Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Цирковая студия»
рабочая программа по физкультуре

Борзов Антон Вячеславович

Цирк – это синтез спорта и искусства. Цирковое искусство сформировалось из народных площадных представлений и театрализованных спортивных соревнований. Герой цирка – артист, который преодолевает, казалось бы, непреодолимые препятствия, поэтизирует физический труд, отвагу, изобретательность человека, создает определенный обобщенный художественный образ. Образ этот раскрывается при помощи специфических упражнений – трюков. Выбор и композиция трюков подчинены задаче создания образа. Комбинация трюков, перемежаемая другими актерскими действиями, составляет номер – отдельное законченное произведение циркового искусства. Цирковой трюк всегда лежит вне предела обычных представлений, но он всегда подчиняется определенным эстетическим нормам. Занятия в цирковой студии развивают у детей не только физические навыки,  но и способствуют творческому развитию. Возможность выступать на сцене перед зрителями стимулирует детей настойчиво добиваться поставленной цели, совершенствовать силу, ловкость, гибкость, артистичность. Занятия в цирковом коллективе способствуют развитию у детей творческой самостоятельности и инициативы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2065»

ГБОУ Школа № 2065

Россия, 108811, г.Москва, г.Московский, 3-й микрорайон, дом 8.

ИНН 5003096290; КПП 775101001; ОГРН 1115003007790

тел. / факс: 8 (495)410-38-95;

email: web:

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете

Заместитель директора

ГБОУ Школа №2065

______________________ Урсегов К.Б.

протокол от года № 01

приказ от года № 92/01-ДО

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Цирковая студия»

Направленность: физкультурно-спортивная

Уровень: базовый

Возраст обучающихся: 4-7 лет

Срок реализации: 1 год

Составители: педагоги дополнительного

образования

Борзов Антон Вячеславович

г. Москва, 2023

Пояснительная записка

В общей системе образования физическое воспитание ребенка занимает особое место. Именно в детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности, происходит становление физической активности, а также воспитание физических качеств. Физическое воспитание ребенка тесно связано с его интеллектуальным и морально - волевым развитием.

Правительство РФ и Президент уделяют особое внимание укреплению здоровья подрастающего поколения через занятия физической культурой и спортом. В школьной программе заложено недостаточное количество часов для реализации этих идей. Поэтому необходимо увеличение этого времени через дополнительное образование.

Цирк – это синтез спорта и искусства. Цирковое искусство сформировалось из народных площадных представлений и театрализованных спортивных соревнований. Герой цирка – артист, который преодолевает, казалось бы, непреодолимые препятствия, поэтизирует физический труд, отвагу, изобретательность человека, создает определенный обобщенный художественный образ. Образ этот раскрывается при помощи специфических упражнений – трюков. Выбор и композиция трюков подчинены задаче создания образа. Комбинация трюков, перемежаемая другими актерскими действиями, составляет номер – отдельное законченное произведение циркового искусства. Цирковой трюк всегда лежит вне предела обычных представлений, но он всегда подчиняется определенным эстетическим нормам. Занятия в цирковой студии развивают у детей не только физические навыки, но и способствуют творческому развитию. Возможность выступать на сцене перед зрителями стимулирует детей настойчиво добиваться поставленной цели, совершенствовать силу, ловкость, гибкость, артистичность. Занятия в цирковом коллективе способствуют развитию у детей творческой самостоятельности и инициативы.

В силу своей красоты и яркости цирковое искусство может оказаться привлекательным как для детей младшего возраста, и даже дошкольников, так и для старших школьников.

Актуальность программы цирковой студии отличается большим многообразием форм, которые требуют от детей проявления организованности, самодеятельности, инициативы, что способствует воспитанию организационных навыков, активности, находчивости. Осуществляемое в тесной связи с нравственным и эстетическим воспитанием, физическое воспитание способствует всестороннему развитию ребенка.

Задачи занятий в цирковом коллективе можно разделить на образовательные и воспитательные. Образовательные заключаются в обучении детей выполнению физических упражнений, непредусмотренных школьной программой, в совершенствовании выполнения этих упражнений, а также в развитии умений и навыков применять изученные упражнения в изменяющейся обстановке. Последовательное выполнение этих задач приводит к систематическому прочному и полному изучению всего материала данной программы. Для решения одних образовательных задач необходимо относительно длительное время (ряд последовательных занятий), а для решения других – достаточно лишь одного занятия. Например, поставить номер с правильным чередованием трюков, переходами от одного трюка к другому, отработкой всего номера под фонограмму на одном занятии нельзя. Это задача общая, для выполнения которой потребуется серия занятий, а отработать один трюк, довести его до автоматизма, синхронности, эта задача может быть конкретной для одного занятия.

Выполнение образовательных задач должно сочетаться с решением воспитательных задач. В целом весь процесс занятий в цирковом коллективе способствует воспитанию внимания, дисциплинированности, воли, аккуратности, а также чувства дружбы, товарищества, целеустремленности, самостоятельности и настойчивости в преодолении трудностей.

Данная программа физического обучения подразумевает большое разнообразие видов физической деятельности: акробатика, жонглирование, хореография, фокусы, клоунада. Занятия выше перечисленным развивают не только такие физические качества как быстрота, ловкость, сила, выносливость и гибкость, но и формируют эстетические вкусы, учат ценить и понимать прекрасное. Все это, вместе взятое, готовит к жизни, труду, разнообразной полезной практической деятельности независимо от того, чем в дальнейшем будет заниматься ребенок. Занятия в цирковой студии научат ценить его и физический, и творческий труд.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы - создание условий для развития детей, через осуществляемое в тесной связи физическое, нравственное и эстетическое воспитание.

Задачи:

- содействовать укреплению здоровья и физическому развитию ребенка;

- воспитание морально – волевых качеств, формирование культуры поведения;

- формирование правильных эстетических вкусов, творческой инициативы, умения ценить и понимать прекрасное.

Основные направления:

- акробатика;

- жонглирование;

- гимнастика;

- ОФП.

Принципы, руководствующиеся для реализации программы – это принципы гуманно-личностной педагогики, а именно:

-принцип сотрудничества: творчество педагога плюс творчество обучающегося. Педагог и ребёнок совместно работают над созданием трюков, композиция из которых гармонично переходит в постановку целостного номера. Предлагают друг другу музыкальные сопровождения, выбирая лучшее и соответствующее данному номеру, совместно прорабатывают модели костюмов;

-принцип укрепление здоровья : на занятиях большое значение имеет разминка, во время которой обучающиеся занимаются специальными упражнениями для укрепления мышц бедер, живота, упражнения для функционирования вестибулярного аппарата, укрепления шейных позвонков, укрепления челюстных мышц, упражнения на эластичность мышц. Огромное внимание уделяется личной гигиене. Ребят надо научить ответственно относится к своему здоровью;

-развивающий принцип: педагог должен развивать артистические, эмоциональные качества у воспитанников средствами хореографии и актёрского мастерства. Развивать у воспитанников физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость (на основе обучения разнообразным комплексам акробатических, гимнастических и других физических упражнений). Развивать у воспитанников внимательность и наблюдательность, творческое воображение, коммуникативные способности, индивидуальные особенности, личную культуру

-воспитательной принцип: воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности, художественный вкус и уважение к цирковому искусству и другим видам искусства. Приобщить ребенка к здоровому образу жизни и гармонии тела. Формировать доброжелательные взаимоотношения между педагогом, учащимся, родителями, отношения наставничества старших и младших.

Согласно учебному плану трудоемкость дополнительно общеразвивающей программы «цирковая студия» составляет 38 часов (2 часа в неделю), предполагает реализацию программы в периодах обучения с #1075;. по #1075;. и с #1075;. по #1075;. (в соответствии с календарным учебным графиком).

Методы и методические приемы обучения.

Для выполнения поставленных задач можно использовать все методы, которыми располагает современная педагогика.

Объяснение является одним из основных методов обучения, так как дает представление об изучаемом упражнении, раскрывает его сущность. Объяснение должно быть доступным и соответствовать уровню развития занимающегося. Использование образных сравнений помогает не только лучшему выполнению упражнений, но и развитию артистизма. К объяснению надо тщательно готовиться. Они должны быть отточенными по форме, эмоциональными, богатыми интонациями, ободряющими и настораживающими, громкими и тихими. Если изучается сложное упражнение, надо акцентировать внимание детей на главном, чтобы они выполняли его осознанно.

Распоряжение – словесное указание, которое не имеет определенной формы, но связано с выполнением упражнений или других действий.

Команда имеет определенную форму, установленный порядок отдачи и точное содержание. Каждая команда является сигналом к выполнению или прекращению действия.

Показ является самым доступным методом обучения. Демонстрация должна проводиться таким образом, чтобы было хорошо видно каждому обучаемому. Обычно упражнение демонстрируется не один раз. Показ может сочетаться с объяснением.

Исправление ошибок. При выполнении упражнений и трюков дети могут допускать ошибки, все ошибки должны своевременно исправляться.

При подготовке к каждому занятию определяется коллективная задача и индивидуальная, учитывая уровень подготовки каждого. Это вызывает эмоциональный подъем и заинтересованность ребенка.

При выборе методов обучения ориентироваться на те, которые наиболее эффективны в данный момент для достижения поставленных целей, формируют практические умения и содействуют становлению творческой личности.

Особенности представленной образовательной программы

Представленная программа имеет свои особенности.

Процесс обучения цирковому искусству имеет свои специфические особенности, свойственные цирку. Особое внимание уделяется правильному планированию урока и строится по принципу восходящей линии. В процессе занятий на основе разнообразия упражнений нагрузка ложится на разнородные группы мышц в чередовании с короткими фазами отдыха с обязательным соблюдением правил дыхания. Каждому преподавателю предоставляется право самостоятельного построения урока для совершенствования пройденных и изучаемых упражнений. Организация репетиций, проведение их в нужном темпе с правильной дозировкой нагрузки, гибкий индивидуальный подход к каждому ученику, атмосфера и место проведения занятий - все это является необходимым условием для того, чтобы расширить границы знаний в области циркового искусства и привить учащимся стремление к сознательному, прочному и высококачественному усвоению программного материала. Занятия цирковыми дисциплинами развивают быстроту реакции, чувство координации и ориентировку в пространстве, совершенствуют вестибулярный аппарат, воспитывают высокие морально-волевые качества и культуру тела и в целом укрепляют здоровье.

Сконцентрированность на интенсивном изучении программы и регулярность посещения тренировок гарантирует обучаемым усвоение рекомендуемого репертуара в установленные сроки. Для наиболее успешных и одарённых учеников предусмотрен дополнительный трюковой диапазон. Программа рассчитана на массовую аудиторию и может быть освоена любым практически здоровым ребенком.

Этапы реализации программы.

1. Постановка цели работы. Правила техники безопасности.

2. Планирование работы.

3. Отработка спортивных элементов в целом.

4. Доведение спортивных элементов до автоматизма и совершенства.

5. Подведение итогов.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Отдельные этапы можно по разному комбинировать и представлять в различных объемах (по содержанию и времени), можно проводить несколько этапов параллельно. Однако следует так организовать занятия детей, чтобы они научились работать самостоятельно, умели творчески мыслить, строго соблюдать правила безопасности и личной гигиены, осваивали культуру поведения в коллективе и овладевали физическими умениями и навыками. Реализация программы работы цирковой студии дает следующее:

Во-первых, через занятия физическими упражнениями способствует укреплению здоровья ребенка.

Во-вторых, развивает в каждом ребенке творческую личность, раскрывает его индивидуальные способности.

В-третьих, работа в студии позволяет учить и выполнять с детьми те упражнения, которые не входят в школьную программу.

В-четвертых, занимаясь цирковым искусством, ребята получают радость, осознавая, что владеют своим телом в совершенстве;

В-пятых, занятия в студии сплачивают детей, дают понимание того, что конечный результат зависит от вклада каждого в общее дело.

Дополнительные занятия в цирковой студии помогают приобрести уверенность в себе, в своих физических и артистических возможностях.

Формы проверки усвоения программы.

1. Зачёты.

2. Систематическое наблюдение за достижениями обучающихся.

3. Внутриколлективные конкурсы.

4. Открытые уроки.

Ожидаемые результаты

В процессе обучения укреплены и растянуты мышцы ребёнка, он выполняет простые элементы акробатики, владеет навыками выполнения упражнений для укрепления мышц тела, умеет жонглировать 2,3-мя предметами (2,3мяча- 15 бросков, 1,2 обручей, колец - 8 бросков), владеет основами гимнастики, акробатики, использует термины, принятые в цирке, должен знать правила техники безопасности.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЕ

Основой для написания этой части является Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от № 41 «Об утверждении СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И РЕЖИМ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Образовательный курс дополнительной общеразвивающей программы рассчитан на 5 лет ориентирован на обучающихся 4-7 лет, с учетом их физического развития.

Занятия проводятся в просторном, светлом, хорошо проветриваемом спортивном зале. В группу дошкольного обучения принимаются все желающие от 4 лет. Режим занятий 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Перерыв между академическими часами – 15 минут.

Условия набора. Принимаются все желающие без предварительного отбора, имеющие медицинскую справку, свидетельствующую о том, что ребёнок физически здоровый и не имеет патологии.

Методика работы с обучающимися данного возраста предполагает развитие способностей к деятельности с нарастающей степенью сложности выполняемых элементов.

Процесс обучения построен на чередовании теоретических, практических и самостоятельных занятий.

Учебный процесс реализуется в следующих формах: личный пример, устная информация, показ, индивидуальный подход по ходу выполнения, просмотр записей цирковых программ и отдельных номеров, убеждение, требование, создание ситуации успеха.

Результативность обучения и форма контроля по дополнительной общеразвивающей программе оценивается в виде практического выполнения, наблюдения педагога, самостоятельных работ.

Текущий контроль осуществляется в середине учебного года в виде наблюдения педагогом за правильностью практического исполнения отдельных трюков учащимися.

Административно-методической службой разработаны единые для Центра оценочные параметры, представляющие собой трехуровневую шкалу оценки качеств:

- освоил полностью;

- в необходимой степени;

- на начальном этапе.

Промежуточный контроль проводится в виде открытых уроков.

Итоговая аттестация проводится с целью выявления уровня развития способностей, соответствия стандартам дополнительной общеразвивающей программы и как один из эффективных путей повышения качества образовательного процесса.

Данная дополнительная общеразвивающая программа обеспечивает развитие коммуникативной активной, саморазвивающейся личности ребенка, его индивидуальных способностей и личностных качеств.

В результате прохождения программы ребенок приобретает необходимый набор знаний, умений и навыков, позволяющий в последствии применять их для практической деятельности и в повседневной жизни.

Предполагаемые результаты обучения:

Учащиеся должны

Знать:

- технику безопасности на занятиях;

- терминологию, применяемую в цирке;

- о гигиене;

- технику выполнения динамической и статической акробатики;

- какими медицинскими препаратами можно помочь при ссадинах, ушибах, порезах.

Уметь:

- выполнять элементы жонглирования, акробатики, гимнастики, ОФП;

Владеть основами:

- жонглирования;

- акробатики;

- гимнастики

- элементами хореографии

.- ОФП

Материально-техническая база.

Для эффективной деятельности по программе необходимы:

1. Спортивные маты, коврики, обручи, мячи, инвентарь, требующийся для проведения занятия;

3. Помещение и мебель, отвечающая санитарно-гигиеническим требованиям.

Учебно-тематический план (1 год обучения)

Название разделов/модулей, тем

Количество часов

Форма аттестации/ контроля

Всего

В том числе

Теория

Практика

#1047;накомство обучающихся друг с другом и с педагогом. Выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности.

1ч.

1ч.

-

#1048;нструктаж по технике безопасности. Вводное занятие.

1ч.

1ч.

Модуль 1. Общая физическая подготовка

8

1ч.

5ч.

  1. Упражнения для рук и плечевого пояса

1ч.

2. Упражнения для шеи и туловища

1ч.

3. Упражнения для ног

1ч.

4. Упражнения для спины

2ч.

Модуль 2. Акробатика

10

1ч.

16ч.

  1. Кувырок лицом вперед

2ч.

  1. Кувырок спиной в перед

2ч.

  1. Кувырок в парах

2ч.

  1. Мостик

2ч.

  1. Упражнения на гибкость

4ч.

  1. Перевороты

4ч.

Модуль 3. Гимнастика

10

1ч.

12ч.

  1. Упражнения на равновесие

2ч.

  1. Прыжки через скакалку

2ч.

  1. Прыжки через препятствие

2ч.

  1. Упражнения для мышц спины и ее укрепления

2ч.

  1. Упражнения для укрепления мышц пресса

2ч.

  1. Упражнения для укрепления ног

2ч.

Итого:

38ч.

5ч.

33ч.

Организационные мероприятия, выставочная деятельность, экскурсии, соревнования и т.д. /

Резерв времени

Всего:

1. Вводное занятие

План на учебный год.

2. История развития зарубежного и российского цирка

Советский цирк. Знаменитые цирковые династии Современное цирковое искусство. Особенности цирков разных стран.

3. Техника безопасности и оказание первой помощи при травмах

Теория: Необходимость прохождения мед. осмотра и предъявления справки. Правила личной гигиены. Правила обращения с реквизитом. Правила техники безопасности в зале при изучении отдельных элементов по жанрам. Первая помощь при кровотечениях, растяжениях мышц и связок, вывихах и потертостях. Правильное дыхание во время выполнения упражнений. Частота дыхания и задержка дыхания – показатели состояния организма во время и после физических нагрузок. Инструктаж по технике безопасности проводится на каждом занятии с группой и индивидуально.

Практика: Проверка реквизита перед началом занятий, правильная установка реквизита. Проверка страховки пред началом занятий на реквизите. Исполнение элементов только с разрешения педагога. Восстановление дыхания после выполнения упражнений и элементов, связанных с нарушением дыхания.

4. Общая физическая подготовка

Теория: теоретическая часть заключается в объяснении педагогом техники выполнения перед разучиванием новых упражнений и разборе допущенных ошибок.

Практика:

Упражнения для рук и плечевого пояса:

1. Поднимание рук вверх, вниз, в стороны с отягощением.

2. Сгибание и разгибание рук в висах на гимнастических кольцах и турнике.

3. Круги руками из различных положений в лицевой и боковой плоскостях (правая вперед, левая назад).

4. Круговые движения в локтях вперед и назад.

5. Движения кистями рук вверх и вниз (руки в стороны).

6. В упоре лежа на пятках и руках пружинящие сгибания ног с опорой на всю ступню.

Упражнения для шеи и туловища:

1. Круговые движения головой влево и вправо.

2. Повороты туловища в положении стоя.

3. Круговые движения бедрами.

4. Наклоны вперед, назад (прогиб).

5. Пружинящие наклоны вперед с захватом голеней руками, стараясь головой коснуться ног.

6. Понимание и опускание ног в положении лежа на спине (руки вдоль корпуса).

7. Стоя на коленях, прогибания назад с касанием ног руками.

8. Лежа на животе, держась руками за голени согнутых назад ног, пружинистые прогибания.

9. Из седа прогнуться и принять положение упора лежа, руки сзади, голову отвести назад.

10. Прогибания, лежа на животе, упором на руки и согнув ноги в коленях.

11. Лежа на спине, поднимание ног с оттягиванием за голову.

Упражнения для ног:

1. Приседы и полуприседы на одной и двух ногах.

2. Выпады в различных направлениях и пружинистые покачивания.

3. Маховые движения вперед, назад, в стороны.

4. Стоя на одной ноге, подтягивание согнутой в колене другой ноги вперед к груди и назад пятками к ягодицам, одна рука вверх.

  1. Упражнения со скакалкой.
  2. Прыжки с двух ног на гимнастическую скамейку.

Упражнения для спины:

  1. Поднимание корпуса с вытянутыми руками, лежа на животе (руки вытянуты вперед).
  2. Поднимание прямых ног в положении лежа на животе (руки вытянуты вперед, упор на грудь и руки).
  3. Одновременное поднимание наверх вытянутых вперед рук и вытянутых вместе ног в положении лежа на животе.
  4. Покачивания и вытягивания ног наверх в положении лежа на животе (руками берут ноги за колени с внешней стороны).

5. Акробатика

Теория: Основы техники выполнения отдельных элементов акробатических упражнений и трюков. Техника безопасности при выполнении акробатических упражнений. Правильное дыхание во время исполнения акробатического трюка. Основные трюки акробатики. Составление композиций и связок различных трюков.

Практика:

Динамические упражнения

  1. Кувырок лицом вперед:
  • переворот с головы через руки (подъем-разгиб);
  • перевороты не отрывая рук от пола (комбинированные перевороты);
  1. Кувырок спиной вперед
  • переворот с головы через руки (подъем-разгиб);
  • перевороты не отрывая рук от пола (комбинированные перевороты);
  1. Кувырок в парах

- переворот в парах лицом вперед

  1. Мосты:
  • Мост из положения лежа, ноги врозь на ширине плеч;
  • мост из положения стоя, ноги врозь на ширине плеч;
  • подъем из моста, передав вес тела на ноги;
  • выполнив мост, распределить вес тела на руки и одну ногу, другую поднять вверх.
  • Качание в положении моста.

5) Упражнения на гибкость

  1. Наклоны вперед и назад из положения шпагата на правую и левую ногу.
  2. Растяжка вперед и назад в положении поперечного шпагата.
  3. Растяжка из положения лежа (лягушка)
  1. Перевороты

- колесо

- переворот спиной вперед через мяч

- переворот спиной вперед без мяча

8. Гимнастика

Теория: польза для мышц и суставов

Практика: упражнение на равновесие – ходьба по гимнастической скамье, ходьба по гимнастическому бревну, переступание через препятствия;

- прыжки через скакалку;

- прыжки через препятствия (барьеры)

- упражнения для мышц спины и осанки (кораблики, вис на перекладине, колечко, корзинка);

- упражнения мышц ног (различные приседания, выпрыгивания);

- упражнения мышц пресса;

Методическое обеспечение изучения цирковых жанров

Особенности методики обучения акробатике

В первый год обучения разучиваются наиболее простые упражнения трёх групп.

Для изучения акробатических упражнений, занимающиеся должны обладать необходимым физическим развитием. Поэтому процесс обучения должен начинаться с общей физической подготовки занимающихся. Для общей физической подготовки следует широко использовать ходьбу и бег, общеразвивающие упражнения, подвижные игры, различные эстафеты с бегом и прыжками.

Наряду с общей физической подготовкой надо проводить и специальную физическую подготовку занимающихся. Давать упражнения, развивающие связки (главным образом голеностопного и лучезапястного сустава) и развивающие гибкость (подвижность в суставах)

Одновременно следует начинать изучение простейших акробатических упражнений, постепенно их, усложняя (группировка, перекаты, кувырки, простейшие виды стоек). Для повышения интереса к занятиям и развития скорости необходимо составлять комбинации из изученных упражнений и проделывать их в быстром темпе.

Основные упражнения.

Стойки

Для успешного овладения основным видом стоек – на руках – необходимо предварительно усвоить более легкие стойки. Наряду с физической подготовкой и развитием ориентировки в пространстве следует воспитывать умение принимать выпрямленное положение тела, закреплять спину и ощущать положение своего тела в пространстве.

Стойка на лопатках

Лежа на спине поднять прямые ноги и подпереть ладонями поясницу. Тело должно быть почти совершенно прямым. В стойке на лопатках сгибать ноги в группировку и выпрямлять их; поочередно и одновременно сгибать ноги в тазобедренных суставах до касания носками ног пола за головой.

Стойки на голове.

Из упора присев передать тяжесть тела на руки, опереться о мат лбом несколько в впереди рук /места опоры руками и головой составляют равносторонний треугольник/ и оттолкнувшись двумя ногами, перейти в стойку на голове в группировке. Спокойно выпрямив ноги точно в верх. Выполняя движения в обратной последовательности, возвратиться в упор присев. В стойке на голове сгибать ноги в тазобедренных суставах до касания носками пола и вновь выпрямлять их. Из основной стойки через упор согнувшись силой стойка на голове /ноги в коленных суставах не сгибать/ и перекат в упор лежа на бедрах.

Стойка на предплечьях и голове

Отличается от стойки на голове лишь опорой, которая выполняется предплечьями поставленными под углом 30 градусов и головой с ладони, положенные одна на другую.

Стойка на руках

Махом одной и толчком другой ноги стойка на руках с помощью тренера, который стоит сбоку и поддерживает занимающегося от падения в направлении спины. Стойка должна быть совершенно прямолинейной, с закрепленными звеньями тела. Балансирование осуществляется только небольшим сгибанием и разгибанием кистей. Тренер не только помогает выполняющему, но и направляет его. Поддержка постепенно уменьшается, пока стойка не будет выполняться самостоятельно.

Перекаты и кувырки.

С этих упражнений начинается обучение акробатическим прыжкам. Предварительно необходимо изучить группировку в положении лежа на спине: колени прижать к плечам, руками захватить середину коленей, локти прижать к туловищу, голову наклонить на грудь.

Перекаты вперед (до опоры ступнями о мат) и назад до опоры на мат затылком в группировке.

Стойка на лопатках перекатом назад из упора.

Присев. Со стойки на лопатках перекат вперед и присев в группировке. Занимающиеся должны научится переходить в присев за счет группировки, не отталкиваясь руками от пола.

Кувырок. Из упора присев кувырок вперед в присев в группировке и затем в упор присев. Руки ставить возможно дальше от ног, но без фазы полета. Из основной стойки (кувырок вперед и выпрямиться в основную стойку) через присев в группировке. Во время группировки локти прижать к телу. Два кувырка вперед. Руки ставить возможно дальше. Серия кувырков вперед. Кувырок вперед и в темпе прыжок вверх, со взмахом руками (без пробега). Кувырок скрывая ноги. Во время переката на спине скрестить ноги и закончить кувырок упором присев, ноги скрестно. Не выпрямляя ног, быстро повернуться кругом в разноименную передней ноге сторону и вновь выполнить кувырок вперед.

Кувырок назад.

Из упора присев перекат назад до опоры ладонями о мат у плеч. В упоре присев передать тяжесть тела на руки, оттолкнуться руками, сесть как можно ближе к пяткам, захватить группировку и перекатиться назад, опереться ладонями о мат у плеч. Предплечья параллельны, а пальцы обращены к плечам. Отталкиваться руками и сделать перекат вперед в упор присев. Из упора присев – кувырок назад в группировке в упор присев. Из седа кувырок назад согнувшись. Предварительно надо сделать наклон вперед. Ноги все время прямые. Вставать через упор, стоя согнувшись. Это упражнение дает представление о движениях рук при кувырках назад.

Серии кувырков: кувырок вперед, скрещивая ноги, поворот кругом, кувырок назад, кувырок назад и поворот.

Кувырок назад прогнувшись.

Из седа разучивается перекат назад в стойку на плече с помощью. Затем со стойки на плече выполняется перекат прогнувшись в упор, лежа на бедрах.

Перевороты.

Прежде чем изучать перевороты, надо обучить занимающихся темповому подскоку. Он выполняется на маховой ноге, толчковая согнутая вперед, руки вперед-вверх. Темповый подскок должен выполняться с большим продвижением вперед и с сильным наклоном туловища вперед. Занимающиеся легко овладеют этим упражнением, поэтому целесообразно обучать всю группу одновременно.

Переворот колесом.

Выполняется влево (вправо) в лицевой плоскости. Конечное положение – стойка ноги врозь, руки в стороны.

При правильном выполнении поворот должен начинаться только перед постановкой на пол первой руки. Руки и ноги ставятся по одной линии, примерно через равные расстояния, тело совершенно прямое, ноги максимально разведены врозь. Основными компонентами техники являются мах одной и толчком другой ногой.

Последовательность разучивания.

  1. повторять стойку на руках ноги вместе и врозь с поддержкой:
  2. выход в стойку на руках ноги врозь переворотом в сторону из стойки лицом в направлении движения. Партнер гимнаста, стоя сбоку со стороны спины, помогает ему выйти в сторону, поддерживая левой рукой у поясницы справа, а правой слева
  3. из стойки на руках ноги врозь с помощью партнера выполнить вторую половину переворота
  4. переворот колесом в целом (с места) из стойки лицом в направлении движения с помощью: то же без помощи ( с места) а за тем несколько переворотов колесом подряд
  5. переворот колесом с разбега. Вначале упражнение делается с темпового подскока (с места), затем с 2-3 шагов, и наконец, с разбега.

Переворот.

Выполняется обычно с разбега после темпового подскока, или в соединении с другими прыжками, махом одной ноги и толчком другой. Основные компоненты техники: резкий мах одной и толчком другой ногой с последующим торможением ног. Ноги должны соединятся в момент прохождения вертикали. Руки все время прямые. Ставить их на пол следует возможно дальше от толчковой ноги, но без фазы полета. Голова все время отклонена назад, смотреть на кисти рук. Основные ошибки: согнутые руки, слабый мах ногой, сгибание в тазобедренных суставах при приземлении, наклон головы на грудь.

Последовательность разучивания.

  1. Стойка на руках махом одной и толчком другой ноги с помощью и у стенки; то же с опорой ногами о мат, повешенный на гимнастическую стенку; то же с темпового подскока (ударить ногами о мат)
  2. С 2-3 шагом переворот в целом помощью: одной рукой поддерживать гимнаста под поясницу, другой за плечо.
  3. С разбега переворот, с помощью, с приземлением на гимнастический мат.
  4. Переворот на ровном месте с поддержкой, а затем и без нее

Переворот вперед колесом

В данном упражнении, как и в переворотах колесом, нет фазы полета. Переворот вперед колесом выполняется вращением вокруг поперечной оси махом одной и толчком другой ноги с приземлением на маховую ногу и шагом вперед на толчковую. Последовательная опора каждой ногой и рукой должна выполняться в одном ритме. Руки и ноги ставятся по обе стороны средней линии примерно через равные расстояния.

Одиночные упражнения.

Равновесие - горизонтальное положение тела в упоре, в висе или в стойке на одной ноге.

Мост - дугообразное максимально прогнутое положение гимнаста спиной к полу с опорой руками и ногами. Различают: мост опусканием, мост на левой, правой руке, мост на левой, правой ноге, мост одноименный, разноименный. Мост на предплечьях, на коленях. Обычно выполняется из положения, лежа, наклоном назад и переворотом.

Шпагат - сед с предельно разведенными ногами. При выполнении шпагата обе ноги всей длиной должны касаться всей опоры. Различают: шпагат с наклоном, то же с наклоном назад, шпагат правой (указывается нога, находящаяся спереди) или левой.

Полушпагат - сед на пятке согнутой ноги, находящейся впереди. Занимающиеся выполняя полушпагат держит спину прямо, руки в стороны, либо туловище наклонено назад и соответственно, руки вверх - назад.

ТЕРМИНЫ.

Вольные упражнения

Седы – положение сидя на полу

Присед – положение занимающегося, в котором ноги согнуты, опора на носках, руки в любом положении

Упор – положение занимающегося с опорой руками, при котором его плечи , плечевая ось, выше точек опоры.

Положение лежа – обычное, руки опираются у груди: на спине, ноги согнуты, руки обычно вдоль тела: на правом, левом боку с опорой одноименным предплечьем

Наклоны – для обозначения наклонов применяется термин «наклон» и указывается его направление.

Равновесие – горизонтальное положение тела в упоре, в стойке на одной ноге.

Мост – дугообразное максимально прогнутое положение занимающегося спиной к полу с опорой руками и ногами

Шпагат – сед с предельно разведенными ногами, в сторону, правой или левой ногой.

Полушпагат – сед на пятке согнутой ноги, находящейся впереди.

Стойка – вертикальное положение тела ногами вверх

Акробатические упражнения

Перекат – вращательное движение тела с последовательным касанием опоры, без переворачивания через голову.

Кувырок – вращательное движение тела с последовательным касанием опоры и переворачиванием через голову.

Полупереворот – вращательное движение тела прыжком с одной его части на другую, без полного переворачивания

Колесо – вращательное движение тела с последовательной и равномерной опорой каждой рукой и ногой без фазы полета

Переворот – вращательное движение тела с полным переворачиванием и с промежуточной опорой руками или головой, или одновременно

Группировка – максимально согнутое положение туловища и ног с захватом за середину голеней.

Переворот назад – вращательное движение тела назад с промежуточной опорой руками

Темповые прыжки – такие, которые выполняются для увеличения высоты взлета исполнителя.

Меры предупреждения травм на занятиях акробатикой.

В процессе выполнения упражнений тренер обязан обеспечить полную безопасность занятий. Во время проведения занятий важно добиваться соблюдения порядка и дисциплины, точного и своевременного выполнения всех команд.

До начала занятий необходимо проверить состояние инвентаря, а также спортивную одежду занимающихся. Занимающиеся должны входить в зал только с разрешения преподавателя. В процессе занятий тренер должен следить за дозировкой, не предлагать ученикам упражнения, превышающие их возможности. Необходимо соблюдать определенную последовательность в овладении упражнениями.

Довольно часто травмы являются следствием перегрузки гимнастов. Чтобы избежать переутомления, необходимо знать его признаки:

  1. резкое снижение внимания.
  2. ухудшение качества выполнения упражнений
  3. нарушение координации движения
  4. усиленное потоотделение, покраснение кожи лица

Тренер обязан спрашивать занимающихся об их самочувствии, а также постоянно следить за их состоянием.

Одновременно с освоением техники исполнения упражнений необходимо обучать занимающихся приемам страховки и самостраховки, умение самостоятельно выходить из опасных положений.

Характеристика акробатических упражнений.

В акробатике главным образом применяются одиночные упражнения: мосты, шпагаты, различные стойки и акробатические прыжки.

Все акробатические прыжки подразделяются на пять групп:

  1. Перекаты
  2. Кувырки
  3. Перевороты
  4. Полупереворот

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА

  1. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.
  2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. – М., 1989.
  3. Актуальные проблемы воспитания актерских и режиссерских кадров эстрады в ВУЗе. Сборник научных трудов. – Л.: ЛГИТМиК, 1987.
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
  5. Баринов В.А. Особенности восприятия в цирке (Цирк как способ художественного отображения окружающей действительности). – М., 2006.
  6. Бейкина Т.М., Ломова Г.В. Музыка и движение. – М., 1982.
  7. Баринов В.А. Основы циркового творчества – М., 2004.
  8. Баринов В.А. Художественно-образная структура циркового искусства. –
  9. М., 2005.
  10. Барышникова Т. – Азбука хореографии (Внимание: дети). – М., 1999.
  11. Возрастная и педагогическая психология. // Под ред. А.В. Петровского. –
  12. М., 1980.
  13. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1993.
  14. Гуревич З. О жанрах советского цирка. – М.: Искусство, 1977.
  15. Дмитриев Ю. Искусство цирка. – М.: Знание, 1964.
  16. Дриго А. Мир цирка. – М.: Искусство, 1983.
  17. Дополнительное образование детей: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений /под ред. О.Е.Лебедева. – М.:ВЛАДОС, 2000.
  18. Костовицкая В., Писарев А., Основы классического танца. – Л., 1968.
  19. Коркин В.П. Парные и групповые акробатические упражнения. – М.: Физкультура и спорт, 1976.
  20. Лисицкая Т.С. «Хореография в гимнастике» - М.: Физкультура и спорт, 1982.
  21. Местечкин М. В театре и в цирке. – М.: Искусство, 1976.
  22. Морозов М.А. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях. – СПб.: Образование, 1992.
  23. Основы сценического движения/ Под ред.И.Коха. – М.: Просвещение, 1976.
  24. Овсянников С. Зрелищность и выразительность театрализованного представления. – Санкт-Петербург, 2003.
  25. Цветков В. Жонглирование. – М.: Искусство.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ

  1. Булок А., Джеймс Д. Хочу быть клоуном. – Вильнюс, 1996
  2. Викторов А. С пером у карандаша. – М., 1984
  3. Донская М.Г. Тайны загадочного жанра. – М., 1998
  4. Искусство клоунады /под ред. М.Коган – М., 1969.
  5. Клудский К., Цибула В. Жизнь на манеже – М., 1974.
  6. Любимый цирк: рассказы артистов цирка. – М., 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Фитбол - гимнастика»

В последнее время отмечается тенденция использования разнообразных инновационных средств физической культуры с оздоровительной и лечебно – профилактической направленностью на занятиях с детьми р...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно – спортивной направленности «СА – ФИ – ДАНС» (танцевально – игровая гимнастика)

Оздоровительно – развивающая программа «Са – Фи – Данс» по танцевально-игровой гимнастике (автор Фирилёва Ж.Е, Сайкина.Е.Г) направлена на всестороннее, гармоничное развит...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Школа мяча»

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа мяча»Направленность: физкультурно-спортивнаяУровень: базовыйВозраст обучающихся: 5-7 летСрок реализации: 1 г...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Фитбол-гимнастика"

Данная программа создана для работы по укреплению здоровья детей, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивная направленность Возраст обучающихся 5-7 лет «Спортивная страна «Игралия»

       1.Пояснительная записка.Данная программа предусматривает реализацию ФГОС дошкольного образования, которая предполагает развитие личности, мотивации и способности...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО - СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Физкультурная сказка»

В дошкольном возрасте опорно –двигательный аппарат находится в стадии интенсивного развития его формирование ещё не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к...