Методические рекомендации «Фитболгимнастика в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа)

Серебрякова Татьяна Владимировна

Основная идея данных методических рекомендаций заключается в том, чтобы показать опыт работы по внедрению в практику здоровьесохраняющей технологии «Фитболгимнастика»: раскрыть содержание, рассмотреть этапы и последовательность обучения, представить практический материал, систематизированный и апробированный на базе нашего учреждения. Данный материал повысит компетентность педагогов - практиков в реализации здоровьесберегающих технологий с фитболами в своей практической деятельности и разнообразит работу физкультурно – оздоровительной направленности с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_fitbol_-_gimnastika.docx77.88 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Красноярский край

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад No1 «Садко» общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению

развития детей»

662610, Красноярский край, г. Минусинск, ул. Комарова, 17. тел. (8 39132) 2 66 77. Email: ds1sadko@mail.ru

Согласовано с педагогическим

советом МДОБУ

«Детский садNo1»

Протокол No 6

Методические рекомендации

«Фитболгимнастика в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста»


Подготовила:

Инструктор фк высшей квалификационной категории

Серебрякова Татьяна Владимировна

Основная идея данных методических рекомендаций заключается в том, чтобы показать опыт работы по внедрению в практику здоровьесохраняющей технологии «Фитболгимнастика»: раскрыть содержание, рассмотреть этапы и последовательность обучения, представить практический материал, систематизированный и апробированный на базе нашего учреждения. Данный материал повысит компетентность педагогов - практиков в реализации здоровьесберегающих технологий с фитболами в своей практической деятельности и разнообразит работу физкультурно – оздоровительной направленности с детьми.

За основу использован практический опыт  Овчинниковой Т. С., Потапчук А. А., Лукиной Г.Г., Сайкиной Е.Г., Филипповой С.О., Кузьминой С.В., Борисовой М.М..

Представленный в методических рекомендациях практический материал апробирован в группах старшего дошкольного возраста и в группах для детей с ОВЗ. Может применяться в ОД по физической культуре, в свободной двигательной деятельности детей, на занятиях ЛФК, на музыкальных занятиях, в режимных моментах, может быть включён в коррекционную деятельность педагогов.

 «Фитбол-гимнастика» включает в себя упражнения и комплексы общеразвивающей направленности, которые служат базой для овладения ребенком основных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых для дальнейшей работы. К ним относятся: строевые, упражнения сидя на мяче (без предметов, с предметами), основные движения шеи, рук, ног, туловища, упражнения типа зарядки, прыжки, основные исходные положения на мяче, акробатические упражнения, (включающие элементы самостраховки), а также упражнения в равновесии, «школы мяча» (перекаты, броски, ловля, отбивание) и упражнения на растягивание и стретчинг.

Этапы обучения технике упражнений с фитболами.

На первом этапе процент упражнений с фитболами на протяжении всего занятия составляет 20-30%. Это различные виды ходьбы и бега, бросков, прокатов, упражнения с партнёром.

На втором этапе - выполнение упражнение в положении сидя на мяче, элементы стретчинга и расслабления с использованием фитболов. Количество упражнений с фитболом в процентном отношении увеличивается до 60-70%.

На третьем этапе - построение занятия по фронтальному методу. Сроки этапов определяются уровнем физической подготовленности детей.

Во время проведения занятий обязательно соблюдать правила   фитбол-гимнастики,   подробно   описанных   Т.С. Овчинниковой, А.А. Потапчук (2003):

1.  Подбирать мяч каждому ребёнку надо по росту, так, чтобы при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол. Правильная посадка предусматривает также приподнятую голову, опущенные и разведённые плечи, ровное положение позвоночника, подтянутый живот.

2.  Перед занятием с мячами следует убедиться, что рядом отсутствуют какие - либо острые предметы, которые могут повредить мяч.

3.    Надевать   детям   удобную   одежду, не   мешающую   движениям, и нескользкую обувь (резиновая подошва).

4.  Начинать с простых упражнений и облегчённых исходных положений, постепенно переходя к более сложным.

5.   Ни   одно   упражнение   не   должно   причинять   боль   или  доставлять дискомфорт.

6.   Избегать   быстрых   и   резких   движений,   скручиваний   в   шейном   и поясничных  отделах  позвоночника,  интенсивного  напряжения  мышц  и спины.

7. При выполнении упражнений лёжа на мяче, не задерживать дыхание.

8. Выполняя на мяче упражнения, лёжа на животе и лёжа на спине голова и

позвоночник должны составлять одну прямую линию.

9. При выполнении упражнений мяч не должен двигаться.

10.   Физическая   нагрузка   по   времени   должна   строго   дозироваться   в соответствии с возрастными возможностями детей.

11.   Следить  за  техникой  выполнения  упражнений,   соблюдать  приёмы страховки и учить самостраховке на занятии с мячами.

12. На каждом занятии необходимо стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения.

13.   Проведение  комплексных  занятий,   с  одновременным  выполнением физических   упражнений   и   речитативов.   Особое   внимание   уделяется правильному произношению и темпу речи.

14. Упражнения на мячах с целью формирования коммуникативных умений у детей выполнялись в парных общеразвивающих упражнениях, подвижных играх, командных соревнованиях.

Этапы освоения упражнений с использованием фитболов:

1-й этап.

Задачи этапа и их реализация.

1. Дать представления о форме и физических свойствах мяча.

Рекомендуемые  упражнения:

— различные прокатывания мяча по полу, по скамейке, между ориентирами «змейкой», вокруг ориентиров;

— отбивание мяча двумя руками на месте, в сочетании с различными видами ходьбы;

— передача мяча друг другу, броски фитбола;

— игры с фитболом: «Догони мяч», «Попади мячом в цель», «Вышибалы», «Докати мяч» (варианты: толкай ладонями; толкай развернутой ступней).

2. Учить правильной посадке на мяче.

Рекомендуемые упражнения:

— сидя на мяче у твердой опоры, проверить правильность постановки стоп (стопы должны быть прижаты к полу и параллельны друг другу);

— сидя на мяче, в медленном темпе выполнять упражнения для плечевого пояса (повороты головы вправо-влево; поочередное поднимание рук вперед-вверх и в сторону; поднимание и опускание плеч; скольжение руками по поверхности фитбола; сгибание руки к плечам, сжав кисти в кулаки, руки в стороны; по сигналу встать, обежать вокруг мяча, придерживая его рукой_.

3. Учить базовым положениям при выполнении упражнений в партере (сидя, лежа, в приседе).

Рекомендуемые упражнения:

— Сидя в полуприседе на носках лицом к мячу, прямые руки на мяче, колени в стороны, спина прямая.

Выполняем из положения стоя лицом к мячу: 1—2 присели, проверили положение; 3—4 встали, руки в стороны. По сигналу все разбежались врассыпную и бегают между мячами, по другому сигналу подбежали к своим мячам и присели. Это положение можно принимать парами у одного мяча лицом друг к другу.

И.п. — упор стоя на коленях лицом к мячу, руки на мяче. Присесть на пятки, мяч прижать к коленям; вернуться в исходное положение.

И.п. — лежа на спине на полу, прямые ноги на мяче, опора на пятки. Покачивать мяч ногами вправо-влево, руки вдоль туловища. Это упражнение можно делать парами с одним фитболом, располагаясь зеркально.

И.п. — лежа на спине на полу, ноги прямые на мяче. Приподнимать таз от пола. Можно выполнять одновременно парами, располагаясь зеркально.

И.п. — лежа на спине на полу, ступни ног на мяче. Делать маленькие шаги по поверхности мяча вперед-назад.

Переходы из положения упор сидя, мяч на прямых ногах, прокатывая мяч к груди, лечь на спину. Аналогичным способом вернуться в исходное положение.

И.п. — лежа на спине на полу, ногами обхватить мяч. Согнуть колени и сжать мяч. Можно выполнить поочередно вдвоем. То же в положении сидя.

И.п. — лежа на спине на полу, согнутые в коленях ноги лежат на мяче, руки за головой. Поднять верхнюю часть туловища к коленям. Можно выполнять одновременно вдвоем.

И.п. — лежа на спине на полу, прямые ноги вместе, руки вытянуты за головой, мяч в руках. Передавать мяч из рук в ноги и наоборот.

Стоя на коленях на полу лицом к мячу, разгибая ноги, сделать перекат в положение на живот на мяче. Ноги и руки упираются в пол. Это упражнение лучше начинать с мяча, диаметр которого на один размер меньше необходимого для занимающихся детей.

Лежа на спине на полу, согнутые в коленях ноги лежат на мяче. Напрягая мышцы ног, прижать мяч к ягодицам.

Организационно-методические указания: структура занятий на этом этапе включает в себя традиционную разминку с различными видами ходьбы, бега, упражнениями для рук, туловища, ног, 5—6 упражнений с фитболом, игровые упражнения в виде эстафет, упражнения на растягивание и расслабление мышц без мяча. Занимающиеся дети с мячами должны находиться на расстоянии 1—1,5 м друг от друга и от различных выступающих предметов в зале. Темп и продолжительность упражнений индивидуальны.

2-й этап.

Задачи этапа и их реализация:

1. Учить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.

Рекомендуемые упражнения:

Самостоятельно покачиваться на мяче с опробованием установки: пятки давят на пол, спина прямая, через затылок и позвоночник мяч как бы проходит «стержнем», выравнивающим корпус спины (в среднем темпе выполнять движения руками: в стороны, вверх, вперед, вниз; выполнять прямыми руками круговое вращение в лучезапястных, локтевых и плечевых суставах). Подобные движения должны вызывать самопроизвольное покачивание на мяче. Необходимо следить за постоянным сохранением контакта с поверхностью мяча.

Сидя на фитболе, выполнить следующие упражнения (ходьбу на месте, не отрывая носков; ходьбу, высоко поднимая колени; из положения ступни вместе, раздвинуть пятки в стороны и вернуться в исходное положение;

приставной шаг в сторону (из положения сидя ноги врозь перейти в положение ноги скрестно).

2. Научить сохранению правильной осанки при уменьшении площади опоры (тренировка равновесия и координации).

Рекомендуемые упражнения:

поочередно выставлять ноги на пятку, вперед, в сторону, руки на мяче;

поочередно выставлять ноги вперед, в сторону, на носок;

то же упражнение с различными положениями рук: одна вперед, другая вверх; одна за голову, другая в сторону.

3. Обучить ребенка упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе.

Рекомендуемые  упражнения:

наклониться вперед, ноги врозь;

наклониться вперед к выставленной ноге, вперед с различными положениями рук;

наклониться в стороны поочередно, сидя на фитболе: ноги стоят на полу, руки на поясе, руки за головой, руки в стороны;

наклониться поочередно в разные стороны к выставленной в сторону ноге с различными положениями рук;

сохранить правильную осанку и удержать равновесие в разных положениях: руки в стороны, одна нога вперед; поднять руки вверх; согнуть в локтях; выполнить круговые движения руками;

сидя на мяче, в медленном темпе сделать несколько шагов вперед и лечь спиной на фитбол, сохраняя прямой угол между голенью и бедром, пятки должны быть на полу, руки придерживают фитбол сбоку. Переступая ногами, вернуться в исходное положение.

И.п. — лежа на мяче, руки в упоре на полу. Сделать несколько шагов руками вперед и назад. Затылок, шея, спина должны быть на прямой линии.

И.п. — лежа на животе на мяче, ноги полусогнуты в «стартовом» положении на полу. Согнуть руки в локтях, ладонями вперед («крылышки»). Голову не поднимать.

И.п. — лежа на животе на мяче, руки на полу, ноги в «стартовом» положении. Поочередно поднимать ноги до горизонтали, руки должны быть согнуты, плечи — над кистями.

В том же исходном положении поднимать поочередно ноги, сгибая в коленях.

И.п. — лежа на спине на полу, прямые ноги на мяче. Выполнять поочередно махи прямой ногой вверх.

И.п. — лежа на спине на полу, руки вдоль туловища, ноги стопами опираются на фитбол. Поочередные махи согнутой ногой.

Выполнить два предыдущих упражнения из исходного положения — руки за голову.

4. Научить выполнению упражнений в расслаблении мышц на фитболе.

Рекомендуемые упражнения:

сидя на полу с согнутыми ногами боком к мячу, облокотиться на фитбол, придерживая руками, расслабить мышцы шеи, спины, положить голову на фитбол и в таком положении покачаться;

сидя на полу спиной к фитболу, придерживая его сзади руками, расслабить мышцы шеи и спины, положить голову на фитбол и покачиваться влево-вправо.

 Организационно-методические  указания: при выполнении упражнений в сочетании с колебательными покачиваниями на мяче необходимо контролировать постоянный контакт с поверхностью фитбола! Структура занятий сохраняется, но увеличивается объем упражнений на фитболе. Можно использовать музыкально-ритмические композиции с различными перестроениями.

3-й этап.

Задачи этапа и их реализация:

1. Научить выполнению комплекса общеразвивающих упражнений с использованием фитбола в едином для всей группы темпе.

Рекомендуемые упражнения:

комплексы общеразвивающих упражнений в соответствии с возрастными требованиями к занимающимся.

2.Научить выполнению упражнений на растягивание с использованием фитбола.

Рекомендуемые упражнения:

стоя в упоре на одном колене, боком к мячу, другая нога выпрямлена и опирается на мяч ступней, выполнять медленные пружинистые покачивания;

то же упражнение выполнять, сгибая руки;

стоя на одном колене, спиной к мячу, другое колено -на мяче, руки на полу. Выполнить несколько пружинистых движений назад;

лежа спиной на мяче, руки в стороны, угол между голенью и бедром 90°, точка контакта с мячом — на средней линии лопаток;

сидя боком к мячу на полу, дальняя от фитбола нога согнута и упирается ступней о пол, ближняя к фитболу рука лежит на поверхности мяча, разгибая опорную ногу, «накатиться» на фитбол, удерживая равновесие;

И.п. — то же, при «накате» на мяч дальнюю руку поднять вверх;

И.п. — то же, выполнять одновременно одноимённой рукой и ногой.

4-й этап.

Задача этапа и ее реализация:

1. Совершенствовать упражнения в балансе.

Рекомендуемые упражнения:

И.п. — в упоре лежа на животе на мяче. Сгибая ноги, прокатить фитбол к груди.

И.п. — то же, но опора на мяч одной ногой.

Лицом к мячу, стоя на коленях, перейти в положение лежа на животе, руки в упоре, одна нога согнута.

Аналогичное упражнение, но опора на мяч коленом согнутой ноги, другая выпрямлена вверх.

Лежа спиной на мяче, руки на полу, одна нога вверх.

И.п. — то же, ноги вверх.

Лежа на животе на мяче, поворот на спину.

Стоя правым боком к мячу, шаг правой через мяч, прокат на фитболе и затем приставить левую, встать левым боком к мячу.

Сидя на мяче, ноги вместе, небольшой наклон влево, прокат вправо на фитболе, встать, фитбол слева. То же, прокат влево на фитболе.

Лежа на животе на мяче, в упоре на полу, повороты в стороны. Точка контакта с фитболом постепенно удаляется от опоры на пол.

То же упражнение, но опора на мяч одной ногой.

Лежа на спине на полу, ноги на фитболе, поднимая таз от пола, сгибая ноги, подкатить фитбол к ягодицам, вернуться в исходное положение.

То же упражнение с опорой на фитбол одной ногой.

Структура занятия  по фитбол - гимнастике:

Каждое занятие по фитбол-гимнастике состоит из трёх частей.

В водной части занятия используются: строевые упражнения, перестроения, упражнения на согласование движений с музыкой, игры малой подвижности, с целью подготовки двигательного аппарата - разогревание мышц, связок, суставов и подготовка их к выполнению предстоящих упражнений; создания благоприятного, положительного фона, эмоционального настроя на занятие.

В основной части занятия с детьми разучиваются упражнения фитбол-гимнастики (3-5 упражнений), комплексы упражнений под музыку на закрепление разученных ранее движений, комплексы ОРУ на мячах с предметами и без предметов, подвижные игры и эстафеты с фитболами,  с целью формирования двигательных умений и навыков, развития двигательных способностей и координации движений.

В заключительной части занятия используются успокаивающие упражнения с фитболом, игры малой подвижности, упражнения на дыхание и растягивание, способствующие постепенному снижению физической, психологической  и эмоциональной нагрузки.

Рекомендации по использованию фитбол-гимнастики на занятиях по физической культуре

1. Рекомендуемое количество детей для занятий фитболом – 12 человек

2. Подбирать мяч по росту ребёнка. Фитболы должны быть соответствующего размера. Фитбол подбирается каждому ребёнку индивидуально по росту так, чтобы обеспечить при посадке угол в 90° между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой. Оптимальные размеры мяча: для детей 5-6 лет – 50см; для детей 6-7 лет – 55см.

http://kladraz.ru/upload/blogs/3631_59c2c3749845c70e6d086d8b7786f027.jpg

3. Дети должны знать технику безопасности при занятиях с фитболом.

4. С первых занятий, независимо от возраста, необходимо:

Дать детям представления о форме и физических свойствах мяча с помощью таких игровых упражнений, как:

 прокатывание мяча по полу, по скамейке, между опорами «змейкой», вокруг различных ориентиров;

поглаживание, похлопывание, отбивание мяча двумя руками на месте, в сочетании с различными видами ходьбы;

передача мяча друг другу, броски мяча;

игры с мячом: «Догони мяч», «Попади в цель», «Докати мяч» (варианты: толкая ладонями, толкая развернутой ступней).

Учить правильной посадке на мяче:

сидя на мяче у твердой опоры, уметь самостоятельно поверить правильность постановки стоп (стопы должны быть прижаты к полу и параллельны друг другу).

Учить основным движениям с мячом, которые соответствуют возрастным возможностям детей:

ходьбе с мячом в руках;

бегу с мячом в руках;

прыжкам на месте с мячом в руках на одной, двух ногах;

прыжкам на месте с мячом между ног с различными движениями рук;

прыжкам с продвижением вперед, мяч в руках.

Учить основным исходным положениям фитбол-гимнастики.

 Положение стоя с мячом: мяч в опущенных руках; мяч перед грудью в вытянутых руках; мяч перед грудью в согнутых руках; мяч над головой в вытянутых руках; мяч за головой; мяч за головой в согнутых руках.

Положение приседа с мячом: присед с опорой руками на мяч, колени в стороны; присед с опорой руками на мяч, колени вместе.

Положение сидя на мяче: сидя на мяче, ноги вместе, с различными исходными положениями рук – руки на поясе, руки к плечам, руки за головой и т.д.; ноги на ширине плеч; с различными исходными положениями рук – руки на поясе, руки к плечам, руки за головой и т.д.

Положение сидя на полу: руки в упоре сзади, мяч между ног; руки в упоре сзади, вытянутые ноги на мяче; сидя на полу, мяч перед собой на коленях; сидя на полу, мяч за спиной; сидя на полу, мяч поднят над головой; сидя на полу, руки и ноги крепко охватывают мяч, голова прижата к мячу.

Положение стоя на коленях: с опорой руками на мяч; с упором руками на мяч сбоку; положение сед на пятки, руки в опоре на мяч; положение сед на пятки, мяч сбоку.

Лежа на полу: лежа на спине, вытянутые ноги на мяче, таз опущен; лежа на спине, мяч удерживается стопами или коленями; лежа на спине, мяч удерживается руками на груди или на животе; лежа на спине, мяч на вытянутых руках за головой или перед собой; лежа на животе, мяч удерживается стопами; лежа на животе, мяч на спине прижимается к ягодицам стопами; лежа на животе, мяч в вытянутых руках; лежа на боку, ноги на мяче; лежа на боку, мяч в вытянутых руках; лежа на боку, мяч удерживается стопами.

Лежа на мяче: на животе в упоре ногами в пол, руки свободны; на передней поверхности бедер в упоре руками в пол, ноги свободны; на груди с упором ладонями и стопами в пол; на спине в упоре на стопах, руки за головой; на боку в упоре на стопах, руки на мяче.

5. В содержание занятия фитбол-гимнастикой включать:

-ходьбу, бег, упражнения для рук, ног, туловища

-упражнения для укрепления осанки

-упражнения на силу в чередовании с упражнениями на растягивание

-упражнения с речевым сопровождением

-упражнения на дыхание

-музыкально-ритмические композиции с фитболом

-упражнения на напряжение и активное расслабление мышц

- подвижные игры

6. Организовать обучение детей по этапам: от простых упражнений к более сложным, дозировать нагрузку.

7.На первоначальном этапе разучивания тех или иных упражнений рекомендуем использовать фитболы слегка приспущенные, на этапах закрепления и совершенствования

7. Постоянно контролировать физическое состояние детей.

8. Стремиться к созданию на занятии положительного эмоционального фона, радостного настроения.

Целенаправленная работа с использованием фитбол-гимнастики позволяет достичь следующих результатов:

систематическое применение комплексов фитбол-гимнастики гармонично тренирует основные группы мышц, что способствует профилактике и коррекции нарушений осанки;

упражнения без устойчивой опоры тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений, функцию равновесия и другие физические качества: ловкость, силу, выносливость, быстроту;

занятия с использованием дыхательной гимнастики, приемов кинезиологии, логоритмики способствуют формированию правильного речевого дыхания, что особенно важно для детей с нарушениями речи;

использование фитболов оказывает общее стимулирующее влияние на физиологическое состояние ребенка, повышает эмоциональный фон занятий, вызывая положительный настрой.

Соблюдая все требования к проведению занятий с фитболами, можно создать необходимый двигательный режим, положительный психологический и эмоциональный настрой, а также способствовать укреплению здоровья занимающихся, развитию их физических способностей, профилактике различных заболеваний и повышению физической подготовленности.

Список литературы

  1. Веселовская С.В., Сверчкова О.Ю., Левчинкова Т.В.  Пособие по фитбол-аэробике и фитбол-гимнастике. – М.: ННОУ Центр «Фитбол», 1998.
  2. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. - СПб.: Речь, 2002.
  3. Потапчук А.А., Лукина Г.Г. Фитбол-гимнастика в дошкольном возрасте.-СПб.,1999.
  4. Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей.-СПб.:-Речь,2001.
  5. Сайкина Е.Г., Кузьмина С.В. Фитбол-аэробика для детей «Танцы на мячах» .-СПб., 2008.

Приложение 1.

Упражнения на фитболах для разных групп мышц

Упражнения на фитболах для укрепления мышц  плечевого пояса и рук

1. Стоя, поднять фитбол перед грудью на вытянутых руках, зафиксировать и вернуться в исходное положение.

2. То же, но фитбол поднять над головой.

3. То же, но хват правой рукой сверху фитбола, а левой — снизу и наоборот.

4. Стоя,   перенос  фитбола   прямыми   руками   над  головой справа налево и наоборот.

5. Стоя, сжимать «дыхательный» мяч руками перед грудью, над головой, опущенными вниз руками.

6. Стоя,   вращение  фитбола  на  вытянутых  руках  вправо-влево.

7. Стоя, сжимать фитбол на вытянутых руках перед грудью, над головой, внизу.

8. Наклон вперед, фитбол в руках, завести его за голову и вернуться в И.п. (спина прямая).

9. Поворот с фитболом в руках вправо-влево (руки выпрямлены в локтевых суставах).

10. То же, но руками при поворотах сжимать фитбол.

11. Наклон вперед, маховые движения прямыми руками с фитболом вверх-вниз.

12. То же, но хват правой рукой сверху фитбола, левой — снизу и наоборот.

13. Те же движения  руками в исходное  положение сидя.

14. Те же движения руками в И.п. лежа на спине.

15. И.п. — стоя, фитбол лежит на внутренней части предплечий. Сгибание и разгибание рук в локтевых суставах, удерживая фитбол руками.

Упражнения на фитболах для укрепления мышц брюшного пресса

1. И.п. — лежа на спине, фитбол в руках над головой. Перейти в положение сидя, перекатывая фитбол по груди, животу и ногам, затем вернуться в исходное положение.

2. И.п. — то же, но сесть, ноги под углом 45°.

3. И.п. — лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы на полу, фитбол между ногами, руки за головой. Сжимая фитбол ногами, перейти в положение сидя.

4. То же, но сесть, ноги под углом 45°.

5. И.п. — лежа на спине на фитболе, руки за головой, приподнять до горизонтального уровня над фитболом голову и плечи. Зафиксировать и вернуться в исходное положение.

6. И.п. — лежа на спине на фитболе, одна рука на фитболе, другая за головой. Поднимая голову и плечи, повернуть туловище влево, затем вправо.

7. Лежа на фитболе на боку, руки в упоре на фитбол. Откатить фитбол от себя и вернуться в исходное положение.

8. То же, но опора на фитбол одной рукой, другая в «крылышке» и наоборот.

9. И.п. — лежа на боку, фитбол между ногами. Поднять фитбол согнутыми в коленных суставах ногами.

10. То же, но поднять фитбол прямыми ногами и вернуться в исходное положение.

Упражнения на фитболах  для укрепления мышц тазового дна

1. Лежа на спине, стопы на мяче, колени согнуты под углом 90°. Удерживая в напряжении ноги, поднять таз, зафиксировать положение и опустить.

2. То же, но на фитболе фиксированы не стопы, а голень.

3. То же, но одна нога фиксирована стопой на колене другой ноги.

4. И.п. — лежа на спине, пятки в упоре на фитбол. Поднять таз так, чтобы туловище и ноги составили одну прямую линию.

5. И.п. — лежа на спине, одна нога в упоре стопой на фитболе, другая нога фиксирована на колене. Откатить фитбол от себя и вернуться в исходное положение.

6. И.п. — лежа на спине, стопы на фитболе, согнуть обе ноги в коленях, приподнять таз. Фитбол прикатить стопами к ягодицам и вернуться в исходное положение.

7. И.п. — лежа на спине, стопы на фитболе. Поочередно поднимать и опускать ноги.

8. И.п. — лежа на спине, фитбол между ногами, согнутыми в коленях. Сжимать фитбол ногами.

Упражнения на фитболах для укрепления мышц спины

1. И.п. — лежа грудью на фитболе, стопы в упоре на полу, руки за спиной. Разгибание в грудном отделе позвоночника.

2. То же, но руки в «крылышки».

3. То же, но руки вверх.

4. То же, но попеременное движение прямых рук вперед-назад.

5. То же, но руками выполнять упражнение «ножницы».

6. И.п. — лежа грудью на фитболе, руки на полу, ноги в упоре стопами на полу. Поднять до горизонтального уровня правую ногу, затем левую ногу.

7. То же, но поднять обе ноги одновременно до горизонтального уровня.

8. То же, но поднять одну ногу, согнутую в коленном суставе до 90°.

9. То же, но ногами — горизонтальные и вертикальные «ножницы».

10. Стоя, опора на мяч на предплечьях, ноги в упоре стопами на полу на ширине плеч. Мах правой ногой назад, в сторону, затем то же — левой ногой.

11. Прямые ноги на фитболе, руки в упоре на полу. Не прогибаясь в спине, согнуть и разогнуть колени, подтягивая фитбол к груди.

Упражнения на фитболах для укрепления мышц свода стопы

1. Сидя на фитболе, упор кистями рук на колени. Одновременно ставить стопы то на носки, то на пятки, то на наружный свод.

2. И.п. — лежа на полу, одна нога голенью лежит на фитболе, другая нога выполняет «гусеничку» стопой вперед и назад.

3. И.п. — сидя на фитболе, стопы на «дыхательном» мяче. Опора на «дыхательный» мяч носками, пятками, наружным сводом стопы.

4. То же, но одна нога в упоре носком, другая пяткой и наоборот.

5. И.п. — сидя на фитболе, захватить «дыхательный» мяч между стопами и прокатывать его ногами.

6. И.п. — сидя на фитболе, катать мяч стопами вперед-назад.

7. «Гусеничка» поочередно стопами на «дыхательном» мяче, сидя на фитболе.

8. И.п. — сидя на фитболе, захватить «дыхательный» мяч между стоп, немного приподнять, сжать фитбол ногами, выпустить на пол, опять захватить (повторить 4—6 раз).

Упражнения на фитболах для увеличения гибкости и подвижности позвоночника и суставов

1. И.п. — сидя на фитболе, правая рука через теменную часть головы фиксирована на левой височной области. Наклонить правой рукой голову вправо, спина прямая. Повторить то же другой рукой.

2. И.п. — сидя на фитболе, руки в замок за спиной. Поднять руки вверх до максимально возможного уровня. Спина прямая.

3. И.п. — лежа на спине на фитболе. Тянуть руки в стороны — вверх, ноги в упоре на полу.

4. И.п. — лежа на спине на фитболе, руки за головой. Сгибать и разгибать ноги в коленных суставах, стопы на полу.

5. И.п. — стоя на коленях, фитбол перед грудью. Откатить фитбол от себя, зафиксировать положение с небольшим прогибом позвоночника и вернуться в исходное положение.

6. И.п. — сидя на полу, ноги в стороны, руки на фитболе. Откатить и прикатить фитбол вперед-назад.

7. И.п. — сидя на фитболе, глубокий наклон вперед. Руками обхватить между ногами фитбол и потянуть к себе.

8. И.п. — сидя на фитболе. Наклоны вправо-влево, одна рука на фитболе, другая тянется вверх.

9. И.п. — лежа на фитболе боком, обе руки вверх. Одной рукой тянуть другую руку вверх.

10. И.п. — сидя на фитболе, одна нога согнута в коленном суставе, лежит на другой ноге. Наклон вперед, руки в упоре на мяче сзади.

11. И.п. — сидя на фитболе, одна нога в упоре на пятке. Тянуться к одной ноге, затем — к другой ноге.

12. И.п. — стоя, одна нога на фитболе. Руками придерживая фитбол тянуться к другой ноге.

13. И.п. — лежа на спине, ноги на фитболе. Поднять максимально вверх правую ногу, затем левую.

14. И.п. — стоя у фитбола. Одной рукой фиксировать его, другой рукой подтянуть пятку к ягодице, сгибая ногу в коленном суставе.

15. То же, лежа грудью на фитболе. Одна рука в упоре на полу, другая подтягивает пятку к ягодице.

Приложение 2

        ОРУ с использованием фитболов.        

Комплекс 1

1. «Правильная осанка».

И. п.: сидя на мяче, стопы поставить на пол, руки на бедра, спина прямая.

-сохранять правильную осанку, голову не опускать (10 секунд).

2. «Перекаты».

И. п.: то же.

перекаты стопами с пяток на носки и наоборот (15 секунд).

3. «Часики».

И. п.: сидя на мяче, руки на поясе.

1 - наклон вправо (влево); 2 - и. п. (2-3 раза).

4. «Достань мяч».

И. п.: лежа на животе на полу (перед мячом).

1 - приподнять верхнюю часть туловища и, прогнувшись, положить ладони на мяч; 2 - и. п. (5 раз).

5. «Покатай мяч».

И. п.: то же.

прогнуться и прокатить мяч от левой руки к правой и обратно (4 раза).

6. «Покажи пяточки».

И. п.: лежа на животе на мяче, опору делать на стопы и ладони.

1 - поднять прямые ноги; 2 - и. п. (5 раз).

7. «Мячики».

И. п.: сидя на мяче, руки держать на бедрах.

легкие подпрыгивания на мяче (20 секунд).

Комплекс 2

1. «Буратино».

И. п.: сидя на мяче, руки на бедрах.

1 - поворот головы вправо. 2-3 - медленно поворачивая голову влево, описать носом полукруг от правого плеча к левому; 4 - и. п. (5 раз).

2. «Колеса».

И. п.: сидя на мяче, руки согнуть в локти перед грудью.

- вращение согнутых рук одна вокруг другой (10 секунд)

3. «Часики».

И. п. ; сидя на мяче, руки на поясе.

1 -наклон вправо (влево); 2 - и. п. (6 раз).

4. «Черепашка».

И. п.: лежа на животе на мяче с опорой на стопы и ладони.

1 -медленно поднять прямую правую (левую) ногу; 2 - и. п. (3 раза).

5. «Ленивец».

И. п.: сидя на пятках перед мячом, руки положить на мяч, одна ладонь на другой, подбородок - на ладони.

- покачивания на мяче вперед-назад (5 раз).

6. «Мячики».

И. п.: сидя на мяче, руки опустить.

- легкие подпрыгивания с движениями рук вперед-назад (качели, с хлопками перед собой и за спиной (20 секунд).

7. «Пловец».

И. п.: стоя на коленях перед мячом, опираться на него грудной клеткой.

1 — прокатить мяч вперед, выполнив руками движения пловца; 2 - и. п. (6 раз).

8. «Волна».

И. п.: сидя на пятках перед мячом, ладони на мяче.

1 - прокатить мяч вперед, опустив голову, и наклонить и. п. (5 раз).

9. «Силач».

И. п.: сидя на пятках, держать мяч двумя руками.

1 – встать, поднять мяч вверх, посмотреть на него. 2 - и. п. (5 раз).

10. «Мячики».

И. п.: сидя на мяче, руки на бедрах

легкие покачивания на мяче с вынесением ноги вперед на пятку (20 секунд).

Комплекс 3

1. «Потянемся к солнышку».

И. п.: сидя на мяче, руки на бедрах

1-2 - руки вверх, потянуться; 3 - и. п. (6 раз).

2. «Флажок».

И. п.: сидя на мяче, руки на бедрах.

1-4 - поворот корпуса вправо (влево, правую (левую) руку вверх за голову; 5 - и. п. (3 раза).

3. «Весы».

И. п.: лежа (животом) на мяче, опираясь на ладони и стопы.

1-4 - медленно согнуть руки, наклонившись вперед, ноги при-поднять с пола; 5 - и. п. (6 раз).

4. «Пузырь».

И. п.: то же.

1-2 - вдох, надавите животом на мяч; 3 - выдох, живот втянуть; 4 - и. п. (4 раза).

5. «Покачайся».

И. п.: лежа (на спине) на мяче, руки опустить.

1-2 - сгибая ноги в коленном суставе, покачаться на мяче вперед-назад; 3 - и. п. (8 раз).

6. «Мост».

И. п.: лежа (на спине) на полу, руки держать вдоль туловища, мяч находится под чуть приподнятыми коленями.

1-2 - приподнять туловище, опираясь на мяч ногами, а руками и плечами на пол; 3 - и. п. (6 раз).

7. «Передай мяч».

И. п.: лежа (на спине) на полу, мяч зажать между ног, руки вверх.

1-2 - поднять мяч ногами, перехватить его руками; 3-4 - руки опустить на пол за головой, то же в обратном порядке (4 раза).

8. «Ленивец».

И. п.: сидя (на пятках) перед мячом, руки на мяче (ладонь на ладонь).

1 - лечь грудной клеткой на мяч, подбородком опереться на ладонь; 2 - покачиваться вперед-назад, приподнимаясь с пятки и садясь (8 раз).

Комплекс 4

1. «Правильная осанка».

И. п.: сидя на мяче, стопы поставить на пол, руки на бедрах, спина прямая.

- сохранять правильную осанку, голову не опускать (15 секунд).

2. «Спортивная ходьба».

И. п.: то же.

- движения стоп (поочередно, приподнимая пятки то левой, то правой ноги, не отрывая носки от пола (15 секунд).

3. «Наклонись и потянись».

И. п.: сидя на мяче, руки за спину.

1 - наклон вправо (влево, левую руку вверх, потянуться; 2 -и. п. (4 раза).

4. «Посмотри на ладошки».

И. п.: лежа (на спине) на мяче, руки опустить, ноги согнуть в коленях.

1 — поднять руки, посмотреть на ладошки; 2 - и. п. (8 раз).

5. «Петрушка».

И. п.: сидя на мяче, руки на бедрах.

1 - выставить ноги вперед на пятки, руки в стороны, пальцы широко развести; 2 - и. п. (7 раз).

6. «Колечко».

И. п.: лежа (на животе) на полу перед мячом, кисти руки на мяче.

1 - прогнуться, согнув моги, и дотянуться носками до головы; 2 - и. п. (6 раз).

7. «Мячики».

И. П.: сидя на мяче руки на бедрах

1 - легкие подпрыгивания на мяче с движениями рук в стороны - вверх с хлопком, с подъемом поочередно колен; 2 - и. п. (30 секунд).

Комплекс 5

 1. «Хлопок».

И. п. - стоя лицом к фитболу 

1-2-руки через стороны вперед, хлопнуть, сказать«ХЛОП»;

3-4-вернуться в и. п. (Повторить 6 раз).

2. «Дотянись».

И. п. - сидя на фитболе, ноги врозь, руки на поясе, сделать вдох.

1-2-руки через стороны вверх, наклон вперед, коснуться носков - выдох;

3-4 вернуться в и. п. - вдох. (Повторить 3-5 раз).

3 «Приседание».

И. п. - стоя лицом к фитболу, руки на пояс.

1-2- поднимая пятки и разводя колени, присесть, руки прямые на фитболе, спина прямая; 3-4 –вернуться в и. п. (Повторить 6 раз).

4 .«Поворот».

И. п. - спиной к фитболу, руки на пояс.

1-2-поворот направо, правой рукой коснуться фитбола;

3-4-вернуться в и. п. ;то же влево. Ноги не сгибать, смотреть в сторону поворота. (Повторить 3-4 раза).

5. «Ноги врозь».

И. п. - сидя на полу, лицом к фитболу, ноги врозь, руки в упоре сзади:

1-согнуть ноги ближе к себе;

2-ноги врозь, не задевая фитбола. 

3 – 4 то же (Повторить 4-6 раз).

6. «Шаги и прыжки».

И. п. - стоя боком к фитболу сделать 10-12 шагов, не отрывая носков ног, прыжки вокруг фитбола, ходьба на месте. (Повторить 3-4 раза).

Комплекс 6

1. «Шагают пальцы».

И. п. - стоя на коленях, сесть на пятки, фитбол справа.

Перебирая пальцами правой руки, прокатить фитбол вокруг себя. То же влево. (Повторить 6 раз).

2. «Насос».

И. п. - сидя на фитболе, руки на пояс,вдох.

1-2-наклон вправо (влево, на выдохе произносить звук «Ш-ш-ш»;

3-4-вернуться в и. п. (Повторить 3-4 раза).

3. «Работают ноги».

И. п. - сидя на полу, ноги врозь, лицом к фитболу, руки в упоре сбоку.

1-согнуть правую ногу;

2-вернуться в и. п.

3 – 4 то же левой ногой. (Повторить 3-4 раза).

4. «Посмотри на руки».

И. п. - сидя на фитболе, руки на пояс.

1-2-поворот вправо, правую руку в сторону, посмотреть на руку;

3-4-вернуться в и. п. То же  влево. (Повторить 3-4 раза).

5. «Спрячемся».

И. п. - сидя на полу, ноги врозь, лицом к фитболу, руки на мяче, спина прямая.

1-4-перебирая ладонями по фитболу, прокатывая его вперед, наклон вперед;

5-8-перебирая ладонями по фитболу, вернуться в и. п. (Повторить 6 раз).

6. «Высоко».

И. п. - стоя рядом с фитболом.

1-2-подняться на носки, руки вверх;

3-4-вернуться в и. п. (Повторить 3-4 раза).

Комплекс 7

1. И. п. - сидя на фитболе, руки к плечам.

1-руки на фитбол; 2-вернуться в и. п. 

3 – 4 тоже (Повторить 7 раз).

2 И. п. - стоя лицом к фитболу, руки за спину, ноги врозь.

1-2- наклон вперед не сгибая ног, ладони на фитбол; 

3-4- вернуться в и. п. (Повторить 5 раз).

3. И. п. -сидя на фитболе, руки с двух сторон на фитболе сбоку.

1-2- правую ногу согнуть и поставить стопой на фитбол;

3-4-вернуться в и. п. ; то же другой ногой. (Повторить 3-5 раз).

4. И. п. - сидя на фитболе, руки на поясе.

1-2-наколон вперед, рукой коснуться правой ноги;

3-4 вернуться в и. п. ; то же в другую сторону. (Повторить 3-4 раза).

5. И. п. - сидя на полу спиной к фитболу, придерживая фитбол руками.

1-2- выпрямить ноги;

3-4-согнуть ноги (Повторить 4-6 раз).

6. Подскоки с ноги на ногу вокруг фитбола и ходьба на месте. Смена направлений..

7.  Повторить упражнение 1.

Комплекс 8

1. И. п. - сидя на фитболе, руки к плечам.

1-3-руговые движения согнутых в локтях руки;

4-вернуться в и. п. (Повторить 6 раз).

2. И. п. -сидя на фитболе, руки вверх, правая нога вправо.

1-2-наклон вправо к ноге;

3-4-вернуться в и. п. То же влево. (Повторить 3-4 раза в каждую сторону).

3. И. п. - лежа на фитболе на животе, руки на волу.

1-поднять вверх правую ногу;

2-вернуться в и. п.;

3-4-то же левой ногой. (Повторить 3-4 раза в каждую сторону).

4. И. п. - сидя на фитболе, держаться за него, руками сбоку.

1-4-переступая ногами вперед, перейти в положение лежа на фитболе;

3-4-вернуться в и. п. (Повторить 6-8 раз).

5. И. п. - лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе.

1-2-поднять таз от пола, опираясь ногами на фитбол;

 3-4-вернуться в и. п. (Повторить 6-8раз).

6. И. п. - сидя на фитболе, руки за головой.

1-наклон вправо, коснуться локтем правого бедра;

2-вернуться в и. п.;

3-4-то же в другую сторону. (Повторить 3-4 раза в каждую сторону)

Приложение 3.

Подвижные игры и игровые упражнения с фитболами.

1. Сюжетные подвижные  игры:

1. «Путешествие по Краснояраскому краю

Дети сидят на мячах в кругу, имитирующем аэродром. Ведущий произносит: «Я лечу в Красноярск (каждый следующий раз меняется название города, населённого пункта Красноярского края), всех с собой возьму». Дети, оставив мячи, становятся за ведущим, который, используя основные движения (бег, ходьбу, поскоки и т.д.),  водит детей за собой в различных направлениях и по всевозможным траекториям. По команде «Посадка» дети и ведущий должны как можно быстрее занять свой мяч. Ребенок, который остался без мяча, в последующей игре будет ведущим.

2. «Пингвины на льдине»

Дети – «пингвины» бегают свободно по залу. Мячи – «льдины» в произвольном порядке разбросаны на полу. Водящий ребенок – «охотник» пытается поймать «пингвинов» и запятнать их. Если «пингвин» забрался на «льдину», то есть сидит на мяче, не касаясь при этом пола ногами, ловить его не разрешается.

3. «Космонавты»

Фитболы – это «ракеты», врассыпную размещены по залу. Все дети свободно маршируют по залу, проговаривая слова:

                Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам,

                На какую захотим, на такую полетим.

                Но в игре один секрет: опоздавшим места нет.

 После этих слов дети разбегаются по своим «ракетам». Дети должны сесть на мячи. Те, кому не хватило «ракеты» выходит из игры. В каждой последующей игре количество мячей сокращается на один.

4. «Бездомный заяц»

 Мячи врассыпную лежат по залу на один меньше, чем количество игроков в зале. Все дети: «зайцы» бегают по залу.  По команде инструктора по физической культуре  «Все в дом!» - дети садятся на любой из мячей. «Бездомным зайцем» является тот ребенок, который не занял мяч. Он выбывает из игры. В каждой последующей игре количество мячей сокращается на один.

5. «Кто быстрей»

Дети стоят по кругу и по команде начинают передавать мяч из рук в руки. По команде «Стоп!» мяч останавливается на каких-либо двух играющих. Остальные дети хором кричат: «Раз, два, три – беги!». Один ребенок бежит вправо за кругом играющих, другой влево; считается выигравшим тот, кто быстрее вернется к мячу.

6. «Пустое место»

   Играющие сидят на мячах, держась за плечи соседей. Ведущий ходит за спинами детей по кругу и говорит: «Вокруг домика хожу и в окошечко гляжу.

                        К одному я подойду и тихонько постучу.

                        Тук – тук – тук…

Ребенок.                 Кто пришел?

Ведущий                (называет имя ребенка)

                        Ты сидишь ко мне спиной,

                                    Побежим-ка мы с тобой.

                                    Кто из нас молодой

                                    Прибежит домой?

7. «Лиса и тушканчики»

Выбирается один ребенок – «лиса», задача которого – переловить всех других детей – «тушканчиков». Инструктор по физической культуре объявляет: «День!», и тогда все «тушканчики» прыгают на своих мячах по всему залу, кто куда хочет. Как только звучит команда «Ночь!» - все «тушканчики» замирают, приняв ту позу, в которой их застала команда. «Лиса» может съесть любого, кто шевелится.

8. «Охотник и утки»

Двумя полосками на полу обозначается с одной стороны «озеро», с другой «камыши». В «камышах» сидит «охотник». Дети – «утки» в положении на четвереньках толкают мяч головой до «камышей». Инструктор по физической культуре при этом говорит следующие слова: Ну-ка, утки, кто быстрей

            Доплывет до камышей?

        Самой ловкой за победу

            Сладкое дадут к обеду.

 После того, как ведущий проговорит все слова, «охотник» может сбивать уток своим мячом. Награждается та «утка», которая благополучно добралась до «камышей».

9. «Дракон кусает свой хвост»

Дети становятся друг за другом и крепко держатся за впередистоящего ребенка. В руках первого ребенка мяч – «голова дракона», последний ребенок – «хвост». «Голова» должна поймать свой «хвост», дотронувшись до него мячом. Важно, чтобы «тело дракона» при этом не разорвалось. Игра проходит гораздо интереснее если в ней участвует две команды, то есть «два дракона».

10. «Бармалей и куклы»

Злодей Бармалей хочет поймать  кукол для своего театра. Все дети – «куклы» живут в своих домиках (сидят на своих мячах). Между домиками ходит Бармалей. Куклы дразнят Бармалея, перебегают из домика в домик со словами:

                Мы веселые ребята, любим бегать и играть.

                Ну попробуй нас догнать.

Задача Бармалея – поймать озорных кукол. 

11. «Зайцы в огороде»

Игра проводится на мячах  с ручками («хопах»). Водящий ребенок – «огородник» - стоит в центре «заячьего» круга.

Огородник.                Зайцы, вы куда пропали?

       Зайцы.                Мы в капусте отдыхали.

Огородник.                А листочки не поели?

       Зайцы.                Только носиком задели.

Огородник.                Вас бы надо наказать!

       Зайцы.                Так попробуй нас поймать!

После этих слов «огородник» пытается поймать «зайцев».

12. «Бой петухов»

Играют по два человека. Два ребенка – «петушка» сидят на мячах и хлопают друг друга в ладоши, тем самым, пытаясь уронить партнера с мяча. Выигрывает сильнейший, а на «бой» приглашается  следующий желающий принять участие в этом соревновании.

13. «Бездомный заяц»

Выбираются два игрока: «Бездомный заяц» и «Охотник», остальные дети – «зайчики в домиках». Задача «Охотника» - запятнать «Бездомного зайца», который ловко уворачивается и убегает. Остальные «зайчики» сидят на мячах – «домиках», убегая, «Бездомный заяц» может присесть на мяч к одному из «зайчиков» после чего они меняются ролями и продолжает убегать от «Охотника».

2. Бессюжетные игры с фитболами

1. «Попрыгунчики»

Дети сидят на мячах с ручками («хопах») по одной стороне зала. Инструктор по физической культуре предлагает догнать его и бежит к противоположной стене зала. Дети прыгают на «хопах» за взрослым, пытаясь поймать его.

2. «Найди себе пару»

По кругу лежит вдвое меньшее количество мячей, чем играющих в них детей. Воспитатель раздает в произвольном порядке картинки, которые объединены или цветом, или сюжетом, или эмоциями, или по какому-либо другому общему признаку. После слов инструктора по физической культуре «Идите гулять» дети расходятся по залу в разные стороны. Когда педагог скажет: «Найди свою пару», дети собираются в пары каждый у своего мяча.

3. «Играй, играй, мяч не теряй!»

   Дети располагаются по залу. Каждый выполняет любые действия с мячом по своему выбору: бросает, катает, отбивает, прыгает. После сигнала инструктора по физической культуре все должны быстро поднять мяч вверх и замереть. Тот, кто не успел поднять мяч, выбывает из игры, идет отдыхать на «скамью штрафников».

4. «Пятнашки на мяче»

водящий с фитболом, остальные дети без мячей убегают от водящего в любом направлении. Водящий не может запятнать убегающего игрока, если тот принимает положение, сидя на полу.

5. «Горячий мяч»

Дети сидят в кругу и по команде начинают передавать фитбол из рук в руки по часовой стрелке. По команде «Стоп!» мяч останавливается на каком-либо играющем, который выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один ребенок — победитель.

Варианты

1. По команде ведущего меняется направление передачи фитбола.

2. При большом количестве играющих в игре используются два фитбола.

6. «Весёлый мяч»

Ребята сидят по-турецки по кругу. Говорят стихи про мяч и перекатывают его от одного к другому в произвольном направлении. На ком закончится стихотворение, тот из  детей выполняет какое-то задание.

                                Ты катись, веселый мячик,

                                Быстро-быстро по рукам,

                                У кого веселый мячик,

                                То исполнит песню (танец) нам.

7. «Запрещённое движение»

Дети с мячом стоят лицом к педагогу в три или четыре ряда в шахматном порядке и под счет или под музыку на начало каждого такта повторяют различные движения, которые показывает преподаватель. Далее задается одно движение, которое повторять запрещено, например движение рук в сторону. Тот, кто делает запрещенное движение, выходит из ряда.

8. «Запомни движение»

Четверо детей стоят в шеренге и делают по очереди по своему желанию какое – либо движение на месте с фитболом. Остальные дети должны запомнить, что они делали.

Затем всем детям предлагается выполнять по четыре раза движения в произвольном порядке. Например: сделай как Петя, как Вова, как Наташа, как Коля.

9. «Стоп, хоп, раз»

Дети идут по кругу друг за другом, отбивая мяч от пола. На сигнал «Стоп» останавливаются и стоят. На сигнал «Хоп» - двигаются подскокоми, мяч держа перед собой, а когда звучит «Раз» - поворачиваются вокруг своего мяча и продолжают движение в первоначальном направлении. Из игры выходит тот, кто ошибается и кто шевелится при сигнале «Стоп».  

10. «Слушай команду»

Дети маршируют по кругу, мячи прокатывают справа от себя по полу. По команде: «зайчики» - дети прыгают вокруг своих мячей на двух ногах, как зайчики; «лошадки» - дети садятся на свои мячи и, сохраняя баланс, стучат по полу поочередно каждой ногой; «раки» - дети идут спиной назад, мяч прокатывая слева от себя; «птицы» - дети, сидя на мяче, активно делают маховые движения руками, при этом стараются ягодицы не отрывать от мяча и сохранять равновесие; «аист» - останавливаются, одну ногу ставят на мяч и замирают, отведя напряженные руки в стороны.

Все команды подаются детям в произвольном порядке. В дальнейшем задания могут варьироваться и усложняться. Так, вместо команды могут быть использованы различные условные сигналы, такие как цвет, звук, рисунок. Например, детям предлагается на карточку желтого цвета выполнять задание «зайчики», на красный цвет – «лошадки» и т.д.; или если прозвучат два хлопка в ладоши, надо выполнять «раки», если три – «аист»…

3. Эстафеты с фитболами

1.  «Быстрая гусеница»

   Играют две команды детей. Каждая команда – это «гусеница», где все участники соединяются друг с другом с помощью мячей, которые они удерживают между собой туловищем. По команде, кто быстрее доберется до финиша, дети начинают движение гусеницы. Выигрывает самая быстрая команда, не разорвавшая «гусеницу» и не уронившая мяч.

2. «Ловкая пара»

Каждая пара детей, встав рядом, кладет мяч на плечи, прижав его головами друг к другу. По сигналу бегут до условленного места и обратно, стараясь не уронить мяч. Побеждает те, кто успешно выполнил задание и вернулся первым. Мяч нельзя придерживать руками, только головой: если он потерян, надо вернуться на место, где упал мяч, и оттуда снова продолжить бег.

3. «Ловкачи»

По сигналу продвигать мяч головой (носом, пяткой, коленом и т.п.) до условного финиша.

4. « Эквилибристы»

Участникам предлагается определить: кто дольше продержит мяч на голове; кто дольше продержится без помощи рук и ног на мяче; кто дольше всех сможет удержать мяч на спине и т.п. – тот приносит команде «очко».

5. «Танцевальный марафон»

Участвуют пары из каждой команды детей. Задача каждой пары – удерживать мяч любыми частями тела, только не руками, танцуя различные веселые танцы. Оценивается оригинальность и продолжительность танца.

6. «Бусины»

В исходном положении сидя на фитболах по сигналу «Рассыпались» команды расходятся в разные стороны. По сигналу «Бусы» каждая команда должна собраться в круг, взяться за руки. Кто быстрее – выигрывает.

7. «Сбор урожая»

Направляющие в командах сидят на фитболах. Напротив каждой команды стоят корзины, а по полу рассыпаны маленькие мячи. По команде нужно допрыгать до мячика, взять его , положить в корзину и вернуться передать эстафету вместе с фитболом следующему участнику. Кто быстрее – выигрывает.

8. « Кто быстрей»

У стартовой линии все играющие строятся в две колонны. По команде первые начинают передвигаться вперед, отбивая от пола фитбол. Добегают до стены (стойки, ловят мяч, возвращаются назад, передают его следующему в команде. Выигрывает команда, финишировавшая первой.

Варианты игры:

1) Ведение футбола осуществляется правой рукой, на обратном пути - левой.

2) В каждой команде стартуют по два человека и во время передвижения передают фитбол (мяч) друг другу.

9.  «Колобок»

Играющие делятся на две команды и строятся в колонны перед линией старта. У капитанов команд в руках фитболы (колобки). По команде начинают движение:

1) Первые участники начинают продвижение вперёд, прокатывая «колобок» по полу, огибают стойку и тем же способом возвращаются обратно, передают «колобок» следующему игроку, а сами встают в конец своей колонны.

2) Первые участники поднимают фитбол над головой и прогибаясь назад, предают его следующему игроку. Игроки команд, стоящие последними, получив «колобок» бегут с ним вперёд и встают впереди своей команды. Игра продолжается до тех пор, пока капитаны не окажутся вновь впереди.

4. Игровые упражнения с фитболами

1. «Толкни и догони»
Упражнение сопровождается словами:  

Сильно мы толкнули мячик,

Как помчался он с подачи!

Взял от нас он укатился,

И назад не воротился.
1)
 Дети стоят на одной стороне зала, на полу перед каждым фитбол. Приняв положение присед на носки, колени в стороны, толкают мяч и бегут за ним, догоняют и поднимают мяч.
2)
 Дети принимают упор сидя, стопами упираются о фитбол, ноги согнуты в коленях. По команде толкают мяч ногами, встают, бегут за ним, догоняют и поднимают мяч.
2. «Отбей и поймай».
Отбивание фитбола об пол двумя руками и ловля:
1) стоя на месте,
2) с продвижением вперёд по прямой или в обход.
Упражнение сопровождается словами: 

 Мяч лежать совсем не хочет.
Если бросить, он подскочит.
Как подскочит – не зевай,
Быстро ты его хватай.
 
3. «Подбрось и поймай».

Подбрасывание фитбола вверх и ловля его двумя руками.
Упражнение сопровождается словами: 

Мячик, мячик
Прыг да скок

Улетел под потолок, 
Высоко взлетел, упал, 
В руки мячик я поймал.

4. «Поймай мяч».
Передача фитбола друг другу и ловля его двумя руками.
Упражнение сопровождается словами:
Вариант 1:            

Мячик новый есть у нас,                      

Мы играем целый час,                          

Я бросаю – ты поймай,

А уронишь – поднимай.
Вариант 2:            

Вот наш мячик для игры
Играют два приятеля.
Брось другу мяч, не урони – 
Вернётся обязательно.

5. «Поймай мой мяч после отскока»
Передача фитбола друг другу и ловля его с отскоком от земли.
Мяч для отскока бросать в определённый ориентир, который находится на полу по центру между партнёрами. Упражнение сопровождается словами:
Вариант 1:            

Летит мой мяч, летит к тебе,

Смотри, не прозевай!
Отскочит мяч, лови его,

И снова мне бросай.
Вариант 2:            

Мяч о землю стукнем ловко,
Чтоб он к другу улетел.
Друг поймал мяч со сноровкой

И назад лететь велел
6. «Вперёд с мячом»
Прокатывание фитбола вперёд двумя руками:
1)
 по прямой или в обход, 
2)
 через центр 
3)
 между предметами, 
4)
 по гимнастической скамье.
Упражнение сопровождается словами:
Круглый мячик без запинки – 

Катится он по тропинке. 
Часто, часто, низко, низко - 
От земли к руке так близко

7. «Волчок»
Прокрутить мяч вокруг своей оси по часовой стрелке и против часовой
стрелки.
Упражнение сопровождается словами:

Учим новую игру – 
Мяч раскрутим на полу.
Он кружится как волчок, 
Если ощутит толчок.

8. «Передача мяча по кругу»
Дети встают в круг и по команде передают мяч друг другу, пока не прозвучит сигнал для остановки. Второй раз упражнение выполняется в противоположную сторону.
Упражнение сопровождается словами:
Быстро встали мы в кружок – 
Раз, два, три,
Друг другу мяч передаём,
Смотри, не урони!

9. «Дрессированные животные»
Дети, сидя на фитболе выполняют движения в соответствии с текстом:
1) Цирковая лошадка
 

 По арене скачет конь, (пружинистые движения на фитболе)

Рыжий гребень как огонь.

Гордо гривой машет он, (Наклоны головы вперёд, назад)
Настоящий чемпион. 
2) Cлон

Головой кивает слон – (пружинистые движения на фитболе)
Это он нам шлёт поклон.
Раз-два-три- вперёд наклон, (Наклоны головы вперёд)
Раз-два-три теперь назад. ( Наклон головы назад) 

 Видеть нас он очень рад. (Пружинистые движения) 
Примечания: Вибрация лёгкая; во время выполнения наклонов пружинистые движения не выполнять; из положения наклона, голова сначала возвращается в положение прямо, а затем снова выполняет наклон.
10. «Мы прекрасно загораем»
Дети, лёжа спиной на фитболе, ноги вытянуты в упоре на стопы, руки внизу, выполняют движения в соответствии с текстом:

Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем! (Приподнять ноги от пола)

Держим. Держим.Напрягаем…
 Загорели? Опускаем! (Опустить ноги) 
11. «Потягушки-растягушки»
Дети, лёжа спиной на фитболе, ноги вытянуты в упоре на стопы, руки внизу, выполняют движения в соответствии с текстом:
На фитболе полежим, 
Дружно вверх потянемся (Руки до упора вверх, затем в и.п.)
И в стороны растянемся (Руки до упора в стороны, затем в и.п.) 
12.  «А часы идут, идут»
Дети сидя на фитболе выполняют движения в соответствии с текстом. 
Тик-так, тик-так, (Наклоны головы вправо-прямо-влево-прямо и.т.д.)
В доме кто умеет так?
Тик-так, тик-так (2 раза)
Это маятник в часах, (Стоя. Фитбол вперёд-книзу. Движения вправо-влево) 
Отбивает каждый такт. 
Тик-так, тик-так (2 раза)
А в часах сидит кукушка, (Сидя на фитболе наклоны вперёд, обхватив мяч между ногами, затем в и.п.)
У неё своя избушка. 
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью.
Стрелки движутся по кругу, (Сидя на фитболе, вращение в тазобедренном суставе по часовой стрелке) 
Не касаются друг друга. 
Повернёмся мы с тобой (Вращение против часовой стрелки)
Против стрелки часовой.
А часы идут, идут, (Пружинистые движения, переходящие в медленные)
Иногда вдруг отстают.
А бывает, что спешат, (Частое постукивание пальцами ног по полу)
Словно убежать хотят!
Если их не заведут, (Пружинистые движения, переходящие в медленные)
То они совсем встают. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста

В данном материале представлен комплекс игр, направленный на развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста....

Выступление на педагогическом часе «Методические рекомендации для воспитателей по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с государственной символикой»

Выступление на педагогическом часе«Методические рекомендации для воспитателей по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с государственной символикой»...

Методические рекомендации «Формирование сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста»

Ни для кого не секрет, что игра в детском саду – ведущий вид деятельности, создающий особую среду, в которой ребенок может реализовать свои интересы и потребности. Но как создать такую творческу...

Методические рекомендации по организации игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста.

Организация игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте является важным этапом в развитии детей. Именно в этом возрасте можно разглядеть будущую профессию ребёнка, его интересы и первые проблем...