Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего (6-7 лет) дошкольного возраста по теме «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ЖИВОПИСИ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ХУДОЖНИК ПАВЕЛ МОИСЕЕВИЧ ГРЕЧИШКИН
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Кисилева Наталья Вячеславовна

Региональный компонент

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_mir_iskusstva_grechishkin.doc814.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 50 «Светофорик»

города Невинномысска, Ставропольского края.

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

с детьми старшего (6-7 лет) дошкольного возраста

по теме «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ЖИВОПИСИ

ПАВЕЛ МОИСЕЕВИЧ ГРЕЧИШКИН - СТАВРОПОЛЬСКИЙ ХУДОЖНИК»

Автор: воспитатель МБДОУ № 50

г. Невинномысска

Кисилева Наталья Вячеславовна

Цель: дать представление детям о художниках Ставрополья.

Задачи.

  • познакомить детей с картинами П.М. Гречишкина; Продолжать  знакомить  с выдающимися  личностями Ставрополья,  с природой и историей края.
  • вовлечь детей в творческую работу по вхождению в художественный сюжет, географию изображаемых мест, местный колорит;
  • Развивать  выразительную  речь ребенка, умение детей составлять   небольшие рассказы по  картинам П.М. Гречишкина.  Развивать  изобразительное творчество.
  • Развивать познавательный интерес и любовь к родному краю.
  • Воспитывать уважительное отношение к родному краю. воспитывать интерес к живописи.

 Оборудование.

  • Иллюстрации картин П.М. Гречишкина;
  • фотография П.М. Гречишкина;
  • сборник стихотворений о Северном Кавказе;
  • атрибуты к занятию.

Предшествующая работа.

  • Знакомство с творчеством художников-пейзажистов Ставрополья;
  • чтение стихотворений о Северном Кавказе и Ставрополье;
  • разучивание стихотворений о Ставрополье и Северном Кавказе;
  • беседа о родном крае;
  • рассматривание иллюстраций о Ставрополье и Северном Кавказе.

Ход занятия.

1. Утренний круг.
"День  добрый, день добрый,
Слова эти мы говорим,
День добрый, день добрый,
Всем друзьям эти слова  повторим".

2. Чтение стихотворения о Кавказе.

Ребенок: Страна моя, родной ты мой Кавказ.
Мы так хотим, чтоб твой расцвет настал.
Чтоб счастья и добра пробились всходы.
Чтоб светились радостью глаза.
Чтоб в дружбе жили все твои народы!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение? (Ответ детей).

- Давайте подумаем, почему так называется это место ? (ответ детей).

- Как называется ваш родной край? (ответ детей).

- Как вы понимаете словосочетание «родной край»? (ответ детей).

-Почему вы так думаете? (ответ детей).

Я хочу вас познакомить  с творчеством еще одного  художника-пейзажиста Ставрополья;

- Творчество П.М. Гречишкина непосредственно связано с историей и природой Северного Кавказа и Ставрополья. Сегодня мы рассмотрим, как великий ставропольский художник изобразил свою родину, то есть Ставрополье и Северный Кавказ в своем творчестве.

- Посмотрите на фотографию. Это П.М. Гречишкин.

Павел Гречишкин

ПАВЕЛ МОИСЕЕВИЧ ГРЕЧИШКИН

Павел Моисеевич Гречишкин родился 16 января 1922 г. в живописной местности селе Татарке близ города Ставрополя. С детских лет его характер, образ мыслей и душевные качества формировались под влиянием разнообразной и богатейшей природы Ставрополья. С нею были связаны его детство и юность, с нею накрепко связана и вся его дальнейшая жизнь. Вот почему в отличие от других художников, которые в пору становления не сразу определяют свой творческий профиль, Гречишкин определился как пейзажист с самых первых самостоятельных шагов творчества.

3. Ознакомление с творчеством П.М. Гречишкина.

Обращаю внимание детей на картины, изображенные на доске.

- Посмотрите внимательно на картины. Это одни из лучших работ в русской живописи. Написал их П.М. Гречишкин.

П. Гречишкин. Ставропольский лес. 1957

П.М. Гречишкин. Ставропольский лес.

Павел Моисеевич Гречишкин - ставропольский художник, известный в крае как мастер пейзажа.

П. Гречишкин. На Стрижаменте. 2001

          - Ребята, что изображено на картине? (ответ детей).

          - Чем интересна данная картина? (ответ детей).

          - Чем она привлекает? (ответ детей).

Пейзажи Гречишкина обладают редким качеством – захватывающей, неотразимой притягательностью. Мимо его произведений нельзя равнодушно пройти – они властно влекут к себе, захватывают внимание, возбуждают лучшие чувства человека.

П. Гречишкин. Кавказ. Клухорскоское ущелье. 1998

- Ребята, что изображено на картине ? (ответ детей).

- Что привлекает внимание ? (ответ детей).

- Как изображен горный пейзаж? (ответ детей).

- Какие цвета преобладают? (ответ детей).

- Как вы думаете, почему? (ответ детей).

В картинах, посвящённых родному краю, пейзажи полны света и солнца. Так бы и прилёг на землю, вдохнул горьковатый запах душицы и во внезапно открывшейся тишине услышал песнь жаворонка.

Павел Моисеевич Гречишкин родился на Ставрополье. На этой земле он познал первые радости общения с природой, именно она подарила художнику бесчисленное количество сюжетов.

- Обратим внимание на его следующие  картины.

- Посмотрите на пейзаж, изображенный на картине. Опишите его.

- Подумайте, чем отличается данная картина от других? (ответ детей).

П. Гречишкин. Первая зелень. 1959

 Павел Моисеевич открыл зрителям красоту Кавказских гор, степей Ставрополья.  Притягательность его полотен порой необъяснима. Жанр П. М. Гречишкина можно определить как интимный пейзаж. Его картины в своих лучших образцах тонко психологичны. И вторая особенность дарования художника - умение открывать новое в известном.

4. Чтение отрывка из рассказа О. Иваненко «Спокойной ночи». Рассматривание картины П.М. Гречишкина «Осень в горах».

П. Гречишкин. Осень в горах. 1998

«В   лесу  шуршали листья, и казалось, что будто кто - то ходит под кленами и  березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела.
Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались  с мест, и стаями летели к теплым синим морям».

Беседа:

- О каком времени года идет речь? (ответ детей).

- Как вы догадались? (ответ детей).

- Что изменилось в природе с приходом осени? (ответ детей).

- Как П.М. Гречишкин изобразил это время года в своих произведениях? (ответ детей).

5. Физминутка.
А ну - ка дети встали.
Построим домик сами.
Стенки - это кубики.
Давайте их расставим.
Поднимаем башенки.
Полочки вставляем.
Укрываем! Завершаем!
И построили домик сами.

Мы живем на земле, которая имеет свою историю, свое прошлое, настоящее и будущее.
- Посмотрите  на картины великого художника. Самая дорогая тема у П.М. Гречишкина на протяжении всего творческого пути - Ставрополье, родина. И это не случайно. Ставропольский край по разнообразию и богатству природы уникален. На востоке раскинулись живописные равнины, обширные озёра системы Маныча, на юго-западе тянется Главный Кавказский хребет, между ними - степи и холмы. И всё это предоставляет художнику-пейзажисту богатейший материал для его творчества. И степи, и воду мы видим на его картинах.

Бытует мнение, что по картинам Гречишкина можно изучать природу горного Кавказа. По своему богатству и разнообразию горы, растительный мир Главного Кавказского хребта в пределах Карачаево-Черкесии уникальны. Ледники, мрачные пихтовые, еловые, светлые сосновые и любимые художником прозрачные берёзовые рощи, тихие озёра и стремительные водопады, глухие ущелья, ледяные пики гор - всё это художник передаёт на своих полотнах с удивительной фантазией.

Завершить обзор творчества П. М. Гречишкина хочется словами заслуженного художника В. В. Секлюцкого, обращёнными к Павлу Моисеевичу: "Ваша живопись поэтична и задушевна. Это песня, сложенная из запахов весны, снежных горных вершин, цветущих малиновым цветом альпийских лугов, манящих голубых далей, прощальных взглядов поздней осени и студёной зимы Ставрополья. Это Ваше счастливое открытие, и за это Вам русское спасибо".

6. Заключительная часть.

В заключении ребенок читает стихотворение:
"На Кавказе мы живем,
Станем мы большими
Быстро подрастем.
Новыми садами украсим край свой,
Будет он чудесный,
Край твой и мой!"

Воспитатель:

  1. Где мы с вами сегодня побывали?
  2. С каким художником мы сегодня познакомились?
  3. Понравилось ли вам  занятие.
  4. Чем понравилось занятие?
    Ребята, я вам предлагаю нарисовать свой пейзаж .

     Благодарю за занятие.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на тему «Подарок для мамы»

Цель непрерывной образовательной деятельности: воспитание трепетного уважительного отношения к матери.Задачи непрерывной образовательной деятельности:Образовательная область «Художественно-...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы дошкольного возраста «Волшебный город над Невой».

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы дошкольного возраста «Волшебный город над Невой».Интерграция образовательных областей: «Поз...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием опытно – экспериментальной технологии Тема: «Воздух - невидимка»

Цель: познакомить со свойствами воздухаЗадачи:Образовательные:познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;Закреплять и расширять словарный запас детей: лаборатория, опыты,...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста на тему: Составление описательного рассказа «Золотая рыбка».

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речидля детей среднего дошкольного возраста на тему:Составление описательного рассказа «Золотая рыбка».Цель: создание условий ...