Проект "Спорртивное ориентирование в ДОУ!"
проект по физкультуре (старшая группа)

СоколоваНаталья

На сегодняшний день основной целью физического воспитания в ДОУ является обеспечение всестороннего физического развития ребенка. Основная масса детей  испытывает «двигательный дефицит», количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Большую часть времени проводят в маленьких помещениях, что увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает у детей физическое и психическое утомление, влечет за собой нарушение осанки, координации движений, плоскостопие, задержку возрастного развития, снижение эмоционального тона и настроения. Все это в свою очередь отрицательно влияет на характер умственной работоспособности.

Следовательно, детям  нужна активная физическая деятельность, способствующая повышению жизненного тонуса, удовлетворяющая их интересы, социальные запросы. Благоприятное воздействие на организм оказывает двигательная активность. В связи с этим актуален поиск новых подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физической культуры.

Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к условию психофизического состояния дошкольников, к их переходу из детского сада в общеобразовательную школу. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей, которые могли бы не только повышать физическую готовность, но и одновременно развивать умственные, познавательные способности, навыки ориентирования и безопасного поведения в социуме.

Новизна.

Одним из средств интегрированного развития и оздоровления дошкольников является спортивное ориентирование. При выполнении различных заданий, упражнений с элементами спортивного ориентирования, требуется переработка специфической информации, включающая такие элементы как образное представление, прогнозирование, выбор варианта движения, принятие решения и коррекция по ходу выполнения принятого решения. Одно из ключевых направлений ориентирования является возможность освоения ребенком пространстве л0нных представлений, умений определяться на местности (в своем районе города). Развитие пространственных представлений у детей является важной частью умственного развития, кроме того, многие виды школьной деятельности требуют владения навыками ориентировки на плоскости (тетрадь, учебник, парта и пр.).

Ориентирование - как индивидуальный, так и коллективный вид спорта. Оно способствует удовлетворению потребностей в разнообразной двигательной активности, в желании достичь успеха, уверенности в себе, чувства безопасности, самоуважению, взаимовыручки.

Мы создали авторский проект, в котором обучение спортивному ориентированию детей дошкольного возрасти идет в игровой форме, так как игра является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Спортивное ориентирование в ДОУ»

Соколова Наталья Вячеславовна, инструктор по физической культуре и спорту МБДОУ Д/с № 145

Участники проекта : дети старшей группы , родители, воспитатели, инструктор по физической культуре.

Сроки реализации проект: 2 года с 2021 – 2023 г.

Актуальность.

На сегодняшний день основной целью физического воспитания в ДОУ является обеспечение всестороннего физического развития ребенка. Основная масса детей испытывает «двигательный дефицит», количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Большую часть времени проводят в маленьких помещениях, что увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает у детей физическое и психическое утомление, влечет за собой нарушение осанки, координации движений, плоскостопие, задержку возрастного развития, снижение эмоционального тона и настроения. Все это в свою очередь отрицательно влияет на характер умственной работоспособности.

Следовательно, детям нужна активная физическая деятельность, способствующая повышению жизненного тонуса, удовлетворяющая их интересы, социальные запросы. Благоприятное воздействие на организм оказывает двигательная активность. В связи с этим актуален поиск новых подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физической культуры.

Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к условию психофизического состояния дошкольников, к их переходу из детского сада в общеобразовательную школу. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей, которые могли бы не только повышать физическую готовность, но и одновременно развивать умственные, познавательные способности, навыки ориентирования и безопасного поведения в социуме.

Новизна.

Одним из средств интегрированного развития и оздоровления дошкольников является спортивное ориентирование. При выполнении различных заданий, упражнений с элементами спортивного ориентирования, требуется переработка специфической информации, включающая такие элементы как образное представление, прогнозирование, выбор варианта движения, принятие решения и коррекция по ходу выполнения принятого решения. Одно из ключевых направлений ориентирования является возможность освоения ребенком пространстве л0нных представлений, умений определяться на местности (в своем районе города). Развитие пространственных представлений у детей является важной частью умственного развития, кроме того, многие виды школьной деятельности требуют владения навыками ориентировки на плоскости (тетрадь, учебник, парта и пр.).

Ориентирование - как индивидуальный, так и коллективный вид спорта. Оно способствует удовлетворению потребностей в разнообразной двигательной активности, в желании достичь успеха, уверенности в себе, чувства безопасности, самоуважению, взаимовыручки.

Мы создали авторский проект, в котором обучение спортивному ориентированию детей дошкольного возрасти идет в игровой форме, так как игра является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир

Цель: Сформировать у детей интерес к физической культуре и спорту по средствам «Игр с элементами спортивного ориентирования и «Квестов»

Задачи:

Оздоровительные

1. Формировать представления о здоровом образе жизни.

2. Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей.

3. Удовлетворять потребность детей в движении.

Образовательные:

1. Дать представления об спортивном ориентировании как виде спорта.

2. Обучать умению находить ориентиры при помощи рисунка (карты, определяться на местности.

3. Совершенствовать необходимые двигательные умения и навыки.

4. Соблюдать правила подвижных игр.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес у детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом .

2. Поощрять творчество и игровую деятельность.

3. Способствовать развитию самоконтроля и самооценки.

4. Содействовать развитию положительных эмоций, коммуникативных умений, взаимопонимания и сопереживания.

При реализации поставленных цели и задач соблюдаем следующие принципы:

- Безопасности

- Доступности

- Целостности

- Интеграции

- Соответствия возрастным и индивидуальным особенностям

Методы работы:

- Анализ и обобщение научно-методической литературы;

- диагностика физических качеств детей;

- подбор подвижных игр с элементами спортивного ориентирования, упражнений для развития пространственной ориентировки;

- подбор и оформление демонстрационного материала;

Описание проекта.

Внедрение подвижных игр с элементами спортивного ориентирования (в основе игра «Найди свой вид спорта» и «Квесты».

Квест (приключенческая игра) – это способ построения сюжета, где достижение цели главным героем происходит через преодоление многочисленных трудностей, решение головоломок и задач, где от игрока требуются умственные усилия, быстрая реакция. Различают текстовые, графические, визуальные квесты.

Геокэшинг (geo-земля, cache-тайник) – игра, состоящая в нахождении тайников на конкретной местности, по определенным координатам. При этом используют подсказки, проявляют наблюдательность и смекалку. Игра международная, имеет свой сайт , в России –

Ориентирование представляет вид спорта, в котором идет совмещение физической и психологической нагрузки. Психическая нагрузка, которая в ориентировании связана с вниманием и мышлением при выполнении технических действий, оказывает воздействие на главную деятельность – ориентировочный бег. Необходимо учить детей от старта до финиша сосредоточиться на конкретных задачах этапов, решать коллективно, используя символы рисунка (карты) места и правила игры.

Игра может проходить как в помещении, так и на участке детского сада, состоит из следующих этапов (приложение 1). Каждый этап начинается с создания положительного настроя, игровой мотивации.

Подготовительный этап – сентябрь-октябрь.

1. Диагностика физических и психических качеств детей

2. Проведение эстафет и подвижных игр с элементами поиска. Например, в помещении: бег с указанием направления – добежать до стула и повернуть направо; бег с препятствиями – обогнуть кеглю, а не мяч; бег с поиском–найти и принести два кубика; также можно искать по цвету, по размеру и пр. На участке: бег до определенного ориентира (до красного домика, потом до зеленого и обратно); найди березу, найди спрятанный мяч и пр.

3. Работа по нарисованной карте группы: отмечают место нахождения предметов мебели, затем меняют их расположение и предлагают вернуть на место; расставить мебель по словесной ориентировке относительно окна, двери;

4. Работа по цветной карте участка, микрорайона. Знакомство с символами, условными обозначениями.

5. Создание рисунка (карты). Придумывание своих, общих условных знаков.

Практический этап – ноябрь-апрель

1. Проведение ОФП, игр на внимание

2. Создание с родителями рисунков (карт) «Моя комната»

3. Оформление выставки «Карта моей комнаты»

4. Создание рисунка (карты) помещений, где проводится игра.

5. Составление и защита мини-проектов «Карта пути от дома до детского сада»

6. Проведение игры-ориентирования раз в месяц, в одной группе.

Заключительный этап – май

1. Оформление фотовыставки.

#1060;естиваль по спортивному ориентированию с родителями «Мы вместе!»

3. Диагностика физических и психических качеств детей.

4. Подведение результатов за год, динамика развития детей.

Обобщающий этап – сентябрь-декабрь

1. Проведение игры-ориентирования между группами.

2. Проведение игры-ориентирования с родителями.

3. Проведение игры-ориентирования среди ДОУ .

4. Выступление на ГМО, публикация статьи.

Ожидаемые результаты

1. Положительная динамика физических и психических качеств.

2. Развитие навыков общения в коллективе, творческой активности.

3. Формирование организованности, инициативности, самостоятельности.

4. Развитие пространственного мышления, готовности к школе.

Список использованной литературы

1. Бочарова Н. И. Туристические прогулки в детском саду. - М. ,2004 г.

2. Воронов Ю. С. Методика обучение юных ориентировщиков тактическим действиям и навыкам. – Смоленск, 1998 г.

3. Завьялова Т. П. Работаем по программе «Турслята» // Информационный вестник ЦДЮТ «Турвест», № 8, 2002 г.

4. Огородников Б. И. Туризм и спортивное ориентирование. М:«Физкультура и спорт» 1983 г.

Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста

Конкурсы на сайте
Конкурсы публикаций для педагогов
Фотоконкурсы для детей и педагогов

Заказать документ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Технология личностно-ориентированного занятия"

Личностное планирование                    Педагог сообщает детям знания в определенной последовательности. Л...

особенности работы в маскулинно-ориентированных группах, особенности работы в фемининно-ориентированных группах

Мускулинность – мужественность - комплекс характеристик поведения, возможностей и ожиданий, детерминирующих социальную практику той или иной группы, объединенной по признаку пола -  то, чем...

Практико – ориентированный семинар «Ранняя профориентация дошкольников в рамках практико-ориентированного обучения в соответствии с ФГОС до».

žПовышение уровня теоретической и практической подготовки педагогов, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых люде...

Сообщение «Организация индивидуально – ориентированного обучения детей дошкольного возраста. Формы организации индивидуально-ориентированного обучения»

Актуальной становится проблема новой технологии образовательного процесса, которая должна начинаться с индивидуализации обучения, исходить из потребностей личности и определяться индивидуальным темпом...

Презентация «Организация индивидуально – ориентированного обучения детей дошкольного возраста. Формы организации индивидуально-ориентированного обучения»

Цель индивидуально-ориентированного обучения: развитие ребенка как особенного, единичного существа, носителя своеобразных индивидуальных черт, отличающих его от других. Основной показатель эффективнос...

Реферат (консультация для педагогов ДОУ) "Предметно-ориентированные и личностно-ориентированные технологии, применяемые в ДОУ"

Данная работа ориентирована на педагогических работников ДОУ. Здесь представлена характеристика современных педагогических технологий....