Актуальный педагогический опыт по теме
учебно-методический материал по физкультуре (подготовительная группа)

Шаповалова Алина Сергеевна

Развитие мелкой и крупной моторики, ловкости и координации движений

 посредством здоровьесберегающей технологии

«Карабин, верёвка и канат – для здоровья нам заряд»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл apo_karabin_verevka_mbdou5_gubkin.docx105.86 КБ

Предварительный просмотр:

Шаповалова Алина Сергеевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 5 «Берёзка» города Губкина Белгородской области

Ленина ул., д. 20, г. Губкин,  Белгородская область, 309183, тел.: (47241) 2-20-64

E-mail: mbdou5@list.ru    http://ds5-berezka.ru

Развитие мелкой и крупной моторики, ловкости и координации движений

 посредством здоровьесберегающей технологии

«Карабин, верёвка и канат – для здоровья нам заряд»

Автор опыта:

Шаповалова Алина Сергеевна

воспитатель

МБДОУ «Детский сад

общеразвивающего вида № 5 «Березка»

города Губкина Белгородской области

Губкин 2023

Содержание

Информация об опыте ………………………………………………

3

Технология опыта …………………………………………………..

8

Результативность опыта …………………………………………….

14

Библиографический список ………………………………………...

18

Приложение к опыту ………………………………………………..

19

Раздел I

  1. Информация об опыте

Условия возникновения, становления опыта.

Опыт возник и создавался на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида № 5 "Березка" города Губкина Белгородской области. В учреждении функционирует 5 групп общеразвивающей направленности. Образовательный процесс осуществляют 12 педагогов.

Масштабные изменения, реализуемые в системе российского образования в последние годы, обусловливают необходимость отказа от стандартизированных методологических практик в пользу новых образовательных технологий, для которых характерна вариативность содержания, учет индивидуальных особенностей, творческо-поисковый компонент.

В соответствии с Указом президента Российской Федерации от 07.05.2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» одной из целей ставится воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. А решение данной задачи возможно только в инновационном режиме.

Отсутствие спортивного зала подтолкнуло к поиску новых идей и технологий в решении задач физического развития.

Реализация инновационной технологии в области здоровьесбережения детей ведется в саду на протяжении 10 лет. За это время было реализовано семь проектов, направленных на оздоровление  и повышение уровня физического развития  детей.  

В соответствии с Программой развития на 2019-2023 год на базе одной возрастных групп реализовывался проект «Один на всех – все для здоровья», с использованием каната. В ходе реализации проекта была выявлена положительная динамика в развитии физических качеств у дошкольников. В 2021 году данный проект был внесен в муниципальный банк АПО.

По данным предварительной диагностики, проводившейся в сентябре 2020 года была выявлена проблема низкого уровня развития мелкой моторики, координации и ловкости у воспитанников средней группы, высокий уровень заболеваемости детей. Это подтолкнуло к модернизации оздоровительной технологии «Один на всех-все для здоровья»

Итоги диагностики позволили сделать вывод о необходимости и целесообразности внедрения новой технологии «Карабин, веревка и канат – для здоровья нам заряд» при организации образовательного процесса, направленного на оздоровление и физическое развитие детей дошкольного возраста, а также повышение результативности воспитательной работы в контексте внедрения Программы воспитания.

 

Актуальность опыта.

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста занимает во всем мире приоритетные позиции. Данный вопрос всегда был актуален, но в последнее время стал более чем остро. По последним статистическим данным неуклонно уменьшается число здоровых детей, одновременно с этим возрастает количество больных и детей – инвалидов. Так рассматривая проблемы сохранения здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях, отмечено, что до поступления в детский сад выявляется 27,5 % детей, имеющих проблемы со здоровьем, в 6 лет – 43,2%, в 7 лет – 58,3% - то есть больше, чем в 2 раза. Поэтому вопрос о сохранении и укреплении здоровья в детских дошкольных организациях всегда остается одним из первостепенных. Для решения этого вопроса используется проектная технология воспитательно - оздоровительной направленности.

Актуальность воспитательно-оздоровительной технологии «Карабин, верёвка и канат - для здоровья нам заряд  заключается в следующем:

  • решение задач в соответствии с приоритетными направлениями инновационной деятельности в сфере образования региона: «создание современной образовательной среды для обучающихся» и «укрепление здоровья субъектов образовательных отношений, продвижение ценностей здорового образа жизни» [12];
  • внедрение в физкультурно-оздоровительную работу ДОУ на основании Указа президента Российской Федерации от 07.05.2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» инновационных проектов здоровьесберегающей направленности.
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации

от 25.11.2022 г.№ 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования».

  • Расширение спектра подразделов физического развития в федеральной образовательной программе дошкольного образования – «Активный отдых».  

В связи с очередными попытками реформировать систему образования на основе  внедрения федеральной образовательной программы, метод проектов, наряду с некоторыми другими методами, отражает основные принципы личностно ориентированного подхода, гуманистической педагогики, который создает единое ядро содержания дошкольного образования, которое будет приобщать детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям, воспитывать и развивать ребенка с активной гражданской позицией, патриотическими взглядами и ценностями.

Инновационные технологии в нашем Учреждении не ограничиваются исключительно воспитательно-образовательной средой, а характеризуются внедрением качественно новых решений для совершенствования физкультурно-оздоровительной работы.  Первостепенно акцентировалось  внимание на таких инновационных  технологиях оздоровления и воспитания, которые позволяют качественно и гармонично изменить традиционный процесс дошкольного образования. К их числу относятся следующие технологии:

  •  здоровьесберегающие, направленные на сохранение и укрепление здоровья дошкольников, сознательное приобщение к здоровому образу жизни;
  •  технологии проектной деятельности — системы практической работы, предусматривающие постановку вопроса и самостоятельный поиск ответа;
  •  игровые, призванные сберечь и закрепить главный метод познания мира, характерный для детей дошкольного возраста — через игру в увлекательной форме.

Внедрение в дошкольные образовательные организации здоровьесберегающих и воспитательных технологий являются наиболее эффективными средствами предотвращения ряда социальных проблем и недостатков в обеспечении реализации основной цели и задач ФОП ДО.  

Наряду с этим выявлены следующие противоречия:

- между требованиями ФОП дошкольного образования к условиям развивающей предметно-пространственной среды и отсутствием спортивного зала в Учреждении;

- требованием ФГОС ДО и  недостаточным  использованием педагогами вариативных форм направленных на развитие детской инициативе и самостоятельности;

-между необходимостью интеграции патриотического, духовно-нравственного во все виды детской деятельности и недостаточным включением методов патриотического воспитания в технологии, направленные  на сохранение и укрепление здоровья детей.

Ведущая педагогическая идея опыта.

        Идея опыта заключается в комплексном подходе к реализации задач нравственного воспитания и физического развития детей дошкольного возраста посредством воспитательно-оздоровительной технологии «Карабан, верёвка и канат – для здоровья нам заряд».  

Длительность работы над опытом.

        Работа по данной теме рассчитана на четыре года обучения (2020-2023 год) и включает в себя три этапа.

1 этап: аналитико-диагностический –  сентябрь - октябрь  2020 года.

На данном этапе анализировались исходные теоретико-методологические проблемы физического развития и духовно-нравственного воспитания, изучались научные источники. Были обстоятельно изучены здоровьесберегающие и проектные технологии, подготовлена проектная документация.    

        Сформулированная на первом этапе исследования методологическая и теоретическая база, позволила перейти ко второму - основному этапу.

2 этап: практический - октябрь 2020 года – май 2023 года.

Реализация воспитательно – оздоровительной системы «Карабин, верёвка и канат - для здоровья нам заряд», апробация здоровьесберегающих инновационных технологий, интеграция духовно-нравственного воспитания и физического развития, оснащение предметно-пространственной среды необходимым авторским оборудованием, пособиями и методическим обеспечением.

3 этап: аналитико-обобщающий – июнь – сентябрь 2023 года.

На завершающем этапе анализировались и обобщались итоги, определилась логика изложения материала, уточнялись теоретические и технологические выводы, осуществлялось обобщение полученных результатов, обобщение опыта.

Диапазон опыта.

Опыт работы реализуется через комплексный подход к духовно-нравственному воспитанию и физическому развитию детей,  имеет широкий диапазон, представленный системой работы по реализации воспитательно – оздоровительной технологии «Карабин, верёвка и канат – для здоровья нам заряд».

        Материалы опыта содержат диагностический инструментарий физических показателей развития ловкости, крупной и мелкой моторики, межличностных отношений детей в группе; каталог алгоритмов вязания узлов, картотека рефлексивных техник, картотека подвижных и дидактических игр с использованием карабинов, верёвок и каната, конспекты кульминационных мероприятий с детьми, «Энциклопедия узлов», проектная технология работы с семьями воспитанников «Узелки на здоровье», контент – план освещения реализации технологии в соц. сетях.

Теоретическая база опыта.

Теоретическую основу данного опыта составляют исследования в области проектной, здоровьесберегающей технологий, основ наузистики Прежде, чем начать говорить о теоретической базе опыта, определим основные понятия.

«Технология» - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов. (Данное определение предлагается Деркунской В.А.-канд. пед. наук)[4].

«Здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения [11].

Г.К. Селевко понимает под педагогической технологией «науку, исследующую наиболее рациональные пути обучения; систему принципов, регулятивов, применяемых в обучении; реальный процесс обучения» [10].

«Проект» от латинского «projektus» означает буквально «выброшенный вперед». Французское слово «projet» переводится как «намерение, которое будет осуществлено в будущем». Таким образом, проект – это «брошенный вперёд» прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование – это процесс создания проекта. Сам термин «метод проектов» пришел к нам из Америки в начале прошлого века. Основателями его считаются американские ученые Дж. Дьюи и его ученик В.Х. Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни. В Европе данный метод прижился в школах Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов, Финляндии и в других стран. Только в 80-е годы в педагогическую практику нашей страны метод проектов снова пришел из-за рубежа.

Характеристика современной педагогической технологии проектов дана в работах Е.С. Полат. Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика его использования показывает, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее» [8]. В конце XX века проектирование превратилось в распространенный вид интеллектуальной деятельности. Метод проектов, по мнению Е.С. Полат, «педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию знаний, умений, навыков, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования)» [8].

Наузистика — это наука об узлах, их классификации, группах и способах вязки. 

Анализ вышеуказанных научных трудов дает основание утверждать, что во многих смежных научных изысканиях содержатся существенные теоретико-методологические и методические разработки, которые можно использовать в процессе проектирования, внедрения и реализации воспитательно - оздоровительной технологии «Карабин, верёвка и канат – для здоровья нам заряд», а также при создании организационно-педагогических условий для духовно – нравственного воспитания и  физического развития детей.

        Новизна опыта

Новизна опыта заключается в следующем:

  •  в интеграции здоровьесберегающей технологии в духовно-нравственное воспитание детей;
  • В модернизации и преобразовании предшествующих результативных проектов  «За здоровьем в старый парк», «Один на всех – все для здоровья»;
  • в комбинировании элементов методик и технологий (элементарный туризм с  командообразованием,  с детским ориентированием на местности;  обучение  основным видам движения с использованием каната как «Живого снаряда»; вязание узлов с художественно-эстетическим развитием);
  • разработке и адаптировании упражнений и спортивных игр для дошкольников с применением каната, карабинов и верёвок. 

Характеристика условий, в которых возможно использование данного опыта работы.

Данный опыт может представлять практический интерес для руководителей и старших воспитателей, а также педагогических работников дошкольных образовательных организаций,  студентов педагогических колледжей. Воспитательно-оздоровительная система «Карабин, верёвка и канат – для здоровья нам заряд» апробирована на практике и имеет высокие показатели и результаты, может быть использована любой дошкольной образовательной организацией.

        

Раздел II

Технология описания опыта.

Целью педагогической деятельности в данном направлении является обеспечение положительной динамики роста показателей физических качеств (выносливость, координация, быстрота, ловкость) у детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательную деятельность воспитательно - оздоровительную систему «Карабин, веревка и канат – для здоровья нам заряд».

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

  1. Изучить в научной литературе методические аспекты применения проектной технологии в ходе организации физкультурно-оздоровительной работы в Учреждении.
  2. Разработать и апробировать воспитательно - оздоровительную систему технологии, направленную на развитие физических качеств (ловкость, выносливость, координация, быстрота) у детей, мелкую и крупную моторику подготовительной группы.
  3. Отследить эффективность, систематизировать теоретический и практический материал по теме опыта.
  4. Пополнить развивающую предметно-пространственную среду новым спортивным и игровым оборудованием, необходимым для реализации системной проектной технологии «Карабин, веревка и канат – для здоровья нам заряд».

Деятельность по реализации поставленных задач строилась на основе системной проектной технологии здоровьесберегающей направленности.

На начальном этапе работа по данному направлению началась с подбора и изучения научно-методической, педагогической литературы, которая позволила сформировать представления о проектной деятельности.

Были подобраны диагностические методики:

  1. для выявления уровня социально-личностного развитиясоциальных навыков детей использовала диагностику социально-личностной компетенции Дыбиной О. В., Анфисовой С. Е., Кузина А. Ю.  (Приложение №1).
  2. для определения сформированности мелкой моторики (Бачина О.В., Коробова Н.Ф. практическое пособие для педагогов и родителей) (Приложение №2).
  3. Для оценки физического развития дошкольников были взяты нормативы Ю.Н.Вавилова, С.Б. Шармановой, О.А. Сиротина. (Приложение №3).

При определении физического развития детей нами были получены следующие результаты:

группа

Количество детей

% отношение

Высокий уровень

2

10%

Уровень выше

среднего

8

40%

Средний уровень

10

50%

Исследование ловкости и скоростных качеств (быстроты) проводилось по методике В. И. Усакова и включало тесты: челночный бег, бег на 30 м. (Приложение №4).

 

группа

Количество детей

% отношение

Челночный бег                

Высокий

4

20%

Средний

6

30%

Низкий

10

50%

Бег на 30 м

Высокий

4

20%

Средний

10

50%

Низкий

6

30%

По всем параметрам были получены следующие результаты:

Высокий

8

20%

Средний

16

40%

Низкий

16

40%

В целом по детям необходимо отметить, что более 40% детей, принимавших участие в диагностике, имеют средний и низкий уровни развития быстроты и ловкости.

А вот диагностика по определению моторики детей, показала, что 50 % детей имеют средний и низкий уровни.

Полученные результаты диагностики социально-личностной компетенции детей выявили, высокий уровень у 10%, это дети, которые берут на себя функцию организатора взаимодействия, распределяют обязанности; проявляют умение выслушать сверстника, согласовать с ним свои предложения, уступить, убедить; способные оказать взаимопомощь и обратиться в случае затруднений за помощью к взрослому или сверстнику.

Средний уровень показали – 40 %, эти дети недостаточно инициативны, принимают предложения более активного сверстника, однако могут возразить, учитывая свои интересы, выступают со встречным предложением; знают нормы организованного взаимодействия, но могут их нарушать (не всегда учитывает интересы сверстника); замечают затруднения сверстников, но не всегда оказывают необходимую помощь; помощь принимают, но самостоятельно за ней не обращаются;

И низкий уровень имеют 50% детей, которые не проявляют активности, пассивно следуют за инициативными детьми, не высказывая своих пожеланий; не знают норм организованного взаимодействия или не соотносят необходимость их выполнения по отношению к себе; проявляют равнодушие к сверстникам либо неспособность оказать действенную взаимопомощь; от помощи взрослого и сверстников отказываются.

В большей части дети показали низкий уровень сформированности социально – коммуникативных навыков развития.

В течении проектной технологии был создан постер достижений в виде иллюминаторов на шкафчиках детей, где дети привязывают узелки своих достижений по образовательным областям. Фиксацию узелками своих достижений воспитанники осуществляют 1 раз неделю по пятницам.

Постер достижений – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в определенный период его развития

Главная цель — создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Постер достижений фиксирует значимые достижения ребенка, тем самым побуждая, добивается более высоких целей.  Он более доступен и открыт для других, т.к. его размещают на самом видном месте: в раздевалке группы, где все смогут обратить на него внимание.

         Было решено внедрить в работу алгоритмы по завязыванию узлов. Заковыристое слово «наузистика» обозначает искусство вязать узлы. Точнее науку о завязывании узлов.

           Жить без узлов практически невозможно. Завязать узел — абсолютно необходимое умение. А важнее всего завязывать узлы с коррекционно-развивающей целью. При завязывании узлов задействованы мелкие мышцы рук, что очень важно для обучения детей рисованию, письму, выполнению различных практических действий. Кроме того, у детей формируются такие важные качества, как терпение, ловкость, настойчивость. А если завязывать узел с закрытыми глазами, спрятав руки за спину, то развиваются пространственные представления, тактильная память. 

           По словам В. А. Сухомлинского, «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. А также узелок — настоящий тренажёр для развития остроты зрения.

Был создан тренажер завязывания узлов. И дети могут в любое свободное время тренироваться в завязывании узлов по алгоритму и по памяти, а также с родителями. Появилась энциклопедия узлов, картотека алгоритмов узлов.

Разработана технология взаимодействия с родителями «Узелки на память». Для каждого ребенка сделан плоскостной макет карты Губкинского городского округа. Семьи, посетив интересное место или достопримечательность, приносят фотографию с данного путешествия и  завязывают фотографию на узелок на своей карте.

Разработан каталог игр, который включает: подвижные игры, (приложение), дидактические игры (приложение), игры на командообразование (приложение). Игровая деятельность проводится во время самостоятельной деятельности, в образовательных ситуациях, на прогулке, используется в досугах и развлечениях. Например, дидактическая игра с веревкой «Веселая змейка» дети выкладывают шнур по образцу (узоры, буквы, цифры).

На физкультуре используется канат во всех частях образовательной ситуации (ОРУ, основные движения, подвижные и малоподвижные игры, рефлексия, дыхательная гимнастика).

Для игры на командообразование был создан атрибут «лабиринт» (приложение). В которой принимает участие команда из 6 детей и цель-прокатить мяч из большого тенниса по всему лабиринту, и загнать в лунку в центре лабиринта. Так же создан более маленький атрибут «Уловка» с шнурками. Где дети, командой из 4 человек делают башню из одноразовых стаканчиков без рук.

Так же создана копилка рефлексивных техник (приложение). Рефлексия: (может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе) деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы в процессе занятий. Содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Рефлексия помогает обучающимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.

Раздел III

Результативность опыта.

Результативность воспитательно - оздоровительной системы «Карабин, веревка и канат – для здоровья нам заряд» отслеживалась посредством диагностик, которые были проведены в конце проекта.

Диагностика физического развития детей нами были получены следующие результаты:

группа

Количество детей

% отношение

Высокий уровень

8

40%

Уровень выше

среднего

6

30%

Средний уровень

6

30%

Исследование ловкости и скоростных качеств (быстроты) проводилось по методике В. И. Усакова и включало тесты: челночный бег, бег на 30 м. (Приложение №4).

 

группа

Количество детей

% отношение

Челночный бег                

Высокий

5

25%

Средний

12

60%

Низкий

3

15%

Бег на 30 м

Высокий

7

35%

Средний

12

60%

Низкий

1

5%

По всем параметрам были получены следующие результаты:

Высокий

6

30%

Средний

12

60%

Низкий

2

10%

В целом по детям необходимо отметить, что 90% детей, принимавших участие в диагностике, имеют высокий и средний уровни развития быстроты и ловкости.

Полученные результаты диагностики социально-личностной компетенции детей показали, высокий уровень у 40%, средний уровень показали – 25 %, и низкий уровень имеют 35% детей.

В большей части дети показали высокий уровень сформированности социально – коммуникативных навыков развития.

А вот диагностика по определению моторики детей, показала, что все дети имеют либо средний (13 детей) уровень либо высокий (7 детей), а детей с низким уровнем моторики вообще нет.

Таким образом, для того, чтобы превратить группу детей в мобильный, жизнеспособный, позитивно направленный, развивающийся детский коллектив, отношения в котором основываются на уважительном, доброжелательном отношении детей друг к другу, необходимы командные игры, совместные походы и «мозговые штурмы», которые помогут сплотить детский коллектив и сделать его настоящей супер командой.

Библиографический список:

1. Геллерт М., Новак К. Все о командобразовании М. : Вершина, 2006.

2. Дресвянина, А. М. Игры на сплочение детского коллектива / А. М. Дресвянина, Ю. В. Хамидулина. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2015.

3. Жуков Ю. М., Журавлев А. В., Павлова Е. Н. Технологии командообразования. М. : Аспект пресс, 2008.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Ф., Грабенко Т. М. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд. - СПб. : Речь, 2011.

5. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения/ Пер. с нем. — М. : Генезис, 2003. — 400 с.

6. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. М. : Генезис, 2003.

7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. М. : Генезис, 1998.

8. «Рисование верёвочкой», А.В. Никитина.

  1. «Ступеньки творчества или развивающие игры», Б.  П. и Е. А. Никитины.
  2. «Большая энциклопедия узлов», 2016 г, Марк Шпаковский.
  3. Полная энциклопедия: «Узлы», Джеффри Будворт.
  4. «Большая книга узлов», Колин  Джермен.
  5. И. П. Дыбина,  « Путешествие в прошлое предметов».
  6. «Новый взгляд на игры Никитиных», 2003, Елена Данилова.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальный педагогический опыт по теме: "Формирование навыков ориентирования в пространстве у дошкольников посредством обучения играм и упражнениям с математическим содержанием".

Одним из приоритетных направлений в работе детского сада является подготовка детей к успешному обучению в школе. В рамках данного направления педагогом была выбрана тема опыта «Формирование навыков ор...

Актуальный педагогический опыт

В педагогическом опыте описывается работа педагога по теме" Исследовательская деятельность дошкольников", которую он вел на протяжении трех лет....

Актуальный педагогический опыт по теме: "Развитие внимания у детей среднего и старшего дошкольного возраста с помощью игр экологического содержания"

Актуальный педагогический опыт по теме:"Развитие внимания у детей среднего и старшего дошкольного возраста" выполнен мной на базе МБДОУ детский сад № 41 г. Белгорода. Он содержит опирание моей работы ...

Актуальный материал: К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ КОНКУРСУ "ПЕДАГОГ ГОДА - 2020 " Педагогический опыт по теме: ««STEAM-технология, новая ступень в развитии детей дошкольного возраста».

В настоящее время высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. В детских садах, школах и институтах ведущее место начинают зани...

Актуальный педагогический опыт работы по теме "Развитие связной речи у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата посредством мнемотехники"

Актуальный педагогический опыт работы по теме"Развитие связной речи у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата посредством использования мнемотехники"...

Актуальный педагогический опыт «Обогащение двигательного опыта дошкольников в процессе интерактивного педагогического взаимодействия участников образовательного процесса».

Ведущая    педагогическая     идея     опыта заключается в создании необходимых педагогических условий для обогащения двигательного опыта дошколь...

Актуальный педагогический опыт на тему: "Развитие логического мышления дошкольников средствами интерактивных игр VAY TOY (Вэй Той)"

Актуальный педагогический опыт на тему: "Развитие логического мышления дошкольников средствами интерактивных игр VAY TOY (Вэй Той)"...