Использование подвижных нейропсихических игр и упражнений нейрогимнастики в занятиях по физической культуре в условиях ДОУ
проект по физкультуре (подготовительная группа)

Васильева Ольга Николаевна

Использование подвижных нейроигр и упражнений нейрогимнастики в занятиях по физической культуре в условиях ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neyroigryi_uprazhneniya_laboratoriya.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ДЕТСКИЙ САД №130"

Лаборатория

«Использование подвижных нейропсихических игр и упражнений нейрогимнастики в занятиях по физической культуре в условиях ДОУ»

Инструктор по физической культуре

Высшей категории

Васильева Ольга Николаевна

Саратов 2023-2024г.

Введение

Нейропсихология – наука, работающая на стыке психологии, медицины и физиологии, изучающая мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, моторики и эмоционального реагирования.

Одна из важных задач, которую решает детская нейропсихология, — разработка подходов к пониманию закономерностей процесса формирования и усвоения знаний и навыков у детей, а также к изучению внутренних механизмов обучения в норме и при патологии психических и физических процессов.

Создателями нейропсихологии являются:

Лев Семенович Выготский и

Александр Романович Лурия.

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»  Иван Петрович Павлов

Актуальность.

С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Но не всегда есть возможность оказать такую помощь ребёнку, привлечь к работе, например, дефектолога. Вся нагрузка ложится на обычных педагогов дошкольных учреждений – воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога – психолога

Нейропсихологический подход в работе  предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

Актуальной проблемой в нашей стране является обеспечение психического и психологического здоровья молодого поколения. Для дошкольников в качестве критерия психического здоровья выступает гармония ребенка и социума. Многие специалисты считают, что без наличия психологического здоровья невозможно говорить о самодостаточности личности.
В последние годы на свет появляется все меньше детей с первой группой здоровья. Наблюдается рост заболеваемости различными нервно-психическими расстройствами.

Чтобы помочь ребенку справиться с трудностями я решила взять в работу нейропсихологические игры  и упражнения

Почему именно лаборатория, а не проект:

        Лаборатория включает в себя: самообразование педагога, исследовательскую деятельность как педагога, так и детей с родителями.

Проект - проект создает то, чего еще нет, он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.

Исследование и самообразование понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-нибудь заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. 

Исследование - это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, не регламентированной какими-либо внешними установками, она более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.

Исследование - поиск неизвестного, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.

Цель самообразования: Повысить свой профессиональный уровень; систематизировать работу по реализации мероприятий, направленных на развитие физических качеств дошкольников.

Задачи самообразования: 

1. изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по данной проблеме;

2. изучить практический опыт  работы инструкторов по физической культуре по средствам интернет - ресурсов, статьи, публикации по данной теме;

3. разработать и реализовать лабораторию в рамках темы самообразования

4. обобщить опыт работы в рамках самообразования и лаборатории.

5. Подготовить материалы для бесед, конспекты развлечений (в течении учебного года)

Разработчики:  инструктор по физической культуре Васильева О.Н.

Образовательная область: физическое развитие

Вид: Открытый  (в взаимодействии с  семьей), групповой, творческий, познавательный, физкультурно-оздоровительный,  долгосрочный.

Аннотация проекта.

Проект предусматривает подготовку и мотивацию воспитанников, ближайших родственников к активному участию в спортивной жизни детского сада; формирование потребности в здоровом образе жизни; воспитание нравственно-патриотических чувств и толерантной личности.

Проблема: недостаточная осведомленность родителей о важности физического воспитания. Низкая спортивная активность, малоподвижный образ жизни детей их семей, отсутствие понимания культуры спорта. Негативная статистика по образу жизни в семье (сниженная активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, растущие факторы риска, отсутствие полезных привычек).

Для того, чтобы повысить уровень физической подготовленности, снизить число часто болеющих детей, увеличить количество детей и родителей регулярно занимающихся физической культурой и спортом необходимо значительно повысить эффективность системы физического воспитания дошкольников.

Цель:

Создание условий для интеллектуального, психомоторного развития детей, развитие пространственных представлений, развитие координации движения, развитие навыка употребления предлогов, выполнение инструкций

Задачи: 

  • Развивать зрительно-моторную координацию (глаз-рука, способность точно направлять движение) развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать своё тело; Ребенок учится чувствовать в пространстве свое тело.
  • развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве; формируется правильное взаимодействие рук и ног
  • работа над гармоничным взаимодействием полушарий;
  • активизация речи;
  • работа над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания и т. д. 
  • формирование пространственных представлений
  • развиитие координации движения. Ребенок учится последовательно выполнять действия.
  • развивать переключение внимания.
  • развивать умение слушать и держать темп. 
  • развивать самоконтроль. 

Новизна:

Использование нейропсихологических игр и упражнений в рамках физкультурно-оздоровительной  деятельности для развития когнитивных процессов и физической активности детьми дошкольного возраста.

Принципы:

Принцип сознательности и активности - нацеливает на формирование у детей глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

Принцип наглядности - обязывает строить процесс воспитания с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания.

Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.

 Принцип доступности и индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.

Принцип непрерывности выражает закономерности построения оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Несмотря на простоту и увлекательность, нейропсихических игр в развитии дошкольников являются эффективным инструментом работы. Используются для стимуляции развития нервной системы, способствуют образованию новых нейронных связей между корой и подкорковыми структурами головного мозга, развивают внимание, пространственные представления, улучшают реакцию.  

Нейроигры можно условно разделить на:

- игры для развития межполушарного взаимодействия;

- игры на развитие мозжечковой стимуляции

-игры на развитие зрительного восприятия

Инновационная направленность:

- должны быть задействованы не менее двух органов чувств;

- нужно концентрировать внимание на тех объектах или параметрах среды, которые ранее оставались незамеченными;

- следует менять привычные маршруты выполнения движения;

- необходимо выполнять упражнения регулярно.

При выполнении определённых физических действий у человека образуются нейронные связи, соответственно, повышается способность к обучению. Поэтому, чтобы образовывать и развивать эти связи у детей дошкольного возраста можно использовать как раз нейродинамические упражнения и игры в процессе занятия по физической культуре. Далее приведем пример таких игр и упражнений для детей старших и подготовительных групп.

В вводной части занятия можно использовать ходьбу с заданиями для рук на каждый шаг, разную постановку стоп при ходьбе – правая нога на носок, левая - на пятке, ходьба спиной вперёд, ходьба ноги с крестно меняя ноги на каждый шаг и т. д. Ещё можно использовать для ходьбы оборудование (дорожки, мостики, специальные коврики, координационные (верёвочные) лестницы.

В общеразвивающих упражнениях можно использовать разноименное поднимание ног и рук, а также задания для рук при выполнении привычных упражнений – при выполнении приседаний менять положение рук в определенном порядке на каждое приседание. Приступать к занятиям следует, постепенно включая по одному (или по два) простых задания.

Возраст дошкольников:  6-7 лет;

Продолжительность:  долгосрочный.

Сроки реализации: октябрь 2023 – май 2024 гг. 

Условия для реализации:

Лаборатория разработана с учётом возрастных особенностей дошкольников, ФОП. При разработке лаборатории учитывалось состояние территории и помещений детского сада.

Для успешной реализации лаборатории  созданы  благоприятные условия:   спортивный зал,   приобретено необходимое спортивное оборудование, в группе создана комфортная пространственная среда.

Материалы и оборудование: 

Мульдимедийная система, компьютер, принтер, видеокамера,  диски и кассеты с записью фонограмм для выполнения упражнений, фотографии и картины с изображениями различных видов спорта, портреты выдающихся спортсменов, иллюстрации и репродукции, соответствующие сюжету и теме встречи, познавательная литература, художественная литература, спортивное оборудование.

Применяемые здоровьесберегающие технологии

Задачи:

1. Овладение набором простейших форм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья

2. Увеличение резервов здоровья

Формы организации:

1. Пальчиковая гимнастика

2. Гимнастика для глаз

3. Дыхательная

4. Артикуляционная

5. Музыкально-дыхательные тренинги

6. Динамические паузы

7. Релаксация

8. Двигательная терапия, музыкотерапия

Основные формы реализации лаборатории:

  • открытые мероприятия
  • работа с познавательной литературой
  • физкультурные досуги
  • неделя здоровья, дни здоровья
  • участие в соревнованиях

Этапы реализации  лаборатории

1 этап.

Организация подготовительной работы для реализации данного проекта:

  1. Обсуждение целей и задач проекта.
  2. Распределение материала на блоки, составление плана работы.
  3. Изучение компетентности родителей по теме проекта

2 этап:

  1. Планирование работы.
  2. Создание условий для реализации проекта: пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов и литературных источников по соответствующим тематикам
  3. Пропаганда знаний о значении спорта в жизни ребёнка для родителей воспитанников.
  4. Оказание информационной и методической помощи педагогам, родителям.
  5. Организация тематических выставок, создание  мини-презентаций.

3 этап:

  1. Подведение итогов проведенной работы.
  2. Пополнение  методического кабинета детского сада материалами о различных видах спорта, размещение информации о проекте на сайте ДОУ.

Форма отчета:

1.     Обобщение опыта  и выступление  по  обмену  опытом  на районных методических объединениях с презентацией результатов работы.

2.      Представление   отчета  на педагогическом совете с  анализом,  выводами   и   рекомендациями   для   педагогов и администрации ДОУ.

 Ожидаемые результаты:

1. Повысится развитие мелкой моторики, памяти, мышления, внимания.  

2. Развито межполушарное взаимодействие.

3. Стабилизация эмоционального фона.

4. Оптимизация мышечного тонуса, снятие телесных зажимов.

5.Оздоровление организма, мобилизация ресурсов.

6. Ребенок станет более самостоятельным и уверенным.

7. Повысится двигательная и пространственная сферы;

Возможные риски и пути их устранения

Риски  

Компенсация, преодоление рисков

Низкая заинтересованность детей к участию в проектной деятельности  

Использование разнообразного материала в играх и упражнениях, право выбора детей, учёт мнения каждого ребёнка, активное личное участие, мотивация родителей. Использования личного инвентаря ребёнка (мяч, эмблема)  

Не заинтересованность родителей  

Личное общение с родителями, о целях проекта и каждого этапа реализации, в том числе и о результатах данной деятельности. Проведение совместных мероприятий педагог - ребенок- родитель.  

Выводы:

Физическое развитие для детей – то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, науках, умении работать и быть полезным для общества человеком. Идея воспитания здорового ребенка не нова, и в каждом современном образовательном учреждении она решается по-своему. Центральное звено концепции всей системы физкультурно-оздоровительной работы ДОУ – осуществление совместной миссии дошкольного учреждения и родителей по воспитанию у детей потребности ЗОЖ.

Использование данных упражнений и игр на физкультурных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста способствует активизации межполушарного взаимодействия, что формирует стрессоустойчивость ребенка к обучению в школе. У детей улучшается память, самоконтроль поведения, повышается концентрация внимания, происходит формирование пространственных ориентаций, повышается уверенность в своих силах. А это, в свою очередь, является одним из главных критериев психологического здоровья дошкольников.

     

Список литературы  

1. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста, - М.: Айрис, 2007.  

2. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста, -М.: Генезис, - 2008.  

3. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза -  М.: Генезис,- 2010.  

4. Кравченко Л. Как развивать у детей межполушарное взаимодействие//Справочник педагога-психолога. Детский сад, – 2019. №6.  5. Ж.М.Глазман, А.Ю. Потанина, А.Е.Соболева «Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте», - 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность использования подвижных игр в проведении занятия по физической культуре.

В настоящее время общество предъявляет большие требования к воспитанию подрастающего поколения, и перед дошкольными учреждениями стоят большие задачи. Одной из них является правильное физическое воспи...

Развитие эмоциональной сферы детей на занятиях по физической культуре в условиях детского сада.

Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами физического воспитания на основе личного опыта....

Использование ИКТ для повышения интереса у детей к занятиям по физической культуре и здоровому образу жизни

Использование ИКТ для повышения интереса у детей к занятиям по физической культуре и здоровому образу жизни...

СЕМИНАР ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ НЕЙРО ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НЕЙРОГИМНАСТИКИ В ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ"

Семинар – практикум для педагоговТема: «Использование подвижных нейро игр и упражнений нейрогимнастики в занятиях по физической культуре». Цель: повышение профессионального маст...

Проект с использованием бережливых технологий «Оптимизация процесса подготовки воспитанников к занятию по физической культуре»

Сокращение времени подготовки к занятию по физической культуре за счет усовершенствования оптимизации процесса подготовки и усовершенствования предметно - пространственной среды....