Методика подбора и применения упражнений детям с ОВЗ
учебно-методический материал по физкультуре

wink

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_podbora_i_primeneniya_uprazhneniy_detyam_s_ovz.pptx108.29 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Методика подбора и применения упражнений детям с ОВЗ» Подготовила: Инструктор по физической культуре Шиколина А.С. ГБОУ Школа №1420 Москва 2023/24

Слайд 2

ВВЕДЕНИЕ. Сегодня ни у кого не вызывает сомнений значимость роли, которую играет образование в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту – дети с ОВЗ). Организация получения образования обучающимися с ОВЗ предусмотрена в Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Глава 11, статья 79) [1]. Дети с ограниченными возможностями могут реализовать себя при обеспечении своевременного, целесообразно организованного обучения и развития вместе со здоровыми детьми, так и в специально созданных условиях, согласно их потребностей.

Слайд 3

Понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, обладающие ограничением жизнедеятельности, являющиеся наследственными, врожденными, приобретенными болезнями, или результатом травм, засвидетельствованными в определенном порядке. Определение «дети с ограниченными возможностями здоровья» захватывает граждан, деятельность которых определяется ограничениями, либо отсутствием дееспособности реализовывать свою деятельность.

Слайд 4

у детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата, главным нарушением являются двигательные расстройства, из-за органического поражения двигательных центров коры головного мозга. Двигательные расстройства определяются ограничениями темпа движений, их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве; у детей с тяжелыми нарушениями речи, проявляются нарушения в отставании речи. К таким детям можно отнести детей с психофизическими аномалиями разнообразной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей функции речи; По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым , к главным категориям аномальных детей относятся [3]:

Слайд 5

По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым , к главным категориям аномальных детей относятся [3]: у детей с задержкой психического развития, прослеживается заторможенный темп развития высших психических функций и абсолютно крепкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и умственной отсталости, в результате слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы; у слабослышащих и глухих детей, наблюдается первичное нарушение сенсорного характера, нарушение слухового восприятия, в результате повреждения слухового анализатора. К ним отнесем детей, обладающих двусторонним нарушением слуховой функции, при этом общение с помощью речи с другими людьми затруднено или невозможно;

Слайд 6

у детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата, главным нарушением являются двигательные расстройства, из-за органического поражения двигательных центров коры головного мозга. Двигательные расстройства определяются ограничениями темпа движений, их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве; у детей с тяжелыми нарушениями речи, проявляются нарушения в отставании речи. К таким детям можно отнести детей с психофизическими аномалиями разнообразной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей функции речи; у детей с задержкой психического развития, прослеживается заторможенный темп развития высших психических функций и абсолютно крепкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и умственной отсталости, в результате слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы; По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым , к главным категориям аномальных детей относятся [3]:

Слайд 7

По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым , к главным категориям аномальных детей относятся [3]: у слабослышащих и глухих детей, наблюдается первичное нарушение сенсорного характера, нарушение слухового восприятия, в результате повреждения слухового анализатора. К ним отнесем детей, обладающих двусторонним нарушением слуховой функции, при этом общение с помощью речи с другими людьми затруднено или невозможно; у слепых и слабослышащих детей, главное нарушение имеет сенсорный характер, испытывает трудности зрительное восприятие, в результате органического поражения зрительного анализатора. Дети с нарушением зрения почти не могут применять зрение в ориентировке в пространстве и познавательной деятельности; у детей с нарушениями интеллектуального развития, главным отклонением является органическое поражение головного мозга, предполагающее повреждение высших познавательных процессов. Дети с умственной отсталостью обладают невозвратимыми нарушениями психического развития, особенно, интеллектуальными, появляющиеся на ранних стадиях развития;

Слайд 8

По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым , к главным категориям аномальных детей относятся [3]: у детей со сложными нарушениями развития, где присутствуют более двух первичных нарушений (в частности, глухие с интеллектуальным нарушением, слепые с нарушением опорно – двигательного аппарата) [3]; у детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы (лица с ранним детским аутизмом) состоят из смешанного состава, отличающиеся всевозможными клиническими признаками и психолого-педагогическими особенностями. У детей страдающих аутизмом нарушен процесс развития коммуникативных и социальных способностей.

Слайд 9

Уровни состояния здоровья. В связи от того, какой уровень повреждения функций и возможностей приспособления к окружающему миру, можно выявить уровень состояния здоровья. Обычно разделяют четыре уровня: Первый уровень. Созревание детей с ОВЗ осуществляется в условиях небольшого и среднего повреждения функций. Данные отклонения, возможно, могут свидетельством для подтверждения инвалидности. Тем не менее, в большинстве случаев, не всегда это случается. В большей степени, при полноценном обучении и воспитании детей, вероятно, целиком могут возобновить все свои функции.

Слайд 10

Уровни состояния здоровья. Второй уровень. Это третья группа инвалидности у взрослых. У детей имеются выявленные повреждения в функциях систем и органов. Вопреки терапии, они продолжают сдерживать социальное приспособление к окружающему миру. Благодаря этому эти дети требуют специальных условий 9 обучения.

Слайд 11

Уровни состояния здоровья. Третий уровень нарушения здоровья. Он совпадает со вторым уровнем инвалидности у взрослого человека. Встречается высокая вероятность повреждений, которые существенно ущемляют вероятность детей в его работоспособности.

Слайд 12

Четвертый уровень. Он охватывает ярко проявляющиеся нарушения работы систем и органов, в результате которых проявляется социальная дезадаптация детей. Кроме того, может свидетельствовать непоправимый характер повреждений и, нередко, непродуктивность форм работы (медицинских и восстанавливающих). Это первый уровень инвалидности у взрослого. Стремление преподавателей и медицинских работников ориентированы чаще всего на недопущение кризисного состояния. Уровни состояния здоровья.

Слайд 13

Особенности координационных и двигательных способностей детей с нарушением интеллекта Из всех патологий человека интеллектуальная отсталость считается наиболее популярной. Согласно сведениям Федеральной службы государственной статистики, в Российской Федерации на учете в органах социальной защиты населения состоит около 10 млн. инвалидов, что составляет в целом 6,8 % жителей. Численность детей – инвалидов, в том числе с умственным недоразвитием, с каждым годом возрастает. Дети и молодые люди, имеющие отличия в интеллектуальном развитии, составляет от 3 до 5 % от общего количества жителей нашего государства, при этом за последнее время отмечается твердая тенденция повышения данной категории детей [5, с. 164].

Слайд 14

Нарушение в развитии двигательных возможностей: нарушение координационных возможностей (точности движений в пространстве; ритма движений; дифференцировки мышечных стараний; правильности движений во времени; координация движений; пространственной ориентировки; равновесия); отставание от здоровых сверстников в развитии физических качеств (силы основных групп мышц рук, ног, спины, живота на 16 – 31 %; скорости реакции, частоты движения рук, ног, быстроты одиночного движения на 10 – 15 %; выносливости к повторению быстрой динамической работы, к работе субмаксимальной силы, к труду большой мощи, к работе умеренной мощи, к статистическим усилиям различных мышечных групп на 15 – 35%;скоростносиловых качеств в прыжках и метании на 20 – 35 %; гибкости и подвижности в суставах на 15 – 25 %).

Слайд 15

Нарушение основных движений: отсутствие сноровки и мягкости движений; жесткие промахи при дифференцировании мышечных стараний; лишняя скованность и напряженность; ограничение амплитуды движений в ходьбе, беге, прыжках и метании; неточность движений в пространстве и времени.

Слайд 16

Координационные способности. Главной патологией двигательной сферы у детей с интеллектуальными нарушениями считается нарушение координации движений. Координационные способности – это совокупность психофизических, морфологических компонентов организма (лиц с ограниченными возможностями), целостность которых в пределах функциональной системы гарантирует результативную двигательную деятельность, то есть способность рационально строить движение, регулировать им, и в случае потребности, стремительно менять его.

Слайд 17

К условиям, оказывающим большое влияние на проявление координационных возможностей детей с интеллектуальными нарушениями, относят следующее: степень межмышечной координации, гарантирующая технику двигательных действий; вид высшей нервной деятельности, характерные черты поведения; многофункциональное состояние центральной и периферической нервной системы; многофункциональное состояние двигательного, визуального, слухового, тактильного и иных анализаторов; состояние высших психологических функций, психологическая стабильность, умение исследовать и стремительно решать проблемы при обстоятельствах неожиданно изменившихся условий.

Слайд 18

В структуру координационных возможностей входят следующие элементы: координация движений – способность к упорядоченным, слаженным движениям тела и его элементов; ориентировка на местности – умение к определению и изменению позы тела и некоторых его частей в пространственно – временной области; равномерность движений – умение осваивать установленный ритм движений; - разграничение усилий, периода, места и ритма, комплексная характеристика, отражающая достоверность оценивания, отмеривания и воссоздания установленных параметров движения;

Слайд 19

скорость реагирования – умение соответствовать движениям на различные внешние сигналы (визуальные, слуховые), менять движение в изменяющихся обстоятельствах; точность мелкой моторики – умение воссоздать изящные движения пальцами рук в согласовании с установленной задачей; расслабленность – способность к свободному и целесообразному уменьшению напряжения мышц; баланс – способность к сохранению неизменной позы в статистических и динамических упражнениях, на ограниченной, подвижной опоре, при действии ускорений. В структуру координационных возможностей входят следующие элементы:

Слайд 20

Особенности обучения детей с нарушением интеллекта в спортивной школе В спортивной школе создаются все условия без исключения для развития детей с интеллектуальными нарушениями с целью развития и коррекции их недочетов. Небольшая наполняемость групп, распределение группы на подгруппы с целью проведения учебно – тренировочных занятий дают возможность реализовать индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимися. Здесь детям с интеллектуальными нарушениями оказывается комплексная поддержка. Наравне с коррекционно – педагогическими мероприятиями, проводимыми тренерами – преподавателями, педагог – психолог оказывает детям эмоциональную поддержку, а врач и методист по лечебной физкультуре ответственны за лечебно – профилактические мероприятия.

Слайд 21

В спортивной школе для детей с умственными нарушениями решаются воспитательные, образовательные, оздоровительные задачи и задачи физического формирования: развитие потребности и умения без помощи других заниматься физическими упражнениями, сознательно использовать их в целях развлечений, занятий, роста трудоспособности; развитие моральных и волевых свойств, приучение к выдержке, организованности, ответственности за собственные поступки; формирование физиологических особенностей; укрепление здоровья, закалка организма; обучение основам техники движений, развитие актуально требуемых умений и способностей; организация необходимых знаний, гигиенических способностей.

Слайд 22

К особым задачам относятся: 1. Корректировка ключевых упражнений в ходьбе, беге, плавании, метании, прыжках, упражнениях с предметами и др.; компенсирование утраченных либо нарушенных двигательных способностей; согласованности движений некоторых звеньев тел (туловища, рук, ног, головы); слаженности движений и дыхания; развитие движений за счет неповрежденных функций.

Слайд 23

2. Корректировка и формирование координационных способностей: статического и динамического равновесия; расслабления; дифференцировки усилий, времени и пространства; размеренности движений; правильности выполнения мелких движений кисти и пальцев; ориентировки в пространстве. Скорости реагирования на меняющиеся условия. К особым задачам относятся:

Слайд 24

3. Корректировка и формирование физиологической подготовленности: формирование мышечной силы, простых конфигураций высокоскоростных возможностей, сноровке, стойкости, мобильности в суставах; целенаправленное подтягивание отстающих в формировании физических качеств. К особым задачам относятся:

Слайд 25

4. Корректировка и предотвращение соматических патологий: корректировка массы тела; корректировка речевого дыхания; развитие и корректировка осанки; предотвращение и корректировка плоскостопия; укрепление сердечно – сосудистой и дыхательной систем. К особым задачам относятся:

Слайд 26

5. Корректировка и формирование психологических и сенсорноперцептивных возможностей: дифференциация визуальных и слуховых сигналов по силе, дистанции, направлению; формирование визуальной и слуховой памяти; формирование визуально-предметного, зрительно-пространственного и слухового восприятия; формирование визуального и слухового внимания; дифференциация визуальных, слуховых, тактильных чувств; формирование воображения; корректировка и формирование эмоционально-волевой сферы. К особым задачам относятся:

Слайд 27

6. Формирование познавательной деятельности: увеличение и фиксирование знаний, основанных на межпредметных отношениях, представляющих составной частью физиологических процедур (развитие пространственных представлений, вербальной и коммуникативной работы, ознакомление с животным миром и т.п.); развитие представлений о несложных движениях, частях тела, суставах (наименование, представление, значимость в движении), об упражнениях, их техническом влиянии на организм, требования к осанке, дыханию, питанию, распорядку дня, гигиене тела и одежды, закаливанию, смыслу упражнений в жизни человека и самостоятельных занятий. К особым задачам относятся:

Слайд 28

7. Развитие личности ребенка с нарушением интеллекта. Программный материал по физической культуре содержит области: ритмика и дыхательная гимнастика, зарядка, легка атлетика, лыжная подготовка, спортивные и подвижные игры, плавание. Каждый из этих областей содержит множественные физиологические процедуры, разрешающие оказывать воздействие на разнообразные звенья опорнодвигательного аппарата, мышечные группы, вегетативные системы, вносить коррекцию в развитие физического воспитания, психики и поведения. Одни и те же упражнения имеют все шансы применяться на тренировочных занятиях физического воспитания и лечебной физической культуры, на рекреационных и спортивных занятиях. К особым задачам относятся:

Слайд 29

В соответствии с педагогическими задачами их можно совместить в последующие категории: упражнения на коррекцию осанки, своды стопы, телосложения; упражнения, сопряженные с движением тела в пространстве – ходьба, прыжки, лазание, плавание, ходьба на лыжах; упражнения на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук; упражнения лечебного и предупреждающего влияния; художественно – музыкальные упражнения; упражнения, нацеленные на формирование и коррекцию восприятия, мышления, воображения, визуальной и акустической памяти, внимания и иных психологических процессов;

Слайд 30

упражнения, выступающие равно как независимые разновидности адаптационного спорта; общеразвивающие упражнения; упражнения на формирование силы, скорости, выносливости, гибкости, ловкости; упражнения на формирование и коррекцию координационных возможностей; укрепление мышц спины, живота, рук и плечевого пояса, ног; упражнения с речитативами, стихами, загадками, счетом; упражнения прикладного характера, целенаправленные на освоение ремесла, трудовой деятельности. В соответствии с педагогическими задачами их можно совместить в последующие категории:

Слайд 31

Фронтальный метод. Деятельность детей с нарушением интеллекта при разучивании, закреплении упражнений организуется разными методами. Фронтальный метод применяется при исполнении ходьбы, бега, общеразвивающих и коррекционных упражнений. Данный метод подразумевает осуществление одного и того же упражнения абсолютно всеми обучающимися одновременно.

Слайд 32

Поточный способ. Нередко на учебно – тренировочных занятиях в спортивной школе применяется поточный способ выполнения упражнений. Сущность данного метода состоит в том, что обучающиеся исполняют упражнения поочередно друг за другом. Это могут быть упражнения с продвижением вперёд, передачей предметов, броски и ловля мяча, упражнения в равновесии.

Слайд 33

Посменный метод. Посменный метод организации деятельность обучающихся на учебно-тренировочных занятиях заключается в том, что они используют упражнения сменами по нескольку человек синхронно (от двух и более). В начале обучения, когда тренер – преподаватель должен осуществлять контроль действий каждого обучающегося, упражнения реализовываются сменами согласно 2 – 3 человека. По мере овладения навыками выполнения упражнений количество обучающихся может увеличиваться, если обучение протекает медленно – уменьшаться.

Слайд 34

Групповой способ. При групповом способе обучающиеся разделяются на группы (согласно усмотрению тренера – преподавателя) и любая группа согласно заданию, занимается на том или ином снаряде. Одна группа осуществляет лазание по гимнастической стенке, другая – упражнения на равновесие. Далее группы меняются местами.

Слайд 35

Круговой способ. Круговой способ подразумевает осуществление обучающимися упражнений на разных снарядах последовательно. К примеру, поочередно обучающиеся осуществляют опорный прыжок, потом упражнения в равновесии и переключаются на ходьбу по ориентирам. После этого порядок выполнения предложенных упражнений повторяется.

Слайд 36

Адаптивная физическая культура. Одним из средств, улучшающих психическое и физическое состояние детей, является адаптивная физическая культура. Целью адаптивной физической культуры является: формирование потребностей занятий физическими упражнениями, укрепление здоровья, повышение трудоспособности, интеллектуальное и психическое развитие. Адаптивная физкультура занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся с нарушением интеллекта к успешной социальной адаптации, способствует коррекции нарушений психофизического развития.

Слайд 37

Основные функции общеразвивающей физкультуры: оздоровительная: комплекс упражнений подбирается с учетом индивидуальных возможностей организма детей с нарушением интеллекта, возраста и других факторов; воспитательная: реализуется в распространении и агитации здорового образа жизни; - образовательная функция заключается в подаче теоретического и практического материала курса оздоровительной физкультуры профессиональными тренерами на основе проверенных методических и экспериментальных данных.

Слайд 38

Методы адаптивной физкультуры: способы развития знаний (способы фразы (сведения речевого влияния) и способы наглядности (сведения перцептивного влияния); способы обучения двигательным действиям (способ расчлененного и способ целостного обучения); способы формирования физических качеств и способностей (метод максимальных усилий, метод электростимуляции, повторный, равномерный, интервальный, соревновательный, игровой); методы воспитания личности (метод воспитывающей среды; метод воспитывающей деятельности; метод осмысления человеком себя в реальной жизни); способы педагогического влияния (метод убеждения, метод упражнения, метод педагогической оценки); методы организации взаимодействия тренера – преподавателя и занимающихся (индивидуальные, индивидуально – групповые и мало - групповые занятия).

Слайд 39

Технологии, используемые в спортивной школе при обучении детей с нарушением интеллекта. При работе с детьми с нарушением интеллекта, применяются особые коррекционно – развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.

Слайд 40

Технологии, используемые в спортивной школе при обучении детей с нарушением интеллекта : здоровьесбереагающая технология; игровые технологии; технология проблемного обучения; информационные технологии; технология разноуровневого обучения; технологии дифференцированного обучения; личностно-ориентированные технологии;

Слайд 41

Здоровьесбереагающая технология. Основная цель применения здоровьесберегающей технологии в обучении детей с нарушением интеллекта – создание у воспитанников тех навыков, умений и знаний, которые позволяют им жить полноценной жизнью с минимальным количеством ограничений, а также помогут привить культуру здоровья.

Слайд 42

Игровые технологии. Эффективным средством развития психофизических качеств для детей с ограниченными возможностями здоровья является игровой метод. Подвижные и спортивные игры позволяют расширить двигательный опыт и приобрести навыки группового и командного взаимодействия. Игровая деятельность также способствует развитию мотивационной и психической сферы, успешной социальной интеграции.

Слайд 43

Технология проблемного обучения. Технология проблемного обучения детей с нарушением интеллекта касается технологий, обуславливающих стратегию и манеру обучения. К данному типу принадлежат такие технологии как: установленные (типовые и эвристические задачи на нахождение, определение, переструктурирование ); диалогические (собеседование, дискуссии, беседы индивидуальные и коллективные); технологические тренинги на обработку нормативных способов педагогической деятельности. Согласно данным обстоятельствам зачастую сочетают элементы перечисленных технологий.

Слайд 44

Информационные технологии и технология разноуровневого обучения. Использование в обучении детей с нарушением интеллекта информационных технологий позволяет формировать специальные навыки у детей с различными познавательными способностями, позволяет делать тренировочные занятия более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития детей с нарушением интеллекта. Относительно новая технология разноуровневого обучения детей с нарушением интеллекта является одним из ключевых направлений спортивной школы.

Слайд 45

Технологии дифференцированного обучения. В технологии дифференцированного обучения детей с нарушением интеллекта различают два подхода к учебному процессу: индивидуальный и дифференцированный. В процессе выполнения задач, поставленных тренером – преподавателем, у детей могут возникать некоторые затруднения. Применение данной технологии имеет следующие преимущества: исключается уравниловка и усреднение детей с нарушением интеллекта; повышается уровень мотивации учения детей с нарушением интеллекта; создаются щадящие условия для детей с нарушением интеллекта; у тренера – преподавателя появляется возможность помогать детям с нарушением, осуществлять индивидуальный подход; появляется возможность более эффективно работать с детьми с нарушением интеллекта, плохо адаптирующимися к общественным нормам.

Слайд 46

Личностно-ориентированные технологии. Личностно – ориентированные технологии в работе с детьми с нарушением интеллекта – направлены на организацию учебно – тренировочного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение данной технологии позволяет формировать адаптивные, социально – активные черты у детей с нарушением интеллекта, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.

Слайд 47

Заключение: Можно сделать соответствующие выводы: 1. Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. 2. Особенности координационных и двигательных способностей детей с нарушением интеллекта обусловлены тяжестью интеллектуального дефекта, а также сопутствующими заболеваниями и вторичными нарушениями, отклонениями в психической и эмоционально – волевой сфере.

Слайд 48

Заключение: 3. Особенности обучения детей с нарушением интеллекта в спортивной школе, заключается в целенаправленной коррекционной работе, направленной на коррекцию основных движений, развитие координационных способностей, профилактику соматических нарушений и воспитание личности ребенка. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. 4. Технологии, используемые в обучении детей с ОВЗ: коррекционно-развивающие, игровые, информационные, здоровьесберегающие и личностно-ориентированные, а также технологии дифференцированного и разноуровнего обучения, с помощью которых у детей с нарушением интеллекта возрастает самооценка, происходит коррекция психических процессов, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика «Подбор простых аналогий»

Исследование уровня развития логического мышления...

Применение методики Макото Шичида, адаптированной для детей-сирот до года и детей, оставшихся без попечения родителей в Центрах содействия семейному воспитанию. Почему это важно?

Рассматривается развитие эмоций до года у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в учреждениях такого типа, по средствам методики Макото Шичида, японского профессора, доктора педагоги...

Музыкально– логоритмическое занятие с применением здоровьесберегающих технологий по методике А.Н. Стрельниковой для детей младшего дошкольного возраста

Цель: сохранение и укрепление психофизического здоровья посредством здоровьесберегающих технологий на музыкально - логоритмических занятиях  с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома...

Консультация для родителей детей второй младшей группы №5 на тему: «Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики»

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, ...

Консультация для родителей детей младшей группы на тему: "Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики"

в консультации рассказывается как важно развиватьо мелкую моторику у детей и представлены примеры игр на эту тему...