Методическое пособие "Бодрящая гимнастика"
методическая разработка по физкультуре

Смутюк Ирина Владимировна

Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребенка. Отдых в середине дня ему просто необходим. Но как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжить день? Проведите после тихого часа бодрящую гимнастику!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _met.posobie.docx37.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №29 «Золотой ключик»

города Лесосибирска»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«БОДРЯЩАЯ ГИМНАСТИКА»

        Приказ №

        

                     Воспитатели:                                                                                                                            Смутюк Ирина Владимировна

Романова Светлана Ивановна

Лесосибирск, 2016

ВВЕДЕНИЕ

Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребенка. Отдых в середине дня ему просто необходим. Но как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжить день?

Проведите после тихого часа бодрящую гимнастику!

Данное методическое пособие имеет своей целью расширения знаний воспитателей дошкольных образовательных учреждений о таком виде здоровьесберегающих технологий, как бодрящая гимнастика.

 Подробно раскрывается понятие, задачи бодрящей гимнастики, ее сущность, предлагаются различные варианты ее проведения, даются практические рекомендации по ее использованию. В заключении предлагаются комплексы бодрящей гимнастики для детей младшего и старшего дошкольного возраста

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Бодрящая гимнастика - это комплекс специально подобранных упражнений способствующих пробуждению организма после сна, а так же созданию положительного настроения.

Задачи бодрящей гимнастики после сна:

1. Тонизировать организм, повышая основные процессы жизнедеятельности.

2. Устранить последствия сна: вялость, сонливость.

3. Осуществить переход организма от состояния покоя во время сна к повседневному рабочему состоянию через поднятие мышечного тонуса.

4. Мобилизовать внимание детей.

5. Повысить дисциплину, собранность детей.

Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус.

Варианты бодрящей гимнастики:

- разминка в постели и самомассаж. Дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, вызывающей положительный, приятные эмоции. Затем, лежа в постели на спине поверх одеяла, дети выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего характера. После выполнения упражнений в постели, дети выполняют общеразвивающие упражнения у кроваток (дыхательная гимнастика), затем по указанию воспитателя выполняют в разном темпе несколько движений (ходьба на месте, ходьба обычным, скрестным, гимнастическим шагом, ходьба по массажным коврикам, постепенно переходя на бег).;

- гимнастика игрового характера. Состоит из 3-6 имитационных упражнений. Дети подражают движениям птиц, животных, растений, создают различные образы ( « лыжник», «гимнаст», «петрушка», « цветок»).

Проводится в группе, спальне или в физкультурных залов. Комплекс гимнастики после сна начинается с небольшой разминки, которая включает разные виды ходьбы, бега, прыжков, упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки;

-гимнастика с использованием тренажеров или спортивного комплекса.  Проводится в группе, спальне или в физкультурных залов. Комплекс гимнастики после сна начинается с небольшой разминки, которая включает разные виды ходьбы, бега, прыжков, упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. Дети занимаются подгруппами по 7-10 человек;

- пробежки по массажным дорожкам. Массажную дорожку составляют из пособий и предметов, способствующих массажу стопы ( ребристая доска, резиновые коврики, кольца с шипами и др.) вначале дети идут в быстром темпе по дорожке и плавно переходят на бег, бегут в среднем темпе 1-1,5 минуты и переходят на спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями. После этого детям предлагается непрерывный бег в течение 2-3мин., который заканчивается спокойной ходьбой по массажной дорожке. Дети занимаются в одних трусиках, босиком.;

-музыкально-ритмическая. Это выполнение движений под музыку Упражнения ритмической гимнастики по своей двигательной структуре просты и доступны для детей. Сюда входят общеразвивающие упражнения, бег, прыжки, элементы танца, но выполненные более разнообразно и эмоционально. Ритмическая гимнастика уникальна: здесь и темп, и интенсивность движений, и работа всех мышц и суставов, и веселая ритмическая музыка, и яркая одежда. Все это создает положительные эмоции.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ БОДРЯЩЕЙ ГИМНАСТИКИ

Во время проведения бодрящей гимнастики целесообразно музыкальное сопровождение. Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, вселяет бодрость, радость, помогает ритму движений, облегчает их выполнение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять упражнения

выразительно, плавно. Хорошо, если после пробуждения дети услышат свои любимые детские песни или спокойную приятную музыку, тогда просыпаться они будут намного быстрее.

Не нужно забывать об улыбке. Первое, что должен видеть ребенок после сна, —улыбающееся доброе лицо взрослого человека, будь то мама или воспитатель детского сада, а также слышать плавную, размерную речь, любовные интонации, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Сама фонетика этих звуков несет положительную окраску, независимо от того, каким голосом их произносит взрослый. Дети тонко чувствуют эмоции окружающих.

Взрослому необходимо быть внимательным к себе, следить за своей мимикой, за эмоциональным состоянием. Волнение, беспокойство, раздражительность, неуверенность взрослого дети сразу же впитают как губка. Все переживания тут же отразятся на настроении детей.

Бодрящую гимнастику следует проводить в любое время года, в течение семи—пятнадцати минут в зависимости от возраста детей.

В течение года желательно использовать разные варианты бодрящей гимнастики.

Для детей младшего дошкольного возраста особенно интересна бодрящая гимнастика игрового характера. Такие комплексы имеют сюжет, в них присутствует зна-комый детям персонаж, который является образцом для подражания. Заранее подготовленные костюмы, шапочки персонажей, красивые, яркие игрушки радуют детей, увлекают их, заставляя двигаться, выполнять предложенное задание.

Для детей старшего дошкольного возраста необходимо проводить комплексы бодрящей гимнастики с элементами точечного массажа и самомассажа. Сущность точечного массажа сводится к механическому раздражению биологически активных точек на теле, повышающих иммунитет. Простота выполнения точечного массажа и его эффективность способствуют широкому распространению этого метода.

Любимы детьми комплексы бодрящей гимнастики в форме музыкально-ритмических игр. Ритмичные движения — физиологическая потребность детского развивающегося организма. Танцевальные движения мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение. Музыкально-ритмические игры доставят ребенку не только радость, но и улучшат общее состояние организма, повысят его защитные функции, помогут приспособиться к неблагоприятным условиям внешней среды и бороться с инфекциями.

В комплексы бодрящих гимнастик нужно включить упражнения для профилактики плоскостопия, нарушений осанки, массаж рук и ног, пальчиковую и дыхательную гимнастики.

Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Исследователями доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи, а движения пальцев рук положительно влияют на функционирование речевых зон коры головного мозга. Пальчиковые игры помогают подготовить руку к письму, развить координацию, почувствовать ритм и одновременно с этим развить речь ребенка.

У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы еще слабые, поэтому дыхательные упражнения им особенно полезны. Они способствуют полноценному физическому развитию, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы.

В некоторые комплексы бодрящей гимнастики включаются игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения или игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим, скороговорки и чистоговорки для заучивания, формирующие четкое произношение, развивающие память детей.

После выполнения бодрящей гимнастики (если гимнастика проводилась непосредственно в постели) дети встают, переходят в групповую комнату, где выполняют различные движения: ходьбу по кругу, на носках и пятках, парами, медленный бег и т.д. На полу можно разложить разные массажные коврики и предложить детям выполнить задание на них: пройти по ним, потоптаться на месте, перепрыгнуть через них и т. д. Такие

коврики-дорожки могут сделать родители или воспитатели совместно с детьми, используя при этом пуговицы, деревянные палочки, крышки от пластиковых бутылок, горох, фасоль, мелкие камешки, песок.

После проведения бодрящей гимнастики желательно проводить водные

закаливающие процедуры (обливание ног, босохождение, обтирание всего тела влажной салфеткой (варежкой) и т.д.). Все это способствует активному включению детского организма в рабочий ритм и дает возможность детям укрепить здоровье.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гаврючина Л.В. «Здоровьесбеегающие технологии в ДОУ»

2. Галанов А.С. «Игры,которые лечат». М. «Педагогическое общество России», 2005.

3. Картушина М.Ю. «Праздники здоровья для детей 3-4 лет»,М. «Сфера», 2009.

4. Картушина М.Ю. «Физкультурные сюжетные занятия с детьми», М. «Сфера», 2009.

5. Конторович М.М., Л.И.Михайлова «Подвижные игры в детском саду»

6. Фомина «Н.А. Сюжетно- ролевая ритмическая гимнастика», М. «Баласс», 2005.

7. Харченко Т.Е.  « Утренняя гимнастика в детском саду», М. «Мозаика-Синтез», 2008.

8. Харченко  Т.Е.  Бодрящая  гимнастика  для  дошкольников.  —  СПб.  «Детство-пресс»,  2012.  —  94.

9. Хухлаева Д.В.  «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста», М., «Просвещение», 1980.

10. Юматова Д.Б. «Интерес.Движение.Игра»

11. Якименко  В.  Игровая  оздоровительная  гимнастика  после  дневного  сна  //  Журнал  «Здоровье  и  физическая  культура»  №  2,  2007.

КОМПЛЕКСЫ БОДРЯЩЕЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

« В гостях у солнышка»

Проводится сначала в постели, затем в групповой комнате. В окна заглядывает солнышко. Воспитатель подходит к каждому ребёнку, гладит его по голове.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как светло и тепло у нас в спальне. А знаете ли вы, почему?

К нам в гости заглянуло солнышко.

(Проводится игра «Солнечный зайчик».)

Воспитатель: Солнечный зайчик заглянул вам в глазки. Закройте их. Он побежал дальше по лицу, вы нежно погладьте зайчика ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке. Поглаживайте его аккуратно, чтобы не спугнуть. Теперь погладьте его на голове, шее, затем животике, руках, ногах. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он озорник – он просто любит ласкать вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним.

Вставайте, и давайте поиграем с солнечным зайчиком.

(Дети встают с кроватей и переходят в групповую комнату.)

«Улыбнись солнышку». И.п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки на плечах. Правую ногу и правую руку вперёд, ладошка вверх, улыбнуться. Вернуться в и.п. То же самое выполнить другой рукой и ногой. Вернуться в и.п. Повторить три раза. Темп умеренный. Указание: быть внимательным, чётко выполнять задание: одновременно действовать правой рукой и правой ногой.

«Играем с солнышком». И.п. – сидя, ноги вместе, руки опущены. Ноги развести в стороны, ладошками хлопнуть по коленям. Вернуться в и.п. Повторить 6 раз; темп быстрый. Указание: ноги в коленях не сгибать.

«Играем с солнечными лучами». И.п. – сидя, ноги вместе, руки опущены. Ноги развести в стороны, ладошками хлопнуть по коленям. Вернуться в и.п. Повторить 6 раз; темп быстрый. Указание: ноги в коленях не сгибать.

«Отдыхаем на солнышке». И.п. – лёжа на спине, ноги согнуты в коленях и прижаты к груди. Перекатиться на правый бок. Вернуться в и.п. Перекатиться на левый бок. Вернуться в и.п. Выполнить по 3 раза в каждую сторону; темп умеренный.

Воспитатель: А вы знаете игру про солнышко?

(Проводится подвижная игра «солнышко и дождик». По команде «солнышко» дети бегают по залу, по команде «Дождик» приседают. Игра проводится 2 раза. Дети прощаются с солнышком.)

Ходьба по залу в медленном темпе. (Проводятся закаливающие процедуры.)

«Просыпающиеся котята»

Проводится в постели.

Звучит колыбельная песенка «Серенькая кошечка», муз. В.Витлина, сл. Н. Найдёновой.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто к нам приходил, пока вы спали? Отгадайте загадку:

Мохнатенькая, усатенькая,

Лапки мягоньки, а коготки востры.

Дети: Киска.

Воспитатель: Правильно, киска. Давайте поиграем.

Мы сегодня с вами – маленькие пушистые котята.

Кот решил котят учить, Дети растирают правую руку левой от кончиков

Как же нужно лапки мыть. пальцев вверх.

Мы недалеко сидели,

Все движенья подглядели.

Лапку правую потрём,

А потом её встряхнём. Трясут правой рукой.

Вот и левой лапке тоже Растирают левую руку правой.

Правой лапкой мы поможем. Трясут левой рукой.

Ушко левое своё Растирают уши снизу вверх

Левой лапкой достаём, и обратно до покраснения и ощущения тепла.

Правое не забываем,

Лапкой правой умываем.

Проведём по шёрстке лапкой, Проводят пальцами обеих рук по лбу

Будет лобик чистый, гладкий. от середины к вискам.

Дальше глазки закрываем, Гладят закрытые глаза от переносицы к внешнему

Каждый гладим, умываем. краю глаз и обратно.

Чистим носик осторожно. Указательным пальцем проводят по крыльям носа.

Грудку нам разгладить можно. Гладят и постукивают по груди.

Вот и чистые котята, Руки и ноги поднимают вверх. Выполняют

Вот и выспались, ребята! хаотичные движения. (Ребята ложатся на живот и «точат» свои «коготки». Тихо «мяукают». Воспитатель подходит к каждому ребёнку и гладит его. Дети встают, одеваются. Проводятся закаливающие процедуры.)

«Прятки»

Проводится в постели.

Воспитатель:

Птичка села на окошко,

Во дворе мяучит кошка –

Разбудить решили нас.

Всё! Окончен тихий час!

Просыпайтесь, дети, я хочу предложить вам поиграть в прятки.

(Дети ложатся поверх одеял. Звучит спокойная музыка.)

Воспитатель:

Наши сонные ладошки Дети ритмично сгибают и разгибают

Просыпались понемножку, пальцы на руках.

В прятки весело играли –

Пальцы в кулачок сжимали.

Вот так, вот так

Делаем зарядку.

Вот так, вот так

Мы играем в прятки!

Пальчики на наших ногах Ритмично сгибают и разгибают

Знают в парке все дорожки. пальцы на ногах.

Проверяют – где там пятки,

И играют с нами в прятки.

Вот так, вот так

Делаем зарядку.

Вот так, вот так

Мы играем в прятки!

Мы почти уже проснулись, Поднимают руки перед собой.

Наши ручки потянулись, Машут ими перед собой.

Помахали над простынкой, Убирают руки за спину.

Дружно спрятались за спинку.

Вот так, вот так

Делаем зарядку.

Вот так, вот так

Мы играем в прятки!

Сцепим ручки мы в «замочек» Руки за головой. Дети сводят и разводят

У себя над головой. локти перед собой.

Правый, левый локоточек

Мы сведём перед собой.

Вот так, вот так

Делаем зарядку.

Вот так, вот так

Мы играем в прятки!

Не хотят коленки спать, Сгибают и разгибают ноги в коленях.

Им давно пора вставать.

Мы коленки выставляли,

Быстро ножки выпрямляли.

Вот так, вот так

Делаем зарядку.

Вот так, вот так

Мы играем в прятки!

Наши ротики – молчок, Приоткрывают рот и быстро выбрасывают

Тренируем язычок: язык вперёд, затем втягивают его назад.

Его спрячем и покажем.

«Добрый день!» - мы звонко скажем.

Вот так, вот так

Делаем зарядку.

Вот так, вот так

Мы играем в прятки!

Будем глубоко дышать, Через нос набирают с шумом воздух,

С шумом воздух выдувать. Задерживают дыхание на 1-2 с.

Наши носики проснулись, С шумом выдыхают воздух через губы,

Мы друг другу улыбнулись! Сложенные трубочкой, произнося звук «у».

Вот так, вот так

Делаем зарядку.

Вот так, вот так

Мы играем в прятки!

(Дети встают с кроватей. Выполняют упражнения.)\

«Вырастем большими».

И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, хорошо прогнуться, подняться на носки – вдох. Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Выдыхая. Произносить «у-х-х-х». Повторить 4-5 раз.

Воспитатель:

Ну-ка встали на носочки. Дети встают на носочки,

Ручки смотрят вверх у нас. Тянут руки вверх.

Как в лесу растут грибочки, Опускают руки вниз.

Так и мы растём сейчас.

Дождик капает грибной

Прямо в душе, за стеной.

Значит, будем умываться –

Для здоровья закаляться!

(Дети выполняют закаливающие процедуры.)

«Прилетели воробьи»

Проводится в групповой комнате.

Воспитатель негромко стучит по окну.

Воспитатель: Ребята, посмотрите. К нам в гости прилетели весёлые воробьи. Поскорее просыпайтесь, веселее поднимайтесь.

(Воспитатель предлагает посмотреть на птиц. Дети за окном видят настоящих воробьёв или вырезанных из бумаги и заранее вывешенных за окном.)

Воспитатель: Давайте поиграем. Мы с вами сегодня – воробьи – воробышки, маленькие добрые птички.

Ходьба на носочках (10 с).

Ходьба обычная друг за другом (10 с).

Медленный бег (10 с)

Построение в круг.

Дыхательное упражнение «Ах!» И.п. – стоя, руки вниз. Вдох, задержать дыхание, выдыхая, произнести «а-ах-х-х». Повторить 2 раза.

«Воробышки машут крыльями». И.п. – ноги слегка расставлены, руки – за спину. Руки в стороны, помахать всей рукой и кистью. Спрятать руки за спину. Повторить 5 раз; темп умеренный. Указание: сохранять устойчивое положение тела.

«Спрятались воробышки». И.п. – ноги расставлены, руки опущены. Присесть, опустить голову, обхватить голову руками. Вернуться в и.п. Повторить 5 раз, темп умеренный. Указание: после приседания хорошо выпрямиться.

«Воробышки дышат». И.п. – ноги расставлены, руки опущены. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть «ч-и-и-р-и-и-к», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа. Повторить 3 раза; темп медленный. Указание: вдох короче выдоха.

«Воробышки греются на солнышке». И.п. – лёжа на спине, руки вверх. Поворот на живот. Вернуться в и.п. повторить 5 раз; темп быстрый.

«Воробышки радуются». И.п. – ноги слегка расставлены, руки опущены. 8-10 подпрыгиваний на месте, чередуя с ходьбой на месте. Повторить 3 раза.

Ходьба врассыпную в медленном темпе (20с). Дыхательное упражнение «Дуем на крылышки». Вдох – на 1, 2 счёта; выдох – на 1, 2, 3, 4 счёта (20 с).

Ходьба по ребристым дорожкам. Закаливающие процедуры.

Одевание.Прилетели воробьи

(с: элементами дыхательной гимнастики)

Проводится в групповой комнате.

Воспитатель негромко стучит по окну.

В о с п и т а т е л ь . Ребята, посмотрите, к нам в гости прилетели веселые воробьи.

Поскорее просыпайтесь, веселее поднимайтесь.

(Воспитатель предлагает посмотреть на птиц. Дети за окном видят настоящих воробьев или

вырезанных из бумаги и заранее вывешенных за окном.)

В о с п и т а т е л ь . Давайте поиграем. Мы с вами сегодня — воробьи-воробышки,

маленькие добрые птички.Ходьба обычная друг за другом (10 с).

Ходьба на носочках (10 с).

Медленный бег (10 с).

Построение в круг.

Дыхательное упражнение «Ах!» П . п . — стоя, руки вниз. Вдох, задержать дыхание, выдыхая, произнести «а-ах-х-х». Повторить два раза.

«Воробышки машут крыльями». И. п. — ноги слегка расставлены, руки — за спину. Руки в стороны, помахать всей рукой и кистью. Спрятать руки за спину. Повторить пять раз; темп умеренный. Указание: сохранять устойчивое положение тела.

«Спрятались воробышки». П . п . — ноги слегка расставлены, руки опущены. Присесть, опустить голову, обхватить голову руками. Вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный. Указание: после приседания хорошо выпрямиться.

«Воробышки дышат». П . п . — ноги расставлены, руки опущены. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть «ч-и-и-и-р-и-и-к», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа. Повторить три раза; темп медленный. Указание: вдох короче выдоха.

«Воробышки греются на солнышке». И. п. — лежа на спине, руки — вверх. Поворот на живот. Вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп быстрый.

«Воробышки радуются». И. п. — ноги слегка расставлены, руки опущены. Восемь—десять подпрыгиваний на месте, чередуя с ходьбой на месте. Повторить три раза. Ходьба врассыпную в медленном темпе (20 с). Дыхательное упражнение «Дуем на крылышки».

Вдох — на 1, 2 счета; выдох — на 1, 2, 3, 4 счета (20 с).

Ходьба по ребристым дорожкам.

Одевание.

Дрессированная собачка

(с элементами корригирующей гимнастики) Проводится в групповой комнате.

Звучит запись лая собаки, сначала тихо, затем громче. В о с п и т а т е л ь . Ребята, к нам в гости кто-то идет. Отгадайте загадку — и узнаете нашего гостя.

В будке спит,

Дом сторожит.

Кто к хозяину идет,

Она знать дает.

Д е т и . Собачка.

В о с п и т а т е л ь . Правильно, собачка. Но к нам в гости придет сегодня не простая, а цирковая, дрессированная собачка. Вставайте с кроваток.

(Воспитатель надевает маску собачки.)

В о с п и т а т е л ь . Собачка знает много упражнений, она с вами проведет бодрящую гимнастику. Запоминайте упражнения и выполняйте их правильно.

«Идем за собачкой» — ходьба обычная.

Ходьба «змейкой», руки за спиной.

Ходьба на носочках.

Построение в круг.

«Собачка приветствует гостей». И. п. — стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Наклонить голову вперед. Вернуться в и. п. Повторить четыре раза. Указание: резко голову не наклонять.

«Собачка рада детворе». И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки на плечах. Свести локти перед грудью. Вернуться в и. п. Отвести локти максимально назад. Вернуться в и. п. Повторить четыре раза; темп умеренный. Указание: спина прямая.

«Собачка веселит гостей». И. п. — сидя на полу, ноги врозь, руки за спиной. Наклониться вперед, коснуться руками носков ног, выпрямиться. Вернуться в и. п. Повторить четыре раза; темп умеренный.

«Собачка радует ребят». И. п. — сидя на полу, ноги согнуты в коленях, руки в упор сзади. Повернуться на ягодицах на 360° сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить по три раза в каждую сторону; темп умеренный. Указание: при повороте помогать руками.

«Собачка тренируется». П . п . — лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять правую ногу. Опустить. Поднять левую ногу. Опустить. Повторить по три раза каждой ногой; темп умеренный. Указание: руки от пола не отрывать.

«Собачка устала». И. п. — лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять руки и ноги вверх. Хаотичные движения руками и ногами. Вернуться в и. п. Повторить четыре раза; темп быстрый.\

Ходьба по кругу с одновременным проговариванием скороговорки: «Я несу суп, суп, суп. А кому? Псу, псу, псу». Повторить три раза, сначала медленно, затем быстро. Указание: желательно отработать проговаривание скороговорки с каждым из детей заранее.

(Дети благодарят собачку за гимнастику и идут одеваться.)

Собачка убегает.

КОМПЛЕКСЫ БОДРЯЩЕЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Комплекс №1

1. Первая часть (2-3 мин.)

«Мы проснулись»

Наконец – то мы проснулись, (Протирают глаза кулачками)

Сладко, сладко потянулись, (Потягиваются).

Чтобы сон ушел, зевнули,( Зевают).

Головой слегка тряхнули. (Покачивают головой из стороны в Сторону).

Плечи поднимали,( Поднимают плечи).

Ручками махали,( Руки перед грудью, «ножницы»).

Коленки сгибали, (Согнуть ноги в коленях).

К груди прижимали.( Обхватить руками ноги, прижать).

Носочками подвигали, ( Носки на себя, от себя поочередно).

Ножками подрыгали.( Вытянуть ноги, потрясти ими).

Не хотим мы больше спать (Пальчиками или ладошками показать).

Будем весело играть (Хлопки в ладоши).

2.Вторая часть

- Ходьба друг за другом (босиком)

«На огород мы наш пойдём. Овощей там наберём».

- (Ходьба на носках) «Дорога коротка, узка. Идём, ступая мы с носка!

- (Приставной шаг боком с « пружинкой»)

«По бордюру мы идём .Приседаем мы на нём».

- (Ходьба с перекатом с пятки на носок, держа туловище прямо и глядя вперед).

«Усталые ножки шли по дорожке».

- (Сидя на стуле, поднимать и опускать носки ног, не отрывая пяток от пола.)(6- 8 раз) «На камушек мы сели, Сели, посидели».

(Погладить мышцы ног и ступни)

«Ножки отдыхают, Мышцы расслабляют»

3. Третья часть.

Ходьба по влажной солевой дорожке (коврику) с переходом на сухой байковый коврик.

Комплекс №2

1.Гимнастика в постели (2-3 мин.)

«Солнечные зайчики».

Встало солнышко с утра( Соединяем кончики пальцев рук, изображая шар, поднимаем руки вверх.)

Детям тоже встать пора! (Разводим руки в стороны).

Ручки к солнышку протянем, С лучиками поиграем.

Руки поднимаем вверх,( вращаем кистями «фонарики», смотрим на руки).

Вдруг сквозь наши пальчики к нам прискачут зайчики.

(Смотрим сквозь пальцы, слегка касаясь ладошками лица).

Солнечные, не простые, зато скачут как живые:

( Изображаем зайчиков: руки в кулачки , указательный и

средние пальцы вверх) - ушки, (пошевелим «ушками»).

По лобику к височкам, по носику, по щечкам

По плечикам, по шейке, и даже по коленкам!

Легко постукиваем кончиками пальцев.

Ладошками мы хлопали и зайчиков хватали,

Хлопаем в ладошки, (хватательные движения).

Но к солнышку лучистому (Руки поднимаем вверх, пальчик «растопыриваем» )

Зайчишки ускакали! (вращаем кистями).

2. Вторая часть

- Ходьба босиком по корригирующим дорожкам. Ходьба на носках, пятках, на внешней стороне стопы.

- И.п.:- сидя на стульчиках. « Согреем наши ножки». Ноги вытянуть вперёд, сжимать и разжимать пальцы на ногах (6-8раз).

- И. п.: сидя на стульчиках. Ноги вытянуть вперёд, тянуть ноги то носками, то пятками (6-8раз).

- И.п.: - сидя на стульчиках. Ноги вытянуть вперёд и соединить, рисовать ногами в воздухе различные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) ( 6-8 раз).

- И.п.:- то же, ноги - ступнями на полу. Поднимать вверх пальцы ног, не отрывая ступни от пола (6-8 раз).

3. Третья часть.

Умывание, обливание рук прохладной водой.

Комплекс №3

1. Первая часть (2-3 мин.)

- (Дети ложатся на кровати, «свернувшись клубочком»)

А у нас котята спят. Мур - мур, мур - мур!

Просыпаться не хотят. Мур - мур, мур - мур!

Тихо спят спина к спине и мурлыкают во сне:

Мур - мур, мур - мур! .мур – мур - мур !

- (Поворачиваются на спину и делают вращательные упражнения руками и ногами)

Вот на спинку все легли. Мур - мур, мур - мур!

Расшалились все они. Мур - мур, мур - мур!

Лапки вверх, и все подряд, все мурлыкают, шалят.

Мур - мур, мур - мур! Мур – мур - мур !

2. Вторая часть(2-3 мин.)

- (Бесшумная ходьба на цыпочках)

«Вам покажем мы немножко,

Как ступает мягко кошка

Еле слышно: топ-топ-топ,

Хвостик снизу: оп-оп-оп»

– (Высокие, легкие прыжки с ноги на ногу по кругу)«Но, подняв свой хвост пушистый,

Кошка может быть и быстрой»

- (Прыжки на двух ногах на месте, как можно выше).

«Ввысь бросается отважно.

Скок да скок, еще подскок».

- (Громко мяукают и убегают на стульчики)

«А потом мяукает «Мяу»!

Я в свой домик убегаю!»

И.п.:- сидя на стульчиках, положить ногу на ногу. На правой руке сгибают пальцы,

делая « щепоточку», и проводят энергично ими по ступне левой ноги; повторяют всё с

правой ноги.

- «Поза сердитой кошки» И.п.: встать на колени, затем руки и бедра поставить перпендикулярно на пол и параллельно друг другу. Голову опустить, а спину плавно выгнуть вверх. Сосредоточивать внимание на позвоночник (10-15 секунд).

- «Поза доброй кошки» И.п.:- то же. Голову поднять, плавно максимально прогнуться в пояснице (0-15 секунд).

- « Хвостик» И.п.: - то же. Двигать бёдрами вправо- влево, как « кошечка» вертит своим хвостом», сначала в медленном темпе, потом постепенно ускоряя.

- «Кошка - царапушка». И. п.:- стоя, руки вытянуты вперёд. Вдох через нос – кисти к плечам, отводя локти назад и сжимая пальцы в кулачки; лопатки должны сойтись вместе. Резкий выдох через рот (ф-ф-ф-…) - выбросить вперёд руки с широко расставленными пальцами, совершая энергичные движения, как бы царапая пространство перед собой.

- Массаж спины «Дождик»

Дождик бегает по крыше - Бом-бом, бом-бом!

По весёлой звонкой крыше - Бом-бом, бом-бом! (встать друг за другом паровозиком и похлопывать друг друга по спине)

- Дома, дома посидите - Бом-бом, бом-бом!

Никуда не выходите - Бом-бом, бом-бом! (постукивание пальчиками)

- Почитайте, поиграйте - Бом-бом, бом-бом!

А уйду, тогда гуляйте... Бом-бом, бом-бом! (поколачивание кулачками)- Повторение 1 куплета (поглаживание ладошками)

3. Третья часть.

Умывание лица и рук до локтя прохладной водой.

Комплекс №4

1. Первая часть (2-3 мин.)

1. И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянуться, руки вперёд

2. И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища, носки потянуть на себя, и.п.

3. И.п.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, развести носки ног в стороны,

4. «Переход». И.п.: то же, переступание пальчиками, сгибая колени, то же с

выпрямлением ног.

5. «Молоточки». И.п.: сидя, согнув ноги, руки в упоре за спиной, пальчики на носках, удар левой пятки об пол.

2. Вторая часть.

- Ходьба босиком по корригирующим дорожкам. Ходьба на носках, пятках, на внешней стороне стопы.

- И.п.- сидя на стульчиках. « Согреем наши ножки». Ноги вытянуть вперёд, сжимать и разжимать пальцы на ногах (6-8раз).

- И. п. - сидя на стульчиках. Ноги вытянуть вперёд, тянуть ноги то носками, то пятками (6-8раз).

- И.п. - сидя на стульчиках. Ноги вытянуть вперёд и соединить, рисовать ногами в воздухе различные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) (6-8 раз).

- И.п.- то же, ноги - ступнями на полу. Поднимать вверх пальцы ног, не отрывая ступни от пола (6-8 раз).

3. Третья часть.

Ходьба по влажной солевой дорожке (коврику) с переходом на сухой байковый коврик. Умывание.

 Комплекс №5

1. Первая часть (2-3 мин.)

- Потягивание («Снежная королева произнесла волшебные слова, и дети стали расти во сне»)

И.п.- лёжа на спине, руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза

закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу (то носком, то пяткой), можно потянуться одновременно руками, ногами.

- Игра « Зима и лето» (напряжение и расслабление мышц»).

И.п.- лёжа на спине. На сигнал « Зима!» дети должны свернуться в клубок, дрожать всем телом, изображая, что им холодно. На сигнал « Лето!» дети раскрываются, расслабляют мышцы тела, показывая, что им тепло.

2. Вторая часть

«У меня спина прямая» И.п. - узкая стойка, руки за спину, сцеплены в замок.

- «У меня спина прямая, я наклонов не боюсь» (наклоны вперед).

- « Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь» (действия в соответствии с

текстом).

- « Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два!» ( повороты туловища - руки на поясе).

- « Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу» (ходьба на месте).

- « Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два» (повороты туловища).

- « Я могу присесть и встать, снова сесть и снова встать» (действия в соответствии с текстом).

- « Наклонюсь туда- сюда! Ох, прямешенька спина!» (наклоны туловища, руки скользят по бёдрам).

3. Третья часть.

Умывание, обливание рук прохладной водой.

Комплекс № 5

1. Потягивание. И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать правую (левую) руку вверх, тянуться, опустить; то же самое поочередно левой рукой, правой и левой ногой. Затем поднять одновременно руки и ноги, потянуться, опустить.

«Отдыхаем». И.п. – лежа на животе с опорой на локти, ладонями аккуратно поддерживать подбородок. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях. Повт. 3-4 раза.

Самомассаж головы («помоем голову»).

И.П. – сидя на корточках. Педагог дает указания, дети имитируют движения: «Включите воду в душе. Потрогайте... Ой, горячая! Добавьте, налейте шампунь в ладошку, намыливайте волосы, хорошенько мойте голову со всех сторон.. Нет, сзади совсем не промыли. Теперь хорошо! Смывайте пену, снова со всех сторон. У Кати на висках осталась пена. Теперь все чисто, выключайте воду. Берите полотенце и осторожно промокните волосы. Возьмите расческу и хорошенько расчешите волосы. Не нажимайте гребнем слишком сильно, а то поцарапаете кожу головы. Какие вы красивые!».

2. Корригирующая ходьба («отправляемся в лес») в чередовании с обычной ходьбой: на носках («лисичка»), на пятках («на траве роса, не замочите ноги»), не внешней стороне стопы («медведь»), с высоким подниманием колен («лось»), в полуприседе («ежик»), по корригирующим дорожкам («пройти босиком и по камешкам, и по веточкам, и по шишечкам»).

3. «У меня спина прямая». И.п. – узкая стойка , руки за спину, сцеплены в замок.

У меня спина прямая, я наклонов не боюсь (наклон вперед):

Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь (действия в соответствии с текстом).

Раз, два, три, четыре, раз, два (повороты туловища)

Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу (ходьба на месте).

Раз, два, три, четыре, три, четыре раз, два (повороты туловища)

Я могу присесть и встать , снова сесть и снова встать (действия в соответствии с текстом)

Наклонюсь туда-сюда! Ох, прямешенька спина (наклоны туловища)

Раз, два, три, четыре, три, четыре раз, два (повороты туловища)

4. Массаж махровой рукавицей.

5. Дыхательное упражнение «Часики».

6. Упражнения для глаз. Комплекс № 1.

 

Комплекс № 6

1. Потягивание. И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать правую (левую) руку вверх, тянуться, опустить; то же самое поочередно левой рукой, правой и левой ногой. Затем поднять одновременно руки и ноги, потянуться, опустить.

«Отдыхаем». И.п. – лежа на животе с опорой на локти, ладонями аккуратно поддерживать подбородок. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях. Повт. 3-4 раза.

Самомассаж головы («помоем голову»).

И.П. – сидя на корточках. Педагог дает указания, дети имитируют движения: «Включите воду в душе. Потрогайте... Ой, горячая! Добавьте, налейте шампунь в ладошку, намыливайте волосы, хорошенько мойте голову со всех сторон.. Нет, сзади совсем не промыли. Теперь хорошо! Смывайте пену, снова со всех сторон. У Кати на висках осталась пена. Теперь все чисто, выключайте воду. Берите полотенце и осторожно промокните волосы. Возьмите расческу и хорошенько расчешите волосы. Не нажимайте гребнем слишком сильно, а то поцарапаете кожу головы. Какие вы красивые!»

 

2. Корригирующая ходьба («отправляемся в лес») в чередовании с обычной ходьбой: на носках («лисичка»), на пятках («на траве роса, не замочите ноги»), не внешней стороне стопы («медведь»), с высоким подниманием колен («лось»), в полуприседе («ежик»), по корригирующим дорожкам («пройти босиком и по камешкам, и по веточкам, и по шишечкам»).

 

3. Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не скуки.

Приседание с хлопками:

Вниз – хлопок и вверх хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем – будет прок.

Крутим – вертим головою,

Разминаем шею. Стой!

 

4. Массаж махровой рукавицей.

5. Дыхательное упражнение «Трубач», «Петух».

6. Упражнения для глаз. Комплекс № 2.

 

 

 

Комплекс № 7

1. На вдохе левая нога тянется пяточкой вперед , а левая рука - вдоль туловища вверх. Дыхание задерживается, руки, и ноги максимально растянуты. На выдохе, расслабляясь, ребенок произносит: "ид-д-да-а-а". Правая нога тянется пяточкой вперед, а правая рука - вверх, вдоль туловища - вдох. После задержки дыхания на выдохе произносится "пин-гал-ла-а".

Обе ноги тянутся пяточками вперед, обе руки -вверх вдоль туловища. Дыхание задержать и на выдохе медленно произнести "су-шум-м-м-на".

Массаж живота. Ребенок поглаживает живот по часовой стрелке, похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает, имитирует движения тестомеса, замешивающего тесто, снова поглаживает.

2. Корригирующая ходьба. Сделать два шага, остановиться, притопнуть левой ногой, два раза ударить по бедрам, похлопать в ладоши «Топ, топ! Хлоп, хлоп!»

Ходьба в полу приседе, руки на поясе.

Тук, тук, тук, тук! Моих пяток слышен стук,

Мои пяточки идут, меня к мамочке ведут.

Ходьба на внутреннем своде стопы.

Лед да лед, лед да лед, а по льду пингвин идет.

Лед да лед, скользкий лед, но пингвин не упадет.

Ходьба на наружном своде стопы.

Мишка, мишка косолапый, мишка по лесу идет,

Мишка хочет ягод сладких, да никак их не найдет.

Ходьба с высоким подниманием колен.

Цок, цок! Конь живой, с настоящей головой,

С настоящей гривой. Вот какой красивый!

3. Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не скуки.

Приседание с хлопками:

Вниз – хлопок и вверх хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем – будет прок.

Крутим – вертим головою,

Разминаем шею. Стой!

4. Массаж махровой рукавицей.

5. Дыхательное упражнение «Паровоз», «Насос».

6. Упражнения для глаз. Комплекс № 3.

 

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие.Гимнастика для глаз.

Гимнастика для глаз в стихах....

Учебно-методический материал "Гимнастика мозга"

Учебно-методический материал "Гимнастика мозга". Адаптирование гимнастики мозга (для детей 5-6 лет), используемой на фронтальных логопедических занятиях в детском саду....

Программно-методический материал: "Гимнастика после дневного сна".

Я не боюсь ещё раз повторить:Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детейЗависит их духовная жизнь,Мировоззрение, умственное развитие,Прочность знаний, вера в с...

Методическая разработка . Гимнастика с массажным мячиком су-джок.

Гимнастика с массажным мячиком су-джок.В переводе с корейского языка Су означает кисть, Джок – стопа. Таким образом, Су- Джок терапия - это метод лечения с использованием кистей и стоп. В строении кис...

Методическое пособие "Гимнастика для глаз"

Методическое пособие "Гимнастика для глаз" во всех возрастных группах...

Методическая разработка "Гимнастика пробуждения после сна"

Методическая разработка "Гимнастика пробуждения после сна"...