ГОРОДСКАЯ СЕКЦИЯ «ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ» РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: «СААМЫ. МАЛ НАРОД, ДА ВЕЛИК»
проект (старшая группа)

В последнее время дошкольное образование характеризуется не только обновлением содержания и инновационными процессами в системе образовательной деятельности с воспитанниками, но и переходом на новые, более свободные формы организации образовательного процесса. Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении  общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить духовное и нравственное развитие личности.

Один из главных принципов дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к Отечеству способствует успешной социализации личности, формированию устойчивой связи поколений и ответственного отношения к малой Родине. В детские годы формируются основные качества человека, поэтому так важно напитать восприимчивую душу ребёнка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к  истории России.

Культура народов Севера является богатейшим материалом  для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями коренных народов Севера.  Поэтому процесс  реализации национально – регионального компонента с детьми старшего дошкольного возраста направлен на приобщения детей к культуре народов саами.

По результатам педагогического мониторинга по разделу «Ознакомление с окружающим» выявили, что у 30 % воспитанников сформированы знания по   ознакомлению с бытом и культурой народов Севера. У 30% воспитанников  на предмет представлений о народах Севера недостаточно знаний  о праздниках, играх  народов  Севера.  У 40% воспитанников не сформированы знания о культуре и традициях народов Севера. 70% родителей (законных представителей) из числа опрошенных считают нужным ознакомление детей с жизнью саамов, изучение и сохранение народных игр, традиций  и праздников коренных  народов. Поэтому мы решили дать детям географические и природоведческие представления о народах саами с помощью проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon madou_no25.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           Виноградова Елена Брониславовна

Учитель-дефектолог

Суранова Александра Викторовна

Воспитатель

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад №25 компенсирующего вида»

ГОРОДСКАЯ СЕКЦИЯ «ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ:

РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: «СААМЫ. МАЛ НАРОД, ДА ВЕЛИК»

Да, Лапландия страна

И мрачна, и холодна,

Лишь полярное сиянье

Вспыхивает иногда.

Но в Лапландии живёт

Стойкий северный народ.

Из оленя каньги шьёт,

Ловко он хингу плетёт,

Старый мудрый их шаман

Прогоняет ураган.

В тундру нас ведёт окас

По морю ведёт карбас.

Актуальность проекта:

В последнее время дошкольное образование характеризуется не только обновлением содержания и инновационными процессами в системе образовательной деятельности с воспитанниками, но и переходом на новые, более свободные формы организации образовательного процесса. Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении  общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить духовное и нравственное развитие личности.

Один из главных принципов дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к Отечеству способствует успешной социализации личности, формированию устойчивой связи поколений и ответственного отношения к малой Родине. В детские годы формируются основные качества человека, поэтому так важно напитать восприимчивую душу ребёнка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к  истории России.

Культура народов Севера является богатейшим материалом  для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями коренных народов Севера.  Поэтому процесс  реализации национально – регионального компонента с детьми старшего дошкольного возраста направлен на приобщения детей к культуре народов саами.

По результатам педагогического мониторинга по разделу «Ознакомление с окружающим» выявили, что у 30 % воспитанников сформированы знания по   ознакомлению с бытом и культурой народов Севера. У 30% воспитанников  на предмет представлений о народах Севера недостаточно знаний  о праздниках, играх  народов  Севера.  У 40% воспитанников не сформированы знания о культуре и традициях народов Севера. 70% родителей (законных представителей) из числа опрошенных считают нужным ознакомление детей с жизнью саамов, изучение и сохранение народных игр, традиций  и праздников коренных  народов. Поэтому мы решили дать детям географические и природоведческие представления о народах саами с помощью проектной деятельности.

Проектная деятельность является важным направлением комплексной интегративной помощи детям. При планировании проекта учитывался пошаговый алгоритм действий взрослых и детей.  В процессе реализации проекта мы опирались на коллектив дошкольного учреждения и  родителей, который были главные наши помощники при отборе материала и построении матриц проекта.

Содержание проекта позволило решать задачи умственного, физического, речевого, социокультурного развития детей в условиях дошкольной образовательной организации.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Тип проекта: информационно-познавательный.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги группы,

учитель-дефектолог,  родители.

Цель проекта: ознакомление детей с жизнью саамов, их местом проживания на территории Российской Федерации.

Задачи проекта:

Продолжать формировать интерес к «малой Родине»;

Продолжать воспитывать интерес и уважение к коренным жителям родного края, народу – саами;

Углублять знания о быте и труде саамского народа;

Познакомить детей с праздником Международный день саамов; национальным саамским флагом;

Развивать внимательность, наблюдательность, познавательный интерес, художественно-творческие способности; формировать умение пользоваться различными приёмами сбора информации;

Воспитывать любовь к родной земле; уважение к людям разных национальностей, интерес и бережное отношение к культуре саамского народа;

Повышать эффективность детско-родительских отношений и самооценку родителей в воспитании ребенка.

Ожидаемые  результаты:

1.Проявление познавательного интереса детей к природе и жизни народов Севера.

2. Овладение знаниями о зависимости образа жизни людей от климатических условий.

3. Умение составлять рассказы о Севере с опорой на картинно-графические схемы; активно использовать в речи словарь по теме проекта.

4. Повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительных и партнерских отношений.

5. Повышение компетентности педагогов по теме проекта.

Предварительная работа:

Подбор наглядных дидактических, демонстрационных материалов;

Подбор методической, научной и художественной литературы;

Создание картотеки подвижных игр народов Севера;

Оформление консультативного материала для родителей;

Поиск информации в интернете педагогами, родителями;

Разработка занятий и бесед по теме проекта.

Полученные результаты:

Реализуя проект, мы обращали внимание на то, как в совместной деятельности дети с разными стартовыми возможностями обретают жизненный опыт. В ходе проекта мы  стремились ориентироваться на детские потребности и интересы, возрастные и индивидуальные возможности каждого ребёнка включённого в образовательную деятельность.

Для реализации проекта «Саамы. Мал народ, да велик»  администрация нашего сада приобрела для группы патриотический уголок с уклоном на региональный аспект, дети могли наглядно рассмотреть, где непосредственно поселились саамы на Кольском полуострове в России. Патриотический уголок многофункционален, информация может меняться в зависимости от тематического планирования и решаемых задач группы.

Чтобы сохранить устойчивый интерес детей к познанию жизни саамов на Кольском полуострове педагоги группы изготовили для детей  дидактические пособия: «Собери саамский флаг», «Укрась кыссту»  (кысста – зимние рукавицы),  разработали электронную презентацию о жилье саамов, одежде.

Наряду с этой работой знакомили детей с устным народным творчеством Севера:

Дранишников В. 3. Семилетний стрелок из лука: Саамские сказки. - Мурманск, 1990; «Сказки северной земли» - составили Галина Е.Г., Савельева С.Ю. – Москва 2015 . Учитывая особенности внимания и связной речи мы персонифицировали ознакомление с литературным материалом – начинали с разучивания саамских слов, затем стихотворений,  пословиц и поговорок: «Соленой рыбки не поешь и чайку не попьешь.

Имеешь оленей – не имей лени.

Имеешь оленей – не имей лени.

Морошка любит ножки. А грибки любят глазки.

За морошкой нужны хорошие ножки»

при этом знакомили детей с саамскими словами, объясняли их значение (погост, вежа, кережа, каньги, нойд,  сейд, койбицы, мальца, пимы, нарты, кувакса… Хейро, каюр, хорей)

Пытались довести до сознания детей красоту стихов о родном северном крае, а также учили детей логически мыслить. Учили детей слышать человеческую теплоту в стихах, воспитывали уважение к саамской культуре, воспитывали чувство радости за свой край, добро к людям.

По мере роста знаний детей о жизни саамов появилась возможность для реализации творческих способностей детей  - организовывали выставки детских работ: «Мой север», «Животные Кольского полуострова»; дети с удовольствием рисовали предметы быта, одежду саамов: «Мама дочку нарядила», «Печок для сыночка».

Дети заметили, что в саамских сказках часто встречается олень Мяндаш – святой олень. Поэтому, когда была организована выставка детских рисунков в обществе слепых, каждый стремился нарисовать  «первого помощника саама» - оленя.

С момента реализации проекта родители активно включились в работу, совместно были изготовлены книги-самоделки, все работы своеобразно оформлены, и собраны в большую рукописную книгу «Саамские сказки», в произведениях воспевается быт людей, их борьба с суровой северной природой,  былинные герои и их славные поступки.

Родители совместно с детьми изготовили поделки: «Кувакса», «Северный гость – олень»; «Саамка» (придумай какое у неё сегодня настроение;  в зависимости от ситуации у девочки саамки менялось настроение, с её помощью мы могли обсудить поступки детей, чтобы сделала девочка, как она поступит в этом случае и так далее),  «Тупа».

Каждая семья нашего сплочённого коллектива внесла свою лепту в создание информационного журнала для дошкольников «Саамы. Народ мал, да велик».

            Подготовленный материал способствовал созданию мини-музея: «Путешествие к саамам» - формирование у детей знаний о народе саами, ознакомление их  с образом жизни, традициями, бытом, фольклором коренных жителей Кольского полуострова.

Завершением проектной деятельности стало совместное с родителями мероприятие: «Знакомьтесь, край Саамов».

Совместное воздействие таких факторов, как семья, ближнее окружение, детский сад, объединенные в одну систему, позволяет воспитывать у ребенка чувство гражданственности, патриотизма, толерантного отношения к другим нациям и народам.

Подводя итог нашего проекта, мы убедились в том, что принцип сотрудничества детей и взрослых (педагогов, родителей) действительно эффективно реализуется на практике. Эффективность проекта подтверждается следующей результативностью:  воспитанники  овладели знаниями: успешность освоения предложенного материала  составила 85 %, у детей появился интерес к культуре, традициям и праздникам народа саами.  Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках. Повысился интерес педагогического коллектива к культуре народов саами, как к образовательному и воспитательному  источнику.  У родителей возрос интерес к мероприятиям, связанных с обычаями и традициями народа саами (конкурсы поделок,   спортивные соревнования, открытие мини-музея).

Таким образом, на основе полученных положительных результатов можно утверждать об успешном воспитании интереса детей старшего дошкольного возраста к  традициям, культуре народа саами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по нравственному воспитанию "Хлеб всему голова"

Вашему вниманию предлагается проект по наравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. (проектная деятельность)Цель проекта: сформировать общественные знания детей о значимости труда...

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении по экологическому образованию с учетом региональных особенностей ХМАО

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и заботливое отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того экологическое воспитание- это огромный потенциал ...

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста " Рисование штампами детьми дошкольного возраста"

Развивать изобразительные способности детей нужно с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением, и если их не развивать, то интерес к художественной...

«Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, как метод развития познавательной деятельности».

laquo;Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, как метод развития познавательной деятельности». Добрый день уважаемые коллеги!Согласно ФГОС, метод ...

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста как форма организации познавательной деятельности в свете ФГОС ДО

Проблема исследования:Как по средствам проектной деятельности обеспечить эффективность познавательного развития ребенка....