Сохранение и укрепление физического здоровья воспитанников; совершенствование двигательных навыков коллективной игры, применение раннее полученных знаний и умений; воспитание потребности в ведении здо...

Рабочая программа инструктора по физической культуре "Обучение плаванию в детском саду"

Создание оптимальных условий для развития физической культуры дошкольников....

Обучение детей плаванию в детском саду Консультации инструктора по плаванию

       Обучение детей плаванию происходит по методике разработанной Т.И.Осокиной, Е.А.Тимофеевой, Т.А.Богиной «Обучение детей плаванию в детском саду»....