Картотека игр
картотека по физкультуре

Данилина Ольга Васильевна

Картотека подвижных игр с речевым сопровождением отличное средство в работе с детьми групп ТНР и ЗПР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад № 25 «Сибирячок» комбинированного вида»

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР

с речевым сопровождением

для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

C:\Users\Admin\Desktop\

Составил:

Инструктор по физической культуре

Данилина Ольга Васильевна

Подвижные игры с речевым сопровождением



• «Овощи»

Координация речи с движениями, работа над темпом и ритмом речи.

Как-то вечером на грядке дети идут по кругу, взявшись за руки
Репа, свекла, редька, лук в центре круга – водящий с завяз. глазами
Поиграть решили в прятки,
Но сначала встали в круг.
Рассчитались четко тут же: останавливаются, крутят водящего
Раз, два, три, четыре, пять.
Прячьтесь лучше, разбегаются, приседают, водящий ищет.
прячьтесь глубже
Ну а ты иди искать. Дети замирают и не шевелятся

• Урожай

Координация речи с движениями, закрепление в речи глаголов: соберем, натаскаем, накопаем, срежем, нарвем.


В огород пойдем идут по кругу
Урожай соберем.
Мы моркови натаскаем «таскают»
И картошки накопаем «копают»
Срежем мы кочан капусты, «срезают»
Круглый, сочный, очень вкусный показывают круг руками – 3р
Щавеля нарвем немножко «рвут»
И вернемся по дорожке идут по кругу, взявшись за руки.

• Листья

Координация речи с движениями

Листья осенние тихо кружатся кружатся на цыпочках, руки в стороны
Листья нам под ноги тихо ложатся приседают
И под ногами шуршат, шелестят движения руками вправо-влево
Будто опять закружиться хотят поднимаются, кружаться.
• По ягоды
Координация речи с движениями
Мы шли-шли-шли, маршируют руки на поясе
Землянику нашли наклонились, правой рукой коснулись носка левой
ноги, не сгибая колен
Раз, два, три, четыре, пять маршируют
Мы идем искать опять наклонились, левой рукой коснулись носка правой
ноги, не сгибая колен

• За грибами

Координация речи с движениями; Развитие творческого воображения, подражательности; Закрепление в речи глаголов: «искать», «срывать», «собирать»

Все зверюшки на опушке дети идут в хороводе
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали скачут присядку, срывают воображаемые грибы
Рыжики срывали.
Лисичка бежала бегут
Лисички собирала срывают воображаемые грибы
Скакали зайчатки скачут на месте
Искали опятки срывают воображаемые грибы
Медведь проходил идут в развалку в конце строки
Мухомор раздавил топают ногой.

• Дождик

Координация речи с движениями, работа над темпом и ритмом речи

Капля раз, прыжок на носках, руки на поясе
Капля два прыжок
Очень медленно сперва. 4 прыжка
А потом, потом, потом 8 прыжков
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли руки развести в стороны
От дождя себя укрыли руки полукругом над головой.

• Мячик мой

Друг веселый, мячик мой 4 прыжка на носках руки на поясе
Всюду, всюду он со мной 2 взмаха левой и правой рукой –
как бы удары по мячу
Раз, два, три, четыре, пять 5 прыжков на носках, руки на поясе
Хорошо с мячом играть вновь по два взмаха – «удары»

• Посуда

Вот большой стеклянный чайник надули живот: одна рука на поясе, другая
изогнута, как носик
Очень важный как начальник
Вот фарфоровые чашки присели, одна рука на поясе
Очень хрупкие бедняжки
Вот фарфоровые блюдца, кружатся, рисуя руками круг
Только стукнут- разобьются
Вот серебряные ложки потянулись, руки сомкнули над головой
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос легли на ковер, вытянулись
Он посуду нам принес.
• С Новым годом
С Новым годом! С Новым годом!
Здравствуй дедушка Мороз дети стоят лицом в круг, кланяются
Он из леса мимоходом идут по кругу, изображая как несут
Елку нам уже принес елку
На верхушке выше веток стоят лицом в круг
Загорелась, как всегда опускают руки, произносят фразу на выдохе
Самым ярким, жарким светом снова поднимают руки
Пятикрылая звезда опускают руки

• Заяц Егорка

Координация речи с движениями

Заяц Егорка дети бегут по кругу, взявшись за руки;
Свалился в озерко в центре на корточках сидит «заяц»
Бегите под горку! дети подбегают к сидящему ребенку, и помогают
Спасайте, Егорку. ему встать.

• Теленок

Координация речи с движениями, работа над темпом и ритмом речи

Бу-бу два прыжка
Я рогатый «рожки» из пальчиков
Бу-бу два прыжка
Я хвостатый «хвостик» из руки – за спиной
Бу-бу два прыжка
Я ушастый «ушки» из ладошек
Бу-бу два прыжка
Очень страшный
Бу-бу. Испугаю.

• Хозяйка

Координация речи с движениями, работа над темпом и ритмом речи, развитие творческого воображения

Наша-то хозяюшка идут по кругу взявшись за руки
Сметлива была
Всем в избе работушку
К празднику дала
Чашечку собачка сложить ладони чашечкой «лижут» чашечку
Моет языком
Хрюшка собирается присели, ритмично наклоняют голову
Крошки под окном
По столу котище встали, правой рукой делают движения к себе
Лапой скребет,
Половичку козочка «метут» пол
Венечком метет.

• Домашние птицы

Координация речи с движениями, работа над темпом и ритмом речи, развитие творческого воображения

Наши курочки с утра - идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда идут по кругу, вытянув шею вперед и отставив руки
Га-га-га! Га-га-га! Назад.
Наши курочки в окно - останавливаются, встают лицом в круг
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Бьют руками по бокам
А как Петя-петушок встают спиной в круг, вытягивают шею вверх,
Раным-рано поутру поднимаются на цыпочки.
Нам споет : ку-ка-ре-ку!

• На лужайке поутру


Координация речи с движениями, работа над темпом и ритмом речи, развитие творческого воображения

На лужайке поутру дети встают в круг, взявшись за руки
Мы затеяли игру
Я подснежник, ты-вьюнок
Становитесь в наш венок
Раз, два, три, четыре делают 4 шага назад, расширяют круг
Раздвигайте круг пошире
А теперь мы ручейки бегут по кругу
Побежим вперегонки
Прямо к озеру спешим раздвигают круг
Станет озеро большим.
Становитесь в круг опять сдвигают круг
Будем в солнышко играть бегут по кругу
Мы- веселые лучи, тянутся на носочках вверх
Мы резвы и горячи прыгают на носочках, руки на поясе.

• Веснянка


Координация речи с движениями, развитие общих речевых навыков, развитие речевого дыхания.

А уж ясно солнышко дети идут по кругу, взявшись за руки
Припекло, припекло медленно поднимают руки
И повсюду золото дети идут по кругу, взявшись за руки
Разлило, разлило медленно опускают руки
Ручейки на улице бегут по кругу на носках
Все журчат, журчат руки на поясе.
Журавли курлыкают идут по кругу с высоким подниманием колен
И летят, летят руками изображают взмахи крыльев

• Ракета

А сейчас мы с вами, дети, дети маршируют
Улетаем на ракете
На носках поднимись, тянутся, подняв руки над головой, сомкнув их
А потом руки вниз опускают руки
Раз, два, три, потянись тянутся
Вот летит ракета ввысь! Бегут по кругу.

• Мчится поезд

Координация речи с движениями, развитие творческого воображения

Чух-чух! Чух-чух! Дети бегут друг за другом, положив руки на плечи
Мчится поезд во весь дух. стоящему впереди ребенку. Первый ребенок делает
Паровоз пыхтит. круговые движения руками и произносит слова паровоза
- Тороплюсь! – гудит. –
Тороплюсь, тороплюсь,
Тороплюсь.

• Маляры

Координация речи с движениями, развитие общих речевых навыков

Маляры известку носят, дети идут по кругу друг за другом,
держат в руках воображаемые ведра
Стены кистью купоросят движения воображаемой кистью вверх-вниз
Не спеша разводят мел наклонившись, мешают кистью воображаемом ведре
Я бы тоже так сумел «красят»

• Кровельщик

То не град, то не гром – стоят кружком, изображают удары молотком
Кровельщик на крыше. Тянутся на носках, подняв руки вверх
Бьет он громко молотком изображают удары молотком
Вся округа слышит. Закрывают уши руками
Он железом кроет дом изображают удары молотком
Чтобы сухо было в нем. Наклоняются, достают носки руками.

• Гусеница

Координация речи с движениями, развитие творческого воображения

Этот странный дом без окон дети лежат на спинках вытянувшись;
У людей зовется «кокон» руки вдоль туловища, ногами в центр круга
Свив на ветке этот дом поворачиваются на левый бок, руки под щечку
Дремлет гусеница в нем.
Спит без просыпу всю зиму поворачиваются на другой бок
Но зима промчалась мимо поворачиваются на спину, потягиваются лежа
Март, апрель, капель, весна медленно садятся
Просыпайся соня-сонюшка встают, потягиваются стоя.
Гусенице не до сна.
Стала бабочкой она. Бегут по кругу, машут руками, как крыльями

• Золотая рожь

Ветерок спросил, пролетая: бегут по кругу на носках, руки на поясе
- Отчего ты, рожь золотая? Меняют направление бега
А в ответ колоски шелестят останавливаются, руки вверх, наклоны в стороны
- Золотые руки растут. Два наклона к носкам.

• Ежик и барабан

С барабаном ходит ежик маршируют по кругу, изображая игру на барабане
Бум-бум-бум!
Целый день играет ежик
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами идут по кругу спрятав руки за спину
Бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он, то одной рукой, то другой рукой подносят
Бум-бум-бум! ко рту яблоко
Барабан в саду забыл он, останавливаются, разводят руки
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались руки на поясе, прыжки на месте
Бум-бум-бум!
И удары раздавались прыжки
Бум-бум-бум!
Зайцы здорово струхнули, делают «ушки» из ладошек, медленно
Бум-бум-бум! приседают, сидят, дрожат, закрывают глаза
Глаз до зорьки не сомкнули руками.

• «Снежная баба»

Сегодня из снежного мокрого кома идут по кругу, катят перед собой
воображаемый ком
мы снежную бабу слепили у дома.
Стоит наша баба у самых ворот «Рисуют» руками три круга, начиная
с маленького
никто не проедет, грозят указательным пальцем сначала
никто не пройдет правой руки, затем левой
Знакома она уже всей детворе Идут по кругу, последние слова говорит
один ребенок - Жучка
А Жучка все лает: «Чужой во дворе!»

• «Снегири»

Вот на ветках посмотри, по 4 хлопка руками по бокам и по 4 наклона
В красных майках снегири головы на строку
Распушили перышки на первое слово каждой строки – частое
Греются на солнышке. потряхивание руками, на второе – один
хлопок по бокам
головой вертят, по 2 поворота головы на каждую строку
Улететь хотят
- Кыш!Кыш! Улетели! Дети разбегаются по группе, взмахивая
За метелью! За метелью! Руками, как крыльями

• «Воробей»

Среди белых голубей дети идут по кругу, изображая голубей;
Скачет шустрый воробей в центре один ребенок - он скачет, как воробей
Воробей-пташка, дети встают лицом в круг, идут приставным шагом
Серая рубашка. «Воробей»пытается вылететь из круга; «голуби»,
Откликайся, воробей, взявшись за руки не пускает его.
Вылетай-ка, не робей.



Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА

ПОДВИЖНЫХ ИГР

Для детей 2 – 4 лет

Карточка № 1.

«Пойдем гулять».

Задачи: учить детей ходьбе в заданном направлении. Развивать внимательность, коллективизм.

Воспитатель собирает около себя небольшую группу детей, берет яркий платок или флажок и размахивая им, предлагает детям идти за ним по площадке.

Карточка № 2.

«Ножки по дорожке».

Задачи: учить детей ходьбе в заданном направлении. Развивать внимательность, коллективизм.

Дети встают друг за другом, воспитатель впереди. Педагог говорит:

«Зашагали ножки, топ, топ, топ!

Прямо по дорожке, топ, топ, топ!

Ну-ка веселее, топ, топ, топ!

Вот как мы умеем, топ, топ, топ!

Топают сапожки, топ, топ, топ!

Это наши ножки, топ, топ, топ!»

Карточка № 3.

«Воздушный шар».

Задачи: учить детей ходьбе в заданном направлении. Развивать внимательность, коллективизм.

Ход игры:

Дети образуют тесный круг, стоя рядом и держась за руки. Небольшими шагами, отходя назад, постепенно расширяя круг на расстояние вытянутых рук, и произносит:

«Раздувайся, наш шар, раздувайся большой,

Оставайся такой, да не лопайся».

На слова воспитателя «шарик лопнул» опускают руки вниз, произнося «хлоп», и приседая. Затем снова встают в тесный круг, и игра повторяется.

Карточка № 4.

«Солнышко и дождик».

Задачи: учить детей ходьбе по кругу, развивать внимание, координацию, умение ориентироваться в пространстве. Воспитывать морально – волевые качества.

Ход игры:

Дети встают в круг.

«Смотрит солнышко в окошко, Идут по кругу.

Светит в нашу комнатку».

«Мы захлопаем в ладоши, Хлопают стоя на месте.

Очень рады солнышку.

Топ-топ, топ-топ! Ритмично притопывают

Топ-топ, топ-топ! на месте.

Хлоп- хлоп -хлоп-хлоп! Ритмично хлопают в

Хлоп- хлоп -хлоп-хлоп! ладоши.

На сигнал «дождь идет, скорей домой» дети убегают. Инструктор говорит: «дождь прошел, солнце светит». Игра продолжается.

Карточка № 5.

«Подними предмет».

Задачи: учить детей реагировать на сигнал, ориентироваться в пространстве. Воспитывать морально – волевые качества.

Ход игры:

По залу разложены игрушки. Дети ходят по залу между ними, не наступая. На сигнал «возьми», дети берут игрушку и поднимают вверх. Затем кладут и медленно ходят.

Карточка № 6.

«Возьми флажок».

Задачи: учить детей ходьбе по кругу, развивать внимание, координацию, умение ориентироваться в пространстве. Воспитывать морально – волевые качества.

Ход игры:

Дети стоят по кругу, один ребенок в середине с флажком. Воспитатель ведет детей по кругу и говорит:

«Дети встали в кружок, Выйди, Оля, в кружок,

Увидали флажок. Возьми, Оля, флажок!

Кому дать, кому дать? Выйди, выйди, возьми,

Кому флаг поднимать? Выше флаг подними!

Ребенок входит в середину, берет флажок у того, кто стоит в центре, а тот уходит в общий круг.

Карточка №7.

«Ровным кругом».

Задачи: учить реагировать на сигнал, повторять движения взрослого. Развивать реакцию, внимание. Воспитывать морально – волевые качества.

Ход игры:

Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:

«Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг,

Стой на месте,

Дружно вместе

Сделаем вот так!»

С окончанием слов дети останавливаются и повторяют движения инструктора.

Карточка № 8.

«Поездка на дачу».

Задачи: учить ходьбе в заданном направлении, развивать внимание. Воспитывать морально – волевые качества.

Ход игры:

Дети распределяются на 2 подгруппы: одна, например, ожидает поезд на станции, другая изображает поезд (дети двигаются по площадке, держась за канат). По сигналу «поезд приближается к станции, останавливается». Дети, ожидавшие его, берутся за канат и едут на дачу (в указанное место).

Карточка № 9.

«Великаны – карлики».

Задачи: учить реагировать на сигнал, развивать внимание. Воспитывать морально – волевые качества.

Ход игры:

Дети по сигналу «великаны» идут широким шагом, «карлики» - мелким шагом.

Карточка № 10.

«Ворота».

Задачи: учить реагировать на сигнал, развивать внимание. Воспитывать морально – волевые качества.

Ход игры:

Дети идут по площадке парами, держась за руки. На сигнал «ворота», дети останавливаются и поднимают руки. Последняя пара проходит в «ворота» и становится впереди.

Карточка № 11.

«Подарки».

Задачи: закрепить умение в ходьбе по кругу, развивать координацию, внимание.

Ход игры:

Взявшись за руки, дети образуют круг, один ребенок в центре. Играющие встают по кругу и говорят:

«Принесли мы всем подарки.

Кто захочет, тот возьмет –

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет.

С окончанием слов останавливаются, стоящий в кругу называет, какой из перечисленных подарков желает получить. Если назовет коня – то дети скачут, если волчок – то крутятся, если кукла – то пляшут.

Карточка № 12.

«Солнышко и дождик»

Задачи: приучать детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу воспитателя.

Ход игры: дети присаживаются на корточки за чертой, обозначенной воспитателем. Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - бегут за обозначенную линию и присаживаются на корточки. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется.

Для детей 4-5 лет

Карточка № 13.

«Вершки и корешки»

Задачи: закреплять знания о способе произрастания овощей, развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память.

Атрибуты: муляжи овощей или натуральные овощи.

Ход игры:

Вариант 1: взрослый показывает овощ (муляжи или натуральные), дети называют его и показывают движениями, где он произрастает, если на земле — тянут руки вверх, если под землёй — приседают. В качестве взрослого может выступать и ребёнок, который сам показывает овощи.

Вариант 2: взрослый только говорит название овоща, а дети показывают движениями, где он растёт.

Карточка № 14.

«Собери снежки».

Задачи: развивать быстроту, координацию, внимание. Воспитывать морально – волевые качества.

Ход игры:

Инструктор рассыпает снежки по полу и предлагает детям собрать их. В старших группах можно разделить на 2 команды. Кто быстрее и больше соберет снежков, тот и победил.

Карточка № 15.

«Веселые ребята».

Задачи: развивать быстроту, координацию, внимание. Воспитывать морально – волевые качества.

Ход игры:

Выбирается ведущий. Вокруг него дети образуют круг.

По команде инструктора дети движутся вокруг водящего и произносят слова:

Мы веселые ребята,

Любим бегать и скакать,

Ну, попробуй нас догнать!

После этого дети разбегаются, а водящий догоняет. Кого он догонит, тот становится водящим.

Карточка № 16.

«К своим флажкам!»

Задачи: развивать координацию в пространстве, внимание быстроту. Воспитывать морально – волевые качества.

Ход игры:

Дети делятся на 2 команды. У инструктора и воспитателя флажки разного цвета. Пример: у мальчиков – синий, у девочек – красный. По сигналу они разбегаются. По команде «К своим флажкам», - дети должны построиться за цветом своего флажка. Для усложнения можно меняться взрослым флажками, чтобы не было однообразия игры.

Карточка № 17.

«Забей мяч в ворота».

Задачи: закрепить умение броска мяча по воротам, развивать точность, координацию. Воспитывать морально – волевые качества.

Ход игры:

Дети делятся на команды. Напротив каждой стоят ворота. В руках у каждого мяч. По сигналу, по одному друг за другом дети подходят к начерченной линии и выполняют удар мяча в ворота. Побеждает команда, в чьих воротах больше всего мячей.

Карточка № 18.

«Зайцы в огороде»

Задачи: развивать координационные и скоростно-силовых способности,

ловкость, быстроту, внимание;

Воспитывать организованность, коллективизм, ответственность.

Ход игры: по залу рассыпаны мячи в большом количестве. Выбирается «сторож», он сидит на стульчике. Остальные – «зайцы». Пока сторож спит, «зайцы собирают мячи – урожай. Когда просыпается сторож, все дети разбегаются на скамейки. Кого «сторож» поймал, выходят из игры. Игра продолжается, пока все мячи не будут собраны в корзину. Подсчитывается количество пойманных «зайцев».

Карточка № 19.

«Скворцы».

Задачи: развивать ориентацию в пространстве, быстроту реакции, внимание. Воспитывать морально – волевые качества.

Ход игры:

На полу раскладываются маленькие обручи. Их должно быть меньше, чем детей, на один. Под музыку «птицы» летают по залу. По окончании музыки дети должны занять место в «скворечнике», кому не досталось места, садятся на скамейку.

Карточка № 20.

«Космонавты».

Задачи: развивать ориентацию в пространстве, быстроту реакции, внимание. Воспитывать морально – волевые качества.

Ход игры:

На полу разложены обручи (или круги нарисованы мелом) – это ракеты. Дети – космонавты. По сигналу инструктора дети идут по кругу и произносят слова:

Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам,

На какую захотим, на такую полетим!

После этих слов дети разбегаются по «ракетам» и отправляются в полет. Кому не хватит места садятся на скамейку. «Ракеты» нужно убирать по одной. Победит тот, кто останется последним.

Карточка № 21.

«Съедобное – несъедобное».

Задачи: учить быстро реагировать на сигнал, развивать внимание. развивать ориентацию в пространстве, быстроту реакции, внимание. Воспитывать морально – волевые качества.

Ход игры:

Ведущий кидает мяч ребенку и называет любой предмет. Все, что съедобное, дети должны поймать, а несъедобное – отбить. Побеждают самые внимательные.

Карточка № 22.

«Светофор».

Задачи: закрепить знания детей о светофоре, умение реагировать на сигнал. Воспитывать морально – волевые качества.

Ход игры:

Дети идут по кругу. Красный цвет – дети останавливаются, желтый цвет – руки вперед – ходьба медленным шагом, зеленый цвет – руки на пояс – бег на носках.

Карточка № 23.

«Найди нужный цвет».

Задачи: развивать внимание, координацию в пространстве. Закрепить знание цветов. Воспитывать морально – волевые качества.

Хо игры:

Дети под бубен бегают по залу в разные стороны, не наталкиваясь друг на друга. По сигналу инструктора (например, красный), дети должны найти данный цвет в зале, подбежать к нему и дотронуться. Побеждают самые внимательные.

Для детей 5 – 7 лет

Карточка № 24.

«Запрещено движение».

Задачи: развивать внимание. Воспитывать морально – волевые качества.

Ход игры:

Инструктор предлагает детям выполнить различные движения и повторять их за ним. Но одно движение – любое, например – руки в стороны – будет считаться запрещенным. Если кто-то из детей повторит это движение – выходит из игры.

Карточка № 25.

«Попади снежком».

Задачи: развивать меткость. Воспитывать морально – волевые качества.

Ход игры:

Дети стоят в шеренге. Рядом стоят 2-3 корзины с мячами. По сигналу дети должны попасть мячом по кеглям. Им дается время – 2 минуты. За это время они должны сбить все кегли. Побеждает команда, сбившая большее количество кеглей.

Карточка № 26.

«Нос, ухо, рот».

Задачи: развивать внимание, координацию движений. Воспитывать морально – волевые качества.

Ход игры:

Дети сидят на скамейке или стоят в шеренге. Инструктор правильно называет части тела: «Ухо, нос, рот или нос, рот, ухо», но показывать может неверно, запутывая детей. Дети в свою очередь должны показывать на указанные части, тела, которые называет инструктор и стараться не сбиться. Побеждает самый внимательный.

Карточка № 27.

«Ловкие обезьяны».

Задачи: развивать ловкость, внимание, быстроту. Воспитывать морально – волевые качества.

Ход игры:

Дети выполняют упражнения за инструктором, когда он произнесет «Охотник», обезьяны должны залезть на гимнастическую стенку. Когда инструктор скажет, что «охотник» ушел, то дети возвращаются на свои места.

Карточка № 28.

«Буря».

Задачи: развивать внимание, координацию, умение реагировать на сигнал. Воспитывать морально – волевые качества.

Ход игры:

В зале ставятся скамейки, кубы. Дети – птицы. По команде «Полетели», дети бегают по залу. По команде «Буря», дети должны занять место на скамейке или кубе – это деревья для птиц. Влезать аккуратно, не толкая друг друга.

Карточка № 29.

«Перелетные птицы».

Задачи: развивать координацию, ловкость. Воспитывать морально – волевые качества.

Ход игры:

Дети – птицы, они стоят на одной стороне зала. Им нужно перелететь на юг – другую сторону зала. Но по пути их подстерегает охотник. Он стоит в середине зала и ловит пролетающих мимо птиц. Побеждают последние 5 участников.

Карточка № 30.

«Погрузи арбузы в кузов».

Задачи: закрепить умение броска мяча в кольцо, развивать внимание. Воспитывать морально – волевые качества.

Ход игры:

Дети стоят в колоннах, в руках у них мячи. Напротив каждой команды баскетбольное кольцо. По команде дети должны забрасывать мяч в корзину. Побеждает команда, которая забросит больше мячей в корзину за обозначенное время.

Карточка № 31.

«Юные огородники».

Задачи: закрепить знания овощей и фруктов, развивать внимание, координацию.

Ход игры:

Дети делятся на 2 команды. Одна собирает овощи, другая фрукты. Овощи и фрукты разложены по полу их должно быть одинаковое количество. По команде «начали» дети собирают урожай. Победит команда, которая быстрее соберет свой урожай в корзину.

Карточка № 32.

«Два мороза».

Задачи: развивать внимание, ловкость, координацию. Воспитывать морально – волевые качества.

Ход игры:

Выбираются два мороза. Дети стоят в конце зала, морозы в середине. Они произносят слова:

Я мороз – красный нос,

Я мороз – синий нос,

Кто из вас решится,

В путь дороженьку пустится?

Дети отвечают:

Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз.

После этих слов дети бегут на другую сторону зала, а морозы их ловят.

Пойманные дети садятся на скамейку. Затем морозы меняются.

Карточка № 33.

«Паук и мухи».

Задачи: развивать внимание, координацию. Воспитывать морально – волевые качества.

Ход игры:

Выбирается паук. Из каната делается паутина. Дети – пауки.

По сигналу инструктора дети разбегаются по залу. Паук сидит в паутине. По команде «Паук», дети должны сесть и замереть на месте. Кто пошевелится, того паук заберет к себе в паутину.

Карточка № 34.

«Кошка и мышки».

Задачи: развивать ловкость, внимание, быстроту. Воспитывать морально – волевые качества.

Ход игры:

Все играющие, кроме кошки и мышки, становятся в круг, на расстоянии вытянутых рук, и берутся за руки. В одном месте круг не замыкается. Этот проход – называется воротами. Двое играющих, находятся за кругом, изображают мышку и кошку. Мышка бегает вне круга и в кругу, кошка – за ней, стараясь поймать ее. Мышка может вбегать в круг через ворота и подлезать под руки стоящих в кругу. Кошка – только в ворота. Дети идут по кругу и говорят: «Ходит Васька серенький, хвост пушистый – беленький. Ходит Васька – кот. Сядет, умывается, лапкой вытирается, песенки поет. Дом неслышно обойдет, притаится Васька – кот. Серых мышек ждет». После слов кошка начинает ловить мышку.

Карточка № 35.

«Юный математик»

Задачи: закрепить умение в счете, развивать внимание, координацию, быстроту. Воспитывать морально – волевые качества.

Ход игры:

На полу лежат обручи с красными и синими мячиками малого размера. Красные на один меньше, чем девочек, синих – чем мальчиков. Дети бегают по залу, по сигналу инструктора дети должны встать в обручи, согласно цветам мячиков (пр. 2 красных и 2 синих в обруче – это 2 мальчика и 2 девочки), во время игры мячи убираются. Дети должны внимательно считать количество мячей в обруче и цвета, и становится в обруч согласно им. Побеждает самая быстрая девочка и мальчик.

Второй вариант игры – без определения девочек и мальчиков. Вставать в обруч надо согласно количеству мячей в нем.

Карточка № 36.

«Кочки-пенечки- ручеек».

Задачи: развивать внимание, умение реагировать на сигнал. Воспитывать морально – волевые качества.

Дети бегают по залу. По команде «кочки» дети должны присесть, прижав колени к груди, а по команде «пенечки», дети должны сесть, вытянув ноги вперед. «Ручеек» -собраться в колонну друг за другом и медленно продвигаться вперед. Побеждают самые внимательные.

Карточка № 37.

«Карлики-великаны».

Задачи: развивать внимание. Воспитывать морально – волевые качества.

Дети стоят в шеренге. «Карлики» - дети должны присесть, «великаны» - дети стоят, вытянув руки вверх. Инструктор может неправильно показывать движения, а дети должны реагировать на слух и показывать то, что произносит инструктор.

Карточка № 38.

«День, ночь, огонь вода».

Задачи: развивать внимание, координацию, ловкость. Воспитывать морально – волевые качества.

По команде инструктора «день» - дети бегают по залу, «ночь» - замирают на месте, «вода» - выполняют движения пловца, «огонь» - взбираются на скамейки, кубики, гимнастические стенки. Побеждает тот, кто ни разу не ошибется.

Карточка № 39.

«Караси и щука».

Задачи: развивать ориентацию в пространстве, быстроту реакции, ловкость, внимание. Воспитывать морально – волевые качества.

Ход игры:

Дети – «караси». По команде инструктора они переплывают с одной стороны зала в другую – это «берега». В середине зала стоит «щука», она должна осалить детей. Кого задели – выходят из игры. Побеждает самый ловкий.

Карточка № 40.

«Сеял дедушка горох»

Задачи: развивать внимание, скоростно – силовые способности, ловкость. Воспитывать коллективизм, организованность.

Ход игры:

Сеял дедушка горох. (Стоят лицом в круг. Совершают ритмичные прыжки на носках, руки на поясе.)

Был горох совсем неплох. (Попеременно топают ногами на месте.)

Круглый, звонкий,

Желтый, гладкий,

Очень ровный, очень сладкий. (Ребенок – «дед», стоящий внутри круга, совершает эти же движения. Приседают.)

Вдруг упал мешок с горохом. (Совершая подскоки, дети разбегаются по группе.)

Бедный дедушка заохал.

Был горох, и на тебе –

Раскатился по избе! На слове «избе» ребенок – «дед» начинает пятнать детей. Каждый вновь запятнанный ребенок присоединяется к цепочке «горошин», которые выстраиваются за «дедом». «Дед» должен собрать весь «горох».

В конце дети образуют круг. Стоят лицом в круг. Совершают ритмичные прыжки на носках, руки на пояс.

Карточка № 41.

«Пугало»

Задачи: познакомить детей с пугалом, его роли в огороде. Развивать ловкость, быстроту, координацию. Воспитывать морально – волевые качества.

Ход игры:

Пугало (в роли ведущего) стоит в центре зала. Дети берутся за руки, под музыку водят хоровод со словами:

«Во саду ли в огороде, стоит пугало на поле, у народа на виду, пугало, ты не скучай, лучше с нами поиграй».

Пугало расставляет ноги на ширину плеч. Дети по очереди пролезают между его ногами и называют по очереди овощи. Игрок, который не успевает до окончания музыки пролезть, становится пугалом (ведущим).

Карточка № 42.

«Быстро возьми»

Задачи: развивать быстроту, внимание, координацию. Воспитывать морально – волевые качества.

Ход игры:

Воспитатель по физкультуре раскладывает по всей площадке различные овощи (мячи) которых должно быть на 1-2 меньше, чем количество играющих детей. Под музыку дети бегают вокруг, между предметами. Как только музыка прекращается, дети берут по одному предмету и поднимают его над головой. Тот, кто не успел поднять какой-нибудь овощ, считается проигравшим. Игра повторяется 2-3 раза.

Карточка № 43.

«Ветер и листья».

Задачи: развивать внимание, умение бегать не наталкиваясь друг на друга. Воспитывать морально – волевые качества.

Ход игры:

По сигналу «Ветер!» - дети бегают по площадке в разных направлениях, помахивая листочками («ветер кружит в воздухе осенние листья»). По сигналу «Нет ветра!» - приседают («листья упали на землю») (1,5-2 мин). Бегать, не наталкиваясь, уступать дорогу друг другу; действовать по сигналу.

Карточка № 44.

«Лиса и куры».

Задачи: развивать внимание, умение бегать не наталкиваясь друг на друга. Воспитывать морально – волевые качества.

Ход игры:

Дети – «цыплята», воспитатель – «курица», водящий – «лиса». По сигналу бубна дети бегают по залу, не наталкиваясь друг на друга. По команде – «лиса идет» - дети бегут к своему воспитателю. Кто не успеет спрятаться за «курицу», выбывает из игры. Для детей старшего возраста «цыплята» убегают на скамейку от «лисы».

Карточка № 45.

«Найди пару»

Задачи: учить составлять пары листьев по одному признаку, указанному взрослым, закреплять знания о форме, цвете и размере, развивать слуховое и зрительное восприятие.
Ход игры: дети стоят по кругу, в центре-листья (их количество по количеству детей и подобраны листья так, чтобы можно было составить пары листьев). Дети идут по кругу со словами: «Раз, два, три - лист скорей бери!» Каждый берёт листок. Воспитатель говорит: «Найдите себе пару - листочек такого же цвета». (Другие задания: составь пару-листья с одного дерева, или листья, отличающиеся
Размером: большой и маленький, или листья одного размера с одного дерева.)
Примечание: для этой игры нужно приготовить дополнительные листья из двусторонней цветной бумаги меньшего размера по сравнению с теми, что раскрашивали дети.

Карточка № 46.

«Апельсин»

Задачи: развитие общей и мелкой моторики, координация речи с движением, внимания, быстроты.

Ход игры: мы делили апельсин.

Много нас, а он один. (Идут по кругу взявшись за руки.)

Это долька – для ежа.

Это долька – для стрижа.

Это долька – для утят.

Это долька – для котят.

Это долька – для бобра. (Останавливаются лицом в круг.)

Загибают по одному пальцу, начиная с большого, на каждое название животного.)

А для волка – кожура. (Изображают пасть волка двумя руками.)

Он сердит на нас – беда!!! (Приседают. Закрывают голову руками.)

Разбегайся, кто куда! (Разбегаются.)

Карточка № 48.

«Компот»

Задачи: закрепить знания детей о компоте, развивать быстроту, внимание. Воспитывать морально – волевые качества.

Ход игры:

Дети делятся на две команды, на полу лежат мячи красного и желтого цветов равного количества. По команде дети первой команды собирают желтые мячи (абрикосы), вторые – красные (яблоки) в свои корзины – «кастрюли». Чья команда быстрее соберет фрукты в свою «кастрюлю», побеждают.

Карточка № 49.

«Охотники и утки»

Задачи: развивать внимание, координацию в пространстве. Упражнять детей в метании мяча в движущуюся цель. Воспитывать морально – волевые качества.

Ход игры: выбираются два игрока, которые встают по разным сторонам зала – это «охотники». Остальные дети - «утки», располагаются в круге (на озере). Охотники стреляют в «уток» (кидают маленькие мячики). Утки перемещаются по залу. Подбитая «утка» покидает озеро. Игра продолжается до тех пор, пока все «утки» не будут подбиты. После этого выбираются новые «охотники».

Карточка № 50.

«Охотники и зайцы».

Задачи: закрепить умение в передаче мяча, броске в движущуюся цель. Развивать координацию в пространстве, ловкость, внимание. Воспитывать морально – волевые качества.

Ход игры: дети делятся на 2 команды. Одна – «охотники», вторая – «зайцы». «Охотники» располагаются по площадке зала, где у каждого своя зона для ловли и броска. «Зайцы» перемещаются по всей площадке, стараясь уйти от мяча. «Охотники» не передвигаются по залу, а должны быстро передавать мяч друг другу, и возле кого находятся «зайцы» выбить их. Побеждают самые ловкие игроки.

Карточка № 51.

«Гуси – гуси»

Задачи: развивать у детей координации движений, быстроты реакции, умения играть в команде.

Ход игры:

Дети стоят у одной стены зала. Водящий (взрослый) посередине. Ведущий говорит: «Гуси, гуси». Дети: «Га, га, га». Ведущий: «Есть хотите?» Дети: «Да, да, да». Ведущий: «Ну, летите - раз хотите, только крылья берегите». Дети бегут к противоположной стене (там их домик), а ведущий должен успеть осалить как можно больше детей.

Карточка № 52.

«Такси»

Задачи: закрепить движение в парах, развивать координацию в пространстве, развивать внимание. Воспитывать морально – волевые качества.

Ход игры:

Дети становятся внутрь небольшого обруча, держат его в опущенных руках: один – у одной стороны, другой за другом. Первый ребенок – «водитель» такси, второй – «пассажир». Дети бегают по площадке (дорожке). Через некоторое время меняются ролями. Одновременно могут играть 2-3 пары детей, а если позволяет площадь – то больше. Когда дети научатся бегать в одном направлении, воспитатель может дать задание двигаться в разных направлениях, делать остановки. Можно место остановки обозначить флажком или знаком стоянки такси. На остановке «пассажиры» меняются, один выходит из такси, другой садится.

Карточка № 53.

«Цветные автомобили»

Задачи: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место. Воспитывать морально – волевые качества.

Ход игры:

Дети рассаживаются вдоль стены на скамейки. Их назначают «автомобилями». Каждому раздаются флажки разных цветов. Воспитатель встает перед детьми и держит в руке по одному флажку тех же цветов, что и у детей. Воспитатель поднимает вверх любой флажок, например, красный. Это сигнал для «автомобилей», что пора выезжать из своих «гаражей». Дети, у кого красный флажок встают и ходят по комнате, при этом гудят, изображая автомобиль. Воспитатель опускает флажок. «Автомобили» сразу же останавливаются и не двигаются с места. Звучит команда «пора домой». «Автомобили» разъезжаются каждый на свое место. Воспитатель опять поднимает флажок, но уже другого цвета и игра продолжается – выезжают другие «автомобили».

Карточка № 54.

«Найди свой домик»

Задачи: закрепить умение действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве, развивать ловкость, внимание, умение двигаться в разных направлениях.

Ход игры:

На полу наклеены кружки, в которых стоят дети. По сигналу они разбегаются по залу в разные стороны. После сигнала «Найди свой домик» - дети должны вернуться в свои кружки, где стояли вначале. После освоения игры, исходные дома можно менять местами. Игра эмоциональнее проходит с музыкальным сопровождением.

Карточка № 55.

«Берегись охотника»

Задачи: развивать скоростные способности, быстроту реакции, выносливость, координацию движений.
Ход игры.

Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. У одного из игроков в руках хвост лисы или песца. Водящий старается догнать и запятнать того, кто бежит с хвостом, но сделать это непросто: участники игры на бегу передают хвост друг другу. Когда «охотник» запятнает игрока с хвостом, они меняются ролями. В конце игры определяют игрока, который ни разу не был водящим.

Карточка № 56.

«Быстрый олень»

Задачи: развивать ловкость, координацию движений, внимание, смелость. Загадка: Сто пастбищ с жуками. (След пробежавших оленей).
Ход игры. Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. Чертится круг и от него на расстоянии 9-12 метров контрольная линия. По команде все участники двигаются в обход по начерченному кругу. По команде «шаг оленя» все участники идут по кругу, высоко поднимая бедро. По команде «поворот» происходит поворот кругом, и продолжается движение в противоположном направлении. По команде «рысь» участники бегут по кругу с захлестыванием голени назад. По команде «на свои места» участники выполняют многоскоки (бег, прыжки) за контрольную линию. Игрок, пересекший контрольную линию последним, выбывает из игры.

Карточка № 57.

«Роза – ромашка».

Задачи: развивать внимание, координацию. Воспитывать морально – волевые качества.

Ход игры: Дети делятся на пары. Встают в 2 шеренги спиной друг к другу. Ода команда – роза, вторая ромашка. По команде «роза» - «розы» убегают за впереди начерченную черту, а «ромашки» их догоняют. По команде «ромашка» - наоборот. Те – кого называют – убегают, а вторые ловят. Побеждает тот, кто ни разу не был осален.

Карточка № 58.

«Бабочки»
Задачи: развивать у детей сообразительность, ориентировку в пространстве и ритмичность движений. Упражнять детей в беге и приседании. Воспитывать морально – волевые качества.

Ход гры:
Дети - "бабочки" стоят на краю площадки, где хотят. Под музыку или на слова воспитателя: "бабочки, бабочки полетели в сад" дети отводят руки в стороны, бегают в разные стороны, обегая один другого.
Воспитатель продолжает: "на цветочек беленький все тихонько присели". Дети приседают возле цветочков названого цвета. На сигнал воспитателя: "у-у-у", который означает завывание ветра, бури, бабочки убегают из сада на край площадки. Игра повторяется на слова: "бабочки, бабочки, в поле полетели". Воспитатель постоянно отмечает детей, которые легко и тихо бегали и приседали.

Карточка № 59.

«Найди и промолчи».

Задачи: развивать координацию в пространстве, глазомер, внимание. Воспитывать морально – волевые качества.

Ход игры: Инструктор прячет маленькую игрушку в зале (но на видном месте), ее можно замаскировать под цвет какого – либо предмета. Дети в это время закрывают глаза. По команде инструктора они идут искать спрятанный предмет. Кто увидел, должен подойти к инструктору и сказать, где лежит предмет и сесть на скамейку. Побеждают те, кто был самым внимательным и нашел предмет.

Карточка № 60.

«Рыбаки и рыбки»

Задачи: развивать у детей ловкость, сообразительность, умение действовать по сигналу, развивать ловкость.

Ход игры: Дети образуют круг – они рыбки. Внутри круга – рыбак с удочкой (скакалка). Раскрутив удочку, по сигналу рыбака, дети перепрыгивают через нее. Кого заденет рыбак, считается пойманным и выходит из игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...