Современные подходы к здоровьесбережению детей раннего возраста
материал по физкультуре (младшая группа)

Cизых Анна Викторовна

Задача сохранения и укрепления здоровья детей одна из приоритетных в системе дошкольного образования. Здоровье – это важное условие культурного развития человека. Поэтому привычку к здоровому образу жизни необходимо формировать с ранних лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные подходы к здоровьесбережению детей раннего возраста

Сизых А.В.

Борзенко И.Н.

Задача сохранения и укрепления здоровья детей одна из приоритетных в системе дошкольного образования. Здоровье – это важное условие культурного развития человека. Поэтому привычку к здоровому образу жизни необходимо формировать с ранних лет.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Работу по созданию здоровьесберегающего образовательного пространства для детей раннего возраста осуществляем в следующих направлениях: привитие культурно-гигиенических навыков; спортивное направление; взаимодействие с родителями.

Гигиеническая культура важна для человека, как умение разговаривать, писать, читать. В работе уделяем большое внимание развитию у детей основ личной гигиены. Устойчивую мотивацию в данном направлении формируем при выполнении режимных моментов, таких как умывание, использование личного полотенца, горшка, расчески, аккуратный прием пищи.

Двигательный режим обеспечиваем комплексным использованием всех форм двигательной деятельности: утренней гимнастики; физкультминуток; подвижных и спортивных игр; индивидуальной работы; самостоятельной двигательной деятельности детей на прогулке и в свободной игровой деятельности.

Организация условий для создания благоприятного здоровьесберегающего пространства, проявления двигательной активности маленьких непосед - одно из основных направлений в  нашей работе с детьми раннего возраста. Создание такой предметно-пространственной развивающей среды, которая даст возможность двигаться много и разнообразно: на полу, управляя игрушками, играть с мягкими модулями, упражняться в играх с атрибутами – стоя, сидя, лежа. Нами создано здоровьесберегающее пространство с традиционными и нетрадиционными компонентами, а также элементами «мягкой педагогики», авторской методики Е. Д. Файзуллаевой - это набор «Мнушки» что позволяет не только развивать движения детей и заинтересовать их этой деятельностью, но и создавать психологически комфортную среду.

Закаливающие мероприятия с использованием художественного слова «Кран откройся, нос умойся», «Водичка, водичка…». Умывание водой комнатной температуры, закаливающая процедура и массаж ладошек, пальчиков, хождение по «дорожкам здоровья», в результате у детей происходит закаливание и массаж стопы.

Динамические паузы – небольшие активные мини-упражнения, проводимые в течение дня, удовлетворяющие естественную потребность каждого ребенка в движении. Малышу раннего возраста жизненно необходимо бегать, прыгать, скакать, копировать окружающих, изображать птиц и зверей.

Упражнения с элементами дыхательной гимнастики – для укрепления физиологического дыхания у детей (шифоновые платочки, перышки, вертушки, султанчики, мыльные пузыри). Малыши с удовольствием «дуют на снежинку», «нюхают цветочек», «трубят как слоники»

Пальчиковая гимнастика - проводим в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Пальчиковая и дыхательная гимнастики непосредственно способствуют развитию активной и понимаемой речи у детей раннего возраста.

Зрительная гимнастика с использованием крупных и ярких предметов. Дети выполняют упражнения по словесным указаниям: посмотри на зайку, посмотри вверх, вниз и т. п. Гимнастика снимает напряжение; предупреждает утомление; тренирует глазные мышцы; укрепляет глазной аппарат.

Бодрящую гимнастику проводим с целью поднять настроение и мышечный тонус детей. Обязательным условием проведения гимнастики является игровая форма. Малыши с удовольствием выполняют и имитируют движения жучков, бабочек, зверей.

Большое место в двигательной активности детей играют различные подвижные игры, где полноценно реализуется высокая потребность ребенка в движении, развитие основных видов движений с помощью разнообразных физкультурных пособий. Используем пособие «Карусель». Это обруч с цветными лентами для ходьбы и бега по кругу.  Для общего укрепления мышц спины, рук используем пособие «Тихий тренажер». Это наклеенные на стене силуэты ладошек, стоп и разноцветных полосок. Играем в такие игры как «Достань зайку», «Допрыгни», «Пройдись по стеночке».

Игры-релаксации – самый доступный вид мышечной релаксации в игровой форме для детей. Расслабление вызывается путем подобранных нами игровых приемов (минуты тишины, звуки природы, шум воды, голоса птиц) и пособий:

  • «Игрушки - Мнушки» из воздушных шариков, наполненные крахмалом и крупами. Ребенок пытается нащупать содержимое – стимулирует развитие воображения, крупной и мелкой моторики.
  • «Пальчиковый фитнес» – набор сенсорных мини-тренажеров-массажеров (вязаные шарики разных цветов и размеров; палочки-моталочки; тактильные варежки; разноцветные мешочки с разнообразным наполнителем, сенсорные доски, сенсорные ежики)

Игровой самомассаж - уникальная тактильная гимнастика, которая помогает ребенку снять общую усталость, расслабляет мышцы и снимает нервно - эмоциональное напряжение. В своей практике используем массажные мячики-ежики.

Проблемно - игровые ситуации: «Кукла Катя на прогулке», «Зайка заболел», «Полечим мишку», «Зайчишка - шалунишка». Играя, дети знакомятся с моделями безопасного поведения, учатся заботиться о своем здоровье, «Что нужно делать, чтобы не болеть». Мягкий модульный комплекс используем для развития двигательных навыков детей, проведения физкультурных занятий.

Таким образом, каждая из представленных нами технологий имеет оздоровительную направленность, а комплекс здоровьесберегающей деятельности формирует у ребенка привычку к здоровому образу жизни. Здоровый ребёнок будет успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении.

Список литературы:

1. Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства// Дошкольное воспитание. -2004.-N1.-С. 114-117.

2. Лыкова, И.А. Адаптация к детскому саду ребенка раннего возраста: учебно-метод. пособие для реализации комплексной образовательной программы "Теремок" / И.А. Лыкова, Е. Д. Файзуллаева. – М.: Издательский дом "Цветной мир", 2018. – 96 с.

3. Терновская С. А., Теплякова Л. А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. -2005.-N4.-С. 61-65.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в сборнике «Делюсь опытом» " Инновационные подходы к здоровьесбережению детей дошкольного возраста с ОВЗ"

Статья в сборнике «Делюсь опытом»  " Инновационные подходы к здоровьесбережению детей дошкольного возраста с ОВЗ"...

Мастер – класс по теме: «Современные подходы к образованию детей раннего и дошкольного возраста»

Мастер класс по художественной литературе во 2 младшей группе. Из опыта работы...

Современные тенденции и подходы к воспитанию детей раннего возраста с ОВЗ.

Сохранение психического здоровья детей раннего возраста является важной проблемой образовательной практики. По данным психологических исследований неблагоприятные факторы (социальные и биологические) ...