Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста - из опыта работы Л.Н. Барковой
учебно-методический материал по физкультуре

Баркова Людмила Николаевна

«Развитие физических качеств у детей

дошкольного возраста в активных видах деятельности»

 

Подготовил: инструктор по физической культуре Л.Н. Баркова, МДОУ «Детский сад № 10 КВ», г.Богородицк, Тульской области

Современное общество интересуют вопросы здоровья детей дошкольного возраста. Физическое воспитание в образовательных дошкольных организациях как раз предусматривает охрану и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие и направлено на своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений, развитие таких физических качеств, как ловкость, быстрота, гибкость, выносливость, равновесие и сила. Все это способствует полноценному и гармоничному развитию детей.

В настоящее время состояние здоровья детей начало резко ухудшаться, что приводит к их частым заболеваниям. Современный ребенок предпочитает вместо активных, подвижных игр, пассивные игры в планшете, просмотр телевидения, из-за чего могут возникнуть проблемы со стороны т.д.

Исходя из этого, развитие и совершенствование физических качеств детей дошкольного возраста становится актуальным. Также актуальность вопроса о развитие физических качеств детей поднимается государственным федеральным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) в образовательной области «физическое развитие». В нем указано, что одно из направлений этой образовательной области и является развитие физических качеств детей дошкольного

Поэтому основной целью своей работы я выбрала создание педагогических условий для развития физических качеств у детей дошкольного возраста. Для себя я наметила небольшой план работы. В него вошло несколько основных пунктов:

- разработать и реализовать комплекс мероприятий на развитие физических качеств детей;

- осуществить мое (инструктора по физической культуре) взаимодействие с семьями воспитанников по развитию физических качеств детей в домашних условиях;

- осуществлять совместно со старшим воспитателем повышение компетентности педагогов по вопросу развития физических качеств детей.

Перед собой я поставила задачи:

  1. Провести анализ методической литературы по моей выбранной теме;
  2. Более подробно изучить как можно улучшить физические качества, формируемые у детей;
  3.  Разработать план мероприятий для развитие физических качеств детей дошкольного возраста;
  4.  Составить методические рекомендации для родителей и педагогов по развитию физических качеств детей разного дошкольного возраста.

 

В дошкольном возрасте нервная система и весь организм ребенка в целом обладают чрезвычайной пластичностью, податливостью к внешним воздействиям. Поэтому, передо мной стояла задача подобрать рациональную дозировку объема и интенсивности нагрузки, регулярное чередование ее с отдыхом, определить оптимальность динамики организма ребенка, обеспечить своевременность восстановительных процессов для повышения работоспособности. Нагрузка, с одной стороны, выражается в величине воздействия физической активности на организм и интенсивности, что повышает функциональные процессы организма; с другой – в воздействии на динамику психических функций, проявляющихся в умственной деятельности ребенка, концентрации внимания и восприятия во время объяснения и демонстрации движений, осмысливании заданий точности ответной реакции.

В настоящее время одним из приоритетных направлений, стоящих в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста, является не только сохранение здоровья, но и обеспечение оптимального развития основных физических качеств. Развитие физических качеств – одна из важных сторон физического воспитания дошкольников, которая представляет собой разные стороны целостного процесса всестороннего физического развития ребенка, а также является залогом укрепления здоровья на всем протяжении жизни человека. Известно, что фундамент физической подготовленности закладывается в дошкольном возрасте, являющимся одним из наиболее ответственных периодов в жизни человека.

Вместе с тем проблема развития физических качеств остается наиболее противоречивой и наименее разработанной в теории и методике физического воспитания детей дошкольного возраста. Поэтому в своей работе я хочу обратить внимание коллег на необходимость и особую значимость развития физических качеств для последующих учебной и трудовой деятельностей ребенка.

Я считаю, что следует развивать те физические качества, которые являются отстающими у большинства детей в дошкольном возрасте, для этого необходимо ориентироваться в детстве только на ведущие двигательные качества.

Поэтому одной из основных задач физического воспитания детей дошкольного возраста и является развитие физических качеств. Это аргументировано в первую очередь тем, что качество выполнения физических упражнений и основных движений будет зависеть от того, насколько хорошо развиты физические навыки ребенка (бег, ловкость и т.д.). А физические качества у детей проявляются как раз через двигательные навыки и умения, а они, в свою очередь, обусловлены достаточным уровнем их развития. Эти две стороны двигательной функции тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Для выполнения ряда движений детям дошкольного возраста необходим определенный уровень развития быстроты, ловкости, силы, выносливости. Без этого движениям детей, несмотря на их разнообразие, не хватает экономичности, целесообразности, они не могут проявить полностью имеющийся резерв возможностей организма.

Уровень физической подготовленности во многом отражает возможности функциональных систем организма ребенка. Лучшие показатели физических качеств (например, быстроты) отмечаются только при хорошем функциональном состоянии организма, при благоприятном эмоциональном фоне. В свою очередь при накоплении в организме усталости или при отрицательных эмоциях заметно снижаются частота движений и их скорость, двигательная реакция замедляется, увеличивается число неточных движений, особенно сложно координированных.

Таким образом, для того, чтобы развить у детей дошкольного возраста физические качества, необходимо учитывать их возрастные особенности, а также формы и методы по работе с физическими качествами. Только планомерная, последовательная работа, повторения упражнений, основных видов движений может способствовать эффективному физическому развитию в целом.

Так как ведущая деятельность у детей дошкольного возраста является игровая деятельность, формирование у дошкольников интереса к учебным задачам различной степени трудности могут способствовать подвижные игры, игровые ситуации, различные спортивные эстафеты, соревнования, в которых включается разучиваемое упражнение или движение.

В качестве организационно-педагогических условий мной были выделены:

  • использование комплекса мероприятий на развитие физических качеств у детей;
  • осуществление взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников по развитию физических качеств;
  • повышение квалификации педагогов по вопросу развития физических качеств детей.

Моя комплексная система работы содержит:

  • перспективное планирование работы по физическому развитию, систему практических занятий с воспитанниками, включающих силовые разминки, цикл дыхательных упражнений, цикл игр-упражнений на развитие физических качеств, цикл игр-упражнений на развитие гибкости, методику проведения оздоровительного бега, цикл подвижных игр на развитие физических качеств, спортивные эстафеты и соревнования и др.;
  • включение оздоровительных технологий осуществляется через использование технологий, ориентированных на формирование общекультурных компетенций.

Комплексную систему я разрабатывала с учетом ведущей деятельности дошкольника, индивидуальных особенностей их развития, особых образовательных потребностей детей.

Вторым организационно-педагогическим условием является осуществление взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников по развитию физических качеств детей. Во ФГОС ДО указано, что родители являются непосредственными участниками воспитательного процесса, следовательно, между ДОО и родителями должно обязательно быть взаимодействие.

Решить вопросы всестороннего физического развития детей, вырастить их здоровыми можно только совместными усилиями родителей и работников ДОО. Поэтому координация моей воспитательно-образовательной работы, проводимой в семье и детском саду – одна из важнейших задач. Для этого я внедряю новые формы и методы работы с семьей; устанавливаю единые требования к процессу физического воспитания в семье; усиливаю связь между повседневной воспитательно-образовательной работой с детьми в ДОО и воспитанием ребенка в семье, прежде всего путем различных поручений, заданий родителям; использую личный пример взрослых членов семьи в физическом воспитании дошкольников; изучаю положительный опыт семейного воспитания и пропагандирую его среди родителей.

Для определения уровня компетентности родителей по вопросу развития физических качеств у детей дошкольного возраста, я провела тестирование. Анализ тестирования показал, что лишь 25% имеет высокий уровень компетентности в этом вопросе, 75% родителей не знают, как в домашних условиях и вообще повысить физические качества своего ребенка.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для развития физических качеств у детей дошкольного возраста необходимо с родителями проводить консультации, мастер-классы, семинары практикумы и другие мероприятия для повышения уровня их знаний по данному вопросу.

Третьим организационно-педагогическим условием является повышение квалификации педагогов по вопросу развития физических качеств детей. Воспитатели знают, что здоровье детей является одной из наиболее важных и весомых задач ДОУ, что долголетие напрямую зависит от того, насколько правильно и ответственно мы будем относиться к здоровью не только собственного организма, но и начиная с раннего возраста к здоровью наших воспитанников. При этом упущенное в детстве довольно затруднительно восстановить в будущем, вследствие чего, первостепенным направлением всей работы ДОУ является развитие у детей с самого раннего возраста желания вести здоровый образ жизни. Поэтому одним из основных своих направлений работы я так же выбрала повышение квалификации педагогов нашего ДОУ по вопросу развития физических качеств детей.

Планирование работы включает проведение консультаций, мастер-классов, семинаров-практикумов, выступлений по данной теме на педагогических советах, проведение тестирования с педагогами и др..

Таким образом, создание педагогических условий, работа с педагогами и родителями воспитанников, направленная на повышение знаний в вопросах развития физических качеств детей являются эффективными условиями для решения данного актуального вопроса.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие физических качеств у детей

дошкольного возраста в активных видах деятельности»

Подготовил: инструктор по физической культуре Л.Н. Баркова, МДОУ «Детский сад № 10 КВ», г.Богородицк, Тульской области

Современное общество интересуют вопросы здоровья детей дошкольного возраста. Физическое воспитание в образовательных дошкольных организациях как раз предусматривает охрану и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие и направлено на своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений, развитие таких физических качеств, как ловкость, быстрота, гибкость, выносливость, равновесие и сила. Все это способствует полноценному и гармоничному развитию детей.

В настоящее время состояние здоровья детей начало резко ухудшаться, что приводит к их частым заболеваниям. Современный ребенок предпочитает вместо активных, подвижных игр, пассивные игры в планшете, просмотр телевидения, из-за чего могут возникнуть проблемы со стороны т.д.

Исходя из этого, развитие и совершенствование физических качеств детей дошкольного возраста становится актуальным. Также актуальность вопроса о развитие физических качеств детей поднимается государственным федеральным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) в образовательной области «физическое развитие». В нем указано, что одно из направлений этой образовательной области и является развитие физических качеств детей дошкольного

Поэтому основной целью своей работы я выбрала создание педагогических условий для развития физических качеств у детей дошкольного возраста. Для себя я наметила небольшой план работы. В него вошло несколько основных пунктов:

 разработать и реализовать комплекс мероприятий на развитие физических качеств детей;

 осуществить мое (инструктора по физической культуре) взаимодействие с семьями воспитанников по развитию физических качеств детей в домашних условиях;

 осуществлять совместно со старшим воспитателем повышение компетентности педагогов по вопросу развития физических качеств детей.

Перед собой я поставила задачи:

  1. Провести анализ методической литературы по моей выбранной теме;
  2. Более подробно изучить как можно улучшить физические качества, формируемые у детей;
  3.  Разработать план мероприятий для развитие физических качеств детей дошкольного возраста;
  4.  Составить методические рекомендации для родителей и педагогов по развитию физических качеств детей разного дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте нервная система и весь организм ребенка в целом обладают чрезвычайной пластичностью, податливостью к внешним воздействиям. Поэтому, передо мной стояла задача подобрать рациональную дозировку объема и интенсивности нагрузки, регулярное чередование ее с отдыхом, определить оптимальность динамики организма ребенка, обеспечить своевременность восстановительных процессов для повышения работоспособности. Нагрузка, с одной стороны, выражается в величине воздействия физической активности на организм и интенсивности, что повышает функциональные процессы организма; с другой – в воздействии на динамику психических функций, проявляющихся в умственной деятельности ребенка, концентрации внимания и восприятия во время объяснения и демонстрации движений, осмысливании заданий точности ответной реакции.

В настоящее время одним из приоритетных направлений, стоящих в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста, является не только сохранение здоровья, но и обеспечение оптимального развития основных физических качеств. Развитие физических качеств – одна из важных сторон физического воспитания дошкольников, которая представляет собой разные стороны целостного процесса всестороннего физического развития ребенка, а также является залогом укрепления здоровья на всем протяжении жизни человека. Известно, что фундамент физической подготовленности закладывается в дошкольном возрасте, являющимся одним из наиболее ответственных периодов в жизни человека.

Вместе с тем проблема развития физических качеств остается наиболее противоречивой и наименее разработанной в теории и методике физического воспитания детей дошкольного возраста. Поэтому в своей работе я хочу обратить внимание коллег на необходимость и особую значимость развития физических качеств для последующих учебной и трудовой деятельностей ребенка.

Я считаю, что следует развивать те физические качества, которые являются отстающими у большинства детей в дошкольном возрасте, для этого необходимо ориентироваться в детстве только на ведущие двигательные качества.

Поэтому одной из основных задач физического воспитания детей дошкольного возраста и является развитие физических качеств. Это аргументировано в первую очередь тем, что качество выполнения физических упражнений и основных движений будет зависеть от того, насколько хорошо развиты физические навыки ребенка (бег, ловкость и т.д.). А физические качества у детей проявляются как раз через двигательные навыки и умения, а они, в свою очередь, обусловлены достаточным уровнем их развития. Эти две стороны двигательной функции тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Для выполнения ряда движений детям дошкольного возраста необходим определенный уровень развития быстроты, ловкости, силы, выносливости. Без этого движениям детей, несмотря на их разнообразие, не хватает экономичности, целесообразности, они не могут проявить полностью имеющийся резерв возможностей организма.

Уровень физической подготовленности во многом отражает возможности функциональных систем организма ребенка. Лучшие показатели физических качеств (например, быстроты) отмечаются только при хорошем функциональном состоянии организма, при благоприятном эмоциональном фоне. В свою очередь при накоплении в организме усталости или при отрицательных эмоциях заметно снижаются частота движений и их скорость, двигательная реакция замедляется, увеличивается число неточных движений, особенно сложно координированных.

Таким образом, для того, чтобы развить у детей дошкольного возраста физические качества, необходимо учитывать их возрастные особенности, а также формы и методы по работе с физическими качествами. Только планомерная, последовательная работа, повторения упражнений, основных видов движений может способствовать эффективному физическому развитию в целом.

Так как ведущая деятельность у детей дошкольного возраста является игровая деятельность, формирование у дошкольников интереса к учебным задачам различной степени трудности могут способствовать подвижные игры, игровые ситуации, различные спортивные эстафеты, соревнования, в которых включается разучиваемое упражнение или движение.

В качестве организационно-педагогических условий мной были выделены:

  • использование комплекса мероприятий на развитие физических качеств у детей;
  • осуществление взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников по развитию физических качеств;
  • повышение квалификации педагогов по вопросу развития физических качеств детей.

Моя комплексная система работы содержит:

  • перспективное планирование работы по физическому развитию, систему практических занятий с воспитанниками, включающих силовые разминки, цикл дыхательных упражнений, цикл игр-упражнений на развитие физических качеств, цикл игр-упражнений на развитие гибкости, методику проведения оздоровительного бега, цикл подвижных игр на развитие физических качеств, спортивные эстафеты и соревнования и др.;
  • включение оздоровительных технологий осуществляется через использование технологий, ориентированных на формирование общекультурных компетенций.

Комплексную систему я разрабатывала с учетом ведущей деятельности дошкольника, индивидуальных особенностей их развития, особых образовательных потребностей детей.

Вторым организационно-педагогическим условием является осуществление взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников по развитию физических качеств детей. Во ФГОС ДО указано, что родители являются непосредственными участниками воспитательного процесса, следовательно, между ДОО и родителями должно обязательно быть взаимодействие.

Решить вопросы всестороннего физического развития детей, вырастить их здоровыми можно только совместными усилиями родителей и работников ДОО. Поэтому координация моей воспитательно-образовательной работы, проводимой в семье и детском саду – одна из важнейших задач. Для этого я внедряю новые формы и методы работы с семьей; устанавливаю единые требования к процессу физического воспитания в семье; усиливаю связь между повседневной воспитательно-образовательной работой с детьми в ДОО и воспитанием ребенка в семье, прежде всего путем различных поручений, заданий родителям; использую личный пример взрослых членов семьи в физическом воспитании дошкольников; изучаю положительный опыт семейного воспитания и пропагандирую его среди родителей.

Для определения уровня компетентности родителей по вопросу развития физических качеств у детей дошкольного возраста, я провела тестирование. Анализ тестирования показал, что лишь 25% имеет высокий уровень компетентности в этом вопросе, 75% родителей не знают, как в домашних условиях и вообще повысить физические качества своего ребенка.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для развития физических качеств у детей дошкольного возраста необходимо с родителями проводить консультации, мастер-классы, семинары практикумы и другие мероприятия для повышения уровня их знаний по данному вопросу.

Третьим организационно-педагогическим условием является повышение квалификации педагогов по вопросу развития физических качеств детей. Воспитатели знают, что здоровье детей является одной из наиболее важных и весомых задач ДОУ, что долголетие напрямую зависит от того, насколько правильно и ответственно мы будем относиться к здоровью не только собственного организма, но и начиная с раннего возраста к здоровью наших воспитанников. При этом упущенное в детстве довольно затруднительно восстановить в будущем, вследствие чего, первостепенным направлением всей работы ДОУ является развитие у детей с самого раннего возраста желания вести здоровый образ жизни. Поэтому одним из основных своих направлений работы я так же выбрала повышение квалификации педагогов нашего ДОУ по вопросу развития физических качеств детей.

Планирование работы включает проведение консультаций, мастер-классов, семинаров-практикумов, выступлений по данной теме на педагогических советах, проведение тестирования с педагогами и др..

Таким образом, создание педагогических условий, работа с педагогами и родителями воспитанников, направленная на повышение знаний в вопросах развития физических качеств детей являются эффективными условиями для решения данного актуального вопроса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы в ДОО по формированию и развитию физических качеств у детей дошкольного возраста

Краткое описание где  и как можно развивать физические качества в ДОУ....

Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г.С. «Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста».

Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г.С. на тему:                «Подвижная игра ка...

Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г. С. на тему: «Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста».

Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому выбранную мною тему «Подв...

Отчет по индивидуальной программе профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г.С. с.Кунашак 2018г "Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста".

Цель самообразования.Повысить эффективность реализации задач по физическому воспитанию дошкольников в условиях внедрения ФГОС на основе использования подвижных  игр...

«Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста через подвижные игры и физические упражнения»

Физические качества ребёнка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, равновесие и глазомер.Физические качества - это сложный комплекс морфофункциональных, б...

Презентация системы работы по теме: "Игровые технологии, направленные на развитие физических качеств у детей дошкольного возраста"

Презентация системы работы по теме: "Игровые технологии, направленные на развитие физических качеств у детей дошкольного возраста"...

Индивидуальный план профессионального развития инструктора по физической культуре Неустроевой Анастасии Владимировны на 2019 -2024 учебные года Тема: «Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих технологий»

Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста приобрело особую значимость в связи с модернизацией образования в нашей стране, что в свою очередь оказало влияние на социальный зак...