Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием опытно – экспериментальной технологии Тема: «Воздух - невидимка»
план-конспект занятия по окружающему миру

Цель: познакомить со свойствами воздуха

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;
  • Закреплять и расширять словарный запас детей: лаборатория, опыты, невидимый, прозрачный, ощущать, чувствовать.

 

Развивающие:

  • развивать навыки проведения опытов;
  • развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
  • Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу и начальные навыки речи – доказательства
  • Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарных опытов  и делать выводы, речь и мыслительную деятельность.

 

Воспитательные:

  • воспитывать любознательность;
  • формировать навык правильного поведения в лаборатории;

 

Материал:

  • Шкатулка,
  • письмо от Знайки в конверте,
  • письмо в лаборатории,
  • стеклянная банка с прилепленной на дно бумажкой,
  • небольшой таз или миска с водой,
  • пустая миска, в которую потом нальется горячая вода
  • обрезанная пластиковая бутылка с приклеенным к горлышку воздушный шарик
  • необрезанная бутылка с прикрепленным к горлышку шариком
  • «ракета»

 

Для «Ракеты» шарик, трубочка, скотч, длинная верёвка.

Изготовление «ракеты»:

1. Надуть воздушный шарик. Легко завязать его край.

2. Продеть нитку через трубочку. Оба конца нити привязать, в разных сторонах комнаты, к каким-то предметам (я привязала к ручкам дверей)

3. Скотчем прикрепить трубочку к шарику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_starshaya_vozduh.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 112 Невского района Санкт-Петербурга

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

с детьми старшей  группы

с использованием опытно – экспериментальной технологии

Тема: «Воздух - невидимка»

Подготовила

Воспитатель: Горюнова Е.В.

Санкт-Петербург

2021 год

Цель: познакомить со свойствами воздуха

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;
  • Закреплять и расширять словарный запас детей: лаборатория, опыты, невидимый, прозрачный, ощущать, чувствовать.

Развивающие:

  • развивать навыки проведения опытов;
  • развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
  • Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу и начальные навыки речи – доказательства
  • Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарных опытов  и делать выводы, речь и мыслительную деятельность.

Воспитательные:

  • воспитывать любознательность;
  • формировать навык правильного поведения в лаборатории;

Материал:

  • Шкатулка,
  • письмо от Знайки в конверте,
  • письмо в лаборатории,
  • стеклянная банка с прилепленной на дно бумажкой,
  • небольшой таз или миска с водой,
  • пустая миска, в которую потом нальется горячая вода
  • обрезанная пластиковая бутылка с приклеенным к горлышку воздушный шарик
  • необрезанная бутылка с прикрепленным к горлышку шариком
  • «ракета»

Для «Ракеты» шарик, трубочка, скотч, длинная верёвка.

Изготовление «ракеты»:

1. Надуть воздушный шарик. Легко завязать его край.

2. Продеть нитку через трубочку. Оба конца нити привязать, в разных сторонах комнаты, к каким-то предметам (я привязала к ручкам дверей)

3. Скотчем прикрепить трубочку к шарику.

На каждого ребенка стеклянная баночка и  коробка. В коробке:

  • Полиэтиленовый пакет,
  • Воздушный шарик
  • Снежинка
  • Соломинка
  • Осколок кирпича
  • Веер
  • Кусок губки
  • Кораблик из пробки или губки с бумажным флажком
  • Стаканчики
  • Миски с водой
  • Киндеры без запаха
  • Киндеры с запахом, отметить например красным скотчем
  • Дудочка, свистулька, и т.п.
  • Круги: красный и зеленый

Дети входят в группу. Воспитатель в образе Петрушки встречает их в группе.

Петрушка: Ой, здравствуйте, а я гостям показываю, как нужно надувать шарики. Присоединяйтесь, у меня шариков на всех хватит.

Петрушка: Ребята, сегодня Знайка прислал мне письмо и вот эту шкатулку. Вам интересно, что в этой шкатулке?

Дети: да!

Петрушка: Давайте откроем!

Петрушка открывает шкатулку. Она пустая.

Петрушка: Странно, зачем Знайка прислал мне пустую шкатулку. Неужели, я по дороге потерял то, что лежало в шкатулке. Давайте прочитаем письмо. Может быть там что-то написано про шкатулку.

Петрушка открывает письмо и начинает читать: «Здравствуй, Петрушка! Я приглашаю тебя и ребят к себе в лабораторию.»

Петрушка: Ой, ребята, а вы знаете, что такое лаборатория?

Ответы детей.

Петрушка: Здорово! Я очень хочу в лабораторию! Но давайте дочитаем письмо от Знайки! «Чтобы попасть ко мне в лабораторию нужно отгадать то, что лежит в шкатулке.»

Петрушка (крутит в руках шкатулку): Да нет ничего в этой шкатулке! Она пустая! Ребята, что же делать?  Аааа, вот тут еще что-то написано: «Чтобы узнать, что лежит в шкатулке, нужно отгадать загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь

Он не видимый, и всё же

Без него мы жить не можем?»

Петрушка: Ребята, о чем загадка?

Дети: воздух

Петрушка: Молодцы, ребята! Мы отгадали загадку, можно отправляться в путь.

Дети с Петрушкой перемещаются в часть группы, где оборудована «лаборатория».

Петрушка: Ребята, вот мы и в лаборатории! Но где же Знайка? Вот какое-то письмо лежит.

«Петрушка, ребята! Мне очень жаль, но меня вызвал доктор Пилюлькин. Но вы уже большие дети и вместе с Петрушкой сможете провести опыты с тем веществом, которое лежало в шкатулке. Как проводить эти опыты. Я написал в этом письме. Но прежде всего хочу напомнить Вам правила поведения в лаборатории:

  1. Передвигаться по лаборатории можно только шагом!
  2. Трогать то, что есть в лаборатории можно только с разрешения взрослого!
  3. Разговаривать и задавать вопросы можно только тихим голосом.
  4. Если хочется что-то спросить или наоборот ответить, подними руку!

Теперь можно приступать к опытам! Петрушка, помоги, пожалуйста, ребятам! Надеюсь, вам понравится в моей лаборатории. До свидания. Ваш друг – Знайка.»

Петрушка: Ребята, что лежит в шкатулке? С чем мы сегодня будем проводить опыты?

Дети: воздух

Петрушка: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

Петрушка: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Петрушка: Вот мы с вами и установили первое свойство воздуха. Он невидимый!

Петрушка прикрепляет на доску пиктограмму «Перечеркнутый глаз».

Петрушка: Ребята, воздух невидим, может, его и вовсе нет? Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Ответы детей

Опыт 1. «Поймай воздух»

Петрушка: Смотрите, у меня в руках полиэтиленовый пакет. Что в нем?

Дети: пакет пустой

Петрушка: Посмотрите, теперь я в него положу кубики. Что стало с пакетом?

Дети: Пакет стал толстым

Петрушка: Теперь я выну из пакета кубики и сделаю вот так. Петрушка «набирает» воздух в пакет.

Петрушка: А теперь что стало с пакетом?

Дети: Он снова стал толстым.

Петрушка: Если пакет снова стал толстым, значит, в нем все-таки что-то есть?

Дети: в нем воздух!

Петрушка: Правильно, молодцы! Я поймал воздух в пакет! Воздух занял все место в пакете! Принял форму пакета. Попробуйте теперь и вы поймать воздух. Перед вами на столе лежат полиэтиленовые пакеты. Возьмите их и поймайте воздух.

Дети ловят воздух и закручивают низ пакета.

Петрушка: Молодцы! А теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха, он весь вышел.

Петрушка: Какой мы можем сделать вывод? Как можно увидеть воздух?

Ответы детей: воздух прозрачный, невидимый, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.

Петрушка: молодцы! Вы не только научились ловить воздух, но и установили еще одно свойство воздуха. У него нет своей формы, он принимает форму того предмета, в котором находится. Петрушка прикрепляет к доске пиктограмму с емкостями разной формы.

Опыт 2. «Пузырьки»

Петрушка: Итак, мы с вами научились ловить воздух. А вот как вы думаете, в нас с вами есть воздух?

Ответы детей.

Петрушка: А давайте проверим! Перед вами стоят стаканчики с водой и соломинки. Возьмите соломинку, опустите её в воду и подуйте через нее в воду. Что вы видите?

Дети: Пузырьки

Петрушка: Правильно, потому что внутри нас тоже есть воздух. И когда мы дышим, мы сначала вдыхаем, а затем выдыхаем воздух. Воздух, ребята, есть везде! Я вам сейчас докажу.

Опыт 3. «Где есть воздух»

Петрушка: Перед вами стоят баночки с водой. Они из стекла, по этому прежде, чем мы начнем проводить опыты, нужно познакомиться и выучить правила безопасности при работе со стеклом.

Со стеклом будь осторожен –

Ведь оно разбиться может.

А разбилось – не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат – совок

И для мусора бачок –

Вмиг осколки соберут,

Наши руки сберегут.

Запомнили? Теперь давайте проведем опыты. Перед каждым из вас в коробочке лежат разные предметы. Осколок кирпича, губка, соломинка. Опустите в баночку с водой осколок кирпича. Теперь посмотрите, что вы видите на осколке.

Ответы детей.

Петрушка: Правильно. На поверхности кирпича появились пузырьки. Это воздух. Значит, внутри кирпича тоже есть воздух.

Петрушка: Теперь опустите в воду соломинки, что вы видите на соломинках.

Ответы детей.

Петрушка: Молодцы. Да, в соломинке тоже есть воздух.

Опыт 4 «Воздух легче воды»

Петрушка: Правильно. Теперь опустите в баночку кусочек губки и сожмите ее в воде пальцами. Что вы видите?

Ответы детей.

Петрушки: Из губки пошли тоже пузырьки, значит, в губке тоже есть воздух. Посмотрите, что происходит с пузырьками воздуха?

Дети: Они поднимаются вверх.

Петрушка: Правильно. Потому что воздух легче воды. Ребята, у вас на столах лежат киндеры, попробуйте их "утопить". Почему они не тонут?

Дети. Внутри киндеров есть воздух, поэтому они не тонут.

Петрушка: Воздух легче воды, он держит их на поверхности воды.

Опыт 5. «Намочим бумажку»

Петрушка: А сейчас мы узнаем еще об одном свойстве воздуха. Посмотрите, у меня в руках банка, на дне банки приклеен листок бумаги. Скажите, как вы думаете, если я опущу банку в воду, листочек намокнет или нет?

Ответы детей.

Петрушка: давайте попробуем.

Петрушка опускает банку в таз с водой ровно горлышком вниз до самого дна. И показывает детям сухую бумажку.

Петрушка: Ребята, бумажка не намокла. Потому что воздух  «не впустил» воду в банку, поэтому бумажка осталась сухой. А чтобы бумажка намокла, нужно выпустить воздух из банки. Петрушка опускает банку в таз немного наискосок и показывает детям сначала, как выходит воздух из банки, а потом  намокшую бумажку.

Петрушка: Посмотрите, у меня в руках мяч. Внутри него воздух. Что будет, если я брошу мяч на пол?

Дети: Мяч отскочит от пола.

Петрушка: (бросает и ловит мяч) Правильно. Это происходит потому, что у воздуха есть еще одно свойство. Воздух упругий!

Петрушка прикрепляет на доску пиктограмму с изображением мяча.

Опыт 6 «Кораблик»

Петрушка: Ребята, перед вами на столе стоят миски с водой, кораблики и прозрачные стаканчики. Опустите кораблик на воду, накройте его стаканчиком и ровно опустите стаканчик до самого дна. Если вы все сделаете правильно, то парус на вашем кораблике останется сухим, т.к. воздух в вашем стаканчике, не даст попасть воде в стаканчик. У кого получилось?

Ответы детей.

Петрушка: Молодцы! Итак, почему кораблики не намокли?

Ответы детей.

Опыт  7 «Надуй шарик»

Петрушка: Сейчас я вам покажу еще один опыт, который подтвердит, что воздух упругий. Петрушка ровно опускает в воду половину пластиковой бутылки, на горлышко которой прикреплен воздушный шарик. Шарик надувается.

Петрушка: Посмотрите, шарик надулся, потому что вода выдавила воздух, и он поднялся вверх прямо в шарик.

Петрушка: Молодцы! Все правильно. А как вы  думаете, можно ли услышать воздух?

Ответы детей.

Опыт 8 «Услышим воздух»

Петрушка: Возьмите шарики, которые лежат перед вами и надуйте их. Теперь сдуйте шарики, что вы слышите?

Дети: Слышно шипение воздуха.

Петрушка: Возьмите музыкальные инструменты подуйте в них. Что мы слышим?

Дети. Звук.

Петрушка: Да. Это происходит потому, что мы выдыхаем струю воздуха, воздух дрожит, поэтому возникает звук.

Опыт 8 «Пахнет ли воздух?»

Петрушка: А имеет ли воздух запах?

Дети: Нет, не пахнет.

Петрушка: А когда ваша мама готовит, чем пахнет дома?

Ответы детей.

Петрушка: А когда мама душится, собираясь на работу, чем пахнет?

Дети: Духами

Петрушка: Предлагаю вам отгадать загадки. Перед вами емкости от киндер-сюрпризов. В киндерах были вещества с разными запахами. Попробуйте по запаху определить, что в них было.

Ответы детей.

Петрушка: Итак, мы с вами опытным путем выяснили еще одно свойство воздуха. Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

Петрушка прикрепляет к доске пиктограмму с изображением перечеркнутого носа.

Опыт 9 «Почувствуй воздух»

Петрушка:  Итак, воздух не пахнет и невидим. А как вы думает, можем ли мы почувствовать воздух?

Ответы детей.

Петрушка:  Ребята, перед Вами на столах лежат веры из бумаги. Возьмите их в руки и помашите ими на себя. Что вы чувствуете?

Ответы детей.

Петрушка:  Правильно. Веер движется и подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует ветерок. Из опыта мы с вами делаем вывод, когда воздух движется, получается ветер.

Игра «Сдуй снежинку»

Петрушка:  Давайте, ребята, поиграем в игру. Перед вами в коробочке лежат снежинки из бумаги. Положите их на ладошку и попробуйте сдуть их.

А теперь давайте отойдем от столов и сделаем несложную зарядку.

Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок все тише, тише

Деревцо все выше, выше

Машут руками на себя

Качаются с руками вверх

Медленно опускают руки и садятся на корточки

Встают и тянутся руками вверх

Опыт 10: «Теплый воздух поднимается вверх»

Петрушка: Посмотрите, какой фокус я вам покажу.

Петрушка опускает пластиковую бутылку, с надетым на горлышко шариком, в емкость с горячей водой.

Петрушка: Что происходит с шариком?

Ответы детей.

Петрушка: Правильно. Шарик надувается, потому что теплый воздух поднимается вверх и надувает шарик.

Петрушка опускает бутылку в емкость с холодной водой.

Петрушка: Что происходит с шариком?

Ответы детей.

Петрушка: Правильно. Шарик сдувается, потому что холодный воздух опускается вниз, и выходит из шарика. Мы с вами открыли еще одно свойство воздуха. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.

Петрушка закрепляет на доске пиктограмму с изображением чайника с паром из носика и стрелочкой вверх рядом с паром.

Опыт 11. «Ракета»

Петрушка: Посмотрите, у нас к старту готова «ракета», давайте отправим её в полёт, начинаем отсчёт 5,4,3,2,1 старт 

Петрушка развязывает веревочку, связывающую край шарика, и он, как настоящая ракета, летит от одного конца нити к другому.

Петрушка: Что было внутри нашей ракеты. Почему она полетела?

Дети: Внутри ракеты был воздух. 

Петрушка: Правильно. Воздух вырывался из шарика и поэтому он двигался. Мы с вами определили еще одно свойство воздуха. Воздух может двигать предметы.

Петрушка:  Ребята, это был заключительный опыт с воздухом.

Петрушка: Ребята, вам понравилось в лаборатории у Знайки?

Ответы детей.

Петрушка: Давайте еще раз все повторим. Посмотрите на доску. О каких свойствах воздуха мы сегодня узнали?

Петрушка показывает пиктограммы и просит детей назвать свойства воздуха.

Воздух

  • Невидимый
  • Нет формы, принимает форму предмета
  • Без запаха, но передает запахи
  • Упругий
  • Воздух легче воды
  • Его можно услышать
  • Теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз

Петрушка: А теперь я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.

  • Воздух окружает нас со всех сторон.
  • Воздух нельзя услышать.
  • Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
  • Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов.
  • Человек может жить без воздуха.
  • Ветер – это движение воздуха.
  • Чтобы увидеть воздух, нужно «запереть» воздух, «поймать» в оболочку.
  • Воздух может двигать предметы.
  • Воздух тяжелее воды.

Петрушка: Ребята, вы молодцы, хорошо работали. Предлагаю вам дома рассказать про нашего нового знакомого невидимку. На прощание я хочу подарить вам воздушные шарики и мыльные пузыри. Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнал сегодня. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада «Удивительные рыбки»

Конспект по познавательному  развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные рыбки»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы по познавательно-исследовательской деятельности. «Этот воздух-невидимка»

Конспект открытого занятия во II младшей группе по познавательно-исследовательской деятельности Воспитатель: Трофимовская Ирина НиколаевнаТема: «Этот воздух-невидимка».Интеграция образовател...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы с использованием опытно – экспериментальной технологии Тема: «Ознакомление детей со свойствами воды и воздуха»

Цель: Систематизация и обобщение ранее приобретенных знаний.Задачи:Образовательные:Продолжать знакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, со свойствами воды;Дать детям представление о...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы для детей с ЗПР по теме "В гости к Кисточке" с использованием современных образовательных технологий

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы для детей с ЗПР по теме "В гости к Кисточке" с использованием современных образовательных технологий: -игровые техно...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Из чего состоит земля» (экспериментальная деятельность)

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Из чего состоит земля" (экспериментальная деятельность)...