оздоровительно-познавательные занятия в формировании у детей дошкольного возраста представлений о ЗОЖ
статья по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

В статье освещен цикл оздоровительно-познавательных занятий по образовательной области "Физическое развитие", цель которых формирование у дошкольников навыков ЗОЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья70.13 КБ

Предварительный просмотр:

Оздоровительно-познавательные занятия в формировании у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни

Гришаева Людмила Александровна,

инструктор по физической культуре

МБДОУ «Д/с №9 «Якутяночка»

городского округа

«город Якутск»

Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровье сбережения детей в образовании - красная нить национального проекта «Образование», Федеральных законов (ФЗ «Об образовании»,                  ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно                               и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема в системе дошкольного образования. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического                         и психического здоровья. До семи лет ребенок проходит огромный путь развития,                         не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе                            и окружающим.

Проблема укрепления и сохранения здоровья дошкольников является исключительно важной, однако в то же время и противоречивой, так как до сих пор не выработано четких - критериев и оценок его состояния. В науке прослеживаются различные подходы                              к пониманию категории «здоровье».

В частности, М.Л.Звездина утверждает, что здоровье является итоговой характеристикой воспитания, формирования внутренних резервов дошкольника. Воспитывать правильное отношение у человека к своему здоровью необходимо, по мнению этого автора, начиная с раннего детского возраста. Это объясняется тем, что у детей нервная система более пластична, а существующие у них жизненные установки еще недостаточно прочны или только формируются.

            Вопросы развития у детей дошкольного возраста здорового образа жизни освещены               в научно-педагогической литературе в работах таких исследователей как В.Г.Алямовская, Т.В.Каменская, Т.Г.Карепова, Л.Г.Касьянова, Е.В.Купавцева, О.В.Морозова, И.М.Новикова   и др. Однако в практике работы дошкольных образовательных организаций наблюдается недостаточная разработанность программного обеспечения процесса развития навыков здорового образа жизни у дошкольников.

Высоким уровнем сформированного ценностного отношения дошкольника к своему здоровью Е.В.Ишухина считает наличие у него прочных знаний о значении бесперебойной работы основных систем организма; правильное понимание зависимости здоровья                        от поведения человека, от факторов природного и социального окружения; понимание ценности здоровья; наличие умения объяснить роль здоровья для различных сфер жизнедеятельности; понимания роли волевых усилий для здоровья, учебы; оптимистического настроя на долгую, здоровую жизнь.

Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. По мнению Г.К.Зайцева, это связано с тем, что, во-первых, рекомендации                     по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни и дети хорошо это видят. кроме того, выполнение необходимых правил требует от человека волевых усилий, что крайне затруднительно для дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Поэтому в работе с детьми важно соблюдать заповедь, сформулированную гениальным русским кинорежиссером К.С. Станиславским: трудное надо делать привычным, а привычное-легким и приятным.  

Доктор Р.Г.Оганов предлагает взять детей в союзники как потенциальных пропагандистов ЗОЖ. Потому что, во-первых, движение-естественная биологическая потребность детского организма. Во-вторых, важной потребностью для них является общение, которое в современном мире ограничивается гаджетами (А.Бойко). В-третьих, потому что стиль жизни ребенка формируется под влиянием окружающих его взрослых.

В.В.Колбанов о возможных путях его укрепления отмечает, что кроме положительной мотивации в отношении своего здоровья ребенок должен обладать базовыми знаниями                   об организме, здоровье.

Таким образом, научное и практическое исследование данного вопроса представляет собой широкое поле деятельности для специалистов и оставляет вопрос актуальным.

С учетом этого в МБДОУ «Д/с №9 «Якутяночка» был разработан цикл оздоровительно-познавательных занятий по образовательной области «Физическое развитие», цель которых формирование у дошкольников навыков здорового образа жизни.

Были поставлены задачи: создать устойчивую положительную мотивацию                             к сохранению и укреплению собственного здоровья дошкольника; формировать                                    и совершенствовать у дошкольников элементарные гигиенические и культурные навыки; создать вокруг ребенка среду, наполненную терминами, символами, атрибутами культуры ЗОЖ.

Цикл занятий состоит из 6 блоков:

1 блок «Знай свое тело» - дети получают представление о строении и функциях некоторых органов своего организма (сердце, мозг, легкие, кости и др.), кроме того рассматривается влияние на работу этих органов различных форм поведения.

2 блок «Соблюдай правила гигиены» - формируются практические умения и навыки соблюдения правил гигиены.

3 блок «Скажи: «НЕТ» вредным привычкам» – профилактика вредных привычек                       и закрепление полезных привычек, широкое использование психологических приемов

4 блок «Занимайся физкультурой» - выявляется значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом.

5 блок «Соблюдай режим дня» - воспитание самостоятельности при выполнении основных режимных моментов.

6 блок «Следи за датчиком настроения» - дети получают представление о настроении, эмоциях и чувствах, об их влиянии на здоровье.

Мы разработали календарно-тематическое планирование занятий по ЗОЖ:

Сентябрь: диагностика

Октябрь: «Главные помощники»

  • Глаза, уши, нос, рот - органы чувств. Их роль в организме, как беречь, как ухаживать (младшая группа)
  • Руки, ноги, рот, язык, зубы, нос, кожа, уши. Значение частей тела для жизни                           и здоровья человека (средняя группа)
  • Скелет, кожа, мышцы. Значение частей тела для жизни и здоровья человека (старшая группа)
  • Легкие, мозг, сердце. Значение частей тела для жизни и здоровья человека (подготовительная группа)

Ноябрь «Путешествие в Королевство Чистоты»

  • Правила мытья рук (младшая группа)
  • Правила ухода за зубами (средняя группа)
  • Правила ухода за ногами и руками (старшая группа)
  • Правила чистоты (подготовительная группа)

Декабрь «Доктор Спорт»

  • Польза подвижных игр (младшая группа)
  • Польза утренней гимнастики (средняя группа)
  • Здоровые ножки-профилактика плоскостопия (старшая группа)
  • Красивая осанка-профилактика сколиоза (подготовительная группа)

Январь «Путешествие в страну Счастливию»

  • Полезные эмоции: любовь, дружба, щедрость (младшая группа)
  • Здоровье и настроение (средняя группа)
  • Вредные эмоции: злость, страх. Правила ухода за больным – воспитывать сочувствие: не шуметь, заботиться, выполнять его поручения и просьбы (старшая группа)
  • Полезные и вредные эмоции: ненависть, зависть. Учить тактично делать замечания. (подготовительная группа)

Февраль «В гости к сестричкам-привычкам»

  • Полезные привычки: утренняя зарядка, чистка зубов, умывание (младшая группа)
  • Вредные привычки: брать в рот несъедобные предметы грызть ногти (средняя группа)
  • Вредные привычки: курение (старшая группа)
  • Вредные привычки: алкоголь (подготовительная группа)

Март «Страна Здоровячков»

  • Польза прогулки (младшая группа)
  • Польза сна (средняя группа)
  • Что такое режим дня. Его роль для здоровья человека (старшая группа)
  • Польза режима дня  (подготовительная группа)

Апрель «Лаборатория Витаминка»

  • Где живут витамины? Польза овощей и фруктов (младшая группа)
  • Витамины С и D. Польза молочных продуктов (средняя группа)
  • Витамины А и В (старшая группа)
  • Полезная и вредная еда. Значение питания, его объем, последовательность приема пищи, питьевой режим для жизни и здоровья человека (подготовительная группа)

Май «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья»

  • доктор Солнце, доктор Воздух, доктор Вода (младшая группа)
  • Правила Доктора Воды (средняя группа)
  • Правила доктора Солнце-друг или враг? (старшая группа)
  • Правила закаливания и его польза для организма человека (подготовительная группа)

Работа по блокам начинается со средней группы. Во 2-ой младшей группе тематическое планирование имеет концентрическую структуру (программный материал повторяется через некоторое время, таким образом, учитываются особенности памяти детей 3-4 лет).

Основная цель работы во 2-ой младшей группе – не усвоение знаний, а создание положительной мотивации к основным режимным моментам, принятие их детьми, формирование и совершенствование основных гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Задания на занятиях предъявляются в занимательных, игровых квестах. В вводной части создаем проблемную ситуацию: отправляемся в путешествие, ждут испытания, где, выполнив задания (вводная часть, основные виды движений, ору, подвижные игры) ребята находят подсказки и рассуждают о ЗОЖ. Дети являются не объектом, а активным субъектом.

Организация и проведение оздоровительных занятий включает в содержании информацию о факторах риска и факторах устойчивости в формировании здоровья человека; создание вокруг ребенка информационной среды «Здоровье», которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование его мировоззрения.

С целью усвоения знаний, умений и навыков работа на занятиях осуществляется                    с опорой на различные анализаторы:

  • зрительные (картинки, видео, схемы);
  • двигательный (ОРУ, основные виды движений, подвижные игры, эстафеты).

Кроме того, информация о содержании занятий доводится до сведения родителей                   с помощью видеоальбомов, фотоальбомов, созданных самими педагогами с целью формирования единых требований и мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья.

Также проводится ряд семинаров-практикумов для педагогов в вопросах использования современных здоровье сберегающих технологий («Современные здоровье сберегающие технологии в ДОУ», «Инновационные методы оздоровления детей в ДОУ», «Что такое здоровье? Или четыре аспекта здоровья»).

Особое внимание уделяется созданию и накоплению среды, наполненной терминами  (спорт, здоровье, режим дня, настроение, правильное питание, закаливание, вредные привычки), символами (графическое изображение блоков), атрибутами (фотоальбомы, электронная картотека, картотека игр ЗОЖ, картотека сказок ЗОЖ, предметно развивающая среда(игрушки, овощи, фрукты, зубные щетки, мыло, баночки и т.п.) культуры ЗОЖ                        в спортивном зале и группах ДОУ. В обогащении среды активное участие принимают родители.

Структура планирования занятий – концентрическая (темы повторяются как в течении работы в одной возрастной группе, так и в последующих возрастных группах).

Занятия проводятся каждую третью неделю месяца, 2 раза в неделю.

        Чтобы определить эффективность проведенных циклов занятий в формировании представлений о здоровом образе жизни проводятся контрольные срезы:

  • Сравнительный анализ гигиенических умений и навыков (для 2-ой младшей группы)

Первый контрольный срез проводится в форме наблюдения, результаты фиксируются                  в специальной таблице.

Низкий уровень на начало года имели 48% воспитанников. Средний уровень показали 47% воспитанников. Высокий уровень на начало года имели 5% воспитанников. На конец года высокого уровня сформированности культурно-гигиенических навыков и умений достигли 79% воспитанников. Средний уровень на конец года показали 21% воспитанников

  • Сравнительный анализ уровня знаний, умений и навыков валеологического характера (подготовительная группа)

Второй контрольный срез проводится в форме опроса, результаты фиксируются                         в специальной таблице.  

Обследование детей составлено с использованием методики «Что я знаю о своем организме» С.Е. Шукшиной. 

Цель: выявить уровень знаний о человеческом организме у детей старшего дошкольного возраста.

Критерии оценки:

  • 1 балл – ребенок самостоятельно выполняет задание;
  • 0,5 балла – ребенок выполняет задание с помощью педагога;
  • 0 баллов – ребенок не выполняет задание.

На основе выделенных критериев и показателей были определены следующие уровни сформированности осознанного отношения детей 6 -7 лет к собственному здоровью: высокий, средний, низкий.

  • Высокий уровень: к этому уровню относятся дети, у которых полные, существенные, конкретные знания о физическом, психическом, социальном здоровье. Ребёнок знает правила ухода за своим телом (правильное питание, гигиена, нормальный сон, упражнения), бережно относится к своему здоровью. Сформировано положительное представление о самом себе. Ребенок умеет общаться с другими людьми и поддерживать хорошие взаимоотношения, способен излагать свои знания компактно, умеет развернуть их в ряд последовательных шагов. Проявляется эмоциональная реакция на новизну материала о физическом, психическом, социальном здоровье, способность к сочувствию, положительно окрашенные эмоции при общении со сверстниками, устойчивый интерес к здоровью, активность при решении проблемных ситуаций.
  • Средний уровень: к этому уровню относятся дети, у которых полные, существенные, конкретные знания о физическом, психическом, социальном здоровье. Однако ребенок                  не всегда может развернуть знания в ряд последовательных шагов. Проявляется эмоциональная реакция на новизну материала, способность к сочувствию, наличие положительно окрашенных эмоций при общении со сверстниками, но интерес                                  к физическому, психическому, социальному здоровью не устойчивый.
  • Низкий уровень: к этому уровню относятся дети, у которых отсутствуют знания                      о физическом, психическом, социальном (духовном) здоровье. Эмоциональная реакция на новизну материала, любознательность способность к сочувствию проявляются не всегда. Отсутствует интерес к физическому, психическому, социальному здоровью

Результаты мониторинга в подготовительной к школе группе

   

Полученные результаты показывают, что произошли не только количественные изменения уровня представлений о здоровом образе жизни, но также и качественные – дети стали более активными, подвижными, более строгими в соблюдении правил гигиены                      не только по отношению к себе, но и к товарищам, к родителям. Проводимые НОД помогли детям познакомиться с правилами правильного питания, ухода за больными, эмоционального благополучия и поэтому в подвижных играх, в беседах дети стали замечать опасные ситуации, и решать их самостоятельно. Все это способствует созданию положительной мотивации к ЗОЖ, формированию привычек, а затем и потребности в сохранении                            и укреплении собственного здоровья

Литература:

  1. Байкова Г.Ю., Моргачева В.А., Пересыпкина Т.М. «Реализация образовательной области «Физическое развитие». Волгоград, Издательство «Учитель», 2016.
  2. Зайцев Н.К. Стратегия понимания ЗОЖ у учителей. Владивосток: Дальнаука.- 1996,         с.148-153.
  3. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Планирование, система работы. Волгоград: Учитель, 2012. 165 c.
  4. Колбанов В.В. Валеология: основные понятия, термины и определения – СПб.: ДЕАМ, 1998, 232.с.
  5. Морозова О.В. Методика обучения детей 4-6 лет основным навыкам здорового образа жизни на основе биологической обратной связи: автореф. дис. ... кад. пед. наук. Волгоград, 2000. 26 с.
  6. Мухина В.С. Детская психология / Под ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 1985. 272 с. 46. Навыки, необходимые для здоровья. Образование в области здоровья, основанное на привитии жизненных навыков [Электронный ресурс]: документ Всемирной организации здравоохранения. URL: http://www.who.int/school_youth_health/media/sch_skills4health_russian.pdf
  7. Нестерова З.И. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста заботы о своем здоровье // Новые педагогические технологии в работе дошкольных образовательных учреждений и начальной школы: Межвузовский сборник научных трудов. Шадринск: Изд-во ШГПИ, 1997. С. 112-118.
  8. Николаева С.Н. Система экологического воспитания детей дошкольного возраста: дис. доктора педагогических наук. 13.00.01, 13.00.07, М.: 2006. 320 с.
  9. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни                                  у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2009. 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей дошкольного возраста представление о взаимосвязи человека и природы через проектную деятельность.

Методическая разработка по теме "Фомирование представления о взаимосвязи человека и природы через проектную деятельность"...

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о физических свойствах окружающего мира средствами детского экспериментирования

По мнению психолога Н.Н.Поддьякова, детское экспериментирование является одним из главных механизмов развития творчества ребенка. Оно способствует формированию познавательного интереса, развивает набл...

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФИЗИЧЕСКИХ СВОЙСТВАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА СРЕДСТВАМИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФИЗИЧЕСКИХ СВОЙСТВАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА СРЕДСТВАМИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯВ образовательном процессе дошкольного учреждения учебное э...

Опыт работы "Формирование у детей дошкольного возраста представлений о животном мире посредством дидактических игр"

В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и предста...

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о мире лекарственных растений в процессе проектно-исследовательской деятельности

Совместно с детьми средней группы, родителями воспитанников, музыкальным руководителем был разработан и реализован экологический, познавательно-исследовательский, творческий проект «Природные лекари»....

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о времени

Дошкольный возраст наиболее продуктивен для разви­тия психики ребенка. Он является основой для формиро­вания новых психических образований, которые будут развиваться в процессе дальнейшей деятельности...

Консультация для воспитателей дошкольного образования «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о математических характеристиках окружающего мира в развивающих играх»

Консультация для воспитателей дошкольного образования «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о математических характеристиках окружающего мира в развивающих играх»...