Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении по экологическому образованию с учетом региональных особенностей ХМАО
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Полежаева Юлия Александровна

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и заботливое отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того экологическое воспитание- это огромный потенциал для всестороннего развития.  Традиционные формы организации образовательного процесса: тематические занятия, наблюдения, опыты игры,  целевые прогулки - позволяют воспитанникам дошкольного возраста расширить представления о природных объектах живой и неживой природы, вооружить знаниями о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих в природе, узнать правила поведения в природе, но   не решают в полном объеме задачи  формирования интегративных качеств, которые определены в последних нормативных документах по дошкольному образованию  как показатели развития ребенка,  способности самостоятельно решать жизненные задачи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_po_ekologii.docx94.34 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении по экологическому образованию с учетом региональных особенностей ХМАО

Полежаева Ю.А.

Воспитатель 1 категории

МБДОУ ДС №8 «Снеговичок»

 

На протяжении многих лет работы  по экологическому воспитанию в ДОУ уделяется большое внимание. Целью является формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.

 

Работа была организована  в нескольких направлениях:
1. Овладение педагогами передовым опытом экологического воспитания, постоянное самообразование и повышение собственной экологической культуры, освоение педагогами современных технологий экологического воспитания.
2. Создание развивающей среды экологического содержания.
3. Организация работы с детьми с использованием различных форм организации деятельности: метод проектов и разработка и проведение экологических акций.
4. Проведение мониторинговых исследований в области экологического воспитания.
5. Пропаганда экологических знаний в социуме.
6. Выработка единой стратегии взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах экологического воспитания дошкольников.

 

Большое внимание  уделяется  вопросам повышения квалификации педагогов в   данном направлении: организуются консультации, семинары, проблемы экологического воспитания постоянно обсуждаются на педагогических советах.   Применение новых технологий и использование  в работе с воспитанниками таких новых форм как экологические акции, экологические проекты,  экологические тренинги  позволяют  наиболее эффективно  решать задачи экологического воспитания.

  

Большое внимание в МБДОУ уделяется созданию экологической  среды: для ежедневного общения ребенка с природой  во всех группах созданы экологические центры,  подобрано оборудование для мини-лабораторий, познавательная и художественная литература, дидактические игры.

 

Работа по экологическому воспитанию дошкольников в ДОУ ведется в тесном контакте с родителями, что позволяет  повысить уровень экологической грамотности родителей.

 

Мониторинговые исследования   уровня экологической воспитанности дошкольников показывают: у воспитанников сформирован широкий круг представлений о природе;  воспитанники  уверенно ориентируются в правилах поведения в природе, стараются их соблюдать; у воспитанников успешно вырабатывается экономное, бережное отношение  к природе и ее ресурсам;  воспитанники проявляют умения созидательно взаимодействовать с природой; воспитанники  старшего дошкольного возраста проявляют самостоятельность, наблюдательность, коммуникабельность в организации мероприятий, направленных на охрану окружающей среды.

 

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и заботливое отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того экологическое воспитание- это огромный потенциал для всестороннего развития.  Традиционные формы организации образовательного процесса: тематические занятия, наблюдения, опыты игры,  целевые прогулки - позволяют воспитанникам дошкольного возраста расширить представления о природных объектах живой и неживой природы, вооружить знаниями о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих в природе, узнать правила поведения в природе, но   не решают в полном объеме задачи  формирования интегративных качеств, которые определены в последних нормативных документах по дошкольному образованию  как показатели развития ребенка,  способности самостоятельно решать жизненные задачи. Также традиционные формы организации образовательного процесса не позволяют привлечь к экологическому воспитанию всех участников образовательного процесса и социум, как определено в направлениях развития дошкольного образования. Поэтому в нашем дошкольном учреждении педагоги находятся в творческом поиске новых форм работы с детьми.

Экологические проекты  позволяют ярче обозначить экологические проблемы в ближайшем окружении, определить пути их решения и отслеживать результаты собственной деятельности выводят образовательный процесс из стен детского сада в окружающий мир, позволяют вовлечь в работу по экологическому воспитанию не только всех участников образовательного процесса (педагогов, воспитанников и их родителей(законных представителей) но и социум, и организовать их активное взаимодействие – в то же время  решать задачи не только совершенствования экологической культуры детей, но и взрослых, открывают возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с природой и окружающим миром.

Поэтому, обобщив опыт работы, я предлагаю свой вариант программы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Мир доброты к природе».

Цель: Расширение экологических представлений детей дошкольного возраста о природных объектах и организация природоохранной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

- расширять представления воспитанников об объектах природы;

расширять экологически ценные контакты дошкольников с объектами живой и неживой природы;

-формировать навыки экологически грамотного человека: беречь воду, не вырубать ели, не засорять места отдыха и т. п.

-осваивать умения созидательной деятельности в природе: подкармливать птиц, выращивать экологически чистые овощи на огороде, ухаживать за комнатными растениями, украшать свой двор, сад, балкон цветами и т.п.

-формировать умения и навыки взаимодействия с социумом.

Ожидаемый результат: воспитанник, имеющий представления о природных объектах, способный понимать экологические проблемы, принимающий активное участие в природоохранной деятельности, проявляющий бережное созидательное отношение к окружающей природе, имеющий представление о том, как взаимодействовать с социумом.

Реализация программы предусматривает организацию работы педагогов с воспитанниками, их родителями и социумом в различных акциях в течение года. Педагоги объединяют, активизируют детей в следующих видах деятельности: игровой, познавательной, художественно-продуктивной, исследовательской, трудовой и сами вместе с детьми определяют должны ли эти мероприятия перерасти в акцию. В течение года в каждой группе достаточно, чтобы было реализовано в полном объеме 1-2 акции. В других - воспитанники могут быть просто участниками. Если педагог с детьми определили, что в их группе будет реализована акция, то тогда должны быть тщательно спланированы все ее этапы и определены конкретные задачи и содержание деятельности для каждого этапа. В нашей программе содержание мероприятий в каждой акции примерно такое как указано в приложении 1-7, но участники каждой акции вносят свои коррективы в организацию акций.

Каждая акция состоит из трех этапов: подготовительного, когда определяются цели, задачи и содержание деятельности; основного, когда в конкретных мероприятиях, видах деятельности решаются задачи акции; и заключительного, когда проводится анализ деятельности, обобщение результатов, подводятся итоги акции.

Таким образом, если за два последних года пребывания в дошкольном учреждении, каждый воспитанник дошкольного учреждения будет хоть один раз активным участником каждой предложенной в программе «Азбука добра» акции, то это будет способствовать не только расширению у воспитанников представлений о природных объектах, развитию способности понимать экологические проблемы и принимать активное участие в природоохранной деятельности, но и успешному формированию таких интегративных качеств как «любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; имеющий первичные представления о себе, мире и природе.

Экологический проект  «Живая вода».

Задачи

Содержание деятельности

1. Сформировать представление о роли воды в нашей жизни.

Беседы:

- « Где в природе есть вода»

 - «Для чего и кому нужна вода»

Чтение инсценированное «Мы на речке отдыхали»

Игра  «Что было бы, если бы не было воды»

Изготовление панно – коллажа « Для чего нужна вода».

2. Расширить представления детей о водных ресурсах, о представителях водной флоры и фауны нашего региона,  о свойствах воды.

Беседы: - «Водоемы Земли крупные и мелкие».                      - «Водоемы родного края»

- «Бережем воду»

Познавательные сообщения: - «Бобры - это интересно».

- «Кувшинка» (экологическая сказка)

- «Вот так песни» (лягушка).

Чтение: -стихотворение «Речка».

 - И. Ильин « Снежинка»

- Д. Родари «Отчего идет дождь

 - «Сказка о Человеке и золотой рыбке»,

-  « Нефть в море».

Рисование « Как рождается речка».  Экспериментирование:  Опыты с водой (свойства: жидкая, прозрачная, бесцветная, не имеет формы, запаха, вкуса, бывает холодной, теплой, горячей; растворяемость веществ воде)

Дидактические игры « Капелька»,  «Кто живет в реке», « Кто это потерял», «Водные обитатели».

Подвижные игры « Путешествие капельки»

3. Прививать навыки экологически грамотного поведения в быту и в природе.

.

Беседы: - «Как не повредить своему здоровью»

- «Как мы бережем воду в группе»

Экспериментирование:  опыты с водой (фильтрация через песок, уголь, бумагу, торф).

Создание детской службы «Экологическая  полиция»: рейд «Капелька» в ДОУ.

4. Учить привлекать внимание социума к экологической проблеме.

- Выпуск листовок о последствиях небрежного использования воды, распространение их в общественных местах, учреждениях микрорайона.

- Сочинение детьми совместно с родителями экологических сказок.

- Ежедневный рейд экологической полиции в учреждении.

- Оформление папки- передвижки для родителей

 « Кап и капелька»

С/ролевая игра «Журналисты»

Создание плаката « Берегите воду»

Экологический  досуг. «Волшебница Вода» .

        

Экологический проект «Ёлочка - зеленая иголочка»

Задачи и содержание деятельности

п/п

ЗАДАЧИ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

1

Расширять представления детей о хвойных деревьях нашего региона, их значимости.

1.Беседы: «Чем полезны хвойные деревья».

 «Почему наряжают ель».

2. Изготовление  плакатов «Сохраним елку красавицу»

3. Создание экологической группы

4. Наблюдения: - «Сравнение ели и сосны»;

-  «Сравнение игрушечной елки с живой елкой»;

- «Какие у елки иголки?»

-  «Определение возраста ели»

2

Воспитывать у  детей  бережное отношение к природе, желание сохранить хвойные деревья в ближайшем окружении.

1. Беседа «Мы юные защитники ели», «Кто может нанести вред ели и ка ей помочь?» «Как вырастить кедр».

2. Опрос детей:- «Какую мы нарядим елку»

            - «Как можно еще украсить дом к празднику».

3.Наблюдение «Как чувствует себя сломанная ель?»

3

Формировать навыки и умения конструктивного взаимодействия с социумом.

1. Выпуск газет, листовок.

2. «Репортаж о том, как мы елки спасали».

3. Размещение плакатов в защиту живых елей по микрорайону.

4. Общение с жителями по вопросу сохранности живых елей.

Экологический проект «Покормите птиц зимой»

Задачи и содержание деятельности

Задачи

Содержание работы

Расширять представления  детей о зимующих  птицах нашего региона, их образе жизни.  

НОД «Зимующие птицы нашего края»

Беседа «Чем питаются птицы?»

Наблюдение на прогулке:

«Поведение птиц», «Птичьи следы»

Д/и «Зимующие и перелетные»

«Узнай по описанию»

Изготовление птиц из природного, бросового материала.

Формировать представление  о способах помощи зимующим птицам.

Беседы «Как можно помочь птицам»,

 «Меню для птиц»

Рассматривание кормов.

Сбор кормов для птиц.

Подкормка зимующих птиц.

Ведение «Дневника наблюдений»

Д/и «Покорми птиц»

Изготовление кормушек из бросового материала

Формировать умение конструктивного взаимодействия с социумом

Рекомендации родителям «Как сделать кормушку»

Творческая мастерская для родителей «Изготовление кормушек».

Совместно с родителями изготовление кормушек.

Выход в микрорайон: беседы с жителями города о необходимости организации помощи птицам. Оформление и размещение плакатов и листовок «Покормите птиц зимой»

Организация праздников «Синичкин день», «Вороний день» Оформление стенгазеты «Как мы помогали птицам зимой»


Экологический проект «Витаминка»

Задачи и содержание деятельности

Задачи

Содержание работы

Расширять представления о культурных растениях.

1.Наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснение связи и цепочки в природе.

2.Работа в уголке природы, ведение дневника наблюдений за ростом овощей, цветов.

3. Беседы: «Что растет в огороде?», «В каких овощах больше витаминов?», «Какие овощи можно вырастить на нашем огороде?» , «К природе с добротой" (экологическая беседа)
4.Конкурс на лучший детский или семейный рассказ (статью, стихотворение, фоторепортаж) на темы:

«Маленький огородник», « Юный цветовод».

5.Викторина " Знаем ли мы растения нашего края»

 Познакомить детей с особенностями выращивания и развития культурных растений в нашем регионе. Формировать навыки ухода за растениями.

Беседа «Правила безопасного труда»

Апрель – постановка познавательной задачи, планирование работы по проекту, посадка семян на рассаду, посадка клубней в комнатных условиях для эксперимента.

Май – наблюдение за пробуждением земли, появлением проталин, первых ростков; формирование практических навыков подготовки земли к посадке огорода, цветов; наблюдение за ростом и цветением ростков картофеля, посаженных в комнатных условиях.

Июнь – посадка картофеля, чеснока в огороде, посадка рассады в клумбы; практические навыки (прополка клубники, полив). Закрепление понятий: семена, всходы, ростки; рассказ воспитателя о том, как и зачем нужно ухаживать за растениями на улице. Сбор урожая картофеля, посаженного в комнатных условиях.

Июль – прополка, окучивание картофеля, уход за растениями огорода, цветника; наблюдение за изменениями, происходящими в развитии растений; наблюдение за насекомыми прилетающими в огород.

Август – наблюдение за созреванием ягод клубники, смородины; сбор урожая клубники, смородины.

Сентябрь – сбор урожая картофеля; закрепление знаний, полученных детьми в ходе работы по акции.

Формировать  умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи в природе

Беседы «Что и как влияет на живую природу», «Что нужно для роста и развития растений?»

Дидактические игры «Что сначала, что потом», «Исправь ошибки художника»

Экспериментальная деятельность: установление  опытным путем условий, необходимых для роста растений.

Развивать умение  презентовать результаты своей деятельности  социуму

Праздник с участием родителей «Осень в лукошке»

Развлечение «Витаминки с грядки». Выставка блюд, приготовленных родителями  из овощей.

Список литературы.

1. И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева Программа воспитания, образования  и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада дошкольного возраста «Радуга», М.-Просвещение, 2010

2. Т.И. Гризик Познавательное развитие детей 2-7 лет. Методическое пособие для воспитателей. – Москва «Просвещение» 2011.

3. С.Н.  Николаева Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. – М.: мозаика – Синтез, 1999.

4. С.Н. Николаева Эколог в детском саду: программа повышения квалификации дошкольных работников.  – М.: Мозаика – Синтез, 2004.

5. Н.А.  Рыжова Экологическое образование в детском саду. – М.: изд. Дом «Карапуз», 2001.

6. Н.А. Рыжова Экологические сказки: для работы с детьми предшкольного возраста. – М.: Чистые пруды, 2008.

7. Н.А. Рыжова. Я и природа. Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. Москва 1996г.

8. Л.Г.  Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова  «Сценарии занятий по экологическому воспитанию».- М., 2005.

9. Т.В. Хабарова, Н.В.  Шафигуллина Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников.-  Издательство «Детство- Пресс»,2009


Приложение 1

Экологическая полиция.

Приложение 2

Мониторинг экологической воспитанности дошкольников.

Проводится в соответствии с методическими рекомендациями

Хабаровой Т. В., Шафигуллиной Н.В.

  1. Представления.

Цель: выявление характера представлений ребенка о природных объектах. Используется метод индивидуальной беседы.

В первой части беседы выявляются представления ребенка о существенных признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма. После этого задаются вопросы:

Как ты узнал, что все это живое?

Почему ты считаешь, что (называется конкретное животное, растение) живой?

Расскажи, что есть у (называется конкретное животное, растение, человек)?

Зачем нужны (называются части и органы)?

Сможет ли (называется объект) жить без (называются части и органы)? Почему?

Во второй части беседы акцент делается на изучении представлений о свойствах целостного живого организма: его потребностях в условиях среды, состоянии. Ребенку задаются следующие вопросы:

Как ты думаешь, что нужно животным (растениям, человеку), чтобы жить и хорошо себя чувствовать?

Как нужно ухаживать за животными (растениями)? Что делает человек, чтобы быть здоровым?

Как себя чувствует это растение (животное, человек)? Как ты это узнал? Как ему помочь?

Третья часть беседы посвящена выявлению представлений дошкольника о приспособлении живых существ к различным средам обитания с целью удовлетворения потребностей. Задаются вопросы:

Правильно ли «расселили» животных? Почему ты так думаешь?

Помоги животным и посели их так, чтобы им хорошо жилось. Почему (называется конкретное животное) удобно жить (называется среда обитания)?

Хорошо ли разным животным и растениям жить вместе (в лесу, в водоеме, на лугу)? Почему?

2. Отношение детей к природе.

Цель: выявление характера отношения ребенка к животным, растениям и сверстникам в естественных условиях.

Используются наблюдения за отношением детей к объектам в группе, на участке детского сада, во время прогулок и экскурсий, в ходе практической деятельности в природе.

3. Практическая деятельность детей в природе.

Цель: выявление умения ребенка осуществлять уход за растениями.

Сначала у ребенка выясняется, хотел бы он ухаживать за растениями и для чего это нужно делать. Затем предлагается:

Выбрать из уголка природы растение, нуждающееся в поливе (удалении пыли, рыхлении) и объяснить свой выбор;

Ответить каким станет растение после ухода за ним;

Рассказать, как он будет осуществлять каждый вид ухода;

Подобрать необходимое оборудование для предстоящего вида труда;

Объяснить, как узнать, что уход достаточен.

Ребенку предлагается полить растение (удалить пыль, рыхлить землю).

     Воспитатель фиксирует практические действия и качество результата труда.

Уровни экологической воспитанности детей дошкольного возраста.

Низкий уровень. Для детей характерно неустойчивое отношение к животным и растениям без выраженной положительной направленности. Отношение ситуативно. Дети наряду с отдельными позитивными действиями могут проявлять к объектам небрежность и даже агрессивность. Представление о природных объектах и их существенных свойствах поверхностны, часто неадекватны.

Средний уровень. Дети в целом проявляют к природе положительное отношение избирательной направленности. Они заботятся о конкретных живых объектах, которые имеют непосредственное к ним отношение, привлекательны для них. Дети выделяют отдельные правила взаимодействия с животными и растениями, применяют их при уходе за знакомыми живыми объектами.

Высокий уровень. Для детей характерна выраженная положительная направленность отношения к природе. В их поведении практически не наблюдается негативных проявлений. Дошкольники предпочитают деятельность с природными объектами. С удовольствием, по собственной инициативе общаются с живыми существами, наблюдают за проявлениями их жизни.

Приложение 3

Формы взаимодействия с социумом

Приложение 4

Формы сотрудничества с родителями

Приложение 5

Формы работы  с воспитанниками

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ИГРОВАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОДУКТИВНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ТРУДОВАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 ДОСУГОВАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка образовательной программы по образовательной области "ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ". Тема "Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"

Проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей, педагогов и семьи. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и во...

Проектная деятельность по экологическому образованию с учетом региональных особенностей с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

На протяжении многих лет работы  по экологическому воспитанию в МБДОУ «Детский сад №1» уделяется большое внимание. Целью является формирование основ экологической культуры у детей дошкольного воз...

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС. "Огород на подоконнике"

Проектная деятельность позволяет в условиях образовательного процесса в детском саду расширить, углубить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в природе и в быту ...

ГОРОДСКАЯ СЕКЦИЯ «ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ» РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: «СААМЫ. МАЛ НАРОД, ДА ВЕЛИК»

В последнее время дошкольное образование характеризуется не только обновлением содержания и инновационными процессами в системе образовательной деятельности с воспитанниками, но и переходом на новые, ...