Методические рекомендации для воспитателей детских садов «НЕСТАНДАРТНОЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ СВОИМИ РУКАМИ»
консультация по физкультуре
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для воспитателей детских садов
«НЕСТАНДАРТНОЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ СВОИМИ РУКАМИ»
Подготовила:Е.С.Кудрявцева
Цель рекомендаций заключается в том, чтобы повысить у детей интерес к физкультурным занятиям, сформировать потребность к самостоятельным действиям, а также привлечь внимание родителей к проблеме сохранения здоровья детей.
Ни для кого не секрет, что здоровье ребенка стоит на первом месте. Наиболее эффективным и доступным средством увеличения потенциала здоровья является физическая культура и, прежде всего, двигательная активность.
Как сделать так, чтобы мир движений стал, действительно привлекательным, интересным для детей и родителей? В решении этой проблемы, в нашей детском саду «Колобок» мы используем нестандартное оборудование, изготовленное родителями, детьми и воспитателями своими руками, которое позволяет быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки и способствует повышению интереса к физкультурным занятиям, делают более разнообразными движения детей, развивают творчество и фантазию.
Занятия с нестандартным оборудованием могут носить как развлекательный характер, так и тренировочный характер; их можно организовывать в форме игровых, сюжетных, тематических, учебно-тренировочных занятий. Новизна заключается в необычной форме и красочности нестандартного оборудования, которые привлекают внимание детей и повышают их интерес к выполнению основных движений и упражнений и способствуют высокому эмоциональному тонусу во время занятий.
Изготовленное нестандартное оборудование малогабаритное и достаточно универсальное, легко обрабатывается. Оно легко трансформируется при минимальных затратах времени и его можно использовать как в условиях помещений, так и на улице.
Нестандартное оборудование – это дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому, оно, никогда не бывает лишним и скучным. Для педагогов и родителей, я предлагаю пример нестандартного физкультурного оборудования, которые легко можно изготовить своими руками.
Использование нестандартного оборудования, пособий оказывает разностороннее воздействие на организм ребенка: дает возможность регулировать физическую нагрузку, повышает работоспособность, укрепляет здоровье, позволяет разнообразить характер движений, связанный с перемещением в пространстве, при этом осуществляется частая смена напряжений и расслаблений мышц. С нестандартными пособиями приемлемы упражнения корригирующей гимнастики: массажные дорожки – раздражители способствуют профилактике плоскостопия, сохранению и формированию правильной осанки.
«КОСИЧКИ»
Применение: ОРУ, ОВД, прыжки, подвижные игры.
Развивает: быстроту реакции, силу, ловкость, координацию движений, равновесие, вестибулярный аппарат.
Способ изготовления: из переплетенных между собой веревочек в виде косички, на концах которых сделаныпетельки из капроновой ленточки, или просто завязан узел.
Обращение к воспитателю
В настоящее время замечено значительное сокращение двигательной деятельности детей – дети малоподвижны, не желают принимать участие в играх и упражнениях. Гиподинамия в детском возрасте приводит к:
-снижению уровня здоровья, к ослаблению иммуно - защитных сил организма;
-увеличивается статическая нагрузка на определённые группы мышц;
- снижается сила и работоспособность мускулатуры;
- нарушаются функции организма.
Поэтому, для полноценного развития ребёнка необходимо, вызывать интерес к двигательной деятельности. Детям всегда интересны необычные, нестандартные занятия. Одним из приёмов создания интереса –внесение нового нестандартного инвентаря.
Разнообразные футляры, пластиковые бутылочки, баночки из-под йогуртов, всевозможные упаковки, бобины из-под скотча и т. п. можно превратить в забавные и интересные пособия для выполнения различных физических упражнений.
Нестандартное физкультурное оборудование – это оборудование, сделанное своими руками из списанного инвентаря, подручных средств и материалов.
Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в физические занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения, варьировать задания. Нестандартное оборудование объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску.
Данное пособие позволит воспитателям изготовить и разнообразно применить нестандартное оборудование в физкультурно-оздоровительной работе.
Нестандартное оборудование должно быть универсальным и многофункциональным, его довольно сложно классифицировать. Поэтому, для эффективного его применения в работе воспитателя в пособии представлена таблица, в которой указано какое оборудование в каких мероприятиях можно использовать. Выбор данного оборудования регламентирован следующими требованиями:
- Выбор родителей и детей.
- Простота изготовления.
- Эстетическая привлекательность.
- Компактность и лёгкость в транспортировке.
- Универсальность и многофункциональность.
- Доступность в использовании.
В пособии представлено описание изготовления пособий для, разнообразных физических упражнений. Также присутствуют конспекты физкультурных мероприятий с применением нестандартного оборудования. Предложены формы работы с семьей.
Упражнения с косичкой
(длина 50 см)
1. Ходьба и бег в колонне по одному; ходьба и бег врассыпную.
2. И. п. – основная стойка, косичка внизу в двух руках. 1 – косичку на грудь; 2 – косичку вверх; 3 – косичку на грудь; 4 – исходное положение (5–6 раз).
3. И. п. – основная стойка, косичка внизу в двух руках. 1 – присесть, косичку вперед; 2 – исходное положение (4–5 раз).
4. И. п. – стойка ноги врозь, косичка внизу в обеих руках. 1 – косичку вверх; 2 – наклон вправо (влево); 3 – выпрямиться; 4 – вернуться в исходное положение (5–6 раз).
5. И. п. – сидя ноги врозь, косичка на груди. 1–2 – наклон вперед, коснуться носков ног; 3–4 – вернуться в исходное положение (5–6 раз).
6. И. п. – стоя боком к косичке, руки на поясе, косичка на полу. Прыжки через косичку справа и слева, продвигаясь вперед. Поворот кругом и снова прыжки вдоль косички на двух ногах.
7. Игра малой подвижности по выбору детей.
Основные движения со спортивными косичками
1. Перешагивание через косичку
2. Ползание на коленях между косичками
3. Ползание на коленях между косичками, застегнутыми на пуговицу
4. Прыжки через косичку
Игра «Быстро возьми»
(с использованием гимнастических косичек).
Косички разложены по кругу, но их на две меньше количества играющих. Дети
становятся по кругу. Педагог даёт задание: бег, подскоки, прыжки на одной
ноге и т.д.. педагог говорит: «Быстро возьми!» Каждый из играющих должен
взять одну косичку, тот кто остался без предмета считается проигравшим.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ С «КОСИЧКОЙ»
Комплекс зарядки для детейразновозрастной группы
1. «Косичку вверх». (шнур длиной 50см)
И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, косичку держать обеими руками за спиной внизу.
Выполнение: 1. поднять косичку назад-вверх, голову не опускать, руки прямо, движение от плеча.
2. вернуться в исходное положение.
Повторить: 4–5 раз.
2. «Наклоны в стороны».
И.п.: стоя, ноги шире плеч, руки с косичкой опущены.
Выполнение: 1. поднять прямые руки с косичкой вверх.
2. наклон в левую сторону, руки держать над головой, локти не сгибать.
3. выпрямиться, руки с косичкой вверху.
4. вернуться в исходное положение
Повторить: по 4 раза в каждую сторону.
3. «Треугольник».
И.п.: лежа на спине, косичка в опущенных руках (на бедрах).
Выполнение: 1. одновременно поднять прямые руки и ноги, дотронуться носками до косички (сделать «треугольник»), плечи от пола не отрывать.
2. вернуться в исходное положение.
Повторить: 4–5 раз.
4. «Переложи косичку».
И.п.: основная стойка, косичка в правой руке, руки в стороны.
Выполнение: 1. соединить руки впереди, переложить косичку в левую руку.
2. руки в стороны.
3. соединить руки впереди, переложить косичку в левую руку.
4. вернуться в исходное положение
Повторить: по 4 раза в каждую сторону.
5. «Переложи косичку».
И.п.: ноги шире плеч, косичка в обеих руках, внизу.
Выполнение: 1. наклон, положить косичку как можно дальше перед собой, колени не сгибать.
2. выпрямиться, руки опущены.
3. наклон вперед, поднять косичку.
4. вернуться в исходное положение
Повторить: по 4 раза в каждую сторону.
6. «Прыжки через косичку».
И.п.: основная стойка боком к косичке, косичка лежит на полу.
Выполнение: прыжки двумя ногами боком через косичку, немного продвигаясь вперед.
Повторить: по 8-10 раз.
7. «Ходьба на месте». Восстанавливаем дыхание.
ОРУ С КОСИЧКОЙ :
Игра Ловишки
Цель: учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу быстро. Развивать ориентировку в пространстве, умение менять направление.
Ход игры:
1 вариант
Дети строятся в круг, у каждого имеется косичка, заправленная сзади за пояс. В центре круга стоит Ловишка. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три – лови!» дети разбегаются по площадке. Ловишка старается вытянуть косичку. По сигналу: «Раз, два, три в круг скорей беги – все дети строятся в круг». После подсчета пойманных, игра повторяется.
2 вариант
Чертится круг в центре стоит Ловишка. По сигналу «Раз, два, три лови» дети перебегают круг, а Ловишка пытается схватить косичку.
Физкульт минутка с косичками
1.Мы косички в руки взяли и по залу за шагали.
1.2.;1.2.1;.2 и по залу зашагали. (косички держим в правой руке)
2. А теперь остановились и с косичкой покружились.
Покружились1.2.3,покружились 1.2.3.
(держим косичу обеими рука, вытянув руки вперёд)
3. Мы тихонечко присели, на косичку поглядели
Раз присели, два присели, как косички хороши.
(перекладываем косичку, то вправую руку, то влевую руку)
4. А теперь на ножки встали и косичку покачали,
Покачали 1.2.3.,покачали 1.2.3..
(круговые вращения рукой ,держащей косичку: сначала правой,затем левой)
5. Мы её за спинку спрячем и как зайчики поскачем
Выше ножки поднимай, где косичка угадай?
( обе руки спрятать за спину «имитация хвоста»,
после вопроса показать и сказать (вот она))
6. Мы в кружочек побежали, все косички мы собрали
И на место убежали…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нестандартное физкультурное оборудование своими руками "Весёлые пенёчки"
Изготовление этого физкультурного оборудования не требует много времени и материальных затрат. Вам необходимо взять ведёрки из-под майонеза разного размера, самоклеющуюся бумагу, ножницы."Пенёчк...
Консультация для родителей: «Нестандартное физкультурное оборудование своими руками»
Цель данных методических рекомендаций заключается в том, чтобы повысить у детей интерес к физкультурным занятиям,сформировать потребность к самостоятельным действиям, а также привлечь внимание родител...
Методические рекомендации для воспитателей детских садов «НЕСТАНДАРТНОЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ СВОИМИ РУКАМИ»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 «Светлячок» муниципального образования Тимашевский район Методические рекомендации для во...
«Нестандартное физкультурное оборудование своими руками дома»
Наш детский сад работает над темой «Использование нестандартного физкультурного оборудования в совместной деятельности с детьми»...
Проект "Нестандартное физкультурное оборудование своими руками"
Наш практически пустой контейнер для физкультурного оборудования натолкнул нас с родителями на мысль изготовить нестандартное физкультурное оборудование своими руками. В другом детском саду я, как род...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «НЕСТАНДАРТНОЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ СВОИМИ РУКАМИ»
Нестандартное оборудование – это дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому, оно, никогда не бывает лишним и скучным. Для педагогов и родителей предлагается несколь...
Консультация для родителей " Нестандартное физкультурное оборудование своими руками".
Нестандартное оборудование - это дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы....