Использование кинезиологических упражнений на коррекционных занятиях по физической культуре с детьми с ОВЗ
презентация для интерактивной доски по физкультуре

Бородулина Елена Владимировна

Использование кинезиологических упражнений на коррекционных занятиях по физической культуре с детьми с ОВЗ

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

В настоящее время растет число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). У большинства современных детей, а особенно с ОВЗ отмечается общее моторное отставание, а отсутствие физической нагрузки заметно тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационных способностей, выносливости, проблемы с речевым развитием. В результате, у таких детей проявляется низкая работоспособность, повышенная утомляемость, низкий уровень произвольности психических процессов – все эти трудности, возможно, преодолеть только через создание правильного выбора методов педагогической коррекции.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие

Цель кинезиологии: развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Задачи:

  • синхронизация работы полушарий;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие способностей;
  • развитие памяти, внимания, речи;
  • развитие мышления.

Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.

Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Кинезиологические упражнения способствуют:

  • развитию интеллектуальных и творческих способностей;
  • развитию способностей к обучению и усвоению информации;
  • развитию мелкой и крупной моторики;
  • снятию стресса;
  • устранению дислексии и дисграфии.

Упражнения снижают:

  • эмоциональное и мышечное напряжение детей;
  • агрессивное поведение и страхи;
  • утомляемость.

Комплексы упражнений включают в себя:

  • Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
  • Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
  • Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
  • При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.
  • Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Рекомендации по применению кинезиологических игр и упражнений в   работе с детьми с ОВЗ:

  • доброжелательная обстановка;
  • систематичность проведения игр и упражнений;
  • постепенное усложнение и увеличения темпа заданий;
  • точность выполнения кинезиологических упражнений;
  • применение упражнений на занятиях и в свободное время;
  • включение членов семьи воспитанников в данный процесс.

Основные кинезиологические игры и упражнения, которые используются в работе с детьми:

  1. Упражнение “Оладушки”

Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая – на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая – ладонью вверх, а левая ладонью вниз. По мере усвоения – движения ускорять.

“Мы играли в ладушки – Жарили оладушки.

Так пожарим, повернем опять играть начнем.”

  1. Упражнение “Ныряльщик”

Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

  1. Упражнение “Кулачки – ладошки”

Положить руки на стол. Одна ладонь сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно меняем положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

  1. Упражнение “Ухо-нос”

Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".

  1. Упражнение “Ножницы”

Перекрестные движения руками перед собой, меняя.

  1. Упражнение “Колено – локоть”

Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

  1. Упражнение “Перекрестное марширование”

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

“Любим мы маршировать, Руки, ноги поднимать.”

  1. Упражнение “Свеча”

Исходное положение – сидя за столом или стоя. Представьте, что перед вами стоит свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

В результате - положительным моментом от проведения кинезиологических занятий является то, что значительно улучшается состояние социальной адаптации и физического здоровья детей с ОВЗ, быстрее формируется самостоятельное передвижение. Движения, которыми дети постепенно овладевают, доказывает, что «лечение движением» - одна из доступных, мягких форм адекватной помощи детям, имеющим нарушения в развитии, направленная на перестройку неблагополучно сложившихся форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, хорошую социальную адаптацию, развитие коммуникативных навык .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование элементов степ – аэробики на занятиях по физической культуре с детьми раннего возраста»

«Использование элементов степ – аэробики на занятиях по физической культуре с детьми раннего возраста»...

«Использование кинезиологических упражнений на коррекционных занятиях с детьми с ОВЗ»

Кинезиологические упражнения, являются наиболее результативными и эффективными средствами коррекции и помогают достичь успехов в преодолении трудностей детей с ОВЗ.Цель моего выступления: познакомить ...

Мастер-класс для педагогов «Использование кинезиологических упражнений в работе инструктора по физической культуре»

Мастер-класс для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе инструктора по физической культуре"...

Консультация: «Использование кинезиологических упражнений на коррекционных занятиях с детьми, имеющими нарушения зрения»

laquo;Использование кинезиологических упражнений на коррекционных занятиях с детьми, имеющими нарушения зрения»...

Мастер-класс для педагогов «Использование кинезиологических упражнений на коррекционных занятиях с детьми с ОВЗ»

В настоящее время растет число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Кроме трудностей в усвоении нового материала, у таких детей наблюдаются и другие нарушения: неумение правильно читать...

Конспект коррекционного занятия по физической культуре с детьми раннего возраста

Коррекционное занятие с детьми раннего дошкольного возраста...