Консультация для педагогов "Методика проведения интегрированных физкультурных занятий экологической направленности с детьми дошкольного возраста на свежем воздухе"
консультация

Ахмедова Александра Васильевна

Консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ

Обострение существующих на данном этапе экологических проблем диктует необходимость работы по формированию экологического сознания у детей. А дошкольный возраст – это начальная стадия формирования личностных качеств, целостная ориентация человека. В этот период ставится позитивное отношение к природе, к себе и к другим людям. Смысл обучения каждого ребенка – самосознание как часть природы, развитие в нем экологического мышления, а это сопровождается соблюдением определенных норм поведения, которые послужат критерием оценки экологического воспитания.

Основы экологического мировоззрения детей дошкольного возраста должны формироваться на основе единства и взаимосвязи образовательной области "физическая культура" с другими образовательными областями учебной программы дошкольного образования. Показано, что усвоение экологических знаний эффективно, когда дети непосредственно участвуют в двигательной деятельности. В связи с этим особенно актуально проводить занятия по физическому воспитанию на открытом воздухе с экологической ориентацией, способствующие общению детей с природой непосредственного окружения, направленные на формирование творческого отношения ребенка к миру и к себе, воспитание сознательного отношения к своему здоровью, способности управлять своим телом и др.

Занятия физкультурой с экологической ориентацией предусматривают использование специальных упражнений и игр на открытом воздухе, ориентированных на окружающую среду, которые имитируют объекты и явления живой и неживой природы, деятельности в природной среде и т.д. Такие занятия, как правило, имеют специфический сюжет естественной истории, позволяющий воспитанникам, погружаться в предложенные обстоятельства, ставить себя на место живых объектов и тем самым знакомиться со своей жизнью изнутри.

Ребята всех возрастных групп относятся к сюжетным занятиям с большим интересом. Они быстро включаются в игру, легко входят в образ, поэтому они начинают гораздо лучше понимать чувства и переживания, например, животные, которые ежедневно сталкиваются с проблемами получения пищи, спасения от врагов, выращивания цыплят и т.д., формирование экологических идей обеспечивается развитием способности детей логически "вычислять" вероятное поведение живых объектов в каждой конкретной ситуации. По мере того, как они приобретают опыт и понимают значение таких игр. Дети учатся быстро реагировать на новые игровые ситуации и события, что влияет на точность их соответствующих двигательных действий.

Занятия по физическому воспитанию с экологической ориентацией являются комплексными или интегрированными и проводятся в два этапа. Задача первого этапа – обновить знания, которые потребуются на занятии. Для этого проводится вводный разговор с использованием методов косвенной видимости фотографий, изображений, плакатов, изображающих рассматриваемые события, а также дети на фотографиях видят истинную окраску животных, множество реальных событий в их жизни, движения, позы, поведение. Продолжительность разговора не превышает 5 минут.

Второй этап полностью является физкультурным. Его продолжительность и содержание соответствуют нормативным и программным требованиям организации физического воспитания детей дошкольного возраста. В подготовительной части занятия могут использоваться физические упражнения (например, ходьба в сочетании с бегом), затем наблюдения за природой проводятся в сочетании с тематическими упражнениями и играми на свежем воздухе, и, наконец, занятие заканчивается упражнениями низкой интенсивности или наблюдениями ближайшей природной среды в сочетании с ходьбой в умеренном темпе.

Предметом занятия может быть воспроизведение впечатлений от специально организованных наблюдений за животными ("веселые котята", "лошади", "зайчики прыгают на лужайке" и т.д.), природных явлений ("снежок – мой друг"," весеннее веселье", "встреча с метелью" и т.д.), общественной жизни ("молодые спасатели", "на ракете-в космос" и др.). Педагог эмоционально описывает различные события в жизни изучаемых предметов, в зависимости от выбранного предмета, и дети их описывают. При таком подходе у детей обучаются многие умственные операции, так как они должны не только слышать рассказ педагога, но и понимать его, превращая в собственные действия. Если учесть, что история разворачивается без пауз и перерывов, то детям необходимо выполнить значительную умственную нагрузку. Это способствует формированию интеллектуальных способностей, а также развитию детского воображения и внимания.

Педагогическими условиями реализации разработанных занятий являются:

  • обеспечение целостности педагогического процесса на основе координации содержания образовательных программ по физическому и экологическому воспитанию дошкольников;
  • определение наличия экологического пути как необходимого элемента предмета-пространственной и физкультурно-игровой развивающей среды;
  • осуществление комплексного воздействия на сознательную, эмоционально-сенсорную и активную сферы личности ребенка.

Опыт показывает, что занятия по физическому воспитанию, ориентированные на окружающую среду, положительно влияют на развитие различных аспектов личности ребенка:

  • расширяет представления детей о животном и растительном мире, природных и социальных явлениях;
  • способствует формированию эмпатии, то есть способности сопереживать другим людям, растениям, животным, создают предпосылки для реализации необходимости беречь и охранять все живое;
  • положительно влияет на способность анализировать и понимать речь педагога, создавать мысленный образ на основе словесного описания;
  • стимулирует развитие образного и логического мышления.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста на свежем воздухе в зимний период.

Дошкольный возраст – решающий в формировании фундамента здоровья детей. На современном этапе развития общества по-новому ставится задача воспитания здоровых, гармонично развитых людей, обл...

"Веселые старты" с детьми старшего дошкольного возраста на свежем воздухе зимой

quot;Веселые старты" с детьми старшего дошкольного возраста на свежем воздухе зимой...

Статья на тему: "Подвижные игры с детьми дошкольного возраста на свежем воздухе"

Подвижные игры на улице – это отличная возможность весело провести время на прогулке с пользой для здоровья. С их помощью ребенок учится взаимодействию с окружающим миром, начинает реализовать п...

Воспитательный потенциал семьи. Организация взаимодействия с родителями при реализации проектной деятельности экологической направленности с детьми дошкольного возраста. (2023 г.)

Экологическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, которое  в последнее время стало одним из приоритетных в воспитательно - образовательной деятельности дошк...

Консультация для родителей «Как организовать домашнее занятие по аппликации с детьми дошкольного возраста".

                   Детские аппликации — это отличный инструмент для развития творческого мышления, причем иногда у детей появляется гораз...

Консультация для родителей «Как организовать домашнее занятие по аппликации с детьми дошкольного возраста.

А вы занимаетесь с ребенком аппликациями? Основным преимуществом этой деятельности является развитие мелкой моторики рук. Даже если ребенок еще достаточно маленький и не может держать в руках ножницы ...