Воспитательный потенциал семьи. Организация взаимодействия с родителями при реализации проектной деятельности экологической направленности с детьми дошкольного возраста. (2023 г.)
статья (младшая группа)

Сухова Надежда Александровна

Экологическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, которое  в последнее время стало одним из приоритетных в воспитательно - образовательной деятельности дошкольных учреждений.  Это не просто дань «модному» направлению, а необходимость, диктуемая временем. Причина тому – произошедшие в последние десятилетия изменения экологических условий на планете, повлекшие за собой многочисленные социально-экологические проблемы, одна и которых – воспитание экологически грамотного человека.

Экологическое воспитание, как и любое другое, закладывается в семье. Родители являются первыми учителями. Дети берут с родителей пример. Но, родители не всегда подают своим детям положительный пример поведения в природе, не всегда знают, как правильно рассказать детям о природе, о том, как заботиться о животных, нередко показывают дурной пример. И наша задача, педагогов, направить родителей, расширить их воспитательный потенциал. И в этом нам помогают экологические  проекты….

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suhova_n.a._doklad.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  общеобразовательное учреждение

«Каменский детский сад»
Богородского муниципального района Нижегородской области

Воспитательный потенциал семьи.

Организация взаимодействия с родителями  

при  реализации проектной деятельности экологической направленности с  детьми дошкольного возраста.

Сухова Надежда Александровна

воспитатель1-ой кв. категории

педагогический стаж: 12 лет

с. Каменки, 2023

«Воспитывает все: люди,  вещи, явления,

но прежде всего и дольше всего – люди.

 Из них  на первом месте – родители и педагоги»

(Антон Семенович Макаренко)

В наше время проблемы экологического воспитания детей не только не потеряли своей актуальности, а наоборот, выходят на первый план. Причиной этого является деятельность человека, который, вмешиваясь в привычный цикл природы, нарушает его экологическое равновесие, чем, сам того не подозревая, губит и без того хрупкий механизм. Такая экологически безграмотная, пагубная для природы деятельность человека негативно влияет и на нас самих. Ведь все то, что необходимо человеку для жизни, для его существования дает ему окружающая среда.

А заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Семья - это главный институт воспитания, где и начинается экологическое воспитание, закладываются основы личности, в том числе и позитивное отношение к природе, окружающему миру.

Вместе с тем семья обладает неимоверным по силе воздействия на ребенка воспитательным потенциалом: во-первых, воспитательная сила личного примера родителей; во- вторых, благоприятная атмосфера в семье создается для развития у ребенка доброты, сострадания, заботы, в том числе и по отношению к объектам природы; в-третьих, семья имеет неограниченные возможности для включения детей в хозяйственно-бытовую деятельность, связанную с объектами природы.
Среди большинства родителей воспитанников отмечается  низкий уровень экологической культуры, который подразумевает под собой экологическую неграмотность, неинформированность, неубеждённость и неактивность в повседневной реализации норм рационального природопользования. В семьях с меньшим уровнем образованности родителей дети относятся к природе более прагматично, тем самым снижается воспитательный потенциал семьи. И мы, педагоги, должны помочь повысить образованность, воспитательный потенциал родителей, тем самым  способствовать установлению у детей более богатых духовных связей с природой. Ведь только опираясь на семью, только совместными усилиями, мы сможем решить главную нашу задачу – воспитать человека экологически грамотного, умеющего просто любить все живое, бережно относясь к нему и желающего сберечь и сохранить то, что подарила ему мать – природа. На плечи воспитателей дошкольных учреждений ложится огромная ответственность за экологическое воспитание подрастающего поколения. Наша задача – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, побудить их к содействию и на личном примере, а не на словах, показывать ребенку правильное поведение в природе.

Я хочу поделиться своим опытом работы по формированию экологической культуры у дошкольников, которая базируется на привлечении родителей к проектной деятельности экологической направленности с детьми дошкольного возраста.  

Ни один проект, проводимый в возрастной группе,  не обходится без помощи родителей. На начальном этапе для родителей воспитанников проводили родительские собрания, для них были подготовлены консультации, беседы, разработаны памятки «Экологическое воспитание в семье»,  буклеты и памятки  по экологическому воспитанию и проектной деятельности дошкольников.

 Родители охотно стали участвовать в наших мероприятиях: выставках, конкурсах, в экологических праздниках и в акциях.

Для  успешного решения поставленных задач, в ходе реализации того или иного проекта совместно с родителями,   мы обогатили РППС по темам проектов экологической направленности:

- дополнили уголок природы новыми растениями;

- разнообразили наполнение уголка экспериментирования: природными материалами (шишками, ракушками), игрушками для игр с водой и песком;

- подобрали и изготовили новые дидактические игры: «Куда пропал лист?», «С какого дерева лист?», «Лото. Животные»   и др.;

- разработали макеты различных климатических зон («Пустыня», «Луг», «Животные Севера», «Животные лесов средней полосы», «Морские обитатели», «Обитатели рек и озер» и др.);

 -  изготовили лэпбуки разной экологической тематики;

- подобрали  атрибуты, костюмы для сюжетно-ролевых игр, праздников;

- сформировали «Информационный банк», включающий в себя методическую, художественную литературу, видеофильмы, презентации, мультфильмы экологической направленности, через которые дети усовершенствуют знания о природе, об ее охране и др.

- кроме того РППС обогащалась и на прогулочных участках групп (появились новые объекты  экологической тропы (были посажены новые саженцы деревьев: ель, каштан, дуб), разбили новые цветники и клумбы, огород.

Свою систему работы по воспитанию экологической культуры,  посредством проектной деятельности, разрабатываю в соответствии с возрастными особенностями детей. Начинаю использовать метод проектирования с детьми среднего дошкольного возраста. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняя действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему; в этом возрасте ещё существует потребность подражать взрослым. Другими словами, тема проекта, проблемная ситуация, пути ее решения исходят пока от взрослого.

   Дети старшего дошкольного возраста уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается ко взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Ребенок становится и инициатором, и исполнителем, «сам придумал – сам сделал», и это говорит о проявлении детской инициативы.

На протяжении нескольких лет мои воспитанники участвовали в экологических проектах и акциях, конкурсах и экологических развлечениях различных уровней. Проводились экологические праздники, наблюдения на прогулках, занятия и экскурсии. Дети заполняли календари природы, играли в экологические игры, трудились в уголке природы и ухаживали за цветами на клумбах прогулочного участка, на «групповом» огороде. И, конечно же, активное участие во всех этих мероприятиях принимали родители наших воспитанников.

Хочу немного рассказать о некоторых самых ярких и запоминающихся проектах, реализация которых была бы невозможна без помощи родителей:

Проект «Наши домашние питомцы»

У многих моих воспитанников есть домашние животные, и дети с воодушевлением о них рассказывают. Детям нравятся домашние животные, они любят играть с ними, рассматривать иллюстрации с их изображением. Но, пообщавшись, мы увидели проблему: дети не любят или не знают, как за ними ухаживать. Таким образом, появилась необходимость ознакомиться с понятием ответственности за тех, кого приручили, формирования у детей ответственности за братьев наших меньших и возник проект «Наши домашние питомцы». Родители помогали детям в создании детских мини-проектов и сообщений о своих домашних питомцах, дополняли сообщения фотографиями и рассказами.

Проект «Зимующие птицы родного края»

Птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Зимующие птицы родного края». Поэтому появился проект «Зимующие птицы родного края». Вначале была проведена акция «Кормушка для пичужки». Ребята вместе с родителями мастерили кормушки, разместили на около придомовых территориях, в парке, на прогулочном участке группы. Создали «Кладовую» с набором различного корма  для подкормки птиц. Изготавливали с детьми съедобные кормушки…

Проект «Комнатные растения – наши друзья»

Большую часть года дошкольники проводят  в детском саду, поэтому присутствует необходимость оформления помещения вечнозелеными растениями, которые играют не только эстетическую и воспитательную роль, но и образовательную.  

     Данный проект предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направлен на углубление знаний о комнатных растениях. Проект «Комнатные растения – наши друзья» позволяет объединить теоретические знания детей с практическими навыками, приобретенными в ходе исследовательских работ, развить интерес к окружающему миру.  В каждом доме на подоконнике живет комнатное растение. У каждого свое. Кто-то любит орхидеи, кто-то фиалки, а кто-то разводит кактусы или экзотические растения. Ребята и их родители с удовольствием поделились фотографиями и рассказами о своих любимых комнатных растениях. А кто-то принес комнатное растение и в детский сад…

Проект «Деревья вокруг нас»

Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к цветущим растениям. Кроме того, деревья и растения воспринимают как неживые объекты. В то же время, деревья прекрасные объекты для наблюдений, так как имеют ярко выраженные сезонные изменения.   Суть нашего проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушного отношения к зелёным насаждениям, углубить их знания о значении деревьев в жизни людей. На территории детского сада наряду со старыми деревьями можно встретить молодые саженцы, посаженные родителями наших  воспитанников: ель, каштан, дуб…

Проект «Вторая жизнь фантика»

Наиболее интересным в нашей работе стал именно этот проект. Как можно использовать фантик, если конфета съедена? И мы решили  использовать фантики в творчестве с детьми: занять наших непоседливых детишек каким-нибудь видом творчества не только интересно, но и полезно. Поделки из фантиков – отличный способ продемонстрировать детям, как из уже отработанных вещей можно создать что-то новое и интересное.  Нам с ребятами стало интересно, можно ли дать фантику вторую жизнь? Этот проект мы с ребятами решили осуществить после новогодних праздников, когда фантиков от конфет большое количество. И в детском саду на занятиях, и дома вместе с родителями изготавливались поделки, аппликации с применением конфетных фантиков. Была создана целая коллекция фантиков, которые дети с удовольствием приносили из дома, а в завершении проекта мы решили создать в группе «Музей фантиков», который получился очень ярким, красочным и запоминающимся, как и сам проект.

Проект «Удивительный мир природы в сказках и рассказах «В. Бианки»

Произведения Виталия Бианки доступны и привлекательны для детей дошкольного возраста, достоверно отражают экологическую специфику природных явлений, учат ребёнка быть наблюдательным, с любовью относиться ко всему, что существует в жизни рядом. Поэтому мы и решили познакомить детей с творчеством писателя – натуралиста через проект «Удивительный мир природы в сказках и рассказах «В. Бианки». В группе провели акцию «Подари книгу о природе детскому саду», и это были книги В.Бианки. Разнообразили среду уголка природы новыми играми экологического содержания, а еще родители помогали изготавливать костюмы для инсценировок по сказкам В. Бианки.

С помощью экологических проектов  повысился воспитательный потенциал родителей в воспитании экологической культуры дошкольников: родители стали больше гулять с детьми на свежем воздухе, наблюдать за изменениями в природе, устраивать походы  в лес за грибами и ягодами, на рыбалку и просто совершать прогулки в природу. Стали активнее участвовать в акциях и выставках экологической направленности, сами стали внимательнее при соблюдении правил поведения в природе и сами учат детей в бережном отношении к природе и ее ресурсам.

     Подводя итог, можно сказать что,  взаимодействие детского сада с семьей по экологическому воспитанию можно осуществлять по-разному. Безусловно, процесс формирования экологических ценностей у детей и родителей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в образовательном учреждении, но и от реальной жизненной обстановки.

Поэтому самое главное - личная убежденность педагога, его умение пробудить у родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания дошкольников.

Используемая литература:

1. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология /С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 480 с.

2. Евдокимова, Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника /Е. С. Евдокимова. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 96 с.

3. Жерневская, Т. В. Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников /Т. В. Жерневская, Л. А. Мальтнова // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2007. — № 3. — С.87–94.

4. Зверева, О.Л., Кротова, Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 80 с.

5. Мартынович, В. А. Приобщение детей 6–7 лет к природе: взаимодействие ДОУ с семьей / В. А. Мартынович //Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2005. — № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагога и родителей в проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

В материалах представлены организация, подготовка и рекомендации для совместной проектной деятельности педагога и родителей....

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста при взаимодействии с природой.

Особое внимание при работе с детьми дошкольного возраста следует уделять воспитанию бережного отношения к природе, формированию умения соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с при...

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении по экологическому образованию с учетом региональных особенностей ХМАО

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и заботливое отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того экологическое воспитание- это огромный потенциал ...

Проектная деятельность экологической направленности

Стратигия проектной деятельности с детьми I младщей группы по экологическому воспитанию...

Проектная деятельность экологической направленности в разновозрастной группе "Осенние находилки"

Исследовательский групповой краткосрочный проект «Квест «Осенние находилки"Огромное значение в настоящее время придаётся экологическому образованию подрастающего поколения. Именно в д...

Взаимодействие педагога и родителей в проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Взаимодействие педагога и родителей в проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы)...

Проектная деятельность экологической направленности как эффективный метод развития личности детей с тяжёлым нарушением речи

Современное общество предъявляет  требования к повышению качества образования, что делает необходимым  поиск новых педагогических подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения....