Проект "Весёлая ритмика"
проект по физкультуре (средняя группа)

Диляра Акрамовна Михайлова

        «Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное,

что есть в жизни – это свободное движение под музыку.

И научиться этому можно у ребенка и вместе с ним»

                                                                                    А.И.Буренина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesyolaya_ritmika.docx42.32 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад «Солнышко»

  

 

 

ПРОЕКТ

«Развитие музыкально-ритмических движений у детей среднего дошкольного возраста»

                                                                         

 

                     «ВЕСЁЛАЯ    РИТМИКА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Проект долгосрочный : октябрь-май

                 

  

Воспитатель: Михайлова Д.А.

 

 

2022г.

 

 

 

        СОДЕРЖАНИЕ

Введение:

Глава 1. Реализация проекта.

         1.1. Анализ внешней и внутренней среды

1.2. Цели и задачи проекта

1.3. Принципы интеграции и инновационности

1.4. Этапы реализации проекта

Глава 2. Содержание проекта

2.1. Виды деятельности по развитию музыкально-ритмических движений

2.2. Методы и приемы

2.3. Особенности методики обучения детей музыкально-ритмическим   движениям

2.4. Основные направления деятельности по развитию  музыкально-ритмических движений

2.5. Работа с родителями

2.6. Работа с педагогами

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Введение

        «Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное,

что есть в жизни – это свободное движение под музыку.

И научиться этому можно у ребенка и вместе с ним»

А.И.Буренина

Музыка - самое эмоциональное искусство (Д.Б.Кабалевский). Ее воздействие на формирование личности огромно. «Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы не полна, глуха, бедна…Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся». Эти слова крупнейшего композитора современности Д. Шостаковича как нельзя более полно отражают основной взгляд на  музыкальное воспитание и развитие ребенка. Можно не редко услышать такую фразу: «Мой ребенок пошел в отца, у него нет совсем музыкального слуха». Достаточно распространенная формула определения причины отсутствия способностей сына или дочери. Однако все в действительности несколько иначе. Педагоги - музыканты пришли к мнению о том, что задатки к  музыкальной деятельности, т. е. физиологические способности организма, например, органа слуха или голосового аппарата имеются у каждого. Именно он составляет основу развития музыкальных способностей. И поэтому считается доказанным, что если для музыкального развития созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.

Природа дала человеку все, для того чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным  шорохам леса, листьев, завыванием ветра, люди учились различать интонацию, высоту звука, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность - природой данное человеку свойство. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о том, что начинать музыкальное развитие ребенка нужно как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка будет невосполнимо.

Что же такое музыкальность? Это комплекс способностей, позволяющих человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании, пении, движении.

Музыкально-ритмические движения - Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.

Движения под музыку издревле применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак - Далькроз. Перед ритмикой он прежде всего ставил задачу развития музыкальных способностей, a также пластичности и выразительности движений. Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально-ритмического воспитания - в ее гуманном характере. Э. Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях, вместе c тем считал, что музыка является первоосновой. Синтез музыки и движений конкретизирует игровой образ. C одной стороны, музыкальный образ способствует более точному и эмоциональному исполнению движений, c другой – движения поясняют музыку, основные средства выразительности. Такие сложные явления, как метроритм, регистр, музыкальная форма, которые трудно объяснить детям словами, дошкольники воспринимают не только ухом, но и всем телом, это увеличивает музыкальное переживание, делает его более осознанным.
      Занятия движениями имеют неоценимое значение, а особенно для соматически ослабленных детей, детей с неустойчивой нервной системой, незрелостью эмоционально-волевой сферы. Ведь двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов. Поэтому так важно приобщать к движению под музыку неловких, заторможенных в двигательном отношении детей, которым необходимо помочь обрести чувства уверенности в свои силы или, наоборот, расторможенных и гиперактивных детей, чтобы научить их контролировать свои эмоции и чувства. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению, у них совершенствуется моторика, координация движений, развивается произвольность движений, невербальные коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки и движений.

Научными исследованиями доказано, что любой звук вызывает y человека сокращения мускулатуры. Весь организм отвечает на действие музыки. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием. Профессор-музыковед Л. Медушевский писал: «Бесконечно богатая информация, заключённая в музыке, считывается не рассудком, a динамическим состоянием тела - соинтонированием, пантомимическим движением». Известно, что движение оказывает влияние на характер восприятия образов музыки.
        Б. М. Теплов также доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев
и т.д.).

Также исследованием проблемы музыкально-ритмического воспитания занимались известные отечественные и зарубежные пед агоги и психологи. Среди них:  Д. Б. Кабалевский, Б. М.Теплов,  Е.А. Флерина, М. А. Румер, Т. С. Бабаджан, Н. А. Метлов, Ю. А. Двоскина, А. В.  Кенеман, С. Д. Руднева, Н.А. Ветлугина, О. П. Радынова, А. И. Бурёнина и многие другие.
         Таким образом, восприятие музыки - активный слухо-двигательный процесс. Через движение ребёнок ярче и эмоциональней воспринимает музыку, чувствует смену её настроения, закрепляет знания o средствах музыкальной выразительности, понимает и ощущает её, развивает эмоции, интересы, вкусы, т.е. приобщается к музыкальной культуре, обогащается его духовный мир.
 

Глава 1.  

Реализация  проекта                                                                              

1.1. Анализ внешней и внутренней среды

Анализ внешней среды показал, что за последние годы в нашем городе повысился  уровень рождаемости  детей. Как следствие этого, возникла острая необходимость в увеличении количества мест в детском саду, а также необходимость в услугах дополнительного образования (различные кружки и секции). Сравнительный анализ услуг дополнительного образования показал, что в основном эти кружки  ориентированы на деятельность с  детьми  в возрасте от 6-7 лет, дети 4-5 лет практически остаются не задействованы или эти кружки ориентированы лишь на общее развитие ребёнка, но не на развитие двигательных навыков детей. В нашем городе ежегодно устраиваются  конкурсы-фестивали по  детскому танцу, в которых в основном  также участвуют дети 6-7-лет. Дети среднего возраста незаслуженно «остаются в стороне».  

 Система работы по развитию музыкально-ритмических движений  у детей среднего дошкольного возраста требует осуществления преобразований внутренней средыопределенных средств, создание особых условий с учетом возрастных особенностей и музыкальных потребностей дошкольников.

 

 Для этого в ДОУ имеется:

1.     музыкальный зал, где выполняются все гигиенические требования;

2.     музыкальный инструмент: фортепиано;

3.     телевизор, музыкальный центр;

4.     библиотека методической и музыкальной литературы;

5.      аудиотека с детской, современной, классической русской и зарубежной музыкой; медиатека;

6.     иллюстрационный материал: картины природы по временам года, картины для знакомства с жанрами музыкальных произведений, образные картины;

7.     изображения инструментов симфонического, народного оркестров;

8.     портреты композиторов;

9.     музыкально - дидактические игры;

10. картотеки речевых игр для развития двигательных навыков, для развития голоса, для развития фонематического слуха, пальчиковых игр, игр с массажем, хороводов с пением.

11.  шумовые и музыкальные инструменты;

12. различные атрибуты и декорации для игр и театрализации.

1.2. Цели и задачи проекта

Настоящий проект  разработан на основе примерной программы «От  рождения до школы» М.А.Васильевой, с учетом обновления содержания по программе «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной. Проведенный сравнительный  анализ доказал, что  разделы программы, связанные с ритмическими движениями на основе интеграции программ действительно являются взаимодополняемыми структурами и гармонично взаимодействуют. Обе программы  имеют общие задачи, а значит могут  успешно решить проблемы в трудном и важном разделе «Музыкально-ритмическое воспитание детей дошкольного возраста».

Основной целью  проекта  по проблеме «Развитие музыкально-ритмических  детей среднего дошкольного возраста» является психофизическое развитие ребенка, формирование средствами музыки  ритмических движений, развитие коммуникативных  качеств ребенка с учетом новейших технологий и исследований в  области музыкального воспитания

                                                                                                                                               Задачи проектной деятельности:    

                                                                                    

Образовательные:

                     Приобщение к танцевальному искусству, расширение знаний о танцах.

                     Формирование навыков основных танцевальных движений:

Воспитательные:

                     Воспитывать коммуникативные качества у детей, активность и самостоятельность.

                     Формировать общую культуру личности ребенка, способностей ориентироваться в современном обществе.

                     Создать атмосферу радости детского творчества в сотрудничестве.

Развивающие:

                     Развивать воображение, фантазию, умение самостоятельно находить свои оригинальные движения,  побуждать детей к творчеству.

                     Обучение  детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля

Проект предполагает проведение одного занятия в неделю кружковой работы, как часть традиционной музыкально-ритмической деятельности, индивидуальную работу, а также работу    в свободное от занятий время. Продолжительность занятия –15-20 минут

Возраст детей  4-5 лет

1.3. Принципы интеграции и инновационность проекта

      Проект составлен на основе принципа интеграции межпредметных связей по разделам:

                     «Музыкальное воспитание»- закрепление всех движений и использование танцев, изученных и  поставленных на занятии кружка.

                     «Театральная деятельность»-  использование танцев в театральных постановках, для создания единого, художественного образа.

                     «Физическая культура»- использование элементов ритмики на физкультурных занятиях, для совершенствования психомоторных способностей: развития мышечной силы, координации, мелкой моторики, формирование правильной осанки.

                     «Здоровье»- укрепление здоровья, развитие опорно-двигательного аппарата, функциональное совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечно - сосудистой и нервной систем организма.

                     «Познание»- расширение знаний о композиторах, танцах, средствах музыкальной выразительности.

 

 

 

Инновационность проекта:

  • Понимание и принятие  индивидуальных особенностей ребёнка в качестве важнейшего компонента педагогического  процесса (важна  личность,  а  не коллектив)
  • Использование авторского музыкально-двигательного материала (музыкальные постановки);
  • Распределение музыкально-двигательного репертуара по возрастной категории;
  • Использование разных видов занятий (сюжетное, занятие – импровизация, игровое);
  •  Применение новых методик и технологий на базе основной программы М. А. Васильевой «От рождения до школы»

        В результате осуществления проекта должен возрасти интерес к музыкально-ритмической деятельности, уровень психомоторного развития  и эмоциональной сферы детей, их творческих и коммуникативных проявлений, сформируются навыки музыкально-ритмических движений.

Учебно-тематический план

Тема занятий

Содержание

Время проведения

«Урожай на грядке»

Вводное занятие. «Давайте познакомимся!» Знакомство с правилами танцевального кружка.

1-2 «Урожай собирай и на зиму запасай»

Инсценировка песен про урожай. Воссоздавать игровые образы овощей.

3-4 «Осенние подарки».

Освоение способов детализации. (Характера поведения персонажа).

 

Октябрь

«Желтый коврик»

1-2 «Листики играют в прятки»

побуждение детей  к поиску выразительных движений и жестов ,передающих «переход» из одного состояния в другое.(образ смены погоды , дождя, ветра)

3-4 «Виноватая тучка»

Находить самостоятельно образ при помощи выразительной пластики и музыки. 

 

 

 

Ноябрь

«Зимняя сказка»

1-2 «Добрые и злые волшебники».

Знакомить  детей со способами воплощения образа  фантастического персонажа его  характером.

3-4 «Новый год у ворот».

Побуждение детей к поиску способов воплощения образов.(петрушки, гномы, снежной королевы)

 

 

 

Декабрь

«Удивительное рядом»

«Зимние узоры».

1-2 Подводить детей к нахождении способов разыгрывания развернутого  сюжета.

 

Январь

«Мы спортсмены»

1-2 «Спорт, спорт, спорт.»

Закреплять умения и навыки музыкально-ритмических движений в построении различных фигур.

3-4 «Мы солдаты»

Разыгрывать не большой сюжет на военную тематику .

 

 

 

Февраль

«Бабушкин сундучок»

1-2 «Вечерняя сказка»

Освоение способов образов нежности, любви ,взаимопонимания .

3-4 «Весенняя телеграмма»

Побуждать детей к поиску образов пробуждения природы ото сна.

 

 

 

 

Март

«Солнышкино платьице»

 

 

1-2 «Волшебные цветы»

Подводить детей к движениям изображающие видоизменения внешнего облика персонажа.(цветы увядают,оживают и т.д.)

 

 

Апрель

«Веселая карусель»

3-4 «Мир вокруг нас».

Развивать выразительность исполнения детьми движений и «игровой » сценки в целом.

1-2 «Навстречу к солнышку»

Освоение элементов эстрадного танца. Постановка творческого  танца при индивидуальной импровизации.

 

 

Май

 

Глава 2

2.1. Виды деятельности по развитию римопластических навыков.

Содержание проекта реализуется через разные виды музыкальной деятельности:

        

Тематическое занятие. 
Оно состоит из подготовительной, основной и заключительной частей.

I.     Цель занятия: 

Воспитание интереса, потребности в движениях под музыку, развитие гибкости, пластичности, развитие способности к выразительному исполнению движений. На занятие используются:

2.    Основные виды движений:

а) Ходьба бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоки подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба гусиным шагом.

б) Бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички», «ручейки» и т.д.), широкий («волк»), острый (бежим по «горячему песку»).

в) Прыжковые движения – на двух ногах на мест, с продвижением вперед, прямой галоп – «лошадки», легкое поскакивание.

3.    Общеразвивающие упражнения на различные группы мышц.

Упражнения на развитие гибкости, пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног.

3.     Плясовые движения. Элементы народных плясок, доступных по координации. Например, поочередное выставление ноги на пятку, притопывание одной ногой «выбрасывание» ног, полуприседание для девочек, и полуприсядка для мальчиков и др.

4.     Разучивание танцевальных упражнений: шаг польки, приставной шаг, поскоки и др., а также разучивание музыкально-ритмических композиций.

 II. Сюжетные занятия.

Сюжетное занятие выстраивается в соответствии с содержанием русских и зарубежных сказок.

В сюжетном занятии преобладают имитационные движения – разнообразные, образно-игровые движения, жесты раскрывающие понятный детям образ, динамику его настроений или состояний (в природе, в настроениях человека и животных, в вымышленных игровых ситуациях)

 Цель занятия: развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать другим людям и животным – персонажем сказок. Развивать художественно-творческие способности по средством ритмической пластики.
Сюжетное занятие проводится по заданному сценарию сказки, или произведения.
Занятие состоит из основных трех частей.

Подготовительная часть: сюда входят разминка и общеразвивающие упражнения, в которых отражен сюжет занятия, т.е. «сказочная зарядка»
Основная часть: это кульминация – наивысшая точка развития сюжета. В основную часть входят музыкально-ритмические композиции, соответствующие сценарию.

Заключительная часть – развязка на достижение целей, которые были поставлены в начале занятия перед детьми.

Использовать  следующие сюжетные темы:

«На лесной опушке», «Новогодняя сказка», «Путешествие по сказкам», «Теремок», «Осень в гости к нам пришла», «Весенняя карусель».

III. Игровые занятия.

Игровое занятие по структуре напоминает сюжетное занятие.
Цель занятия: способствовать развитию у детей творческих и физических способностей. Содействовать развитию прыгучести, ловкости, координации движений, ориентирование в пространстве. Занятие состоит из трех частей: подготовительная, основная, заключительная.

В подготовительной части проводится разминка и общеразвивающие упражнения.  Характер упражнений соответствует теме предлагаемой педагогом по типу зарядки.

Основная часть занятия включает в себя подвижные игры, отражающие тему занятия.

В заключительной части используется музыкально-ритмические композиции, соответствующие данной теме занятия.

Можно использовать следующие темы игровых занятий:
«В гостях у трех поросят», «Путешествие в Морское царство», «Поход в зоопарк», «В гости к Чебурашке» и др.

IV.  Импровизация

Импровизация, проходит в конце учебного года. У детей развиты двигательные навыки, накоплен разнообразный музыкально– ритмический репертуар, что способствует творческому мышлению, воображению и фантазии. Занятия импровизации проходит в свободной импровизированной форме.
Цель занятия: повторить изученный материал по ритмическим танцам. Учить импровизировать под музыку. Способствовать развитию импровизации, творческих способностей детей.

2.2. Методы и приемы

Чтобы добиться развивающего эффекта обучения на занятиях использовать различные методынаглядный, словесный и практический.
         Наглядный метод может быть наглядно-слуховым (исполнение музыки) и наглядно-зрительным (показ иллюстрации, картинок, совместное исполнение движений, применение наглядных пособий).

         Зрительная наглядность имеет также большее значение, чтобы усилить впечатления детей от музыки, вызвать в их воображении зрительные образы , близкие музыке, или проиллюстрировать незнакомые явления или образы. Приемы применения зрительной наглядности (картин, рисунков, цветных карточек, игрушек) рассмотрю ниже.
        Словесный метод. С помощью интересной беседы детям прививается любовь к музыке, расширяются представления о некоторых явлениях действительности, обогащается их внутренний мир, чувства, формируются  нравственные качества, интересы.
         Практический метод в развитии музыкального восприятия также очень важен. Чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, сочетаю восприятие музыки с практическими действиями, помогающими ему как бы «пропустить музыку через себя», выразить во внешних проявлениях свои переживания.
         Использовать движения,  как приемы, активизирующие осознание детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, четкого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т.д.). Эти свойства музыки можно моделировать с помощью движений рук (что доступно уже детям младшего возраста), танцевальных и образных движений.
         Говоря о развитии музыкального восприятия с помощью движения, важно отметить, что речь идет не о выработке качественного выполнения движений, а о возможностях выразить переживания музыки с помощью освоенных детьми представлений и способов действий.
Методы музыкального воспитания тесно связаны между собой.

Показ с пояснением. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя. Все пояснения, описание игровых ситуаций должны быть немногословными и очень точными, емкими, яркими.

     Игровые приемы  делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность. Это использование игрушек, картин, иллюстраций, дидактических игр, игровой приём «Зеркало» «Эхо»)

Приём погружения в музыку воплощение в движениях музыки, с которой дети впервые знакомятся на занятии.

Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того с какой целью задан вопрос (беседа, вступительное слово, закрепление).

Оценка качества детского исполнении неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.

2.3. Особенности методики обучения детей музыкально-ритмическим  движениям

Весь процесс обучения детей музыкально-ритмическим  движениям делится на 3 этапа:

 

Основные принципы обучения.

Развитие восприятия музыки и выразительного движения планируется проводить  по строго обдуманному плану на основе общепедагогических принципов:
 Принцип воспитывающего обучения.

Мы воспитываем любовь к прекрасному в жизни и искусстве, обогащаем духовный мир ребёнка, развиваем внимание, воображение, мышление, речь.
 Принцип доступности.

Заключается в том, что содержание и объём знаний о музыке, методы и приёмы обучения и усвоение их детьми соответствует уровню возрастного и индивидуального развития ребенка.        

Принцип постепенности, последовательности и систематичности.
Постепенно переходим от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому. Соблюдение этого принципа облегчает детям усвоение знаний
и приобретения навыков, придаёт им уверенность в своих силах и способствует повышению интереса к занятиям.
Принцип наглядности.

 Сочетание слухового и зрительного восприятия. Основной приём - это
образец исполнения музыкального произведения. Наглядность в обучении повышает интерес детей к музыкальным занятиям, лёгкости и прочности усвоения музыкального материала.
 Принцип сознательности, концентричности.

 Умения считаются усвоенными сознательно, если они хорошо поняты детьми,  и они могут их передать словами. Своей деятельностью способствуют осознанности      восприятия музыкального произведения,        передачи музыкального образа через движение. В каждой возрастной группе темы изучаются на новом репертуаре с возвратом к знакомому, что способствует закреплению представлений о музыке, накоплению впечатлений.

 Принцип прочности.        
Закрепление знаний о музыке должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением. От сознательного
повторения знакомого материала зависит и прочность усвоения.

 Принцип адаптивности, гибкости.
Эти принципы облегчают планирование работы на ближнюю и дальнюю перспективы, помогают логике усложнения репертуара, отбирать и менять возрастные границы репертуара по своему усмотрению, позволяют применять разработанные конспекты вариативно, гибко, творчески.
Принцип интеграции.
Соединение в единое воспитательное пространство воспитателя,
музыкального руководителя инструктора по ФИЗО.

2.4. Основные направления  деятельности по развитию музыкальных движений.

Обучение танцам – является приоритетным направлением деятельности по развитию музыкальных движений. В проекте были выделены следующие направления:

 Музыкально-ритмические упражнения

В музыкально-ритмических упражнениях дети осваивают отдельные виды движений: всевозможные повороты, вращения, кружения, наклоны, покачивания, разновидности шага, бега, прыжков, подскоков. В данный раздел ритмики входят также  упражнения на разнообразные построения, движения по кругу, квадрату, диагонали, «змейками», цепочками, парами, тройками и т.д.

Перечисленные упражнения относятся к разряду общеразвивающих и связаны с физическим воспитанием ребенка, развитием его ловкости, координации, умения владеть своим телом и ориентироваться в пространстве.

В контексте занятий ритмикой эти упражнения получают новую смысловую окраску. Движения упражнений связываются с яркими музыкальными образами (скачущие галопом лошадки, прыгающие зайчики, крадущиеся кошечки и т.п.), расцвечиваются фантазией детей, будят их творческое воображение. В этих упражнениях ребенок творчески познает возможности своего тела, соотносит свои действия с действиями других, приобретает навыки общения, учиться ориентироваться в осваиваемом им мире – мире вещей, живых существ, людей и их взаимоотношений. Звучащая музыка помогает ему в этом, ритмически организуя деятельность, делает познаваемый ребенком мир ярким и эмоционально насыщенным.

Танцы, пляски и хороводы.

Танцы, пляски и хороводы – также весьма привлекательный для детей раздел занятий ритмикой. Основу программ музыкально-ритмического воспитания в ДОУ составляют несложные танцы разных народов, характерные танцы.

 Музыкальная форма, структура народного танца, как правило, ясная, четкая, доступная детскому восприятию. Часто музыкальная форма основывается на противопоставлении контрастных частей (быстро – медленно, тихо – громко и т.д.). Контраст звучания музыки  реализуется в танце через контрастную смену характера движений, что легко осваивается детьми.

В характерных танцах плясовые элементы соответствуют манере движений различных персонажей (снежинок, куколок, клоунов, пингвинов и т.п.). Сам же характерный танец часто связан с забавным сюжетом, где есть завязка, развитие, кульминация и развязка. Яркие образы и сюжеты характерных танцев помогают детям ориентироваться в музыкальной композиции.

Процесс разучивания и исполнения танцевальных движений – по сути, процесс освоения закономерностей музыкальной формы, действенное средство развития у детей музыкально-слуховых представлений. С помощью движений ребенок может «войти» в звуковой поток, ощутить, прочувствовать и телесно пережить движущие его закономерности:

-метрическую пульсацию;

-чередование, сопоставление или контраст фраз, разделов, частей;

-смысловые интонационно-ритмические акценты; кульминации и спады мелодических «волн» –  линий и т.д.

Движения помогают ребенку выявить эмоции, связанные с музыкальным образом, воплотить, реализовать заложенные в интонационной драматургии музыкального произведения пространственные, двигательные, тактильные, зрительные ассоциации.

Народные танцы можно рассматривать и как своеобразные тренинги-упражнения по развитию навыков общения у детей. В фольклорной традиции танец связан с определенным ритуалом, жизненным событием. Поэтому рисунок народного танца всегда наполнен глубоким смыслом, прочными нитями связан с жизнью, с культурой взаимоотношений людей. В фигурах народного танца запечатлена особая пластика, свойственная национальному характеру, а главное – запечатлены определенные модели поведения, способы выражения эмоций в рамках принятых в культуре народа норм.

Движения и фигуры в народных танцах, представленных в программах по ритмике для детей, очень простые, несложные для запоминания. В основе танцевальных сюжетов – образы дружелюбия, партнерской поддержки, одобрения  индивидуальных решений в рамках коллективного взаимодействия. В таких танцах часто есть игровые сюжеты, что, во-первых, облегчает их запоминание, а во-вторых, способствует выработке выразительных движений, соответствующих определенным эмоциональным состояниям.

Фигурами танцев в основном являются естественные жесты и движения, которые  в житейском обиходе выражают доброжелательное, открытое  отношение людей друг к другу, воспроизводят положительные, радостные эмоции. Освоенные в танце, эти движения могут стать для детей своеобразными моделями, эталонами этикета в естественном процессе общения. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и в целом нормализации социального микроклимата в детском коллективе.

 

Музыкальная игра

Музыкальная игра как раздел ритмики приобретает особое значение в развитии детей. В музыкальной игре дети могут проявить творчество, комбинируя известные движения: составить из них простейшие танцевально-игровые сюжеты и композиции, включить по своему усмотрению шумовые, речевые, изобразительные эффекты, мимические и пластические сценки.

 Разделы ритмики, связанные с музыкально-ритмическими упражнениями и танцами для детей довольно подробно и тщательно проработаны в методической литературе, снабжены в программах ДОУ апробированными методиками и музыкальным репертуаром, соотнесенным с возможностями детей каждого возрастного этапа.

В то же время технология организации на занятиях с детьми творческих музыкально-двигательных игр на сегодняшний день находится в стадии становления. Педагоги, работающие с детьми, испытывают потребность в методическом осмыслении, систематизации творческих идей и приемов, «разлитых» в практической педагогической деятельности. Подтверждением тому является всплеск интереса к проблемам творческого музицирования, к игровым технологиям в музыкально-педагогической практике современности.        

Помимо  основных разделов (упражнение, композиция, игра) на протяжении всего года ведется работа над импровизационной, творческой деятельностью ребенка.

        Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия для поиска характерных особенностей пластики персонажей, деталей их поведения. Выразительность исполнения образных движений, воссоздавая образ в целом. В основном это мир природы, окружающей нас, игрушки, добрые сказочные персонажи. Детям предлагаются этюды, небольшие по содержанию рассказы, яркие короткие музыкальные произведения для освоения образа, задания для импровизации танцевальных движений, игры с импровизациями.

  • Детям предлагается найти характерную пластику персонажа:

         беззаботная птичка

         кукла ожила

         важная утка

         радостный или грустный зайчик

  • Детям предлагается освоить композиционные перестроения (ориентировка в пространстве):

         движение друг за другом по кругу

         движение змейкой

         движение в двух колоннах

         переход из двух колонн в два круга

         движение врассыпную

         из общего круга в пары

Все эти задания сочетаются в разных формах работы: в свободных играх, при подготовке к праздникам и развлечениям, индивидуальной работе с ребенком, в театрализованной деятельности.

Однако необходимо учитывать не только возрастные особенности детей, но и их индивидуальные особенности, возможности, корректировать задачи в условиях работы дошкольного учреждения.

(Перспективное планирование по развитию ритмопластических навыков у детей среднего  дошкольного возраста отражено в приложении 2)

2.5. Работа с родителями

Одними усилиями музыкального руководителя на занятиях без поддержки воспитателей и родителей трудно добиться желаемого результата.

Цель работы с родителями: приобщение семьи к формированию положительных эмоций и чувств ребёнка, поддержание заинтересованности, инициативности родителей к жизни детского сада.

Музыкальное воспитание и развитие  ребёнка в семье зависит от условий, которые определяются врождёнными музыкальными задатками, образом жизни семьи её традициями, отношением к музыке, общей культурой.

2.6.Работа с педагогами

Одной из важнейших задач по работе с педагогами является
согласованность действий.

Цель: Совместное решение задач воспитания и развития детей посредством музыки и музыкальной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом,  в результате проектной деятельности, благодаря регулярным и дополнительным занятиям по развитию музыкально-ритмических движений у детей  возрастут показатели в развитии  двигательных качеств и умений, общеразвивающих движений, имитационных движений, ориентировки в пространстве, творческих способностей,  нравственно-коммуникативных качеств личности.  Для этого будут созданы соответствующие условия : дидактические игры, музыкальные уголки , инструменты с помощью которых можно работать с ритмами (деревянные палочки, «волшебные» кубики, бубны, колотушки, трещотки, ритмические таблицы), костюмы.                                                        

  Для достижения поставленных целей  деятельность по развитию музыкально-ритмических движений проводится индивидуально, по-подгруппам, фронтально,   а также в интеграции с использованием синтеза различных видов деятельности: музыкальная, художественно-речевая, изобразительная. Проводятся  игры-драматизации, организуется совместная деятельность детей и взрослых в  танцевальных ансамблях с участием родителей и педагогов, проведение совместных праздников  с детьми, родителями и сотрудниками ДОУ, выступления на сценах города, участие в городских танцевальных конкурсах.

При успешной реализации проектной деятельности по развитию музыкально-ритмических движений  у детей среднего возраста планируется:

       продолжить научный поиск по изучению и внедрению эффективных технологий по приобщению детей к музыкально-ритмическому воспитанию;

       внедрять авторскую программу А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика» более углубленно в старших и подготовительных группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.Авдеева Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни//Вопросы психологии, 1996. - №4 –

2.Буренина А.И.Ритмическая мозаика (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). - СПб.: ЛОИРО, 2000

3.Буренина А.И. Мир увлекательных занятий. - СПб., 1999

4..Васильева, Веракса, Комарова, Примерная основная  общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Мозаика-Синтез, 20115..Ветлугина Н.А. «Музыкальное воспитание в детском саду» - М., Просвещение, 1981;

5.Глазырина Е.Ю, Приёмы воплощения музыкального образа в детской пластике. Эстетическое воспитание: проблемы, поиски,решения-М,1994

6.Дьяченко о. М. «Выразительное движение» - Москва, Научный центр Венгера, 1996 г.

7. Зазульская О. «Кувшин эмоций»//Обруч. - 2005 - №6

8.Коренева Т.Ф., Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие.-М.: Владос, 2001

9.Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И «Воспитание ребёнка-дошкольника» М., ГИЦ:, Владос, 2003

10.Михайлова М.А. Танцы, игры, упражнения для красивого движения.Ярославль:Акдемия развития, 2000

11.Назайкинский Е.В. «Музыкальное восприятие, как музыкознание» - М., 1980;

12. Радынова О.П., Катинене А.И., Полавандишвили М.Л. «Музыкальное воспитание дошкольников», под.ред.О.П.Радыновой - М.,Просвещение: Владос, 1994;

13.Степанова Г.Эмоциональные состояние ребенка-дошкольника, их педагогическая оценка в условиях детского сада// Дошкольное воспитание - 1998 - №5 -с.39-54.

14.Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей» - М., Л., 1977;

15. «Музыкальный руководитель» N2, 2005.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Утренняя ритмика в стиле "флешмоб" в детском саду"

Проект по физической культуре, проведение утренней гимнастики под музыку в каждой возрастной группе....

Дополнительная оздоровительная программа художественно-эстетической направленности "Весёлая ритмика"

Дополнительная оздоровительная программа художественно-эстетической напрвленности "Весёлая ритмика"...

Консультация для родителей «Сидим дома. Весёлая ритмика для всей семьи»

Консультация для родителей «Сидим дома. Весёлая ритмика для всей семьи» Ритмика (от греч. rhythmos — порядок движения) – это практические занятия, в ходе которых музыкальные образы передаются при п...

Дополнительная образовательная программа спортивно-оздоровительной направленности «Весёлая ритмика»

Дополнительная образовательная программа спортивно-оздоровительной направленности   «Весёлая ритмика»...

консультация для родителей «Весёлая ритмика для всей семьи»

Ритмика (от греч. rhythmos — порядок движения) – это практические занятия, в ходе которых музыкальные образы передаются при помощи движений. В процессе выполнения специальных упражнений де...