Проектная деятельность экологической направленности как эффективный метод развития личности детей с тяжёлым нарушением речи
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Вепрева Анна Ивановна

Современное общество предъявляет  требования к повышению качества образования, что делает необходимым  поиск новых педагогических подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения. 

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одним из наиболее эффективных в наши дни стала такой метод совместной деятельности, как проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_ekologii.docx34.2 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           Вепрева Анна Ивановна,

                                                                           воспитатель ГБДОУ д/с №43

                                                                           комбинированного вида

                                                                           Невского района

Проектная деятельность экологической направленности  как эффективный метод развития личности детей с тяжёлым нарушением речи

Современное общество предъявляет  требования к повышению качества образования, что делает необходимым  поиск новых педагогических подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения. 

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одним из наиболее эффективных в наши дни стала такой метод совместной деятельности, как проект.

Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

 Использование проектного метода предполагает развитие свободной творческой личности ребенка. 

Метод проектов интересен и полезен не только детям, но и самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным.

         В методической литературе проект рассматривается как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта. Важнейшим достоинством проектного метода является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Скажи мне– и я забуду, покажи мне– и я запомню, вовлеки меня — и я научусь» — так гласит восточная мудрость. Действительно, только работая самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает знания и опыт.

Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями, мы искали методы, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков. В результате сделали вывод о целесообразности внедрения в практику метода проектов как одного из эффективных приемов взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и родителей.

Коррекционная работа с дошкольниками, страдающими тяжелыми нарушениями речи(ТНР), представляет сложную проблему для специалистов, так как данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений. У детей отмечается нарушение всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической лексико-грамматической сторон речи, поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью). Кроме того в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности).

.

Проектный метод можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии логопеда, воспитателей логопедической группы, музыкального руководителя, физкультурного работника и ребенка, имеющего ТНР. Это способ взаимодействия с окружающей ребенка средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Так вся деятельность педагогического коллектива в логопедической группе строится на проектной основе и это дает почву для плодотворной, творческо-поисковой деятельности коллектива.

Перед педагогическим коллективом логопедической группы в рамках проекта ставятся задачи:

  • побуждать интерес к предлагаемой деятельности;
  • приобщать детей к процессу познания;
  • мотивировать детей к совместной деятельности;
  • формировать эмоциональную заинтересованность;
  • развивать мышление и воображение;
  • стимулировать потребность в самореализации и коммуникации;
  • содействовать овладению различными способами решения поставленных задач;
  • способствовать актуализации речевых и неречевых знаний, умений и навыков.

Выбор темы проекта в логопедической группе осуществляется не только в соответствии с тематикой лексических  тем, рекомендованных программой покоррекции речи для детей с тяжелым нарушением речи (ТНР), но и учитывает интересы и потребности детей.

      В нашем детском саду приоритетным направлением является экологическое образование. Воспитывать осознанное отношение к природе у детей с ОВЗ сложно: дефицит внимания, недостаточная познавательная активность. Тем не менее будущее ребенка неразрывно связано с окружающей природой. Поэтому мы пытаемся включить ребенка в проектную деятельность экологической направленности. Участие в данных проектах способствует развитию не только субъективных качеств ребенка, но и стимулирует познавательную и речевую активность детей.

      Решение организовать исследовательский проект "Осенний листопад" в старшей группе, пришло после вопросов детей "Почему желтеют листья осенью?". Этот вопрос стал проблемой проекта.

      Наш проект мы начали с актуализации представлений, что относится к "Живому". Вспомнили, что дерево тоже живое существо: оно дышит, питается, растет и размножается.

       Следующая моя задача заключалась в том, чтобы познакомить детей со строением дерева, его частями и функциями, с использованием модели "Функции органов живого".

       После этого перешли к решению вопросов "Зачем деревьям листья?", "Почему осенью желтеют листья?", "Почему опадают листья?". Ход решения этих вопросов состоял в следующем: совместное обсуждение с детьми "Зачем деревьям листья?" (выдвижение детьми гипотез), знакомство детей с веществом "хлорофилл", проведение экспериментирования " Самый сильный цвет- зеленый"(смешивая мед и зеленку,получили клейкое вещество -хлорофилл(живица), и соединив это вещество с красками желтой и красной( которые тоже находятся в листьях), мы сделали вывод, что преобладает в листьях -зеленый цвет, но только лишь весной и летом, так как любит хлорофилл свет. А вот осенью солнце светит меньше, дни стали короче, зеленое вещество не может образовываться, и листочки постепенно желтеют и краснеют). Так мы ответили на вопрос "Почему осенью желтеют листья?".

Итогом решения задачи "Почему опадают листья?", стал вывод: деревья экономят питательные вещества.

           Все наши познавательные действия: работу с моделями, экспериментирование, фиксировали в дневниках наблюдений.

        В процессе реализации проекта были использованы такие речевые формы работы как: составление сравнительных рассказов о деревьях. Дети выбрали деревья для сравнения: березу и тую, березу и клен, дуб и липа. Сравнивая деревья ребята использовали технологию моделирования ( по принципу сходства и различия).Далее ребята составляли короткие рассказы о деревьях со сказочным зачином: "Жили- были дуб и липа....".

        Дети активно включились в обсуждение проблемной ситуации "Похож ли человек на дерево?", "Что общего между животным и деревом?". Ребята достаточно быстро нашли общее между деревом, животным и человеком. Затруднились с ответом, как размножаются деревья.

        Значимым в реализации проекта был цикл наблюдений за деревьями на "Экологической тропинке". Маршруты наблюдений за объектами мы разрабатывали вместе с детьми. В процессе рассматривания объектов мы выполняли задачи любимого персонажа "Лесовичка": отмечали изменения произошедшие с природой осенью, играли в словесные, дидактические, подвижные игры, беседовали, сравнивали, решали проблемные ситуации,

закрепляли и придумывали свои правила поведения в природе, отражали

увиденное в дневниках наблюдений, читали стихи, загадывали загадки.      Особенно детям нравилось изображать дерево (развитие чувства эмпатии).

Основной этап проекта мы завершили викториной "Осенний листопад".

         В ходе реализации проекта активное участие принимали родители воспитанников. С их помощью развивающая предметно-пространственная среда пополнилась: фотовыставкой "Осень золотая", энциклопедиями и художественной литературой. Родители воспитанников принимали участие в выставке творческих работ из листьев "Осенний пейзаж", а также вместе с детьми рисовали "Портреты любимых деревьев", сопровождая работы мини- сочинениями.

         На заключительном этапе проекта, который длился две недели, дети помогали в составлении видео-презентации, подсказывая наиболее интересные для них моменты.

      Свой итоговый продукт видео- презентацию "Осенний листопад" мы показали ребятам из другой старшей группы. С помощью педагога дети рассказали о том, чем они занимались в проекте. Атмосфера была самая дружелюбная. Мы поняли: дети справились с заданиями, они готовы к следующему проекту.

Иногда толчком для проекта служит непредвиденное событие (в большом аквариуме детского сада, который установлен в рекреации здания- погибли рыбки).

      В 1994 году, практически с открытия детского сада, у нас был создан аквариум.

Детей и взрослых радовали рыбки, которые чувствовали себя вольготно в двухсот литровом аквариуме. Рассматривание аквариума помогало малышам адаптироваться к детскому саду, дети постарше наблюдали за рыбками, как за объектами живой природы.

  С самого начала ухаживать за рыбками доверили большому знатоку аквариумного дела помощнику воспитателя Семеновой Елене Алексеевне. Однажды утром Елена Алексеевна обнаружила рыбок мертвыми,  воду в аквариуме мутной. Выжил только один сомик. Вопросы детей не заставили себя долго ждать: "Куда исчезли рыбки из аквариума?", "Почему в аквариуме остался только один сомик?", "Что случилось с рыбками?". Эти бесконечные вопросы побудили нас организовать информационно- исследовательский проект. Мы предположили, что дети погружаясь в этот проект приблизятся к разгадке. Наш проект мы назвали "Мы в ответе за обитателей аквариума".

Введение в тему проекта мы начали с трех вопросов:

1. Что мы знаем о аквариумных рыбках? ( есть хвост, плавники, чешуя, жабры, они растут, аквариум их дом).

2. Что мы должны узнать? Почему рыбки погибли? (один ребенок у которого дома был аквариум сказал :"Они отравились" ).

3.Как погибли рыбки? (ответов не было).

  Основной этап проекта мы начали с беседы: "Аквариум - специально организованная среда обитания для рыбок" (вода, приборы) и "Что дети знают о аквариумных рыбках детского сада?" (строение, питание, содержание и уход). Для этого мы использовали паспорта аквариумных рыбок: "Сом анциструс обыкновенный" и "Пангасиус - акулий сом, аквариумная акула" (эти рыбки были обитателями аквариума). Выяснили, какой уход и содержание необходимо для жизни рыб.

  Далее у нас состоялась встреча с Еленой Алексеевной, которая осуществляла уход за рыбками. Мы с ребятами подготовили вопросы к ней:

1.Когда вы видели последний раз всех рыб живыми?

2.Какой режим для кормления был установлен?

3.Каким кормом вы кормите рыб?

4.Какая норма подачи корма?

5.Может быть корм пропал ?(срок годности)

6.Все приборы были исправны? (фильтр, компрессор)

7. Температура воды была в норме?

8.Чем поддерживается температура воды в аквариуме?

9.Как часто вы меняете воду в аквариуме? (полностью или частично)

10.Почему нельзя менять воду сразу?

11. Давно ли вы чистили грунт?

12.Какой вода была в аквариуме, когда вы обнаружили погибших рыб?

     По итогам интервью, в группе состоялось обсуждение. После чего ребята пришли к выводу, что рыбки отравились кормом, не предназначенным для них.

  Детей очень интересовал вопрос "Почему не погиб сом, которому 12лет?". Ребята выдвигали разные гипотезы:

Вова К.:  «Если люди кормили рыбок своей едой , то сом не ел, он привык к своей еде».                                                                                      

Филипп С.: «Попробовал кусочек другой еды , и ему не понравилось».

Вика У.: «Оказался умным, и ничего не стал есть».

Никита Ч.: «Он распознал еду».

Артем Ш.: «Анциструсу не понравилась еда по виду и по запаху».

Миша О. :«Упал в обморок после одного кусочка еды , поэтому не успел отравится».                                                                                                                В конце обсуждения воспитатель выдвинула свою гипотезу.                                           Анна Ивановна: «Я считаю ребята, что наш сом не погиб  потому , что его пищеварительная система может перерабатывать пищу , которую другие рыбки перерабатывать не могут . Ему было тяжело , он тоже наелся отходов, болел , но выжил . В аквариуме по возрасту он самый старый . Сом оказался жизнеспособным и выносливым при неблагоприятных для жизни условиях. А вот акульи сомы могут есть корм , который предназначен только для рыбок,  поэтому съев другой корм, они погибли».

 Рассмотрев все гипотезы мы остановились на двух:  

1.Сом съел мало еды.                                                                                                           2.Сом спасся , так как его пищеварительная система может переваривать даже отходы

 Для того чтобы решить проблемную ситуацию  "Почему вода в аквариуме стала мутной" было решено провести экспериментирование. которое заключалось в следующем: педагог из пластмассовых бутылок изготовила два мини-аквариума ( водоросли, камушки, ракушки), и приготовила два вида корма для рыбок (1-это корм для рыбок, 2- это корм содержащий крошки сухарей, печенья, батона, хлеба). В первый "аквариум" мы насыпали корм для рыб, а во второй еду из крошек и оставили на 2 часа. Мы увидели, что в первом "аквариуме" вода остается чистой, прозрачной, а вот во втором вода стала мутной. Крошки хлеба разбухли, некоторые осели на дно, другие плавали по середине "аквариума". Вместе с детьми мы сделали выводы:

1. Могло образоваться множество бактерий, которые привели к гибели рыб.

2.Рыбки могли погибнуть от переизбытка пищи и заражения аквариумной среды больными рыбками.

 В коллективном обсуждении в группе "Чтобы такого больше не случилось!" поступило предложение от Миши О.: придумать правила "Не навреди рыбкам!" и их соблюдать. Решили, что эти правила дети разработают совместно с родителями.

Родители активно откликнулись на просьбу детей совместно придумать правила. Поступило большое количество предложений. Вместе с детьми мы отобрали 8 запрещающих правил, которые часто встречались в предложениях семей воспитанников. Мы решили: так как не все дети в детском саду умеют читать, необходимо к письменным правилам для детей и взрослых "Не навреди рыбкам!" придумать условные обозначения.

Так был создан итоговый продукт проекта- правила.

1.Не кормить рыбок тем, что ест человек.

2.Не бросать в аквариум посторонние предметы, мусор.

3.Не опускать в аквариум руки, не трогать руками водоросли и рыбок.

4.Не шуметь рядом с аквариумом.

5.Не стучать по стеклу аквариума.

6.Не трогать и не отключать оборудование аквариума: фильтр, компрессор, лампу.

7. Не использовать при фотосъемке вспышку.

8.Не распылять вблизи аквариума пахучие и ядовитые вещества: духи, химикаты, ароматические масла.

 Дети разместили правила возле аквариума в детском саду. Весь информационный и исследовательский материал мы собрали в папку "Мы в ответе за обитателей аквариума" и презентовали детям других подготовительных групп, последовательно объяснив как проходил проект.

 В заключении наша группа пригласила ребят подготовительных групп к аквариуму, чтобы познакомить с правилами "Не навреди рыбкам!".

 Наша деятельность произвела впечатления на ребят из других подготовительных групп: они рассказали об этом родителям, проходя мимо аквариума говорили о правилах.

 Что в целом дала работа над проектом детям, педагогам, родителям. Это опыт участия в информационно-исследовательском проекте, возможность испытать целую гамму чувств (от печали и жалости до удовлетворения от проделанной работы), взаимодействие детей и взрослых в значимой для ребенка деятельности, изготовление общественно-полезного продукта,  положительную динамику речевого развития, активное коммуницирование   в контексте проекта, развитие доказательной речи, обогащение словаря.

 В ходе трехнедельного проекта у нас произошло радостное событие, наш аквариум пополнился новыми рыбками: гуппи, золотыми рыбками, обыкновенными сомиками.

 Мы считаем, что наши ребята после проекта поднялись на ступеньку выше в плане ответственного отношения к природе.Они стали задавать больше вопросов, интересоваться жизнью животных, замечать изменения в неживой природе, обсуждать со взрослыми и сверстниками проблемы загрязнения земли и воды. Поэтому значение данного метода трудно переоценить.

Список используемой литературы:

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Организация проектной деятельности.

- Мозаика, - Синтез, 2008.

  1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Санкт-Петербург

Детство- Пресс 2011г.

  1. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. - Сфера, 2008.
  2. Лопатина Л.В. Адаптированная примерная основная образовательная    программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Санкт-Петербург  ЦДК проф. Л.Б. Баряевой 2014.

  1. Школьник Ю.К. Аквариумные рыбки. Полная энциклопедия. Издательство: Эксмо, 2008г Серия: Атласы и энциклопедии.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию у детей с тяжёлыми нарушениями речи (заикание) устойчивого интереса к театрализованной игровой и продуктивной деятельности

Конспект бинарной непосредственно организованной деятельности в группе компенсирующей направленнности для детей с ТНР (заикание)...

Использование проектной деятельности в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности, как залог успешного речевого развития детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех к...

Интегрированная коррекционно-образовательная деятельность в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Тема: Путешествие за солнышком.(проводится на улице по «Дорожке движения» логопедом и  инструктором по физической культуре)Цели:         Коррекционно-образ...

Опыт применения проектной деятельности в работе с дошкольниками группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

  Данная слайдовая презентация представлена с целью обмена опытом с коллегами-педагогами, применяющими в своей коррекционной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи проектную деятельно...

Индивидуальный план по самообразованию на тему:«Использование метода сказкотерапии, как средство развития связной речи детей, имеющих тяжёлые нарушения речи»

Данная тема считается актуальной, так как речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.Успехи воспитанников,  в совершенствовании связной речи, обеспечивают в будущем, и в большей мере,...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме «Огород на окне. Посадка гороха.»

Совершенствование речи и мышления детей через исследовательскую деятельность в процессе ознакомления с растениеводством, работе с землей через опыт и эксперимент.Закрепить, обобщить и дополнить знания...